Особенности правового регулирования научно-технического сотрудничества России и Китая
В настоящее время в условиях цифровой экономики и сложившейся геополитической ситуации все роль начинают играть технологии, развитие и (или) укрепление межгосударственных отношений в научно-технической сфере.
Осуществление стратегического торгово-экономического и научно-технического партнерства России со странами БРИКС (в частности, с Китаем), создание актуальных моделей, новых форм сотрудничества в области науки, техники, технологий и инноваций становятся наиболее актуальными, способствуют обеспечению приоритетных для государства и общества задач, в том числе обеспечения безопасности.
Настоящая статья посвящена анализу регулирования основных направлений сотрудничества России и Китая в научно-технической сфере, включая цифровые технологии; основного инструментария, используемого государствами на различных уровнях регулирования отношений, складывающихся в сфере науки и технологий и направленных на внедрение в жизнь их результатов. В статье освещаются обнаруженные в ходе исследования сложности и проблемы, существующие в сфере научно-технического сотрудничества России и Китая. Предлагаются некоторые пути их устранения.
Ключевые слова: научно-техническое сотрудничество, Китай и Россия, научно-техническое партнерство, технологии, инновации.
Введение
Китай и Россия - две крупнейшие мировые державы. Сегодня Китай стремится к завоеванию позиций ведущей державы в различных сферах, в том числе за счет внедрения новейших технологий и активного развития научно-технического сотрудничества. В 2019 г. исполнилось 70 лет с момента установления дипломатических отношений между двумя странами. Обсуждая перспективы дальнейшего развития и взаимовыгодного сотрудничества, стороны договорились в том числе увеличивать глубину и охват научно-технического и инновационного сотрудничества.
2020 и 2021 гг. были объявлены Годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. Указанные события ознаменовали продолжение российско-китайского диалога об инновациях. Меры, предпринимаемые государствами, должны содействовать созданию российско-китайского фонда совместных научно-технических инноваций, развитию сотрудничества в области "мегасайенс", активному взаимодействию между специалистами двух стран в области науки, технологий и инноваций.
Президент России В.В. Путин отметил, что взаимодействие в сфере передовых технологий - одно из самых перспективных направлений российско-китайских отношений <2>.
--------------------------------
<2>
Методология
Используются ретроспективный, структурно-логический подходы при оценке действующих актов с учетом сравнительно-правового анализа результатов нормотворчества в сфере научно-технического сотрудничества.
Исторические аспекты сотрудничества
Основные тенденции исторического развития взаимоотношений в области научно-технического сотрудничества и имеющийся опыт реализации совместных проектов заложили прочную основу для быстрого и эффективного развития российско-китайского научно-технического сотрудничества в современных условиях. Выделяя несколько основных этапов развития регулирования научно-технического сотрудничества, анализируя особенности каждого из них, можно проследить тенденции и перспективы развития такого сотрудничества.
На первом этапе (1950-е гг.) тесные политические отношения между Китаем и Советским Союзом создали условия для осуществления Китаем крупномасштабного экономического строительства в чрезвычайно сложных условиях. Советский Союз реализовывал проект "156 производственных объектов". Оказав помощь в их строительстве, Советский Союз создал возможность и основу для модернизации основных отраслей экономики Китая <3>.
--------------------------------
<3> Мамаева Н.Л., Сотникова И.Н., Верченко А.Л. Участие СССР в реконструкции и строительстве "156 производственных объектов" в КНР в 1950-е годы. Новые факты и обстоятельства советско-китайского сотрудничества. М.: Весь Мир, 2018. С. 157.
Этот совместный проект являлся крупнейшими по масштабам в истории внешнеторгового и экономического сотрудничества Китая и сыграл чрезвычайно важную роль в развитии его экономики <4>. В 1950-х гг. Китай и Советский Союз провели совместные исследования и изыскания, а затем осуществили работы по строительству или реконструкции объектов в области водного хозяйства и электроэнергии в провинции Хэйлунцзян.
