Китайский вектор развития таможенной политики РФ: возможности и угрозы
В статье указано на основные изменения в таможенной политике России, вызванные санкциями, в период с 2014 по 2022 г. Отмечено, что нарастающее санкционное давление вызвало переориентацию внешнеторговых связей России на Китай. Выявлены перспективы углубления торгово-экономических связей и наращивания таможенного сотрудничества между Россией и Китаем, однако отмечается возможность наступления ряда негативных последствий, таких как ослабление стимулов для развития отечественного производства и технологических отраслей. Таможенное регулирование признается эффективным инструментом балансировки экономических интересов России в условиях активизации торгово-экономического сотрудничества с Китаем.
Ключевые слова: таможенная политика, внешняя торговля, санкции, диверсификация.
Таможенная политика оказывает прямое влияние на экономическую активность страны, особенно в области международной торговли. Анализ изменений в таможенной политике позволяет оценить эффективность мер и инструментов, используемых для регулирования торговли, защиты отечественных производителей, стимулирования экспорта и т.д., а также открывает возможности для более результативного планирования и прогнозирования экономической деятельности государства и реагирования на изменения в мировой экономике.
В условиях активизации антироссийской экономической политики со стороны многих западных государств внешнеторговая стратегия Российской Федерации (РФ) в значительной степени переориентировалась на Восток. Среди основных стран - торговых партнеров России в новой экономико-политической реальности особое место занимает Китай, товарооборот с которым стремительно растет. Принимая во внимание значительные для РФ возможности импортозамещения товарами из Китая, следует учитывать и высокие риски углубления торгово-экономического сотрудничества стран. В данной ситуации особую актуальность приобретает таможенная политика (меры таможенного регулирования экспортно-импортных отношений России и Китая) как инструмент регулирования взаимной торговли и защиты экономических интересов РФ.
В связи с вышеизложенным целью исследования в рамках настоящей статьи выступает определение угроз и возможностей дальнейшего развития таможенной политики РФ в торговле с Китаем. При этом следует рассмотреть понятие и сущность таможенной политики государства, определить влияние торгово-экономических ограничений (санкций) на таможенную политику государства, оценить динамику объемов взаимной торговли России и Китая в 2013 - 2022 гг., выявить возможности и угрозы углубления торгово-экономического сотрудничества России и Китая.
Таможенная политика представляет собой совокупность мер и действий, осуществляемых государством в отношении импорта, экспорта и транзита товаров через свои таможенные границы <1>. Она является важным инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и имеет своей целью обеспечение экономических, социальных и политических интересов страны.
--------------------------------
<1> Составлено автором на основе анализа научно-практических подходов к пониманию таможенной политики.
Основные цели таможенной политики включают защиту национальной экономики и отраслей производства от нежелательной конкуренции, обеспечение безопасности государства, регулирование баланса платежей, поддержку экспорта и содействие внешнеторговым отношениям. При разработке таможенной политики учитываются как национальные интересы, так и международные обязательства и соглашения, включая таможенные союзы, зоны свободной торговли и другие международные организации <2>.
--------------------------------
<2> Гордеева Д.В., Глекова В.В. Таможенная политика как приоритетное направление государственной политики России // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. N 18. С. 25.
Таможенная политика может изменяться под действием санкций, которые являются инструментом экономического и политического давления одного государства на другое. Важно отметить, что реакция на санкции и изменения в таможенной политике уникальны для каждой страны и зависят от политических и экономических целей государства. Россия, например, может вводить контрсанкции или принимать меры по диверсификации своих внешнеторговых партнеров и рынков, для того чтобы смягчить негативные последствия санкций <3>.
--------------------------------
<3> Чан Я., Останин В.А. Таможенная политика России в условиях глобальной турбулентности мировых товарных рынков // Фундаментальные исследования. 2022. N 6. С. 69.
