Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информационная безопасность и ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации

Обновлено 18.01.2024 06:20

 

Информация, являясь продуктом деятельности, выступает как собственность государства, предприятий, учреждений, организаций, граждан и как объект собственности требует защищенности. Однако проблема защиты информации не сводится только к защите прав ее собственников, но и содержит в себе такой важный аспект, как защита прав граждан на свободный доступ к сведениям, гарантированный конституцией. Основы защиты информации разрабатываются органами государственной власти исходя из условий обеспечения информационной безопасности в частности и национальной безопасности России в целом.

Необходимым условием нормального существования и развития каждого общества является защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к попыткам внешнего давления, способность как парировать подобные попытки и нейтрализовать возникающие угрозы, так и обеспечивать такие внутренние и внешние условия существования страны, которые гарантируют возможность стабильного и всестороннего прогресса общества и его граждан. Для характеристики этого состояния используется понятие национальной безопасности.

Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных национальных интересов от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Поэтому в содержании понятия «национальная безопасность» можно выделить различные структурные элементы (компоненты), одним из которых является Информационная безопасность.

Информационная безопасность Российской Федерации (далее - информационная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.

Поскольку в условиях информатизации страны, развития информационных технологий информационные ресурсы формируются во всех сферах деятельности, и в первую очередь в политической, военной, экономической, научно-технической, информационную безопасность следует рассматривать как комплексный показатель национальной безопасности.

Этим определяется ее важное место и одна из ведущих ролей в системе национальной безопасности страны в современных условиях.

Обеспечение информационной безопасности осуществляется в рамках обеспечения национальной безопасности.

Национальная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Политика России в области национальной безопасности строится на основе «Стратегии национальной безопасности Рос- сийской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31.12.2015 № 683. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности.

Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

На основе Стратегии разработана «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», введенная в действие Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646.

Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. В Доктрине определены национальные интересы в информационной сфере, введены основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности, сформулированы стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности, описаны организационные основы обеспечения информационной безопасности.

Законодательную основу обеспечения безопасности составляют:

Конституция РФ;

законы и другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности;

конституции, законы, нормативные акты республик;

нормативные акты органов власти и управления краев, областей, принятые в пределах их компетенции;

международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ;

основные законы в области защиты информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации;

федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 28.12.2010;

федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

федеральный закон от 21.09.93 г. № 182 «О государственной тайне»;

федеральный закон от 27.07.06 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

федеральный закон от 27.12.91 г. «О средствах массовой информации»;

федеральный закон от 6.04.11 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Гражданский кодекс РФ (ч. 1, 2. 4);

Уголовный кодекс РФ.

Помимо правовых документов, в Российской Федерации действуют нормативно-методические документы:

методические документы государственных органов России: Доктрина информационной безопасности РФ, Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России), ведомственные приказы;

стандарты информационной безопасности: международные стандарты, Государственные стандарты РФ, рекомендации по стандартизации, методические указания.

В целом развитие законодательной базы в области информационной безопасности идет по четырем основным направлениям:

защита сведений, составляющих государственную тайну;

защита конфиденциальной информации;

защита авторского права в сфере информатизации;

защита права на доступ к информации.

Систему национальной безопасности Российской Федерации образуют:

органы законодательной, исполнительной и судебной властей;

государственные, общественные и иные организации и объединения;

граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные силы (ВС РФ);

федеральные органы безопасности (ФСБ РФ);

органы внутренних дел (МВД РФ);

органы внешней разведки (СВР РФ);

органы обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц;

налоговую службу;

службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (МЧС РФ);

формирования гражданской обороны;

пограничные войска;

внутренние войска;

органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности.

Для рассмотрения вопросов внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка создан Совет безопасности РФ при Президенте. Он ответственен за состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз.

Совет безопасности РФ в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В частности, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны разрабатывает и координирует федеральные программы по защите информации, составляющей государственную тайну.

Обеспечение информационной безопасности осуществляется в рамках обеспечения национальной безопасности России. Оно предусматривает наличие государственной системы защиты информации и законодательства в этой области.