Правовые особенности приобретения публичного статуса при учреждении корпораций в Китае
В статье рассматриваются и анализируются особенности создания публичных и непубличных корпораций по китайскому праву. Автор проводит различие между публичными и непубличными корпорациями в целом, а также обращается к ключевым характеристикам разграничения данных институтов в Китае. Автор выделяет два способа учреждения корпораций, а именно "по инициативе" и "по предложению", впоследствии задаваясь вопросом, как эти способы применяются в отношении публичных и непубличных корпораций. Особое внимание автор уделяет вопросу приобретения корпорациями публичного статуса в Китае.
Ключевые слова: учреждение корпорации, публичные и непубличные корпорации, публичный статус, способы учреждения корпораций.
Введение
Концепция публичной корпорации относительно поздно появилась в законодательстве Китая. Однако на практике, благодаря бурному развитию экономики Китая, число и размеры публичных корпораций быстро растут.
На данный момент в Китае существуют четыре площадки для публичного обращения акций публичных корпораций: Шэньчжэньская фондовая биржа, Шанхайская фондовая биржа, Пекинская фондовая биржа и Национальная платформа обращения акций для малых и средних предприятий (корпораций). По состоянию на 8 июля 2022 года на Шэньчжэньской фондовой бирже и Шанхайской фондовой бирже насчитывалось 4 737 котирующихся компаний с общей рыночной капитализацией 84,31 трлн юаней <1>. На Пекинской фондовой бирже, созданной 3 сентября 2021 года, по состоянию на 15 июля 2022 года общее число котирующихся на бирже компаний составило 104, а общая рыночная капитализация равнялась 198,176 млрд юаней <2>. В то же время на Национальной платформе обращения акций для малых и средних предприятий (корпораций) в июле 2022 года общее число котирующихся компаний составило 6 728 с общей рыночной капитализацией около 2,1 трлн юаней <3>.
--------------------------------
<1> Китайская комиссия по регулированию ценных бумаг. Экспресс-информация на 08.07.2022.
<2> Пекинская фондовая биржа. Регулярная статистика на 15.07.2022.
<3> Национальная платформа обращения акций для малых и средних предприятий (корпораций). Регулярная статистика.
Конечно, по сравнению с непубличными корпорациями количество публичных в Китае в целом невелико. По словам начальника Главного государственного управления КНР по контролю и регулированию рынка, до июля 2021 года общее число предприятий (по большей мере корпораций) составляло около 46 млн <4>.
--------------------------------
<4> Выступление начальника Главного государственного управления КНР по контролю и регулированию рынка на пресс-конференции от 06.09.2021.
Несмотря на относительно небольшое число публичных корпораций, они, имея крупный капитал, играют важную роль в экономике Китая. В связи с этим представляется важным более подробно изучить особенности публичных корпораций, способы их учреждения и приобретение ими публичного статуса.
1. Особенности статуса публичных корпораций в Китае
Интересно отметить, что в китайском законодательстве в настоящее время отсутствует формальное деление корпораций на публичные и непубличные. Понятие публичной корпорации упоминается лишь в ведомственном акте, а именно в Методах управления и контроля некотируемых публичных корпораций <5>. Согласно данным Методам в Китае акционерная компания признается публичной корпорацией, если она отвечает какому-либо из следующих условий: 1) количество акционеров превышает 200; 2) акции корпорации могут публично обращаться.
--------------------------------
<5> Приказ Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая от 28.09.2012 N 85 "Методы управления и контроля некотируемых публичных корпораций".
В то же время китайское корпоративное законодательство оперирует следующими понятиями: "компания с ограниченной ответственностью" и "акционерная компания с ограниченной ответственностью" (эта классификация аналогична таким видам хозяйственных обществ в России, как общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество). Данные типы компаний являются классическими видами юридических лиц континентального права. Китайские акционерные компании разделяют на котируемые компании (The Listed company) и некотируемые компании. Акции котируемых компаний обращаются на указанных трех фондовых биржах. Из некотируемых компаний выделяют также некотируемые публичные компании и некотируемые непубличные компании (см. рис.).
Классификация компаний в Китае
Корпорации в Китае
│
┌──────────────────┴───────────────────┐
V V
Публичные корпорации Непубличные корпорации
│ │
┌──────────┴─────────┐ ┌──────────┴──────────┐
V V V V
1 2 3 4
1 - котируемые компании (акционерные компании с ограниченной ответственностью); 2 - некотируемые публичные компании (акционерные компании с ограниченной ответственностью); 3 - остальные акционерные компании с ограниченной ответственностью; 4 - компании с ограниченной ответственностью.
