Некоторые особенности ограничения права на неприкосновенность частной жизни в интересах обеспечения безопасности государства (на примере Китайской Народной Республики)
В статье рассматриваются особенности правового регулирования ограничения прав человека в интересах обеспечения безопасности государства, выделены основные формы контроля (наблюдение и слежение) за контактами граждан, показаны основные проблемы и положительные результаты в деятельности органов государственной власти Китайской Народной Республики в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: безопасность государства, государственные органы власти, общественная безопасность, права человека, ограничения прав и свобод, наблюдение, контроль, слежение, "общество слежки".
В интересах обеспечения безопасности государства и укрепления государственной власти оснований для ограничения права на неприкосновенность частной жизни граждан, в том числе путем сбора информации и наблюдения за населением, становится все больше и больше, так как наблюдение, по мнению некоторых экспертов, выступает гарантом соблюдения гражданами общественного порядка и функционирует как средство социального контроля. Поэтому "общество слежения" становится центральной и всепроникающей чертой современного социума <1>.
--------------------------------
<1> Lyon D. The electronic eye: The rise of surveillance society University of Minesota Press. 1994. P. 4.
Наблюдение с давних времен используется в качестве инструмента управления обществом, а также элемента механизма обеспечения безопасности государства. На протяжении десятилетий прослушивание телефонных разговоров и перехват сообщений в целях разведки и обеспечения национальной безопасности являются обыденной практикой многих государств. По мере развития цифровых технологий происходит расширение охвата и проникновения систем наблюдения во все сферы жизни общества. Электронные технологии значительно расширили возможности по контролю, включая системы видеонаблюдения, биометрию, распознавание лиц, анализ больших массивов данных и искусственный интеллект <2>.
--------------------------------
<2> Deibert R.J. Black Code: Censorship, Surveillance, and the Militarization of Cyberspace // Millennium: Journal of International Studies 2003. Vol. 32. Iss. 3. P. 514.
Путем как целевого, так и массового наблюдения органы государственной власти, а также негосударственные организации (далее - частные компании) собирают и хранят все больше информации о частной жизни граждан, используя ее для организации и поддержания контроля за населением или в интересах получения прибыли.
Практика государственного контроля получила глобальный толчок в результате терактов 11 сентября 2001 г., изменивших подход к сбору разведывательной информации и поддержке правопорядка в обществе. Средства для наблюдения относительно недороги, их легко приобрести и трудно обнаружить. Многими государствами по всему миру были приняты законы, создающие более благоприятные условия для контроля (наблюдения), такие как "Патриотический акт" в США и Закон о борьбе с терроризмом и преступностью и об обеспечении безопасности в Великобритании (Terrorism act, TACT 2000 г.; Counter-Terrorism Act 2008 г.).
Подобные правовые акты в сфере цифрового наблюдения способствовали развитию и укреплению сотрудничества и взаимодействия государства с негосударственными организациями, так как у органов государственной власти есть цели и требования, а у негосударственных организаций - "стимулы, опыт и ресурсы для удовлетворения этих потребностей" <3>. Частные компании, являясь основным двигателем технического прогресса, разрабатывают программное обеспечение для наблюдения и оказывают техническую поддержку. В большинстве стран подобное сотрудничество осуществляется при ограниченном надзоре за сбором, хранением и использованием информации о частной жизни граждан государственными органами и негосударственными организациями, что в условиях недостаточной прозрачности и защищенности информации повышает риск нарушения прав человека.
--------------------------------
<3> Surveillance and Human Rights: Report of the Special Rapporteur on the Promotion and Protection of the Right to Freedom of Opinion and Expression. Human Rights Council. 2019. 24 July.
По нашему мнению, в интересах обеспечения безопасности государства введение некоторых ограничений прав и свобод граждан (например, права на неприкосновенность частной жизни) может быть вполне оправданным и целесообразным.
В этой связи наиболее интересным является опыт Китайской Народной Республики, в которой за последнее десятилетие было принято несколько правовых актов, закрепляющих основания для введения ограничений прав и свобод граждан в интересах государственной безопасности.
В 2014 г. был принят Закон "О борьбе со шпионажем" (далее - Закон), который отменил действовавший с 1993 г. Закон "О государственной безопасности". Закрепленные в нем положения свидетельствуют об ужесточении законодательной политики в сфере государственной безопасности. Закон предусматривает ответственность иностранных организаций, физических лиц или лиц, подстрекающих к разведывательной деятельности, а также лиц, осуществляющих шпионаж в интересах иностранных организаций и частных лиц <4>.
