Обеспечение безопасности туристов в условиях пандемии на примере Китая и Турции 1
В настоящее время туризм играет важную роль в развитии международной экономики. Глобальное сокращение числа туристов из-за COVID-19 оказало разрушительное влияние на индустрию туризма. В связи с этим представляется необходимым обеспечить безопасность туристов в условиях пандемии коронавируса, чтобы восстановить приток туристов в посткризисный период.
Целью данной статьи является выработка рекомендаций по обеспечению безопасности туристов в условиях пандемии коронавируса на основе анализа мер по обеспечению безопасности туристов на примере таких стран, как Турция и Китай.
Как показало исследование, последствия пандемии изменили многие аспекты социальной жизни человека, сферу бизнеса, и особенно повлияли на туризм, поскольку почти половина населения мира была вынуждена отказаться от путешествий из-за ограничений на передвижение. Авторы пришли к выводу, что воздействие новой пандемии COVID-19 уже имеет серьезные последствия для сектора туризма и экономики во всем мире. В разгар начала пандемии прогнозы российских и зарубежных экономистов предсказывали снижение финансового развития стран, наиболее сильно пострадавших от пандемии COVID-19.
Ключевые слова: туризм, пандемия, COVID-19, обеспечение безопасности, Турция, Китай.
За последние 2 года мировая индустрия туризма столкнулась с последствиями COVID-19. Риски, связанные с путешествиями, являются решающим фактором при принятии решения туристом путешествовать во время продолжающейся неопределенности, связанной с пандемией. Восприятие туристических рисков и формирование представлений о возможных опасностях в путешествии может повлиять на психологическое поведение туристов во время поездки за границу <1>. Для сдерживания пандемии главы и правительства всех стран ввели крупнейшие в истории человечества различные ограничения: закрытие границ, прекращение авиа- и морского пассажирского сообщения, введение тотальных локдаунов, закрытие баров, ресторанов, магазинов, музеев, мест досуга, останавливали работу транспорта, переводили сотрудников на удаленную работу и серьезно ограничивали передвижение между населенными пунктами. К примеру, такие меры безопасности, как изоляция, могли помочь контролировать распространение инфекций <2>, однако чрезмерно строгие меры негативно сказались на развитии туристической индустрии, замедлили экономическое развитие, из-за чего повысился уровень безработицы.
--------------------------------
<1> Elizabeth A. Perceived impacts of COVID-19 on risk perceptions, emotions, and travel intentions: evidence from Macau higher educational institutions / A. Elizabeth, I. Adam, F. Dayour, F. Badu Baiden. Macau: Tourism Recreation Research, 2021.
<2> Mertens G. Fear of the coronavirus (COVID-19): Predictors in an online study conducted in March 2020 / G. Mertens, L. Gerritsen, S. Duijndam, E. Salemink, I.M. Engelhard. The Netherlands: Journal of Anxiety Disorders, 2020.
Ученые выразили обеспокоенность, связанную с негативным влиянием эпидемии COVID-19 на здоровье и поведение людей <3>. Некоторые исследователи <4> сосредоточились на изучении кризиса путешествий и туризма, в то время как другие <5> предложили необходимые процедуры, которые предотвращают потенциальные угрозы безопасности из-за вспышек пандемии по всему миру. Несколько стран добились явных успехов в приостановке выдачи виз по прибытии и введении строгих запретов на поездки для контроля распространения пандемии. Большинство государств решили закрыть свои границы и приостановить обслуживание своих авиакомпаний из-за пандемии COVID-19.
--------------------------------
<3> Ornell F. "Pandemic fear" and COVID-19: mental health burden and strategies / F. Ornell, J.B. Schuch, A.O. Sordi, F.H. Kessler. Palestina: Brazilian Journal of Psychiatry, 2020.
<4> Novelli M. 'No Ebola... still doomed' - The Ebola-induced tourism crisis / M. Novelli, L.G. Burgess, A. Jones, B.W. Ritchie. Brighton: Annals of Tourism Research, 2018.
<5> Hanrahan J.D. Biosecurity risk and tourist communication in Ireland / J.D. Hanrahan, D. Melly. Ireland: European Journal of Tourism Research. 2021. P. 45 - 61.