Изменения в таможенной политике в период действия санкций требуют тщательного анализа и планирования со стороны государства и бизнес-сообщества, с тем чтобы приспособиться к новым условиям и найти оптимальные пути развития внешнеэкономической деятельности.
После введения санкций против Российской Федерации в 2014 г. таможенная политика страны изменилась, для того чтобы адаптироваться к новым условиям и смягчить негативное воздействие ограничительных мер. Среди основных изменений таможенной политики РФ, вызванных санкционной политикой 2014 - 2022 гг., можно отметить:
1) введение контрсанкций: Россия в ответ на санкции со стороны других стран приняла меры, к которым относится в том числе введение запретов на импорт определенных товаров и продуктов питания из стран-санкционеров;
2) диверсификацию торговых партнеров: Россия активно работает над диверсификацией своих внешнеторговых партнеров и развитием новых рынков: поиск альтернативных поставщиков товаров и покупателей, расширение торговых связей с другими странами и формирование новых экономических партнерств;
3) развитие внутреннего производства: в ответ на санкции Россия стимулирует развитие внутреннего производства и импортозамещения, направленных на снижение зависимости от импорта из недружественных стран и обеспечение стабильности внутреннего рынка (таможенная политика РФ в данном случае включает меры поддержки отечественных производителей, введение таможенных льгот или субсидий и проч.) <4>;
4) изменение тарифных ставок: РФ, в рамках регулирования таможенной политики, вносит изменения в тарифные ставки на импорт и экспорт товаров, которые обычно направлены на регулирование внешней торговли, защиту отечественных производителей или стимулирование экспорта конкурентоспособной продукции <5>;
5) совершенствование таможенных процедур: в целях облегчения внешнеторговых операций и снижения бюрократических барьеров Россия проводит существенную работу по упрощению и автоматизации таможенных процессов, внедрению электронных систем и снижению административных барьеров в торговле с наиболее перспективными странами-партнерами (например, с Китаем).
--------------------------------
<4> Костенко Р.В. Таможенная политика России, цели и методы ее осуществления // Вестник современных исследований. 2018. N 12.12(27). С. 219.
<5> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России). Пункт 1.
Важно отметить, что таможенная политика России постоянно меняется и приспосабливается к новым вызовам и условиям. Основной тенденцией в процессе трансформации таможенной политики России в условиях действующих политико-экономических ограничений выступает диверсификация торговых партнеров. Значимая часть внешнеторговых связей РФ с США, странами Запада и иными государствами, поддержавшими санкционный режим, в настоящее время переориентирована на Восток и реализуется во взаимодействии с Китаем.
Анализ динамики взаимной торговли России и Китая демонстрирует их стремительное наращивание. Примечательно, что общий объем торговли между Россией и Китаем в период с 2013 по 2022 г. вырос с 89,3 млрд долл. <6> до 190 млрд долл. <7>. Начиная с 2015 г. был отмечен небольшой спад (68 млрд долл.) <8>, однако после этого тренд стал снова положительным.
--------------------------------
<6> Федеральная таможенная служба России: итоги внешней торговли с основными странами.
<7> Внешняя торговля: Россия, Китай, Дальний Восток: исследование Восточного центра государственного планирования Дальневосточного федерального университета. М., 2022. С. 12 - 13.
<8> Федеральная таможенная служба России: итоги внешней торговли с основными странами.
В последние годы наблюдается стабильный рост взаимной торговли, особенно заметный в 2021 г. (145,7 млрд долл.) и 2022 г. (190 млрд долл.). Эти данные свидетельствуют о постепенном наращивании экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Увеличение объема торговли может быть обусловлено развитием взаимных инвестиций, расширением торговых связей, подписанием новых соглашений и сотрудничеством в различных отраслях, включая таможенную сферу.