--------------------------------
<4>
Под шпионажем, согласно Закону, понимается шпионская деятельность, ее спонсирование или подстрекательство к ней со стороны иностранных организаций или физических лиц, а равно аналогичная деятельность китайских граждан и организаций в пользу иностранных организаций и частных лиц. В случае нарушения безопасности страны деятельность указанных лиц и организаций может быть приостановлена, и контрразведка вправе наложить арест на их денежные средства или предметы (например, смартфоны и другие электронные устройства), используемые в целях шпионажа, или конфисковать их. Также в Законе говорится, что "фабрикация или искажение фактов, публикация или распространение утверждений или информации, создающих угрозу государственной безопасности", считаются преступлениями, связанными со шпионажем <5>.
--------------------------------
<5> China's Intelligence Law and the Country's Future Intelligence Competitions. Government of Canada.
В 2015 г. Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики утвердило Закон о государственной безопасности, усиливающий государственный контроль за киберпространством <6>. В его тексте говорится, что Китай сделает Интернет и информационные системы "безопасными и контролируемыми" <7>.
--------------------------------
<6> China Passes New National Security Law Extending Control over Internet // The Guardian. 2015. 1 July.
<7> Xinhua Insight: China Adopts New Law on National Security // Xinhua. 2015. 1 July.
В 2016 г. был принят Закон о кибербезопасности. Будучи направленным на искоренение анонимности в онлайн-деятельности, закон требовал, чтобы пользователи Интернета регистрировали свои настоящие имена <8>.
--------------------------------
<8> Mozur P. China's Internet Controls Will Get Stricter, to Dismay of Foreign Business // The New York Times. 2016. 7 November.
Китайское правительство воспринимает внешние и внутренние угрозы государству упреждающе и оперирует широким понятием государственной безопасности. С целью противостояния глобализму и распространению западной культуры, борьбы с сепаратизмом, экстремизмом, терроризмом и защиты целостности государства Китай стремится продвигать патриотические настроения и социализм с китайской спецификой - "одно государство - две системы".
Председателем КНР Си Цзиньпином была подчеркнута необходимость хранить традиционные культурные ценности и укреплять глобальное влияние китайской культуры. Поощряются такие ценности, как честность, лояльность и беспристрастность, и противопоставляются "эгоистичному поведению, децентрализации" и пренебрежению правилами <9>. Интернет рассматривается как возможный инструмент внешнего вмешательства в дела государства. В отличие от США, Европейского союза, Великобритании, фокусирующихся на индивидуализме и свободе, китайская модель Интернета ставит в приоритет безопасность и целостность государства, стабильность и порядок в жизни общества.
--------------------------------
<9> Backgrounder: Xi Jinping Thought on Socialism with Chinese Characteristics for a New Era // Xinhua. 2018. 17 Marth.
Для обеспечения безопасности государства, соблюдения культурных традиций и содействия распространению социалистических патриотических ценностей Китаем была создана система кибермониторинга, раннего оповещения и передачи информации <10>.
--------------------------------
<10> Overview of China's Cybersecurity Law // KPMG China. February.
Так, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе китайские официальные лица уделяют первостепенное внимание государственной и общественной безопасности, используя наблюдение в целях предотвращения террористических атак и других преступлений. Также известно о создании в Синьцзяне первой региональной базы, содержащей снимки сетчатки глаза до 30 млн граждан <11>.
--------------------------------
<11> Mozur P., Qian I., Xiao M., Cardia A. Four Takeaways from a Times Investigation into China's Expanding Surveillance State // The New York Times. 2022. 21 June.
Рост экономической и военной мощи Китая сопровождается растущим доминированием в индустрии высоких технологий, что позволяет направлять ресурсы в приоритетные отрасли. Государственные фирмы и определенные секторы экономики получают субсидии, доступ к защищенным рынкам и кредитование на выгодных условиях <12>. Сильный технологический потенциал Китая, а также активное совершенствование правового регулирования расширяют возможности для введения различных ограничений прав и свобод человека в интересах обеспечения безопасности государства.