В то время как число случаев COVID-19 продолжает расти по всему миру, многие страны открыли свои границы для путешественников. Ряд стран требует подтверждения отрицательного результата теста на COVID-19 перед выездом из своей страны или по прибытии. Те, у кого положительный результат теста по прибытии, обязаны пройти карантин (а некоторые страны требуют, чтобы все путешественники прошли период карантина, независимо от того, предоставили они отрицательный результат теста или нет).
Несмотря на эти меры предосторожности, COVID-19 никуда не делся - он остается серьезной угрозой во всем мире. В последние месяцы 2021 г. и в начале 2022 г. новые всплески заболеваемости и новые варианты вируса заставили некоторые страны ужесточить требования к въезду. Другие страны и регионы, думая, что худшее миновало, снизили ограничения только для того, чтобы увидеть, как количество случаев заболевания снова увеличится. Но и желание путешествовать не пропало. Вакцины против COVID-19 внедряются в США и других странах, что вызывает всплеск бронирования поездок. В некоторых странах для въезда допускается подтверждение вакцинации, а не отрицательный тест на COVID-19.
Наше исследование, связанное с влиянием коронавируса на туристическую обстановку, позволяет нам полагать, что страны, которые активно улучшают инфраструктуру для оздоровительного туризма, получат особый импульс развития в любой постковидный период.
Способы обеспечения безопасности туристов в условиях пандемии в Китае
В эпоху массового туризма увеличивается частота путешествий и количество туристов, на примере 2019 г. можно видеть, что количество туристов, путешествующих внутри своей страны (Китая), достигло 6,01 млрд человек. Во время празднования китайского Нового года в 2019 г. доходы Китая благодаря туризму достигли 513,9 млрд юаней <6>. Являясь ведущей отраслью сферы услуг Китая, индустрия культурного туризма играет ключевую роль в экономическом развитии страны. Однако после празднования Нового года в 2020 г. по Китаю прошла эпидемиологическая волна, которая вызвала резкое снижение доходов в туристическом бизнесе за тот же период. Тем не менее после окончания пандемии органы управления общественной безопасностью в сфере туризма в Китае смогут выявить недостатки в обеспечении безопасности туристов в момент подобных эпидемических ситуаций. В нашем исследовании рассматриваются и оцениваются ключевые роли участия сообществ в социальном управлении во время эпидемии COVID-19, а также прогнозируются новые требования к общественной безопасности туризма.
--------------------------------
<6> Wen J. COVID-19: potential effects on Chinese citizens' lifestyle and travel / J. Wen, M. Kozak, S. Yang, F. Liu // Tourism Review. Vol. 76. Iss. 1. P. 74 - 87.
Общественная безопасность относится к стабильной внешней среде и порядку, которые необходимы обществу в работе и жизни. Общественная безопасность в туризме представляет собой сочетание концепций туризма и общественной безопасности, т.е. внешнего порядка, пронизывающего все аспекты туристической деятельности, включая безопасность общественной информации, общественного здоровья, безопасность поведения туристов и туристический кризис. Управление общественной безопасностью в сфере туризма относится к процессу руководства, разработке стратегического плана, предотвращению и разрешению проблем и т.д., предпринятых в ответ на инциденты в области туристической общественной безопасности. Управление общественной безопасностью в сфере туризма является основной гарантией для туристов. Если не уделять должного внимания прогнозам о возможных чрезвычайных ситуациях и борьбе с ними в случае их возникновения, то потенциальные туристы смогут потерять определенное доверие к туристической индустрии.
Сообщество - это взаимозависимая группа населения, состоящая из группы людей с общим общественным сознанием и интересами, проживающих в пределах одной географической области. Люди в одном и том же сообществе часто имеют тесные социальные контакты, и именно благодаря этой тесной связи забота сообщества играет важную роль в построении стабильной общественной психологии.
