Сделка, заключаемая с использованием онлайн-платформ, как правовое явление в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
В рамках данной статьи рассматривается правовая природа сделок, заключаемых с использованием онлайн-платформ. Раскрывается основное отличие между традиционными сделками и сделками, заключаемыми с использованием онлайн-платформ. Предметом данной статьи является анализ современного состояния законодательства по вопросу сделок, заключаемых в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Автор сравнивает правовое регулирование данной формы сделок в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Анализируется основная проблема в законодательстве Российской Федерации. Отдельное внимание уделено моменту заключения данной формы сделок (договоров). В качестве методов научного познания автор использовал как общенаучные методы синтеза и анализа, обобщения, так и юридические приемы и средства, в частности метод сравнительного правоведения. Актуальность темы исследования объясняется недостаточной изученностью и слабой правовой основой данной формы сделок.
Ключевые слова: сделка, Интернет, электронная подпись, электронный документ, электронная коммерция, КНР, момент заключения договора.
С развитием глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) и электронной коммерции стало более популярным способом совершение сделок, заключаемых с использованием онлайн-платформ. Соответственно, данная форма сделок оказала огромное влияние на традиционные сделки.
По последним данным на сайте "Спутник новости" <1>, объем российских товарных операций с использованием онлайн-платформ AliExpress стремительно растет: продажи продукции в России в первом полугодии выросли на 126%, заказы - в 5,5 раза больше. Число российских продавцов выросло на 75 500 человек, увеличившись на 172%.
--------------------------------
<1> AliExpress Россия (Алиэкспресс): итоги полугодия 2021 г.
В этой связи создание эффективного правового регулирования по правоотношениям в сделках, заключаемых с использованием онлайн-платформ, является особо актуальным.
Кроме того, по последним данным ЮНКТАД "Оценка глобальной электронной коммерции в 2019 г. и предварительная оценка влияния COVID-19 на онлайн-розницу в 2020 г." <2>, доля глобальных розничных онлайн-продаж в общем объеме продаж выросла с 16% в 2019 г. до 19% в 2020 г. Глобальные продажи электронной коммерции подскочили до 26,7 триллиона долларов в 2019 г., что на 4% больше, чем в 2018. Данное увеличение включает продажи между предприятиями (B2B) и продажи потребителям (B2C), что эквивалентно 30% мирового ВВП в 2019 г.
--------------------------------
<2> Оценка глобальной электронной коммерции в 2019 г. и предварительная оценка влияния COVID-19 на онлайн-розницу в 2020 г.
Три из пяти ведущих платформ электронной коммерции B2C из Китая. Очевидно, что Китай является самой быстрорастущей страной в данной сфере. Рассмотрим опыт Китая для проведения сравнительного исследования.
Для выявления основных признаков сделок, заключаемых с использованием онлайн-платформ, рассмотрим в качестве примера покупку физическим или юридическим лицом товаров и услуг в интернет-магазине. В данной сделке проявляются следующие признаки: покупатель совершает действия, которые направлены на достижение такого правового результата, как установление права собственности на имущество или получение услуг; вторым сущностным признаком данных сделок является особая форма фиксации волеизъявления участников. Однако, как предусмотрено ст. 158 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <3>, необходимо выяснить, как данные правила функционируют при совершении сделок посредством сети Интернет. В современном российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие процедуру совершения сделок посредством информационно-телекоммуникационных средств, в частности сети Интернет. Вследствие этого существует обширная судебная практика по спорам, возникающим при совершении сделок в сети Интернет <4>.
--------------------------------
<3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
<4> Доброхотова А.В. Проблемы гражданско-правового регулирования электронных сделок // Молодой ученый. 2020. N 10. С. 32 - 34.
Следует отметить, что основное отличие между традиционными сделками и сделками, заключаемыми с использованием онлайн-платформ, состоит в форме волеизъявления. А волеизъявление - это суть самой сделки. В связи с этим форма волеизъявления стала одной из основных особенностей сделок, заключаемых с использованием онлайн-платформ.