--------------------------------
<4> Александрова М.А. Экономика Северо-Восточного Китая и советская помощь 50-х годов XX века // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVIII / Отв. ред.-сост. Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 326 - 348.
Период с 1955 по 1959 г. был ознаменован подписанием ряда соглашений о сотрудничестве в сфере развития китайской ядерной промышленности. Результатом их реализации стало строительство первого китайского экспериментального ядерного реактора.
На втором этапе (1960 - 1970-е гг.) произошел регресс сотрудничества между Китаем и Советским Союзом. Экономическое, торговое и научно-техническое сотрудничество на межгосударственном уровне между Китаем и СССР почти отсутствовало. Но, несмотря на это и благодаря основам сотрудничества, заложенным на предыдущем этапе, поддерживалось научно-техническое сотрудничество между университетами и научно-исследовательскими институтами, развивались и реализовывались проекты в узких сферах, точечно.
Таким образом, уровень интенсивности китайско-советского научно-технического сотрудничества являлся барометром развития политических и экономических отношений между двумя странами. Безусловно, основой для эффективного научно-технического сотрудничества могут быть только стабильные долгосрочные отношения.
Третий этап (1980 - 1990 гг.) был ознаменован восстановлением и активным развитием китайско-советского (российского) сотрудничества в области науки и техники, с постепенным восстановлением торгово-экономических отношений. Научное сотрудничество восстановилось на межгосударственном уровне и получило новые векторы развития.
В 1984 г. был подписан ряд соглашений. Так, Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики об экономическом и техническом сотрудничестве в строительстве и реконструкции промышленных объектов в КНР <5> закрепило участие Советского Союза в реконструкции ряда объектов 1950-х гг. Подписанные соглашения способствовали дальнейшему развитию экономических и научных связей Китая с Советским Союзом и создали благоприятные условия для дальнейшего широкомасштабного сотрудничества.
--------------------------------
<5> Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики об экономическом и техническом сотрудничестве в строительстве и реконструкции промышленных объектов в КНР совершено в Москве 10 июля 1985 года (в соответствии с Советско-Китайским Соглашением об экономическом и техническом сотрудничестве от 28.12.1984).
В то же время научно-техническое сотрудничество перешло к активному развитию на разных уровнях сотрудничества. Но в этот период развитие разноуровневого сотрудничества было обусловлено реализацией положений межгосударственных соглашений, зачастую являвшихся рамочными, определяющими основы сотрудничества в той или иной сфере. Они конкретизировались в соглашениях между конкретными субъектами отношений в сфере науки и техники. Например, в сентябре 1988 г. провинция Хэйлунцзян и Госплан СССР подписали Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между регионами Сибири и Дальнего Востока и провинцией Хэйлунцзян КНР <6> и определили ряд совместных проектов, имеющих преимущественное значение. Эти проекты касались, например, осуществления научно-технического сотрудничества в сфере сельского хозяйства и строительства в сложных геологических условиях.
--------------------------------
<6> Сейчас, например, действует Закон Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 г. 167-З N 341-III "Об утверждении Соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) Российской Федерации и Народным правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве".
В 1990-х гг. научно-техническое сотрудничество с Китаем перешло на стадию практического взаимодействия. Было организовано большое количество совместных мероприятий, объединивших представителей научного сообщества и конкретных отраслей промышленности. Область сотрудничества была расширена. В период с 1988 по 1992 г. стороны подписали в общей сложности более 20 соглашений о сотрудничестве, которые касались различных сфер: сельского хозяйства, геологии, метеорологии, медицины и др.
Основополагающим в этот период стало Соглашение от 18 декабря 1992 г. о научно-техническом сотрудничестве <7>. Оно закрепило сотрудничество в области фундаментальных исследований, предусмотрело создание совместных предприятий, установление связей непосредственно между научно-техническими исследовательскими центрами, высшими учебными заведениями, предприятиями и организациями, заинтересованными во внедрении результатов исследований и разработок.
--------------------------------
<7> Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 866 г. "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве".