Сообщества берут на себя ведущую роль в организации ответных действий для того, чтобы обеспечить туристам безопасную туристическую среду. Реакции больших и малых сообществ на крупные события, такие как туризм и общественная безопасность, взаимосвязаны. Сообщества часто стараются предотвратить и контролировать крупные социальные события, вовлекая как можно больше людей. Обычно китайцы отправляют уведомления через группы приложения WeChat, различные сайты, доски объявлений и т.д. Если произойдет новая вспышка коронарной пневмонии, сообщества по всей стране примут немедленные меры. Прежде всего они станут рекламировать меры защиты, такие как частое мытье рук, сокращение пребывания на улице и ношение масок при выходе из дома. Сообщество является основным пространством для общественной жизни и обучения. Одно лишь существование общественной организации может создать хорошую благоприятную туристическую среду, чтобы туристы могли наслаждаться упорядоченным и безопасным путешествием, куда бы они ни направлялись.
Роли, которые играют правительственные организации, неправительственные организации и низовые массовые автономные организации, различаются и дополняют друг друга. Дифференциация отражается в макроконтроле над урегулированием кризисов государственными организациями и микробазовой работе по урегулированию кризисов массовыми автономными организациями, такими как сообщества; взаимодополняемость означает, что сообщество, как самая основная организация энергосистемы, играет основную роль в обеспечении стабильности и безопасности туризма в сообществе и эффективно дополняет работу правительства. Мобильность туристов чрезвычайно велика, и члены сообщества играют ключевую роль в сборе информации в условиях чрезвычайных ситуаций.
Проблемы, существующие в управлении общественной безопасностью туризма в Китае
Нынешняя система управления общественной безопасностью в сфере туризма в основном имеет следующие три недостатка, связанных с безопасностью общественного здоровья в период пандемии коронавируса.
1. Сообщества и другие массовые автономные организации четко не обозначили свою важную роль в управлении общественной безопасностью туризма в чрезвычайных ситуациях. Поэтому, когда происходит крупный инцидент, связанный с общественной безопасностью, соответствующие департаменты индустрии туризма, включая туристические предприятия, относительно медленно реагируют на чрезвычайные ситуации и не могут оказать своевременную и необходимую помощь. Это проявляется: в отсутствии экстренной подготовки низовых самоуправляющихся организаций, необходимо улучшить основную компетенцию низового управленческого персонала, а также необходимо усилить способность справляться с внезапными инцидентами общественной безопасности в сфере туризма в пределах юрисдикции.
2. В условиях кризиса общественной безопасности в сфере туризма существует множество ведомств, отраслевых ассоциаций и других организаций, которые принимают меры для борьбы с кризисом, таких как правительство, департаменты управления туризмом, туристические агентства, ассоциации туристической индустрии, отделы общественной безопасности и т.д. Однако организации часто действуют независимо, в связи с этим согласовать и скоординировать совместную работу очень трудно. Только на основе полной реализации функции общественного контроля и расследования в сочетании с единым руководством правительственных ведомств и придания важности роли организаторов туристических агентств при выполнении руководящей роли отдела общественной безопасности, все субъекты смогут следовать определенному плану действий на случай непредвиденных обстоятельств.
3. Информация не публикуется своевременно, и общественность не может ее знать.
Контрмеры по усилению управления общественной безопасностью в сфере туризма
Пандемия коронавируса является внезапным событием, связанным с безопасностью общественного здоровья в сфере туризма. Отечественные и зарубежные участники индустрии туризма должны не только совместно решать эту проблему, но и улучшать возможности реагирования на чрезвычайные ситуации, когда происходят крупные события в области общественного здравоохранения, и накапливать силы, чтобы противостоять будущим вызовам и трудностям на стадии нарастания.
1. Расширьте возможности сообществ туристических направлений и улучшите их способность участия в управлении.
Роль сообщества в социальном государственном управлении постоянно меняется с течением эпидемии. Сообщество лучше знакомо с транспортными путями, медицинскими учреждениями и культурной средой, включая язык, местные обычаи и т.д. на территории, находящейся под его юрисдикцией, и может в полной мере использовать ресурсы лечения и проводить операции по реагированию на чрезвычайные ситуации в кратчайшие сроки.
2. Укрепление координации и связей между сообществом туристических направлений и несколькими департаментами для преодоления последствий кризиса общественной безопасности в сфере туризма. Воздействие COVID-19 позволило выявить проблемы управления в чрезвычайных ситуациях в сфере общественной безопасности туризма. Управление чрезвычайными ситуациями в туристических направлениях по-прежнему является слабым звеном в управлении общественной безопасностью туризма, и крайне важно улучшить механизм раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях общественной безопасности.