Волеизъявление в сети Интернет может быть выражено различными способами, например нажатием соответствующей кнопки ЭВМ, что однозначно определяется как совершение сделки конклюдентными действиями и регламентируется положениями ст. 158 ГК РФ <5>. В то же время при нажатии кнопок ЭВМ происходят обработка и передача информации в виде электрических сигналов, электромагнитных импульсов и т.д., которые следует однозначно толковать как электронный документ <6>.
--------------------------------
<5> См.: п. 2 ст. 158 ГК РФ: "Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку".
<6> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Кроме того, при совершении традиционных сделок стороны - независимо от того, общаются ли они лицом к лицу либо используют телефон, факс или другое - обычно имеют относительно большие возможности понять друг друга, тем самым подтверждая свою личность и квалификацию. Впрочем, для совершения сделок, заключаемых с использованием онлайн-платформ, ситуация иная: поскольку компьютерная сеть представляет собой открытый виртуальный мир, любой может использовать вымышленное имя, личность и адрес, вследствие которого сложно подтвердить личность сторон, а также это влияет на реализацию прав и обязанностей сторон и их доверие к безопасности сделок, совершаемых в сети Интернет <7>.
--------------------------------
<7> Фан Гоцян, Ян Цзяцин. Вопросы договорного права в электронной торговле // Журнал Хунаньского университета бизнеса. 2002. N 6. С. 121. .
Такая ложная идентификация может быть вызвана тем, что участники сделок посредством Интернета намеренно избегают ответственности, которую они должны нести, а также могут быть компьютерными хакерами, использующими технологии для кражи личной информации других лиц и употребления ее в мошеннических целях.
Бывает и так, что участники с точки зрения безопасности не желают совершать сделки в Интернете, используя свои персональные данные, чтобы избежать утечки личной информации и воздействия на их конфиденциальность. В любом случае такие ситуации повлияют на идентификацию участников сделок. В настоящее время более простой способ подтвердить личность и квалификацию участников - это установить пароль или перезвонить для подтверждения, а более удобный - использовать электронную подпись.
Важной вехой в российском законодательном регулировании цифровых прав, электронных сделок следует считать принятие Федерального закона от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 34-ФЗ) <8>. Далее подробно рассмотрим эти изменения.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Во-первых, появилась новая статья - 141.1, закрепляющая понятие цифровых прав. Таковыми признаются указанные в законе "обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам". Можно заключить из этого определения, что данная норма пока декларативна. Конкретика по видам цифровых прав должна быть установлена отдельным законом. Также в соответствии с новой редакцией ст. 160 к письменной форме сделки приравнивается совершение сделок с помощью электронных либо иных технических средств, если в связи с этим содержание сделки может быть воспроизведено неизменно на материальном носителе. Теперь законодатель напрямую урегулировал возможность совершить сделку в электронной форме.
Помимо этого, законодатель облегчил требования к наличию подписи в сделках. Аналогом подписи может являться "любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю". Очевидно, что такими способами могут быть и любые виды электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) <9>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) "Об электронной подписи".
Также частично изменено Федеральным законом N 34-ФЗ правило, установленное в п. 2 ст. 434 ГК РФ, о том, что двусторонние (многосторонние) сделки - договоры в письменной форме имеют несколько способов заключения: составление одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, обмен письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго п. 1 ст. 160 ГК РФ.
Таким образом, вышеперечисленные положения ГК РФ используются в сфере заключения сделок посредством информационно-телекоммуникационных средств совместно с нормами Федерального закона N 63-ФЗ. Сферой действия указанного Закона являются общественные отношения в области применения электронных подписей, в частности при заключении гражданско-правовых сделок, но в то же время не регулируется процедура совершения сделок посредством сети Интернет. В практике заключения данной формы сделок особый интерес вызывает вопрос о моменте заключения договора, поскольку от правильного его установления зависит момент возникновения прав и обязанностей у сторон электронного договора.
Обратимся к опыту Китая. Основным документом, регулирующим правоотношения по сделкам, заключаемым с использованием онлайн-платформ, является Закон КНР "Об электронной коммерции" <10>. Когда речь идет о правовых проблемах, возникающих в условиях информационно-телекоммуникационных средств, в настоящее время в Гражданском кодексе Китайской Народной Республики (далее - ГК КНР) <11> предусматриваются такие вопросы, как вопросы о данных, о сетевой виртуальной собственности, договорах (электронной коммерции), заключаемых с использованием сети Интернет, о защите личной информации и о деликтной ответственности в сети Интернет и т.д.