С 1996 г. начался новый этап китайско-российского научно-технического сотрудничества. Китай и Россия открыли новую эру стратегического партнерства в XXI в. подписанием Совместной российско-китайской декларации <8>. В соответствии с указанным документом приоритетными сферами сотрудничества были названы: энергетика, машиностроение, авиационная и космическая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и высокие технологии. Стороны договорились о взаимодействии в освоении новых технологий, обеспечивающих прорывы в научно-технической области в различных измерениях.
--------------------------------
<8> Wei Wenhai. Strategies and Countermeasures of China-Russian scientific and technological cooperation. Harbin: Heilongjiang Publishing House, 2008. P. 33 - 37.
Современный этап характеризуется развитием сотрудничества в сфере инноваций, необходимых в современных геополитических условиях для создания прорывных научно-технических моделей и получения новых знаний.
Так, по результатам проведения в июне 2019 г. в г. Харбине Российско-Китайских дней науки, технологий и инноваций был подписан ряд соглашений непосредственно между российскими и китайскими организациями и компаниями. Например, были подписаны Соглашение между Харбинским политехническим институтом и Московским физико-техническим университетом о создании долины искусственного интеллекта, Соглашение между Санкт-Петербургским государственным университетом и Университетом Цинхуа о сотрудничестве по реализации совместного проекта "Российский научно-исследовательский институт СПбГУ и Университета Цинхуа".
В 2020 г. в ходе церемонии открытия Годов китайско-российского научно-технического и инновационного сотрудничества (2020 - 2021 гг.) было подписано Соглашение между Министерством науки и технологий Китайской Народной Республики и Объединенным институтом ядерных исследований об участии КНР в строительстве и эксплуатации флагманского проекта Института - комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.
Особое внимание уделяется вопросам разработки программного обеспечения и использования искусственно интеллекта. За период 1997 - 2017 гг. в КНР было проведено более 300 тысяч исследований в этой области. Сегодня КНР лидирует по количеству компаний, работающих в сфере искусственного интеллекта. Безусловно, столь значительные достижения в рассматриваемой области связаны в том числе с активным сотрудничеством с Россией.
Так, в создании серверных центров в Москве принимала участие китайская компания Tencent. Некоммерческое партнерство разработчиков программного обеспечения РУССОФТ и Китайская ассоциация индустрии программного обеспечения <9> заключили соглашение о сотрудничестве. Его главной целью являются создание базы для стабильного, долгосрочного сотрудничества китайских и российских компаний (разработчиков ПО), построение трансграничной индустрии программного обеспечения с использованием элементов искусственного интеллекта.
--------------------------------
<9> China Software Industry Association (CSIA).
В 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой <10>. Правительства государств активно поддерживают развитие сотрудничества в научно-технической сфере, создавая механизмы финансирования, укрепляя межгосударственное научно-техническое и инновационное сотрудничество.
--------------------------------
<10> Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 г.).
В условиях новой геополитической ситуации Китай и Россия сталкиваются с новыми вызовами. Страны договорились об установлении стратегического партнерства. Приобретенные за прошедшие годы опыт и наработанные связи необходимо обобщить и использовать для развития более высокого уровня интеграции государств в различных сферах.
Постановка проблем
В процессе осуществления многолетней совместной деятельности и проведения исследований китайско-российское научно-техническое сотрудничество становилось более глубоким и тесным, расширялась база регулирования, увеличивалось количество сфер сотрудничества, обновлялись и совершенствовались формы взаимодействия, постепенно формируя многоуровневую, многоканальную и всесторонне развитую систему.
После подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой Китай и Россия активно содействовали реализации его положений. Создание совместного партнерства по инновационному и технологическому сотрудничеству стало одним из основных компонентов стратегии китайско-российского сотрудничества.
На основе международных договоров, заключаемых сторонами, активно развивается сотрудничество между представителями соответствующих сфер, реализующих интересы государств и научного сообщества, а также внедряющих результаты исследований в промышленное производство.
