Обязательственное право в Гражданских кодексах РФ и КНР: сравнительно-правовое исследование
В статье проводится сравнительное исследование норм обязательственного права, его общих положений, закрепленных в Гражданских кодексах КНР и РФ. С принятием в мае 2020 г. первого в КНР Гражданского кодекса были систематизированы, наряду с другими, и нормы обязательственного права. Обязательственное право является важной частью гражданского права, так как регулирует товарообмен в обществе, отношения по поводу перехода от одних лиц к другим материальных и иных благ. Результаты исследования позволяют увидеть как общие, схожие подходы в регулировании гражданско-правовых обязательств в китайской и российской системах права, так и национальные особенности обязательственного права КНР.
Ключевые слова: Гражданский кодекс, Китайская народная Республика, Российская Федерация, обязательственное право.
Для развития юриспруденции в Китайской Народной Республике переломным стал 2020 г. Именно тогда, впервые в истории Китая, был принят Гражданский кодекс КНР <1>. Принятие данного правового акта ознаменовало переход к новому важнейшему этапу в истории развития юриспруденции в КНР, так как был завершен длительный путь кодификации гражданского права, начатый в 50-е годы XX в. С принятием Кодекса окончательно определено место гражданского права в правовой системе КНР как основной, базовой отрасли, регламентирующей частные, прежде всего имущественные, отношения.
--------------------------------
<1>
Актуальность рассматриваемой специфики кроется в том, что нормами обязательственного права осуществляется регламентация общественных отношений, важность и значимость которых бесспорны. К таким отношениям относятся, прежде всего, отношения по поводу перехода от одних лиц к другим материальных и иных благ, имеющих экономическую форму товара, по поводу экономического оборота (товарообмена) между субъектами цивильного права. Важно отметить, что для российского государства, активно развивающего экономические, хозяйственные отношения с Китаем на государственном и частном уровнях, знание гражданско-правового, обязательственного законодательства соседнего государства, понимание его особенностей представляются необходимыми.
Анализ норм обязательственного права, получивших закрепление в Гражданском кодексе КНР (далее - ГК КНР), их сравнение с аналогичными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации <2> (далее - ГК РФ) позволят определить имеющиеся схожие черты, а также выявить конкретные отличия в механизме правового регулирования соответствующих отношений.
--------------------------------
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
Актуальность сравнительного исследования обязательственного права в России и Китае обосновывается не только практическими задачами, но и гносеологическими. Полученные новые сведения об особенностях правового регулирования гражданско-правовых обязательств в ГК КНР важны для правовой компаративистики, изучающей правовые системы различных государств, их правовые институты, категории для выявления общих закономерностей развития права и его национальных особенностей.
Прежде чем перейти к выявлению общих и отличных аспектов в нормативных закреплениях ГК РФ и ГК КНР, регулирующих обязательственные правоотношения, важным представляется рассмотреть структуру и содержание обоих актов.
Построение структуры и содержания ГК КНР базируется на распространенной в странах романо-германской правовой семьи пандектной системе гражданского права, специфика которой заключается в разграничении кодифицированного акта на две части: Общую и Особенную. Также для ГК КНР характерно четкое обособление вещных прав от обязательственных. Расположение правового материала в ГК КНР основано на принципе "от общего к частному".
В структуре ГК КНР содержится Общая часть, включающая в себя правовые нормы, регламентирующие важные общие гражданско-правовые институты <3>. Общая часть ГК КНР включает 10 глав и 204 статьи. Особенность ее заключается в отсутствии отдельных подразделов с общими положениями вещного и обязательственного права. Общие нормы этих подотраслей включены в Особенную часть, в разд. "Вещное право", "Договоры". Особенную часть Кодекса составляют подотрасли гражданского права, традиционные для пандектной системы.
--------------------------------
<3> Гражданский кодекс Китайской Народной Республики. Официальный текст (на китайском языке); Гражданский кодекс Китайской Народной Республики / Отв. ред. П.В. Трощинский. М.: Синосфера, 2020; Гражданский кодекс Китайской Народной Республики (Пер. на рус. яз. П.В. Бажанова).