Темпы роста объема взаимной торговли между Россией и Китаем не являются статичными. В 2014 году наблюдался рост на 6,72%, после чего в 2015 г. был существенный спад на 28,70%. В последующие годы торговля снова начала расти, при этом темпы роста составляли 2,79% в 2016 г., 20,94% в 2017 г., 26,51% в 2018 г. и 3,74% в 2019 г. В 2020 году было небольшое снижение объема торговли на 2,97%, но в 2021 г. наблюдался значительный рост на 35,44%. В 2022 году темп роста составил 30,39%.
Наибольшее снижение объема взаимной торговли между Россией и Китаем отмечено в 2015 г. В этом году объем торговли составил 68 млрд долл. США, что является значительным снижением по сравнению с предыдущими годами. Это снижение может быть связано с различными факторами, включая экономические и политические условия, изменения в торговой политике и другие внешние влияния, в том числе:
1. Экономический спад: в 2015 г. оба государства столкнулись с экономическими проблемами: Россия - с падением цен на нефть и другие сырьевые товары, что негативно сказалось на экспорте; Китай - с замедлением экономического роста и структурными проблемами.
2. Геополитические факторы: в 2015 г. между Россией и Западом возникли напряженные отношения в связи с кризисом в Украине и введением санкций, что оказало влияние на объем (в сторону снижения) производства и экспорта России, частично обусловивших падение взаимного товарооборота РФ и Китая.
3. Валютные факторы: в 2015 г. российский рубль сильно обесценился в результате экономических и политических событий, что оказало влияние на стоимость и объемы торговли между Россией и другими странами, включая Китай.
4. Структурные изменения: в 2015 г. произошли структурные изменения в экономическом взаимодействии России и Китая, обусловленные перераспределением товарных потоков.
В свою очередь, резкий рост взаимной торговли между Россией и Китаем в 2020 - 2022 гг. обусловлен следующими факторами:
1. Восстановление после пандемии COVID-19: в 2020 г. мировая экономика столкнулась с серьезными последствиями пандемии, но с постепенным восстановлением экономической активности в 2021 г. торговля между странами также начала восстанавливаться.
2. Развитие экономического сотрудничества: Россия и Китай продолжают активно развивать торгово-экономические связи и укреплять сотрудничество в различных отраслях. Так, после 2020 г. состоялось подписание новых торговых соглашений, соглашений о таможенном сотрудничестве, расширение товарных потоков и увеличение объема взаимной торговли <9>.
3. Возрастание взаимного спроса, частично обусловленное действием антироссийских санкций: Россия и Китай являются крупными экономиками с большими рынками, и увеличение взаимного спроса на товары и услуги между этими странами способствует росту товарооборота.
4. Углубление инвестиционных связей: Россия и Китай активно развивают инвестиционные связи, включая совместные проекты, создание совместных предприятий и привлечение инвестиций, что оказывает стимулирующее влияние на объем взаимной торговли.
5. Усиление торговых связей в рамках международных инициатив: Россия и Китай активно участвуют в международных инициативах, например таких как Шелковый путь экономического пояса. Эти инициативы способствуют развитию торговых связей и инфраструктуры между двумя странами.
--------------------------------
<9> Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора (подписан в г. Москве, Пекине 4 февраля 2022 г.)..
Наращивание таможенного сотрудничества с азиатскими странами предоставляет России ряд возможностей и выгод, наиболее значимыми среди которых выступают <10>:
1. Расширение рынков сбыта: укрепление таможенного сотрудничества с азиатскими странами позволяет России получить доступ к новым рынкам сбыта для своих товаров и услуг, что способствует развитию экспорта и увеличению объемов торговли с азиатскими партнерами.
2. Развитие экономических связей: таможенное сотрудничество способствует укреплению экономических связей между Россией и азиатскими странами, что может привести к росту взаимных инвестиций, развитию совместных проектов и укреплению торгово-экономического сотрудничества.
3. Совершенствование условий взаимной торговли: соглашения о таможенном сотрудничестве способствуют снижению таможенных пошлин, упрощению процедур таможенного оформления и сокращению бюрократических барьеров, что создает более благоприятные условия для ведения внешнеэкономической деятельности и стимулирует развитие международной торговли.