В настоящее время в китайско-российских отношениях существует огромный потенциал для развития <11>. Однако имеется ряд проблем, решение которых необходимо для дальнейшего эффективного развития этих отношений.
--------------------------------
<11> Lu Nanquan. China-Russian scientific and technological cooperation based on economic transformation // Heilongjiang Social Sciences. 2011. N 1.
Недостаточно сформированы механизмы обмена информацией (в том числе технологической).
У Китая и России отсутствуют базы по обмену научной и технической информацией. Возникают проблемы в процессе сбора, сортировки, хранения и передачи информации. Несмотря на содействие правительств Китая и России развитию научно-технического сотрудничества, соответствующим ведомствам двух стран все еще не хватает эффективных механизмов обмена информацией и оперативной координации действий.
Предприятия, уже участвующие в научно-техническом сотрудничестве, не могут оперативно обмениваться необходимой информацией для новых проектов. Такая ситуация не способствует поиску партнеров для осуществления совместных проектов и ускорения процесса оформления сотрудничества, что приводит к сложностям и потере времени при разработке и внедрении в производство новых технологий.
В настоящее время Китай и Россия еще не отработали оперативный механизм в данной области, отсутствуют механизмы связи и координационные институты для внедрения научно-технических проектов. Необходимы единая база данных по приоритетным проектам и возможным партнерам (предъявляемым к ним требованиям) для их реализации, а также механизмы оперативного обмена информацией под патронажем заинтересованных министерств и ведомств сторон.
Из-за сложной экономической и геополитической ситуации утрачены надежная база и инструменты регулирования и финансирования китайско-российского рынка научно-технического сотрудничества.
В связи с наличием сложностей финансирования, значительной разницей действующих норм и правил в двух странах некоторые предприятия не склонны участвовать в российско-китайском научно-техническом сотрудничестве. Эти компании предпочитают работать с западными странами, зачастую приобретая технологии и оборудование по более высокой цене <12>. Как представляется, необходимы разработка и предоставление взаимовыгодных условий для осуществления конкретных проектов в наиболее актуальных сферах, гармонизация предъявляемых к осуществлению отдельных видов деятельности требований.
--------------------------------
<12> Wei Wenhai. Strategies and Countermeasures of China-Russian scientific and technological cooperation.
Сфера научно-технического сотрудничества между двумя странами унаследовала недостатки торгово-экономического взаимодействия прежних лет.
В первую очередь сотрудничество поддерживается и развивается в традиционных сферах, а новейшие направления не получают необходимой поддержки и регулирования. Так, на протяжении многих лет Китай и Россия поддерживают и повышают уровень сотрудничества в области военных технологий. Россия имеет лидирующие позиции в создании военной техники и технологий, а Китай является одним из основных импортеров оружия из России. Сотрудничество в этой области в первую очередь основано на продаже и покупке оборудования, технологий и собственно техники. Достижения Китая в области ядерной энергетики обусловлены активным участием России в развитии этой сферы.
Остаются без надлежащего внимания инновационные технологии, нанотехнологии, проекты использования солнечной энергии, генетические исследования и иные новейшие технологии. Как никогда время имеет преимущественное значение. Государства должны учитывать необходимую оперативность в развитии и реализации таких проектов <13>. Возможно создание межведомственных групп по координации и продвижению сотрудничества в вышеупомянутых и иных перспективных областях для повышения конкурентоспособности на мировом рынке новых технологий.
--------------------------------
<13> Shao Jingbo, Duan Yuhe. Evaluation of Russian Science and Technology Potential and Prospect of China-Russian Science and Technology Cooperation // Academic Exchange. 2004. N 5. P. 98 - 101.
Отсутствуют специалисты, необходимые для эффективного развития научно-технического сотрудничества.
Отсутствие специалистов, которые владеют на достаточном уровне языком, обладают соответствующими навыками и умениями, стало одной из главных проблем, сдерживающих развитие научно-технического сотрудничества между двумя странами. Специалистов, которые изучали русский язык и владели технологиями после первого периода сотрудничества 1950 - 1960-х гг., почти не осталось. Русские студенты и их родители уделяли первоочередное внимание языкам западных стран, особенно английскому языку. Китайские студенты не были заинтересованы в изучении русского языка из-за недостаточного понимания целей изучения и сложности русского языка.
