К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ВРЕМЕННО ИЛИ ПОСТОЯННО ЛИШЕННЫХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЬЕТНАМА И КИТАЯ)
В статье рассматривается международный опыт решения жилищных проблем детей-сирот как достаточно распространенного социального явления на примере стран Вьетнама и Китая. Во всем мире более сотни миллионов детей считаются сиротами вследствие различных социальных причин. Каждое государство, в том числе и Российская Федерация, старается определить собственные пути преодоления сиротства, а также оказать различного рода помощь таким гражданам. Обеспечение жильем детей, лишенных родительской опеки, является одной из основных задач государства, решение которой позволит сформировать основу социальной защиты и поддержки молодых людей - сирот. Анализ международного опыта рассматриваемых стран позволит с учетом особенностей российского законодательства выявить и внедрить наиболее перспективные моменты решения жилищных вопросов детей-сирот в российском законодательстве.
Ключевые слова: сироты, государство, жилье, право, аренда, социальные программы, защита, социальная помощь, приют.
Современная Россия рассматривает ребенка как самостоятельного субъекта права, а не как зависимого объекта родительской власти, как личность, наделенную соответствующими правами и нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите <1>. Особое значение для данной категории детей имеет предоставление государством таких прав, как право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обеспечение их интересов, причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Савенко О.Е. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. N 2. С. 126 - 135.
Как и в каждой стране мира, дети являются наивысшей ценностью, а забота об их благополучии - приоритетной политикой каждого государства. Так, во Вьетнаме, ввиду большой смертности и бедности среди населения страны, растет и количество детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. А вместе с этим и огромная проблема в обеспечении жильем такой категории граждан. Министерство труда, инвалидов и социальных дел Вьетнама предложило провинциям и городам уделять первоочередное внимание организации и поддержке детей, осиротевших в результате пандемии COVID-19. Дети-сироты из приютов в городах, особенно пострадавших от пандемии, например Хошимине, передаются на попечение родственников под опеку, чтобы дети могли жить в семейной среде <2>.
--------------------------------
<2> Letter No. 3234/LDTBXH-TE. On the timely implementation of measures to care for orphans during the COVID-19 pandemic.
Согласно Конституции Вьетнама <3> каждый имеет неотъемлемое право на жилище (ст. 58). Граждане имеют и право на социальное обеспечение (ст. 67). Дети, оставшиеся без родительского внимания, после наступления совершеннолетия <4> могут воспользоваться государственной поддержкой путем получения социального жилья <5>. Государство вводит в действие механизмы и политику освобождения от налогов и снижения налогов, сборов за землепользование, ренты за землю, долгосрочного кредита с преференциальными процентными ставками, других финансовых стимулов и поддержки из государственных источников капитала для реализации политики поддержки социального жилья.
--------------------------------
<3> Конституция Вьетнама.
<4> Гражданский кодекс Вьетнама от 24 ноября 2015 г.
<5> Law "On Housing Construction" of November 25, 2014.
Субъектами, имеющими право на получение в аренду социального жилья, в возрасте от 16 до 22 лет, являются сироты - студенты академий, вузов, колледжей, ПТУ; учащиеся государственной школы-интерната для этнических меньшинств, которым разрешено пользоваться жильем во время учебы; а также граждане с низким ежемесячным уровнем дохода.
При аренде дома в арендные платежи включаются все расходы на содержание жилья; расходы на возврат инвестиционного капитала в жилищное строительство на срок не менее 20 лет с момента заключения договора аренды; для домов для студентов, сдаваемых в аренду, включены только затраты на управление и эксплуатацию, а также затраты на содержание.
Арендуемое социальное жилье впоследствии можно выкупить.
Минимальный срок договора аренды социального жилья равен 5 годам с момента подписания договора.
Арендатор или покупатель социального жилья не имеет права его продавать, сдавать в субаренду в течение периода аренды или аренды с выкупом. В случаях, когда арендатору или арендатору больше не нужно арендовать или покупать дом в аренду, договор прекращается.
Также арендатор или покупатель социального жилья не может перепродавать дом в течение как минимум 5 лет с момента полного внесения арендной платы и покупной цены.