Источник: авторская разработка.
Разница между публичными и непубличными корпорациями в основном заключается в ликвидности акций (долей), в масштабе корпорации и количестве акционеров (участников).
Многие китайские ученые предлагали объединить непубличные акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью и классифицировать организации в соответствии с критерием публичности <6>. В итоге законодатели приняли решение не следовать подобной англо-американской правовой модели, а сохранить две организационно-правовые формы: акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью и использовать классификацию публичных и непубличных компаний в качестве дополнения.
--------------------------------
<6> [Ван Баошу]: [Тенденция реформы корпоративной правовой структуры], [Китайское право], 2012 , 106 - 116 ; [Лю Цзюньхай]: [Предлагаемая совместная поправка к Закону о компаниях, Закону о ценных бумагах и трем сводам законов о предприятиях с иностранными инвестициями], [Юридическое применение], 2013 12 , 2 - 13 .
2. Особенности учреждения корпораций в Китае
В Китае процесс учреждения корпорации должен полностью соответствовать требованиям законодательства, а именно Гражданскому кодексу КНР от 28 мая 2020 года (действует с 1 января 2021 года) (далее - ГК КНР), Закону о корпорациях КНР от 29 декабря 1993 года (ред. от 26 октября 2018 года) (далее - Закон о корпорациях) и Правилам управления регистрации субъектов рынка от 14 апреля 2021 года (действуют с 1 марта 2022 года) (далее - Правила о регистрации).
Согласно ст. 58 ГК КНР юридическое лицо должно иметь собственное наименование, организационную структуру, адрес и имущество. Конкретные условия и процедуры учреждения юридического лица должны соответствовать положениям законов и административных правил.
В отношении корпорации речь идет о Законе о корпорациях и Правилах о регистрации.
Правила о регистрации в основном имеют следующее содержание:
1) объекты регулирования (субъекты рынка): физические лица, юридические лица (включая корпорации) и организации без образования юридического лица;
2) виды регистрации юридического лица: о создании, об изменении и о ликвидации;
3) регистрационным органом является управление по контролю и регулированию рынка;
4) информация, требующая регистрации: наименование юридического лица, вид субъекта регистрации, сфера деятельности, местонахождение, размер уставного капитала, законный представитель.
В Законе о корпорациях предусмотрено два способа учреждения корпорации: "по инициативе" и "по предложению".
Суть учреждения корпорации "по инициативе" состоит в том, что учредитель (учредители) вносит свой вклад в полном размере, определенном в уставе корпорации, или подписывается на все акции, указанные в уставе корпорации. Учреждение "по инициативе" распространяется на все категории корпораций, включая компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании с ограниченной ответственностью.
Учреждение корпорации "по предложению" применимо только к акционерным компаниям с ограниченной ответственностью. Оно означает, что учредители подписываются на части акций, указанных в уставе корпорации (ст. 84 Закона о корпорациях предусматривает, что, если акционерная компания с ограниченной ответственностью учреждена "по предложению", акции, подписанные учредителями, должны составлять не менее 35% от общего числа акций корпорации). Остальные части акций учредители публично предлагают для открытого привлечения капитала в обществе (публичное предложение) или среди конкретных лиц (направленное предложение).
В соответствии со ст. 11 Закона КНР от 1 июля 1999 года (ред. от 28 декабря 2019 года) "О ценных бумагах" публичное предложение акций при учреждении акционерной компании с ограниченной ответственностью должно отвечать условиям, предусмотренным Законом о корпорациях, а также условиям, установленным органом по регулированию ценных бумаг при Государственном совете. Так, согласно условиям, утвержденным Государственным советом, вместе с заявкой на предложение акций необходимо предоставить и следующие документы:
1) устав компании;
2) учредительное соглашение;
3) фамилию, имя или наименование учредителей, количество акций, подписанных учредителями, вид вклада в капитал и свидетельство о проверке капитала;
4) проспект акций;
5) наименование и адрес банка (который получит вклады по подписке акций);
6) наименование консигнационной организации (организатор торговли о листинге акций) и соответствующие соглашения.
Таким образом, важно отметить, что, во-первых, в Китае корпорации создаются в соответствии с законом и подлежат регистрации компетентными государственными органами. Во-вторых, для корпораций, деятельность которых касается интересов многих участников экономической деятельности (публичных интересов), кроме стандартных требований к их учреждению, установленных законом, часто проводятся дополнительные процедуры проверки (разрешения).