Сегодня ситуация постепенно меняется, но недостаточно быстро. Выбор изучения китайского языка (начиная с начальной школы) должен быть не только у жителей Дальнего Востока и столицы России. Активная информационная политика должна осуществляться сторонами для объяснения стратегической важности российско-китайского сотрудничества. Необходимо создание соответствующих программ обучения, начиная с дошкольного, с эффективным продолжением в школе и высших учебных заведениях. Доступность информации о конкретных совместно реализуемых проектах и общей информации о культуре и традициях наших стран могут стать переломными факторами в данной ситуации.
Использование опыта подготовки специалистов в сфере научных исследований прошлого века, новые подходы к изучению русского и китайского языков в школах и университетах помогут создать необходимые ресурсы для эффективного долгосрочного научно-технического сотрудничества Китая и России <14>.
--------------------------------
<14> Wei Wenhai. System Construction of Technological Innovation in China-Russian Cooperation // China's Economy and Trade. 2013. N 3. P. 206 - 209.
Существуют проблемы в сфере охраны прав интеллектуальной собственности.
Решение проблемы принадлежности прав интеллектуальной собственности в научно-техническом сотрудничестве двух стран стало ключом к устойчивому развитию двустороннего сотрудничества. Несомненно, имеет большое значение изучение теоретических и практических вопросов защиты прав интеллектуальной собственности в процессе осуществления российско-китайского научно-технического сотрудничества.
После вступления в 1980 г. во Всемирную организацию интеллектуальной собственности Китай присоединился к значительному числу международных актов, затрагивающих защиту прав интеллектуальной собственности, включая Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, Договор о патентной кооперации и др.
С опорой на основные положения международных актов и практику защиты прав интеллектуальной собственности были разработаны, а затем усовершенствованы основные акты КНР <15> в рассматриваемой сфере. Позже на основе, по сути, рамочных республиканских актов были разработаны более детализированные акты провинций. С начала 2000-х гг. в Китае уделяется усиленное внимание популяризации и пропаганде защиты прав интеллектуальной собственности, проводятся национальные и международные мероприятия в этой сфере.
--------------------------------
<15> См.: Закон КНР "Об авторском праве", Закон КНР "О товарных знаках", Положение об управлении в отношении коллективных обладателей авторских прав и др.
Правовое регулирование обеспечения прав интеллектуальной собственности является основой для стимулирования процесса коммерциализации изобретений и защиты интересов частных предприятий. Хотя Китай и Россия имеют различные правила в этой сфере, часто вопросы защиты прав интеллектуальной собственности решаются в соглашениях между конкретными участниками отношений, путем переговоров.
Следует отметить, что сегодня в регулировании вопроса защиты авторских прав в российско-китайских исследованиях достигнуты определенные успехи. Так, КНР стремится осуществлять их защиту на основе международного опыта с учетом особенностей национального законодательства как Китая, так и России, что обеспечивает продвижение российско-китайской деятельности в различных сферах научно-технического сотрудничества.
Однако почти отсутствуют специалисты в области защиты прав интеллектуальной собственности и трансфера технологий. Такие специалисты, имеющие соответствующую юридическую подготовку, знающие особенности не только российского, но и китайского и международного права, прошедшие языковую, экономическую и техническую подготовку, необходимы на сегодняшний день. Подготовке таких специалистов должно быть уделено внимание в ближайшее время.
Предложения
Улучшить обмен информацией.
Для дальнейшего улучшения научно-технического сотрудничества между Китаем и Россией необходимо создать общенациональную систему информационных сетей в области научно-технического сотрудничества. В настоящее время некоторые регионы Китая и России провели работу по обобщению информации о научно-техническом сотрудничестве и создали соответствующие веб-сайты. Но нет единой базы данных, отсутствует межведомственное взаимодействие.