Квартира в многоквартирном доме должна быть спроектирована и построена автономно, с соблюдением строительных норм и правил, а стандарты полезной площади каждой квартиры должны быть от 25 до 70 м2.
Сироты, достигшие совершеннолетия, но относящиеся к категории бедных граждан, должны иметь постоянную регистрацию по месту жительства в провинции или городе, где расположено социальное жилье. В случае отсутствия постоянной регистрации должна быть временная регистрация по месту жительства на один год или более в провинции или городе, где расположено социальное жилье, за исключением сирот-студентов.
Помимо предоставления социального жилья, во Вьетнаме насчитывается порядка десяти программ SOS-деревень, созданных с целью воспитания и обучения беспризорных детей и детей-сирот и ухода за ними. Деревня заботится о детях, пока им не исполнится 18 лет, затем они будут подавать заявки на стипендии для детей, которым необходимо продолжить обучение в колледжах и университетах, или искать работу, чтобы обеспечить себе стабильную жизнь после отъезда из деревни <6>.
--------------------------------
<6> Charitable Organizations for Orphans - Kind Hearts.
Сегодня многие дети во Вьетнаме живут так, как никогда не могли представить предыдущие поколения. Вьетнам - первая страна в Азии и в мире, ратифицировавшая Конвенцию о правах ребенка в 1990 г. Государство продолжает демонстрировать четкое лидерство и стремится к тому, чтобы каждый ребенок, независимо от того, воспитывается он в семье или лишен родительского внимания и заботы, был здоров, находился в безопасности, имел кров, получил образование и имел возможность развивать в полной мере свой потенциал.
Сироты Китая - самая слабая и сложная социальная группа, нуждающаяся в заботе и любви всего общества. Любовь к детям и забота о сиротах - традиционное достоинство китайской нации.
В Китае дети-сироты старше 18 лет называются взрослыми сиротами. А дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, - фактически не поддерживаемые сироты (де-факто сироты). Дефакто сироты, т.е. де-факто несопровождаемые дети, относящиеся к детям, родители которых являются тяжелыми инвалидами, находятся под домашним арестом, проходят принудительное лечение от наркомании, подвергаются другим мерам, ограничивающим их личную свободу; или дети, родители которых либо мертвы, либо пропали без вести.
В Китае, наряду с первостепенными и насущными вопросами, такими как образование, трудоустройство сирот, возникает особенно острая проблема предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим Центральный партийный комитет Китая инициировал большую работу по защите детей и социальных сирот.
Несмотря на то что Китай - это социалистическая страна, бесплатного жилья она не предоставляет своим гражданам. Для решения жилищной проблемы была разработана многоплановая система, направленная на предоставление социального жилья малообеспеченным гражданам. К ним в большинстве случаев, а зачастую и всегда, относятся взрослые сироты и дети-сироты де-факто.
Государство сдает жилье для отдельных категорий граждан в аренду: аренда для малообеспеченных и аренда для социальных сирот с заниженной ставкой арендной платы. Для подачи заявки можно обратиться в Бюро по гражданским делам автономных округов, Бюро социального обеспечения, Бюро государственных услуг. В провинциях существуют различные меры (законы) по оказанию социальной поддержки взрослых сирот, взрослых сирот-инвалидов, а также детей-сирот де-факто.
Условия проживания взрослых сирот включены в приоритетную жилищную политику, и предпочтение отдается сдаче в аренду государственного арендного жилья с заниженной ставкой по арендной плате.
Социальное переселение взрослых сирот относится к методу переселения, который способствует переходу взрослых сирот от централизованной поддержки социальных учреждений к возвращению и интеграции в нормальную социальную жизнь. Меры предусматривают, что муниципальные и районные агентства социального обеспечения должны организовывать группы экспертов по оценке или поручать стороннему профессиональному агентству оценки, оценивать физическое и психическое состояние взрослых сирот, способных к самообслуживанию, жизнеспособности и трудоспособности.
