Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Развитие института защиты экологических прав граждан в Российской Федерации и Китайской Народной Республике

Обновлено 02.02.2024 05:37

 

В статье исследуется институт защиты экологических прав граждан в Российской Федерации и Китайской Народной Республике (КНР), новеллы, появившиеся в институте защиты экологических прав граждан этих государств. В указанных странах используются неидентичные подходы в закреплении экологических прав. В Конституции КНР эти права не регламентированы, что не является препятствием для обеспечения их защиты. Произошедшие за последние несколько лет существенные изменения в правовых основах, регламентирующих защиту экологических прав как граждан России, так и граждан Китая, свидетельствуют о развитии институтов защиты этих прав.

 

Ключевые слова: защита экологических прав, способы защиты экологических прав, институт защиты экологических прав.

 

Вопросы защиты экологических прав граждан Российской Федерации (далее также - РФ, Россия) и Китайской Народной Республики (далее также - КНР, Китай) находятся в фокусе внимания руководства этих стран, которые ежегодно подчеркивают важность обеспечения высоких стандартов экологического благополучия.

Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. отметил, что решение проблем в сфере экологии является задачей не только для нашей промышленности, но и науки <1>, а 15 января 2020 г. глава Российского государства объявил, что проблемы экологии, загрязнения окружающей среды - общие для всех вызовы глобального развития <2>.

--------------------------------

<1> См.: Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Президент России. 2019. 20 февраля.

<2> См.: Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Президент России. 2020. 15 января.

 

Председатель КНР Си Цзиньпин на XIX съезде Коммунистической партии Китая в октябре 2017 г. призвал продолжить ускорение экоцивилизационного строительства в государстве <3>, а 29 октября 2020 г. глава китайского государства на V пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая 19-го созыва объявил о фундаментальном улучшении состояния окружающей среды с целью построения "Прекрасного Китая" за счет внедрения экологически чистых технологий во все сферы жизни общества <4>.

--------------------------------

<3> См.: Доклад председателя КНР Си Цзиньпина на XIX съезде Коммунистической партии Китая от 18 октября 2017 г.

<4> См.: Доклад председателя КНР Си Цзиньпина на пятом пленуме XIX съезда Коммунистической партии Китая от 29 октября 2020 г.

 

Изменение направлений государственного развития, а также появление природоохранных целей, направленных на решение обозначенных политических задач, требуют выстраивания новой линии защиты экологических прав.

Согласно мнению М.И. Васильевой, признание и законодательная защита экологических интересов человека - один из важнейших результатов развития права в XX в. <5> Справедливо и замечание Цуй Цзянься, который считает, что "право каждого на окружающую среду" постепенно становится мировым, поскольку правительства различных стран включают идею этого права в политику своих государств <6>.

--------------------------------

<5> См.: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве: теория и практика правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.

<6> См.: Цуй Цзянься. Реконструкция экологических прав (на кит. яз.) // Журнал Шаньдунского университета (издание по философии и социальным наукам). 2019. N 6. С. 152.

 

Поэтому совершенствование норм природоохранного законодательства в любой стране в настоящий период времени объясняется в том числе необходимостью обеспечения защиты экологических прав, признаваемых за гражданами этих государств.

Формирование и поддержание Китаем зеленого развития и имиджа "экологически цивилизованного" государства призваны обеспечить баланс экономических интересов и охраны окружающей среды, в том числе в целях сокращения фактов нарушения экологических прав (далее также - права в сфере охраны окружающей среды) граждан этого государства. Экономический подъем в Китае стал одной из причин ухудшения качества окружающей среды и здоровья, причем не только граждан Китая, но и граждан отдельных восточных регионов России.

Решение экологических проблем, при котором первостепенной задачей выступает обеспечение защиты экологических прав, к которым относится закрепленное в ст. 42 Конституции РФ <7> право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, актуально также и для Российского государства. Это подтверждается не только многочисленными обращениями к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, но и вносимыми в национальное экологическое законодательство изменениями.