3. Особенности приобретения публичного статуса при учреждении корпораций в Китае
Как уже упоминалось, в Китае критерии публичной корпорации прямо указываются в ведомственном акте, а именно в Методах управления и контроля некотируемых публичных корпораций.
Данные критерии также распространяются на котируемые публичные корпорации (публичное обращение акций). Однако китайское корпоративное законодательство не регламентирует общий порядок приобретения корпорацией публичного статуса.
В связи с этим можно предположить, что корпорация автоматически получает публичный статус при соблюдении одного из следующих условий:
1) количество акционеров превышает 200;
2) акции корпорации могут публично обращаться.
Проанализируем, какие корпорации в Китае могут получить публичный статус. Начнем с первого (формального) критерия, а именно необходимого числа акционеров.
Как известно, Закон о корпорациях ограничивает количество учредителей при создании компании с ограниченной ответственностью и акционерной компании с ограниченной ответственностью. Так, в отношении компании с ограниченной ответственностью количество учредителей не должно превышать 50 (ст. 24), а в отношении акционерной компании с ограниченной ответственностью - 200 (ст. 78).
Таким образом, корпорации, учрежденные по инициативе, не могут получить публичный статус.
Однако Закон о корпорациях ограничивает лишь количество учредителей, в то же время в отношении потенциальных подписчиков (будущих акционеров) подробного ограничения нет. Таким образом, корпорация, учрежденная по предложению, сможет получить публичный статус, если итоговое количество ее акционеров превышает 200.
Перейдем ко второму существенному основанию, а именно к публичному обращению акций. В Китае публичное обращение акций означает, что акции акционерных компаний с ограниченной ответственностью свободно обращаются на фондовой бирже или национальной платформе обращения акций для малых и средних предприятий.
В соответствии с Законом КНР "О ценных бумагах" и Методами управления первичными публичными предложениями акций и листингом, изданными Китайской комиссией по регулированию ценных бумаг в 2006 году, одним из основных условий для листинга акционерной компании на фондовой бирже является то, что компания должна существовать более трех лет, за исключением компаний, учрежденных по публичному предложению. В соответствии с Правилами национальной платформы обращения акций для малых и средних предприятий одним из основных условий для листинга акционерной компании на национальной платформе является то, что компания должна существовать более двух лет. Таким образом, в процессе создания только те компании, которые учреждены по публичному предложению, могут свободно выпускать свои акции в обращение.
В соответствии со ст. 9 Методов управления первичными публичными предложениями акций и листингом с одобрения Государственного совета при преобразовании компании с ограниченной ответственностью в акционерную компанию с ограниченной ответственностью можно осуществлять публичное предложение акций путем учреждения по предложению.
Таким образом, корпорации, учрежденные по предложению и имеющие свыше 200 акционеров, и корпорации, учрежденные по публичному предложению, смогут получить публичный статус.
Однако на практике учреждение акционерной компании с ограниченной ответственностью "по публичному предложению" существовало только на раннем этапе после принятия Закона о корпорациях и только в отношении некоторых государственных предприятий. В связи с усилением контроля со стороны государства в настоящее время такой метод существует только в теории.
Конечно, необходимо учитывать, что китайское законодательство о корпорациях и законодательство о ценных бумагах находятся в процессе постоянного совершенствования. Китайская комиссия по регулированию ценных бумаг имеет отдел по надзору за нелистинговыми (некотируемыми) публичными компаниями, в функции которого входит утверждение заявки на учреждение акционерной компании с ограниченной ответственностью по предложению (публичное предложение). Хочется верить, что эта функция в скором времени будет осуществляться в полную силу.
Выводы
В заключение хотелось бы отметить следующее.
1. В Китае классификация публичной и непубличной корпораций временно регулируется в ведомственном акте и рассматривается как дополнение к основному разделению корпораций на компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании с ограниченной ответственностью.
2. В Китае при учреждении корпорации она получает публичный статус при условии наличия более 200 акционеров или при публичном обращении акций корпорации.
3. Что касается критериев выделения публичных корпораций в Китае, безусловно, количество акционеров корпорации является важным: ведь чем большее число акционеров включает корпорация, тем больше общественных интересов она представляет. Но формальный критерий, по сути, не отражает ключевые характеристики публичных корпораций. Так, было бы неправильным считать, что между компанией со 199 акционерами и компанией с 201 акционером существует большая разница в публичности. В связи с этим автор предлагает исключить формальный критерий (200 акционеров) в процессе совершенствования законодательства о корпорациях и сохранить только существенный критерий (публичное обращение акций), что в полной мере отражает сущность рассматриваемого правового института.