4. Транзитные возможности: Россия, являясь географическим мостом между Европой и Азией, может использовать таможенное сотрудничество с азиатскими странами (включая Китай) для развития транзитных перевозок, что является значимым инструментом в развитии логистической инфраструктуры, создании транспортных коридоров и укреплении позиции России в качестве транзитного хаба.
5. Обмен опытом и передача знаний: развитие таможенного сотрудничества с азиатскими странами предоставляет возможность для обмена опытом, передачи знаний и лучших практик в сфере таможенного администрирования, что способствует профессиональному развитию таможенных служащих, повышению качества предоставляемых услуг и совершенствованию таможенных процедур.
--------------------------------
<10> Вериго С.А., Панина Е.А. Таможенное сотрудничество между Россией и Китайской Народной Республикой в контексте современной двусторонней торговли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. N 3А. С. 290 - 291.
Развитие таможенного сотрудничества с азиатскими странами представляет значимый потенциал для экономического роста и развития России, открывая новые возможности для торговли, инвестиций и сотрудничества на международном уровне. В текущей политико-экономической ситуации таможенное сотрудничество России с Китаем выступает одним из наиболее эффективных инструментов регулирования экспортно-импортного потенциала страны, а также позволяет создать условия для дальнейшего развития производственного сектора и наращивания экономической стабильности.
В то же время активное наращивание торгово-экономического сотрудничества с Китаем сопряжено с некоторыми угрозами:
1. Чрезмерная конкуренция на внутреннем рынке: российским компаниям зачастую сложно конкурировать с китайскими производителями, которые предлагают качественные товары по более низким ценам. Данная проблема не нова, и в качестве негативного для РФ последствия предполагает снижение доли российских производителей на внутреннем рынке страны и угрозу их неконкурентоспособности.
2. Зависимость от экономики Китая: Россия, расширяя торгово-экономические связи с Китаем, может стать зависимой от состояния и политики китайской экономики. Это может сопровождаться риском потери контроля над собственной экономикой и уязвимостью перед внешними факторами <11>.
3. Нарушение баланса торговли: если импорт товаров из Китая превышает экспорт российских товаров в Китай, возникает дисбаланс в торговле, что может отрицательно сказаться на платежном балансе России и увеличить внешний долг страны.
4. Технологическая зависимость: усиление торговых связей с Китаем может привести к увеличению технологической зависимости России от китайских компаний, что, в свою очередь, формирует риск потери контроля над собственными технологиями и инновациями.
--------------------------------
<11> Арашкевич О.В. Развитие торгово-экономических отношений Китая со странами ЕАЭС: тенденции, проблемы и пути их решения // Экономика. Бизнес. Финансы. 2023. N 3. С. 5.
Важно отметить, что рассмотренные угрозы не являются исчерпывающими, а отражают лишь часть из возможных вызовов, с которыми может столкнуться Россия в процессе развития торгово-экономического сотрудничества с Китаем.
Таким образом, нарастающее санкционное давление на российскую экономику вызвало существенную переориентацию внешнеторговых связей страны на Восток, где главным партнером выступает Китай.
Среди перспектив дальнейшего углубления торгово-экономических связей и наращивания таможенного сотрудничества между странами для России особенно актуальными выступают возможность импортозамещения в производственно-технологической и технической сферах, наращивание транзитного потенциала и экспорта.
В то же время чрезмерное наращивание таможенного и иного экономического взаимодействия РФ с Китаем может ослабить стимулы к развитию собственных производственных, технологичных и наукоемких отраслей, что непременно скажется на возможностях дальнейшего экономического развития страны.
В сложившихся условиях таможенное регулирование становится одним из наиболее эффективных и прямых инструментов регулирования баланса экономических интересов РФ в условиях активизации торгово-экономического сотрудничества с Китаем.