Что касается ГК РФ, то в отношении его внутреннего строения наблюдается следование аналогичной концепции. Нормативный материал ГК РФ также сформирован в соответствии с пандектной системой и включает Общую и Особенную части. В Общей части (ч. I) содержатся положения, общие для всех правовых институтов частного права. Например, в Общей части ГК РФ регламентируются положения, касающиеся правоспособности и дееспособности граждан, правового положения физических и юридических лиц, осуществления гражданами предпринимательской деятельности <4> и т.д. Но структура и содержание Общей части ГК РФ отличается от Кодекса КНР более сложной и развернутой системой построения.
--------------------------------
<4> Надежин Н.Н. Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования в зарубежном законодательстве // Международное публичное и частное право. 2019. N 4. С. 30 - 33.
В отличие от ГК КНР в структуру Особенной части ГК РФ включены такие подотрасли гражданского права, как международное частное право и право на результаты интеллектуальной деятельности. В КНР эти правоотношения регулируются отдельными законами. В отличие от КНР семейные правоотношения в правовой системе РФ составляют предмет самостоятельной отрасли семейного права, имеющего отдельный кодекс.
Как уже было отмечено, обязательственные отношения составляют важную часть предмета гражданского права <5>. Оформляются такие отношения с помощью категорий и норм обязательственного права.
--------------------------------
<5> Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право: Учеб. для студ. вузов / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 11 - 17.
Важным представляется определить, как обязательственное право регламентируется в ГК КНР <6>, и сопоставить его нормативные закрепления с механизмами обязательственного права в России.
--------------------------------
<6> Гражданский кодекс Китайской Народной Республики (Пер. на рус. яз. П.В. Бажанова).
Нормативно-правовая конструкция кодекса КНР свидетельствует об особенностях системы обязательственного права и концептуального подхода к его пониманию. Китайский законодатель не стал следовать традиционной системе обязательственного права, содержащей Общую и Особенную части. В отличие от общепринятой практики включать в гражданские кодексы общие положения об обязательствах, которой следует и российское цивильное законодательство, в ГК КНР не содержится самостоятельного раздела с общими правовыми положениями об обязательствах.
Несмотря на то что Общая часть ГК КНР почти полностью повторяет Общую часть гражданского права КНР (2017 г.) <7>, формулировки отдельных статей об обязательствах в ней были частично изменены. В частности, в ст. 118 фраза "обязательственные права" была заменена на фразу "право требования".
--------------------------------
<7> Общая часть гражданского права КНР (Пер. на рус. яз. П.В. Бажанова).
Важно отметить, что нормативными закреплениями Общей части гражданского права КНР (2017 г.) были заменены Общие положения гражданского права КНР (1986 г., в ред. 2009 г.) <8>, где прослеживался традиционный подход к регулированию обязательственных отношений. В старом законе (1986 г.) в гл. V "Гражданские права" содержался самостоятельный параграф "Обязательственное право", исключенный в последующем из Общей части гражданского права КНР (2017 г.) и ГК КНР. В содержании исключенного параграфа "Обязательственное право" нашли свое нормативное отображение общие аспекты об обязательствах, предусматривающие законодательное толкование понятия "обязательства".
--------------------------------
<8> Общие положения гражданского права КНР (Пер. на рус. яз. П.В. Бажанова).
В последующих законах - Общей части гражданского права КНР (2017 г.) и ГК КНР - не только исключен отдельный параграф об обязательственном праве, но и изменена правовая терминология.
Из ГК КНР не только исключен раздел общих положений об обязательствах, но и отсутствует единый раздел, объединяющий различные конкретные виды обязательств. Отдельные нормы, регулирующие обязательственные правоотношения, размещены в разных частях Кодекса: в кн. 1 "Общая часть", в кн. 3 "Договоры", в кн. 7 "Деликтная ответственность".
Другая система обязательственного права существует в ГК РФ. В качестве специфики обязательственного права, урегулированного нормами ГК РФ, можно обозначить то, что характерно разделение на Общую и Особенную части. Первая часть ГК включает в свой содержательный материал разд. III "Общая часть обязательственного права", состоящий из подразделов "Общие положения об обязательствах" и "Общие положения о договоре" <9>. В раздел "Отдельные виды обязательств" включены нормативные закрепления, регламентирующие конкретные виды договоров, обязательства вследствие причинения вреда (деликты), обязательства вследствие неосновательного обогащения и др. Этот раздел представляет собой Особенную часть обязательственного права.