При отсутствии взаимосвязи ресурсов и баз данных замедляется создание новых проектов. Многие проекты связаны с привлечением экспертов и ученых, владеющих российскими технологиями. Базы данных и информация, а также средства доступа к ним во многих регионах отсутствуют или являются труднодоступными, что приводит к замедлению реализации начатых проектов и невозможности их реализации из-за недостатка информации. Необходимо создать межгосударственную китайско-российскую систему информационных сетей о научно-техническом сотрудничестве.
Ускорить создание и развитие китайско-российских научно-технологических парков.
Китайско-российские научно-технические парки как комплексные высокотехнологичные индустриальные парки в основном состоят из организаций, включающих объединенные исследовательские центры (лаборатории), совместные предприятия и центры развития науки и техники (международные технологические посредники).
Главная особенность научно-технического парка - ориентирование на целевом рынке, его фундаментальной точкой является экономическая выгода. Такой парк в значительной степени способствует внедрению достижений науки и техники в производство в Китае и России. Научно-технические парки стали важной платформой развития международного сотрудничества и передачи технологий, а также важным институтом и наглядным примером для развития отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией <16>.
--------------------------------
<16> Wei Wenhai. On the Strategic Upgrading of China-Russian Scientific and Technological Cooperation under the Background of Economic Globalization // China's Economy and Trade. 2013. N 8. P. 20 - 24.
Создать базу для подготовки необходимых специалистов.
Необходимо обеспечение условий для создания кадрового потенциала государств в научно-технической сфере. Система привлечения необходимых специалистов, правоведов, экономистов, руководящего персонала, имеющих надлежащий уровень подготовки, в том числе языковой, должна включать и механизмы поощрения к участию в совместных проектах, перспективы кадрового роста, дополнительные социальные гарантии.
Необходимо создание условий личной заинтересованности руководителей компаний, лидирующих в соответствующих отраслях. Возможно создание такой кадровой службы под патронажем Министерства науки и высшего образования и Министерства иностранных дел. Сегодня уделяется внимание развитию как науки, так и образования. Осуществляется активный обмен опытом, укрепляются связи между образовательными организациями (например, интерес представляют организация совместных образовательных программ для аспирантуры и других уровней образования, создание совместных образовательных центров, например Китайско-Российского математического центра) и т.д.
К 2019 г. Россия и Китай создали альянс университетов, способных осуществлять подготовку кадров для различных сфер. Вместе с тем необходимо организовать и ускорить подготовку необходимых кадров.
Также необходимо создать прозрачные механизмы поощрения внедрения в промышленность и контроля использования результатов совместных исследований, унифицировать и стандартизировать режим осуществления деятельности, отлаживания расчетно-платежных систем. Чтобы повысить уровень сотрудничества, мы должны уделить внимание также проработке системы стандартов, что является необходимой мерой для повышения эффективности экономических операций <17>.
--------------------------------
<17> Ding Li. Supporting small-scale scientific and technological enterprises to promote innovation and upgrading of China-Russian scientific and technological cooperation // Heilongjiang Economic and Trade. 2007. N 2. P. 40 - 45.
Выводы
Несмотря на некоторые препятствия и трудности в области осуществления научно-технического сотрудничества между двумя странами, оно обладает огромным потенциалом.
Для его реализации необходимо:
- создание баз данных по приоритетным проектам научно-технического сотрудничества, механизмов оперативного обмена информацией под патронажем заинтересованных министерств и ведомств сторон;
- формирование соответствующих программ обучения (начиная с дошкольного) с эффективным продолжением в школе и подготовкой специалистов в высших учебных заведениях;
- обеспечение доступности информации о конкретных совместно реализуемых проектах и общей информации о культуре и традициях стран;
- активное создание и развитие китайско-российских научно-технологических парков и других подобных форм кооперации.
При реализации этих мер Россия и Китай могут занять ведущее место в глобальных тенденциях научно-технического прогресса.