Во-первых, полностью реализовать регулирующую и вспомогательную роль сообщества и при необходимости проводить психологическое консультирование, восстановление и вмешательство для жителей и туристов. На этой основе государственные ведомства будут направлять и осуществлять макроконтроль и планирование кризисных событий; оценивать и анализировать воздействие событий в области общественного здравоохранения в соответствии с местными условиями, полностью улучшать возможности раннего предупреждения и управления чрезвычайными ситуациями в сфере общественной безопасности туризма; доступность и качество служб общественной безопасности туризма во время оздоровительных мероприятий.
Во-вторых, чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения поставили перед самим туристическим агентством большие проблемы, поэтому, когда возникает кризис общественной безопасности в сфере туризма, туристическое агентство должно полностью взять на себя роль организатора. Первое - обеспечить безопасность туристов, уже находящихся в туре, второе - разумно возместить собранную плату за проезд туристам, не выбывшим из группы, третье - использовать онлайн-обучение для накопления сил сотрудников, стабилизировать рабочие силы, а также принимать меры и задачи по возобновлению работы в любое время. Кроме того, туристические компании должны на основе действующего договора страхования создать углубленную систему страхования и предоставить туристам максимально продуманную гарантию в условиях ограниченных ресурсов, укрепляя психологическую конструкцию туристов, осознавая перенос рисков безопасности туризма.
3. Опираясь на новую операционную платформу СМИ, следует укрепить возможности раннего предупреждения сообществ туристических направлений.
Стоит отметить, что с момента вспышки COVID-19 общественность полагалась на информационную платформу для проведения в режиме реального времени запросов о региональном распространении и количестве людей, пострадавших от эпидемии, а также может запрашивать информацию о дорожном движении, такую как поезда и самолеты по одному и тому же маршруту. Видно, что искусственный интеллект больших данных имеет большое значение для получения общественностью необходимой информации в режиме реального времени. Гарантия общественной безопасности туризма неотделима от публикации в режиме реального времени данных онлайн-информации, которая не только передает информацию о массовых мероприятиях, но и повышает доверие туристов к отделам управления туризмом, таким как правительство и туристические предприятия. Таким образом, информатизация и интеллектуальные технологии сообществ туристических направлений должны быть улучшены, важность общественной безопасности туризма должна быть поставлена на видное место, а онлайн-записи должны быть размещены в главном модуле под функцией поиска пользователей, чтобы предоставить туристам качественный онлайн-сервис, в то же время создавая хороший корпоративный имидж.
Способы обеспечения безопасности туристов в условиях пандемии в Турции
COVID-19 пришел в Турцию с опозданием, но вскоре распространился по всей стране. В течение одного месяца пострадали все провинции (а их в стране 81). Считается, что это была одна из самых быстрорастущих вспышек в мире (сильнее, чем в Китае или Британии). Были опасения, что число погибших резко возрастет, превратив Турцию в еще одну Италию, которая в то время была самой пострадавшей страной.
Несмотря на это, Турция остается одним из самых популярных направлений для туризма. Поддержание безопасной среды для иностранных туристов является главным приоритетом для Турции и большинства ее населения, поскольку туризм является важной частью экономики страны <7>.
--------------------------------
<7> Центры по контролю и профилактике заболеваний США.
В ответ на вспышку COVID-19 правительство Турции приняло особые меры предосторожности для защиты здоровья и благополучия туристов, путешествующих в Турцию:
1. Отрицательный 72-часовой ПЦР-тест.
2. Отрицательный 48-часовой тест на антиген.
3. Сертификат о вакцинации, с момента последней прививки которого прошло 14 дней.
4. Сертификат перенесенного заболевания, который включает положительный тест 28 - 180-дневной давности, а также свидетельство о выздоровлении.
5. Кроме того, пассажиры и другие лица, прибывающие в аэропорты, будут обслуживаться в соответствии с правилами и инструкциями, установленными для предотвращения и сдерживания распространения COVID-19.
6. В аэропортах перед паспортным контролем каждый прибывающий пассажир будет проходить тепловизионный скрининг для проверки температуры.
7. В случае подозрения на COVID-19 пассажира помещают на карантин в изолированную зону внутри аэропорта для проведения тестирования.