--------------------------------
<12> Samuelson R.J. Why China Clings to State Capitalism // The Washington Post. 2019. 9 January.
В последние годы Китаем было учреждено множество поддерживаемых государством фондов стоимостью в миллиарды долларов, предназначенных для передовых производственных и технологических секторов экономики, в том числе фонд в 40 млрд юаней для высокотехнологичных отраслей и фонд в 147,2 млрд юаней для новых материалов, информационных технологий и электрооборудования. Десятилетия экономического роста позволили Китаю увеличить свои расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые с 1999 г. росли в среднем на 20% в год <13>. В 2016 г. инвестиции в НИОКР достигли 410 млрд долл., больше, чем в Японии, Германии и Южной Корее, вместе взятых <14>.
--------------------------------
<13> Kubota Y. China's New $21 Billion High-Tech Manufacturing Fund Likely to Rankle U.S. // The Wall Street Journal. 2019. 20 November.
<14> Emanuel E., Gadsden A. and Moore S. How the U.S. Surrendered to China on Scientific Research" // The Wall Street Journal. 2019. 19 April.
Китайское правительство стремится уменьшить свою зависимость от иностранных поставщиков цифрового и коммуникационного оборудования, лидирующих в области передовых технологий, таких как искусственный интеллект, квантовые вычисления и сети 5G. Ожидается, что беспроводные сети следующего поколения 5G будут работать в 100 раз быстрее, чем сети 4G, и произведут "революцию во всей мировой экономике". Более высокие скорости соединения позволят использовать интернет вещей и более точные системы наблюдения <15>.
--------------------------------
<15> Rundle J. and Loten A. The Power of Combining 5G and AI // The Wall Street Journal. 2019. 8 November.
В 2018 г. китайская компания Huawei потратила около 16 млрд долл. на НИОКР, что составляет около 15% ее годового объема продаж <16>. В настоящее время она является ведущей международной компанией по патентам 5G, таким как передача данных и сетевая безопасность <17>.
--------------------------------
<16> Lucas L., and Kynge J. Huawei Continues Global Push Despite Setbacks in West // Financial Times. 2018. 16 December.
<17> Johnson K., Groll E. The Improbable Rise of Huawei // Foreign Policy. 2019. 3 April.
Централизованный подход Китая также благоприятствует развитию искусственного интеллекта. Как замечают некоторые эксперты, демократия и централизация власти представляют собой две разные системы обработки данных. В то время как централизация власти концентрирует информацию и власть в одном месте, демократия распределяет их между множеством людей и учреждений <18>.
--------------------------------
<18> Yuval Noah Harari. Why Technology Favors Tyranny // The Atlantic. 2019. Oktober.
В результате централизованная модель может стать решающим преимуществом в развитии искусственного интеллекта для Китая, в условиях наличия огромных массивов информации, сильной государственной поддержки и среды, в которой мало внимания уделяется защите конфиденциальности. Сочетание сетей 5G и искусственного интеллекта может значительно расширить возможности органов власти по наблюдению за населением <19>.
--------------------------------
<19> James Rundle and Angus Loten. The Power of Combining 5G and AI // The Wall Street Journal. 2019. 8 November.
Благодаря все более сложным технологиям китайское правительство может продвигать комплексные системы наблюдения. "Воздушная сеть", дословный перевод китайского названия "Tianwang", представляет собой полицейскую систему данных, основными компонентами которой являются видеонаблюдение, система распознавания лиц и искусственный интеллект <20>. Для поимки преступников в аэропортах, на вокзалах и на улицах повсеместно установлены камеры видеонаблюдения.
--------------------------------
<20> Mozur P. Inside China's Dystopian Dreams: A.I., Shame and Lots of Cameras // The New York Times. 2019. 8 July.
По данным South China Morning Post, в 2017 г. у Tianwang было 170 млн камер, а к 2020 г. правительство планировало добавить еще 400 млн по всей стране <21>. По некоторым оценкам, в 2022 г. более половины из почти миллиарда всех функционирующих в мире камер наблюдения находятся в Китае <22>. Целью "Воздушной сети" является поимка большего числа скрывающихся от правосудия подозреваемых и коррумпированных чиновников <23>.
--------------------------------
<21> Chen S. How tensions with the West are putting the future of China's Skynet mass surveillance system at stake // South China Morning Post. 2018. 23 September.