--------------------------------

<7> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 декабря.

 

Развитие законодательства России сопряжено в первую очередь с совершенствованием основного природоохранного нормативного правового акта. В Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <8> появилась норма, закрепляющая информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) (ст. 4.3). В ней уточнены сведения, относящиеся к экологической информации: о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв; о радиационной обстановке; о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ; об обращении с отходами производства и потребления; о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

--------------------------------

<8> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

 

Кроме того, восстановлен институт общественного инспектора по охране окружающей среды (ст. 68), которым является гражданин, изъявивший желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, может осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды. Вместе с тем, в отличие от гражданина, не наделенного статусом общественного экологического инспектора, последний вправе принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений.

Изменения относительно защиты прав граждан, в том числе и экологических, произошли и в гражданско-процессуальном законодательстве. В соответствии со ст. 244.20 Гражданского процессуального кодекса РФ <9> граждане наделены правом коллективного обращения в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц. Учитывая, что экологические права относятся к нематериальным правам, коллективная защита этих прав представляется наиболее убедительной и эффективной ввиду облегчения процесса доказывания нарушенных прав.

--------------------------------

<9> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

 

В последние годы повышается актуальность применения административного порядка защиты экологических прав граждан путем обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

По состоянию на 2019 г. значимость права на благоприятную окружающую среду для жителей России, по сравнению с 2014 г., возросла практически в 3 раза, что обусловлено актуализацией для общества проблем скопления мусора (21%), загрязнения водоемов и низкого качества питьевой воды (15%), ухудшения воздуха (12%) <10>.

--------------------------------

<10> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 г.

 

В то время как в 2020 г. в очередном Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации отмечается снижение обращений, в 2021 г. сделан вывод о том, что последовательное сокращение жалоб, поступающих в его адрес объясняется предпринимаемыми государством мерами, в частности, установленными на конституционном уровне, в том числе и в связи с изменением Конституции РФ в 2020 г. В числе новелл закреплены полномочия Правительства Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения; снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры (ст. 114 Конституции Российской Федерации) <11>.

--------------------------------

<11> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г. С. 161.

 

Изменение вектора политического развития Китая, ввиду которого охрана окружающей среды стала основным направлением государственной политики, отсутствие нормативного закрепления экологических прав граждан Китая на конституционном уровне обусловили развитие природоохранного законодательства этой страны, для которой важным шагом стало внесение в 2014 г. Правительством Китая изменений в Закон КНР "Об охране окружающей среды" <12>.

--------------------------------

<12> См.: Закон КНР "Об охране окружающей среды" от 26 декабря 1989 г. (на кит. яз.).

 

В Законе КНР "Об охране окружающей среды" закреплены права граждан в сфере охраны окружающей среды (ст. 53): право на доступ к информации об охране окружающей среды, право на участие в охране окружающей среды, право контроля в сфере охраны окружающей среды.

Кроме того, расширились возможности граждан по их участию в охране окружающей среды, предоставлены права общественным организациям предъявлять в народные суды иски в защиту общественных интересов в сфере охраны окружающей среды (ст. 58).

Развитие природоохранного законодательства КНР также привело к появлению в Законе КНР "Об охране окружающей среды" норм, регламентирующих порядок раскрытия информации и участия общественности в охране окружающей среды. В китайском законодательстве установлено, что организации, непосредственно или потенциально осуществляющие загрязнение окружающей среды, могут подвергаться общественному контролю (ст. 55). В связи с этим декларируется, что граждане, юридические лица и другие организации имеют право как получать информацию об окружающей среде, так и сообщать обнаруженную ими информацию о загрязнении окружающей среды или нанесении ей вреда (ст. 53 и 57).

Таким образом, изменения в ключевой природоохранный акт КНР направлены на совершенствование норм, регламентирующих в том числе экологические права.