--------------------------------
<9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
Ввиду того, что в ГК КНР не предусмотрен общий раздел обязательственного права, отдельные нормы, регламентирующие общие положения об обязательствах, нашли свое фактическое отображение в Общей части ГК КНР. Так, глава V "Гражданские права" регламентирует понимание того, что представляют собой обязательства, а также поясняет, в чем характерная специфика оснований их возникновения. Статья 118 устанавливает, что "субъекты гражданских правоотношений в соответствии с законодательством обладают обязательственными правами (правами требования). Право требования - право правообладателя требовать от определенного обязанного лица выполнения определенного действия или воздержания от определенного действия, возникающее из договора, деликта, действия без поручения, неосновательного обогащения, а также из других предусмотренных законом норм" <10>. Особенность такой трактовки заключается в том, что понятие обязательства дается только через призму субъективного права лица - права требования. При этом не учтено, что спецификой обязательства является наличие как прав, так и обязанностей у его участников (субъектов). Обращает на себя внимание и отсутствие терминов "кредитор", "должник", применяемых в отношении участников обязательственных отношений в пандектной системе цивильного права.
--------------------------------
<10> Гражданский кодекс Китайской Народной Республики (Пер. на рус. яз. П.В. Бажанова).
Нормативные закрепления российского гражданского законодательства определяют, что для обязательства характерно наличие двух субъектов права: должника и кредитора. Соответственно, важно отметить, что для одного лица, коим является должник, закон устанавливает конкретные обязанности по осуществлению определенной работы, передаче имущества или же несовершению некоторых действий и др. Другой субъект данных правоотношений располагает законным правом требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ) <11>.
--------------------------------
<11> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
Соответственно, главное отличие понимания правовой природы обязательства в РФ и КНР заключается в том, что отечественное гражданское законодательство рассматривает обязательственное отношение через призму прав и обязанностей его двух субъектов, в то время как дефиниция "обязательства", сформированная в ГК КНР, не содержит указания на право кредитора и обязанности должника <12>.
--------------------------------
<12> Попондопуло В.Ф. Обязательственное право: общая характеристика и проблемы // Ленинградский юридический журнал. Научно-теоретический и информационно-практический межрегиональный журнал. 2009. N 1(15). С. 12.
Что касается оснований возникновения обязательств, то в ГК КНР указаны как договорные, так и внедоговорные (деликты, квазидоговоры) основания возникновения обязательств, что полностью соответствует пандектной системе цивильного права.
В ГК РФ конструкция оснований возникновения обязательств незначительно отличается от китайской. ГК РФ среди аспектов, отнесенных к основаниям возникновения обязательств, выделяет договоры и другие сделки, причинение вреда, неосновательное обогащение, а также иные основания, указанные в Кодексе (п. 2 ст. 307 ГК РФ). Иные основания для гражданско-правовых обязательств установлены в ст. 8 ГК РФ.
Таким образом, невзирая на структурные особенности расположения нормативного материала, можно констатировать единый подход к пониманию оснований для возникновения обязательств в ГК КНР и ГК РФ.
Исследование Гражданских кодексов КНР и России позволяет сделать выводы об особенностях обязательственного права, прежде всего в гражданском праве КНР.
Структура и содержание ГК КНР в основных положениях построены на принципах пандектной системы гражданского права, для которой характерно выделение общей и особенной частей, а также четкое обособление вещных прав от обязательственных. Это дает основание предположить, что при регулировании обязательственных отношений в ГК КНР применяются традиционные для пандектной системы принципы, методы, структура, понятия и пр.
Исследование ГК КНР показало, что, несмотря на сохранение традиционного подхода к пониманию правовой природы обязательственных отношений, их нормативно-правовое регулирование отличается значительными национальными особенностями.
В ГК КНР не сформирована традиционная, единая система обязательственного права, включающая Общую и Особенную части. В Кодексе нет Общей части обязательственного права, а Особенная часть представлена разрозненными, не объединенными в единую структуру разделами договорного права и деликтной ответственности.
Гражданский кодекс КНР, в отличие от ГК РФ, не содержит определение понятия обязательства, принятое в пандектной системе. Особенность китайской трактовки обязательства заключается в том, что оно дается только через призму субъективных прав правообладателя требовать от обязанного лица выполнения определенного действия или воздержания от определенного действия. При этом не устанавливается обязанность должника совершить действия в пользу кредитора. В ГК КНР изменена также терминология обязательственных отношений. В Гражданском кодексе КНР не употребляются термины "обязательственное право", "кредитор", "должник".