--------------------------------
<10> .
<11> Гражданский кодекс Китайской Народной Республики.
Что касается правового регулирования процедур совершения сделок посредством сети Интернет, в ст. 491 ГК КНР указано, что, если при заключении договора с помощью почтовых сообщений, цифровых электронных сообщений сторона требует подписания подтверждения, договор признается заключенным с момента подписания такого подтверждения. Если размещенные одной из сторон в Интернете или другой информационной сети сведения о товарах или услугах соответствуют требованиям, предъявляемым к оферте, то договор является заключенным с момента выбора другой стороной данных товаров и услуг и успешной отправки заказа, если, однако, договоренностью сторон не предусмотрено иное. Кроме того, в ст. 512 ГК КНР также определены сроки доставки товаров по договору онлайн-покупок, время оказания услуг и т.д.
Следует указать, что в области электронной коммерции более ярко отражены недостатки традиционной теории определения заключения договора, поскольку электронная коммерция включает в себя крупномасштабные сделки, т.е. предмет сделок является неопределенным, большое количество сделок влечет за собой больше императивных правил защиты прав потребителей, что увеличивает сложность определения заключения договора. Фактически суждение о заключении договора содержит множество юридических оценочных суждений <12>.
--------------------------------
<12> Сунь Лянго. Определение момента заключения договора и оценка договорного права // Журнал Восточно-Китайского университета политологии и права. 2018. N 2..
Исходя из этого в качестве объекта анализа рассмотрим процедуру совершения сделок на веб-сайте Amazon, который является наиболее развитой компанией электронной коммерции.
Используемый данной компанией электронный договор фактически имеет эталонное значение, а также позволяет систематически проверять, могут ли правила заключения договора соответствовать потребностям развития электронной коммерции.
Процедура подписания договора, предоставляемая Amazon, выглядит следующим образом: продавцы отображают продукты через рекламу, а потребители выбирают интересующие их продукты и помещают в корзину. На этом этапе они могут перейти в расчетный центр для осуществления платежа. Если продавец поддерживает наложенный платеж, потребители могут отказаться от онлайн-платежей. После этого потребители могут подтвердить заказ и отправить его. Затем система автоматически отправит электронное письмо с подтверждением. Письмо с подтверждением специально выделено черным шрифтом. В нем указано: "Данное письмо с подтверждением заказа только подтверждает, что мы получили ваш заказ, и лишь когда мы отправим вам электронное письмо с подтверждением доставки, чтобы проинформировать вас, что мы отправили продукт, договор считается заключенным". Обычно в течение нескольких дней система Amazon отправляет электронное письмо с уведомлением о доставке. В качестве примера для анализа автор в основном использует предоплату как наиболее часто применяемую форму расчетов.
Точное определение сроков заключения договора по закону имеет теоретическое и практическое значение для формирования более разумного порядка сделки. Момент заключения договора определяет, связаны ли обе стороны договором, несут ли они юридические обязательства и какие виды ответственности они несут <13>.
--------------------------------
<13> Klass G. Efficient Breach // The Philosophical Foundations of Contract Law / Eds. by G. Klass, G. Letsas, P. Saprai. Oxford University Press, 2014. P. 362 - 387.
В теоретических и практических кругах существуют разные взгляды на момент заключения договора, основанные на разных позициях.
Первая позиция состоит в том, что договор заключается в момент, когда покупатель выбирает товар (кладет его в корзину) <14>. Это связано с тем, что информация о товарах на сайте Amazon состоит из таких ключевых элементов, как цена и количество, которые можно рассматривать как оферту; покупатель дает акцепт, когда продукт помещается в корзину. На этом этапе достигнуто "консенсуальное мнение о том, что один продает, а другой покупает". Оплата, доставка и т.д. являются выполнением договора, а не требованиями учреждения. Этот момент может быть подтвержден Толкованием Верховного народного суда по ряду вопросов, касающихся применения договорного права Китайской Народной Республики (2) (далее - Толкование). Пункт 1 ст. 1 Толкования гласит: "Если стороны спорят о том, заключен ли договор, и народный суд может определить имя, предмет и количество сторон, договор обычно считается заключенным, однако если иное не предусмотрено законом или иное не согласовано сторонами".