Адаптация к взрослой жизни осуществляется в трехлетний срок. В течение переходного периода агентство социального обеспечения выделяет средства на основные расходы на проживание взрослых сирот в соответствии с минимальными стандартами для централизованной поддержки детей-сирот. За этот период взрослым сиротам приобретут мебель, бытовую технику, кухонную утварь, а также другие предметы первой необходимости. Кроме того, в переходный период учреждения социального обеспечения оплачивают аренду государственного жилья для взрослых сирот.
Взрослые сироты, признанные здоровыми или инвалидами средней степени тяжести и обладающие определенной работоспособностью и способностью к самообслуживанию, возвращаются ко взрослой жизни. Отдел по гражданским делам района и округа, где будут проживать взрослые сироты, должен контролировать их жилье, работу и ведение домашнего хозяйства. Бюро по гражданским делам выдает единовременную субсидию на устройство во взрослой жизни. Средства, связанные с жильем, выделяются из муниципального фонда социального обеспечения на покрытие общих расходов взрослого сироты. Отделы также распоряжаются субсидиями. Сироте денежную помощь для вольного распоряжения не выдают.
Сироты, у которых были диагностированы физическая инвалидность, отсутствие способности к самостоятельной жизни и трудоустройству, будут приняты районным или окружным отделом по гражданским делам и переведены в районное или окружные учреждения социального обеспечения. В отношении взрослых детей-сирот, которые помещены в учреждения социальной защиты и имеют недвижимость, соответствующие районные и окружные отделы по гражданским делам несут ответственность за управление содержания их домами. Что касается компенсационных выплат за землю, субсидий на переселение, доходов от недвижимости или наследования, районные и окружные отделы по гражданским делам несут ответственность за надзор за счетами компенсаций, субсидий, наследства и доходов от недвижимости <7>.
--------------------------------
<7> The Law of China "On the Protection of Minors".
Взрослым сиротам, взрослым сиротам-инвалидам, детям де-факто, проживающим в сельских домах, которым требуются восстановление, реконструкция или которые повреждены стихийными бедствиями, отдается приоритет при планировании улучшения жилищных потребностей таких граждан. Органы власти поселков и сельские комитеты должны организовать и мобилизовать общественные силы и местных жителей, чтобы помочь им в строительстве домов.
К приоритетным категориям относятся: обездоленные семьи, семьи с низким доходом, семьи, в которых проживают граждане с тяжелыми формами заболеваний, семьи с тяжелыми формами инвалидности, семьи с особыми трудностями в планировании семьи, семьи с людьми старше 60 лет (включительно), семьи с получателями особого ухода (включая демобилизованных военнослужащих), семьи взрослых сирот, семьи пожарных спасателей и другие семьи, признанные малообеспеченными городскими департаментами.
Согласно Национальному проекту удобного жилья <8> в большинстве городов жильем по доступной цене являются квартиры среднего и малого размера. Доля жилой площади должна быть не ниже 75% от общей площади. Планировка должна включать спальню, гостиную, кухню, санузел, кладовую и балкон, компонуемые таким образом, чтобы использование этих помещений было рациональным и удобным для проживания. При этом под жилой площадью подразумевается площадь квартиры, не включающая метраж кухни и санузла. Государство обязывает застройщиков передавать в социальную сферу 20% возводимых квартир.
--------------------------------
<8> Хейфец Е.Е. Жилищные реформы и реновация жилого фонда в Китае. Опыт для России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 2 (209). С. 18 - 28.
Масштабы Китая и диапазон его жилищных проблем колоссальны. Но власти стараются справиться, отдавая приоритет льготному, социальному обеспечению жильем малоимущих граждан, в том числе взрослых сирот и детей де-факто, находящихся в особой группе риска, поскольку это является залогом социальной и политической стабильности в Китае.
Анализ международного опыта таких стран, как Вьетнам и Китай, в отношении разрешения жилищных проблем детей, оставшихся без родительской заботы, несомненно, позволит и Российской Федерации перенять и внедрить положительный опыт дружественных для нашего государства стран и в российское законодательство. Поскольку право на жилище - это право для каждого гражданина Российской Федерации, которое гарантировано и закреплено в Основном Законе <9> страны.
--------------------------------
<9> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).