8. При отсутствии симптомов COVID-19 пассажир покидает аэропорт по установленным правилам.
9. Если у пассажира, у которого взят образец для ПЦР-теста, обнаруживаются серьезные симптомы, он/она будет помещен в изолятор на 2 часа для ожидания результатов ПЦР-теста. В случае положительного результата пассажира отправят в больницу для лечения.
10. После того как туриста доставили в больницу, медучреждение решает, будет ли человек лечиться в больнице или в гостинице.
11. Если пассажир не желает проводить период изоляции в Турции и желает вернуться в свою страну, авиакомпания может разрешить ему подняться на борт <8>.
--------------------------------
<8> Турция: въездные требования COVID-19 для международных путешественников.
12. Туристы могут приобрести пакеты медицинского страхования до прибытия в Турцию онлайн.
13. Если у путешественника появятся симптомы после прибытия в гостиницу, у него будет взят ПЦР-тест в медицинском учреждении, с которым заключен договор.
14. Если у пассажира, доставленного в больницу, будет положительный результат, будут применены те же процедуры, что и в аэропорту.
15. Также были созданы карантинные помещения, соответствующие всем международным стандартам, и полностью оборудованные транспортные средства для отправки в ближайшее медицинское учреждение.
16. С 1 июля 2020 г. был введен обязательный пакет медицинского страхования, покрывающий последствия COVID-19 <9>.
--------------------------------
<9> Борьба с Covid-19 в Турции.
17. К тому же были введены дополнительные процедуры для защиты здоровья жителей и туристов, прибывших в Турцию. Чтобы получить разрешение на въезд в страну, посетители из-за рубежа должны соблюдать следующие специальные правила в отношении коронавируса:
- все прибывающие пассажиры старше 6 лет должны заполнить онлайн "Въездную форму путешественника" не менее чем за четыре дня до прибытия в Турцию <10>;
- ранее пассажирам без действительного сертификата о прививках или документа о выздоровлении необходимо было пройти ПЦР или тест на антиген за несколько дней до вылета. Однако это правило было отменено 1 июня 2022 г.
В 2020 г. Министерство культуры и туризма Турции инициировало программу безопасного туризма для возрождения туризма, который чрезвычайно важен для экономики страны и возможностей трудоустройства. Указанная программа была дополнительно расширена, запущена и успешно реализована и в 2021 г.
Во всех областях был принят ряд санитарно-гигиенических мер, в том числе в аэропортах и ресторанах, а также меры по размещению и внутреннему транспорту. Также были инициированы соответствующие процессы сертификации. Среди учреждений, выдающих сертификаты, немецкие компании и Royal Cert, британская компания Lloyd's Register, французская компания Bureau Veritas и "Турецкий институт стандартов". Инфраструктура здравоохранения также готова обеспечить благополучие и безопасность гостей.
Программа "Сертификации безопасного туризма" под руководством Министерства культуры и туризма была разработана при участии Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами в отрасли <11>.
--------------------------------
<10> Заполняем анкету в Турцию 2021.
<11> Путешествие в Турцию во время COVID-19: что нужно знать перед поездкой.
В зоне пристального внимания находятся рестораны, гостиницы, туристические магазины, пляжи и другие организации, связанные с индустрией гостеприимства. Персонал таких учреждений должен проходить регулярные медицинские осмотры и сдавать анализы на коронавирус.
Также были разработаны строгие правила гигиены, которые необходимо неукоснительно соблюдать при приготовлении пищи для гостей и стерилизации гостевого фонда отелей. Граждане Турции, работающие в сфере туризма, обязаны всегда носить средства защиты и соблюдать социальную дистанцию с клиентами.
Таким образом, Турция стремилась восстановить свою туристическую экономику с помощью одних из самых мягких требований въезда в связи с COVID-19 в мире. Несмотря на то что малый бизнес и поставщики в Турции сильно пострадали, в туристической индустрии страны дела обстоят лучше. Более высокие темпы развертывания вакцин в европейских странах являются обнадеживающим признаком для индустрии туризма. Туристы из этих стран могут быть более склонны к путешествиям, что очень важно, поскольку индустрия туризма опирается на иностранные перевозки. Кроме того, учреждения в Турции соответствуют стандартам безопасности благодаря программе "Сертификации безопасного туризма". Это побуждает больше посетителей вернуться в страну и увидеть ее знаменитое культурное наследие. Благодаря более широкому внедрению вакцин и сохранению протоколов безопасности Турция смогла снова стать одним из самых популярных направлений в мире.