Достоинство человека, равно как и присущие ему права, должны защищаться всеми доступными для него способами. Защита экологических прав как граждан России, так и граждан Китая обеспечивается путем использования активных действий субъектов права при применении способов защиты этих прав.

В Российской Федерации защита экологических прав обеспечивается путем применения способов защиты гражданских прав с учетом существа (природы) нарушенного права и последствий его нарушения, что является определяющим критерием при выборе подлежащего применению способа защиты, закрепленного в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации <13> (далее - ГК РФ).

--------------------------------

<13> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

 

К способам защиты личных неимущественных прав, в том числе экологических, исходя из положений ГК РФ относятся: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, компенсация морального вреда, самозащита права и иные способы, предусмотренные в законодательстве, поскольку их перечень не является исчерпывающим. В их числе представлены как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты прав. При этом выбор конкретного подлежащего применению способа защиты экологических прав определяется субъектом права, чьи права нарушены, самостоятельно.

Таким образом, каждый носитель субъективных экологических прав всегда имеет выбор: либо активно действовать в целях обеспечения защиты экологических прав, либо воздержаться от совершения определенных действий. Это означает, что защита экологических прав ставится в зависимость от принятого субъектом права решения, направленного на обеспечение своих прав защитой путем обращения в уполномоченные органы государственной власти и суд либо при их самостоятельной защите.

К числу способов защиты экологических прав граждан Китая согласно действующему Гражданскому кодексу КНР, вступившему в силу с 1 января 2021 г. <14> (далее - ГК КНР), следует отнести закрепленные в ст. 1167, 1179, 1233, 1234: прекращение правонарушения, устранение препятствий; устранение угрозы; восстановление первоначального положения, возмещение ущерба, компенсацию морального вреда. Вместе с тем в ст. 181 и 182 ГК КНР закреплены формы самозащиты: необходимая оборона и крайняя необходимость. При этом самостоятельная защита прав граждан Китая не должна выходить за ее пределы.

--------------------------------

<14> См.: Гражданский кодекс Китайской Народной Республики от 28 мая 2020 г.

 

Непосредственно в природоохранном законодательстве как России, так и Китая способы защиты экологических прав не определены, за исключением правовой регламентации в китайском законодательстве деятельности специализированных судов по охране окружающей среды, рассматривающих споры по защите исключительно общественных, а не личных интересов в сфере охраны окружающей среды. Защита личных экологических прав осуществляется в общем порядке, равно как и иные гражданские права. Так, например, анализ материалов судебной практики КНР показывает, что специализированные суды по охране окружающей среды существенно повышают качество и результат судебного рассмотрения споров по такой категории дел, поэтому в целях повышения эффективности защиты экологических прав граждан России видится целесообразность создания в Российской Федерации специализированных составов судей по охране окружающей среды в судах общей юрисдикции.

Таким образом, в целях выбора наиболее эффективного способа защиты экологических прав в правовых системах исследуемых государств закреплены различные способы защиты, применение которых возможно путем обращения в уполномоченные органы, суд, или применение самостоятельных действий, направленных на обеспечение защиты экологических прав. При этом как в России, так и в Китае способы, применяемые при защите экологических прав, могут применяться как по отдельности, так и совместно.

Несмотря на неидентичные подходы в закреплении экологических прав за гражданами российского и китайского государства и отсутствие установления экологических прав на уровне Конституции КНР <15>, исследуемые страны в своих нормативных актах содержат достаточное количество норм, закрепляющих правовые возможности защиты этих прав.

--------------------------------

<15> См.: Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г.

 

Таким образом, произошедшие за последние несколько лет существенные изменения в правовых основах, регламентирующих защиту экологических прав как граждан России, так и граждан Китая, свидетельствуют о развитии институтов защиты этих прав. Накопленный опыт в сфере защиты экологических прав граждан исследуемых государств представляет интерес в связи с инкорпорацией отдельных позитивных правовых механизмов в национальные правовые системы, в том числе в целях совершенствования правотворчества в обозначенных странах.