--------------------------------
<14> Murray J.E. The Dubious Status of the Rolling Contract Formation Theory // 50(1) Duquesne Law Review. 2012. Vol. 50. Iss. 1. P. 35 - 81.
Вторая точка зрения исходит из того, что договор заключается в момент, когда покупатель успешно оформляет заказ <15>. Отображение рекламной страницы Amazon - это оферта, и покупатель успешно оформляет заказ после его проверки и подтверждения адреса доставки, что является акцептом.
--------------------------------
<15> Ян Лисинь. Структура правовых отношений в онлайн-сделках // Китайские социальные науки. 2016. N 2. .
Третье мнение: договор считается заключенным, когда платеж завершен <16>, поскольку покупатель окончательно определился с намерением заключить договор именно в данное время и оферта продажи товаров Amazon считается принятой посредством платежа. Другие считают, что платеж покупателя является офертой, а принятие продавцом платежа - акцептом.
--------------------------------
<16> Вань Исянь. О правовых проблемах электронной коммерции - ориентировано на онлайн-транзакции // Юридическое издательство. 2001. 1-е изд. 73 с..
Следующая точка зрения: договор считается заключенным, когда покупатель получает электронное письмо с подтверждением от Amazon. Сторонники этого подхода исходят из того, что письмо с подтверждением выражает намерение Amazon окончательно согласиться на заключение контракта, поскольку коммерческая реклама обычно является приглашением к оферте <17>, а платеж покупателя считается офертой и продавец принимает платеж и отправляет письмо с подтверждением, которое выступает акцептом.
--------------------------------
<17> Чжан Чу. Закон об электронной коммерции. Издательство Китайского народного университета, 2001. 1-е изд. 222 с..
Еще одно мнение заключается в том, что закон основан на концепции автономии частного права и свободы договора, уважая содержание положений о формате в письме-подтверждении Amazon, подтверждающем, что договор заключен, когда покупатель получает электронное письмо с уведомлением о доставке или СМС.
Наконец, последняя точка зрения основана на том, что покупатель как потребитель является "слабой стороной" <18>. Исходя из специальной защиты закона для "слабых" потребителей договор должен быть заключен, когда покупатель оплачивает заказ. Конечно, исходной предпосылкой такой точки зрения является способ оплаты наложенным платежом <19>.
--------------------------------
<18> Сунь Лянго. Об основных методах регулирования в новом законе "О защите прав потребителей" // Современное право. 2014. N 4. .
<19> Цуй Цзяньюань. Договорное право / Издательство Пекинского университета, 2012. С. 50 - 51. .
Очевидно, что сложно сделать правильный выбор из вышеперечисленных точек зрения. Как справедливо отмечает профессор Ян Лисинь, "поскольку целью правового регулирования онлайн-сделок является удовлетворение социальных потребностей и содействие экономическому развитию, моментом заключения договора считается тот, когда потребитель успешно оформляет заказ". Такой же подход использован в п. 1 ст. 49 Закона КНР "Об электронной коммерции" <20>.
--------------------------------
<20> См.: п. 1 ст. 49 Закона КНР "Об электронной коммерции": "В случае если информация о товарах и услугах, опубликованная бизнес-оператором, может быть квалифицирована как оферта, контракт считается заключенным, когда пользователь выбирает эти товары и услуги и успешно оформляет заказ. Если стороны предусмотрели иной порядок, то он имеет приоритет".
Как следует из вышеизложенного, форма волеизъявления является одной из основных особенностей сделок, заключаемых с использованием онлайн-платформ. Волеизъявление в сети Интернет совершается совместно с электронной подписью. Хотя законодатель напрямую и урегулировал возможность совершить сделку в электронной форме, основным отличием в законодательстве Российской Федерации является отсутствие упоминания о моменте заключения данной формы сделок (договоров). Правомерно указать, что при совершении сделок через Интернет первостепенное юридическое значение имеет закрепление в законодательстве данного пробела.