На основании вышеизложенного мы предлагаем вниманию туристов некоторые рекомендации, позволяющие более продуктивно обеспечить безопасность туристов в условиях пандемии коронавируса. Итак, для обеспечения безопасности необходимо:
1. Перед поездкой убедиться, что вам известен спектр симптомов COVID-19.
2. Заранее изучить эпидемическую обстановку в предполагаемой для поездки стране, ознакомиться с правилами въезда и выезда из стран, а также обратить внимание на перечень документов, необходимых для путешествия.
3. Для вашей безопасности отказаться от личного посещения турфирмы в пользу оформления тура онлайн.
4. Перед путешествием позаботиться о вакцинации, дабы обезопасить себя и свою семью.
5. Своевременно оформить туристическую страховку.
6. Избегать мест большого скопления людей (торговые центры, музей, рестораны и т.д.) с плохой вентиляцией, в пользу пляжного и активного отдыха на природе.
7. Использовать системы индивидуальной защиты (маски, перчатки, антисептики и др.). При кашле и чихании прикрывайте рот и нос салфеткой. После этого сразу же выбросьте салфетку и вымойте руки. Используйте маску, убедитесь в том, что она прикрывает рот и нос. Надев маску, старайтесь не прикасаться к ней. Выбросьте одноразовую маску сразу же после использования и вымойте руки.
8. Соблюдать социальную дистанцию (1,5 м).
9. Следить за актуальной информацией из доверенного источника, такого как ВОЗ или местные либо центральные органы общественного здравоохранения.
10. Отказаться от общественного транспорта, в пользу прогулки пешком, аренды машины, велосипеда, мотоцикла и т.д.
11. Во время поездки при первых симптомах (высокая температура, кашель, затрудненное дыхание, потеря обоняния и т.д.) как можно скорее обратиться за медицинской помощью. При обращении за медицинской помощью рассказать врачу, совершали ли вы до этого какие-либо поездки.
12. Рассмотреть возможность экологического туризма, который предполагает посещение туристами относительно нетронутых антропогенным воздействием территорий, он направлен на повышение экологической культуры туристов и создание условий для получения выгод от охраны окружающей среды местным сообществом.
13. Всегда иметь при себе сертификат о вакцинации или отрицательный ПЦР-тест на английском языке.
14. Не употреблять в пищу немытые овощи или фрукты с местных фермерских рынков.
15. Выбрать отель, который соответствует стандартам безопасного туризма в период пандемии.
Перечисленные рекомендации туристам позволят рационально распланировать свой отдых и обезопасить себя и свою семью в период пандемии коронавируса.
Пандемия COVID-19 вызвала серьезные опасения у мировой туристической индустрии и нишевого рынка и повлияла на различные аспекты социальной жизни туристов: организацию путешествия; предоставление услуг; работу общественного транспорта; информационные технологии; общественные места и социальную дистанцию; на здоровье и гигиену. Туристы полагают, что пандемия COVID-19 создала небезопасные условия для путешествия и сократила количество их поездок за границу. Распространение эпидемии COVID-19 будет иметь более серьезные психологические, социальные и финансовые последствия, если она не будет быстро ликвидирована во всем мире.
В настоящее время обеспечение безопасности туристов в условиях пандемии коронавируса очень актуально, это связано с тем, что несчастные случаи, которые происходят с людьми во время их путешествий по различным регионам своей или чужой страны, так или иначе происходят по их собственной вине или обстоятельствам, которые они даже при большом желании не могут контролировать или предсказать. Так или иначе, кроме того, что туристы должны сами в должной мере осознавать степень опасности своих действий и поступков и в соответствии с данным пониманием предпринимать все возможные действия по нейтрализации пагубных последствий, существует большой перечень правил и установок, которые носят рекомендательный или обязательный характер. Подобные правила нацелены на помощь туристам не пересекать черту опасности.
Следовательно, учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует большая система, из различных этапов формирования и реализации обеспечения туристической безопасности, которая совершенствуется и дополняется с каждым годом своего существования.