<22> Mozur P., Qian I., Xiao M., Cardia A. Four Takeaways from a Times Investigation into China's Expanding Surveillance State // The New York Times. 2022.
<23> China Launches "Sky Net 2019" to Capture Fugitive Officials, Xinhua. 2019. 28 January.
Также существуют свидетельства применения полицией Китая устройств, выполняющих функцию анализа и перехвата мобильных и Wi-Fi сигналов в радиусе своего действия. Это мощный инструмент для установления связи между реальной личностью, цифровым следом и физическим местоположением <24>. Подобные устройства иногда способны пользоваться слабой степенью защиты данных того или иного объекта наблюдения для извлечения личной информации.
--------------------------------
<24> Mozur P., Qian I., Xiao M., Cardia A. Four Takeaways from a Times Investigation into China's Expanding Surveillance State // The New York Times. 2022.
Например, в 2017 г. в тендерном документе полиции Пекина было указано намерение сбора информации об именах, используемых владельцами отслеживаемых телефонов в популярных китайских социальных сетях. А тендерные документы окружной полиции провинции Гуандун показали, что были приобретены устройства, способные отслеживать в телефонах наличие приложения, представляющего собой уйгуро-китайский словарь. Его присутствие могло бы указывать на принадлежность владельца телефона к тщательно контролируемому уйгурскому этническому меньшинству. На сегодняшний день технические средства для перехвата мобильного сигнала используются во всех провинциях и регионах материкового Китая <25>.
--------------------------------
<25> Там же.
Кроме того, система наблюдения Китая не ограничивается сферой государственной безопасности. Разработанная правительством "Система социального рейтинга" направлена на мониторинг и контроль повседневной жизни и деятельности населения. Система оценивает "надежность" граждан, объединяя данные об их онлайн- и офлайн-поведении. Миллионам граждан было запрещено покупать билеты на авиарейсы и поезда в случае попадания в "черный список" за правонарушения, связанные с социальным кредитом. Нарушения могут варьироваться от распространения ложной информации и употребления наркотиков до курения в поезде и неуплаты налогов <26>. Для создания единой системы социального кредита китайское правительство взаимодействует с частными кредитными организациями, такими как Sesame Credit, представляющей финансовый кредитный рейтинг <27>.
--------------------------------
<26> Kuo L. China Bans 23m from Buying Travel Tickets as Part of 'Social Credit' System // The Guardian. 2019. 1 March.
<27> Freedom on the Net 2018 г.
Таким образом правительства по всему миру занимают неоднозначные позиции в отношении правового регулирования технологических отраслей и особенно в сфере наблюдения, сбора и хранения информации о частной жизни граждан. Следует учитывать, что незаконное и произвольное наблюдение, осуществляющееся без судебного решения и независимого надзора, может иметь крайне навязчивый характер и нарушать фундаментальные права человека. Недостаточность правового регулирования на национальном и международном уровне может привести к "специфическим формам ограничения прав граждан, не поддающимся контролю со стороны какого-либо независимого органа" <28>.
--------------------------------
<28> La Rue Frank. Report of the Special Rapporteur on the Promotion and Protection of the Right to Freedom of Opinion and Expression, Frank La Rue // United Nations General Assembly, Human Rights Council. 2013. 17 April.
Так слабая нормативная правовая база способствует взрывному распространению технологий наблюдения. Согласно неправительственной организации "Репортеры без границ" Интернет стал частью "сопутствующего ущерба" в войне с терроризмом <29>. При этом, учитывая темпы технологического развития, правовые меры зачастую за ним не поспевают <30>.
--------------------------------
<29> Enemies of the Internet Report 2012 // Репортеры без границ, март 2012 г.
<30> Lyon D. Op. cit. 13.
Существующие правовые нормы своевременно не обновляются и не пересматриваются с учетом появления новых технологий наблюдения и сбора информации и, как следствие, не справляются с устранением существующих рисков и проблем <31>. Механизмы по защите прав человека также слишком медленно оценивают влияние Интернета и технологических новшеств в сфере контроля за коммуникациями <32>.
--------------------------------
<31> La Rue F. Op. cit.
<32> Ibid.
Таким образом, при осуществлении наблюдения за частной жизнью граждан в интересах обеспечения безопасности государства необходимо достижение баланса между интересами самого государства и правами граждан с учетом возникающих угроз обществу.