Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Система законодательства об электронной коммерции в Китайской Народной Республике

Обновлено 12.02.2024 06:25

 

Обеспечение эффективного правового регулирования общественных отношений требует наличия соответствующей объективным требованиям системы правовых источников. В настоящее время электронная коммерция быстро развивается по всему миру, и Китайская Народная Республика является самой быстрорастущей страной в данной сфере. В рамках данной статьи рассматривается система законодательства об электронной коммерции в КНР. Раскрываются основные этапы развития законодательства об электронной коммерции в КНР и важные вопросы, на которые китайские ученые и законодательные органы обращали внимание. Предметом данной статьи является анализ современного состояния правового регулирования электронной коммерции в КНР. Анализируется основная тенденция развития законодательства об электронной коммерции в КНР с точки зрения технологического развития и укрепления комплексного закона об электронной коммерции. Отдельное внимание уделено правилу платформ электронной коммерции.

 

Ключевые слова: электронная коммерция, КНР, законодательство, тенденция законодательства, платформы электронной коммерции, оператор платформ.

 

Электронная коммерция постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. В связи со стремительным ростом электронной коммерции и для ее дальнейшего регулирования в Китае активно развивается законодательство об электронной коммерции.

Развитие Закона КНР "Об электронной коммерции" в основном прошло три этапа.

Первый этап начался в 2000 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло Решение о поддержании безопасности в Интернете, а Государственный совет обнародовал Меры по управлению информационными услугами в Интернете и Правила электросвязи. Эти правовые акты сформировали основу действующей правовой системы электронной коммерции.

Второй этап приходится на 2001 - 2008 гг. За последние восемь лет электронная коммерция в Китае и мире пережила период взлетов и падений. Закон КНР "Об электронной подписи" был обнародован в 2004 г. И уже в 2005 г. Центральный банк выпустил Правила электронных платежей (N 1), а Министерство торговли выпустило Руководящие заключения по онлайн-транзакциям (промежуточные). Это правила, сформулированные законодательной властью в период низкого уровня развития электронной коммерции, который мы называем начальной стадией.

Третий этап - это после 2008 г., когда развитие электронной коммерции явно вступило в стадию интенсивного развития и быстро распространяется на все китайское общество. Серия инноваций в мобильной электронной коммерции, интернет-финансах и программном обеспечении для вызова такси, в том числе ежегодная акция 11 ноября и листинг Alibaba в США, сделала электронную коммерцию центром внимания всего общества. В этом случае внедрение соответствующей законодательной политики и мер стало более интенсивным.

В 2010 г. Народный банк Китая издал Меры по администрированию платежных услуг для нефинансовых организаций, требуя от нефинансовых организаций, предоставляющих платежные услуги, получить "лицензию на осуществление платежной деятельности".

В 2011 г. 9 министерств (бюро), включая Министерство торговли, Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство общественной безопасности и Народный банк Китая, выпустили Уведомление о дальнейших мерах по борьбе с нарушением прав интеллектуальной собственности, а также с производством и продажей контрафактной и некачественной продукции в сфере онлайн-покупок.

В феврале 2012 г. Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство финансов, Министерство торговли и другие восемь министерств и комиссий совместно выпустили Уведомление о содействии здоровому и быстрому развитию электронной торговли. В марте 2012 г. Министерство торговли опубликовало "Несколько мнений об использовании платформ электронной коммерции для развития внешней торговли", а в апреле 2013 г. Национальная комиссия по развитию и реформе, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и другие 13 министерств (бюро) совместно выпустили Уведомление о дальнейшем содействии здоровому и быстрому развитию электронной торговли. В октябре 2013 г. Министерство торговли выпустило Заключения Министерства торговли по вопросам внедрения электронной коммерции.

В 2014 г. Государственная администрация промышленности и торговли опубликовала Меры по надзору и администрированию онлайн-транзакций и т.д.

Такие законодательные акты в области электронной коммерции стали основой для обнародования закона КНР "Об электронной коммерции".

Кроме того, в ходе анализа исследования в области законодательства об электронной коммерции в Китае с 1999 по 2020 г. можно отметить, что с 1999 по 2004 г. ученые в основном обращали внимание на конкретные вопросы электронной коммерции и использовали такие ключевые слова, как электронные договоры, электронные подписи и сообщения данных <1>.

--------------------------------

<1> Ван Данься. Исследование некоторых правовых вопросов электронной коммерции. Даляньский морской университет, 2000, 2000.

 

С 2005 по 2010 г. ключевые слова были относительно разнообразны, и это был период стабильного развития исследований в области законодательства об электронной коммерции в Китае.

Основными новыми ключевыми словосочетаниями в этот период являлись "правовая система" <2>, "деликтная ответственность", "права интеллектуальной собственности", "правовые нормы" и т.д.

--------------------------------

<2> Ли Сычжи. Сравнение и просвещение правовой среды электронной коммерции между Китаем, Японией и Кореей [J] // Business Times. 2007. N 34. С. 27 - 28, 2007(34):27-28.

 

Вопросы о правах интеллектуальной собственности в электронной коммерции и о создании комплексного закона об электронной коммерции в то время стояли остро и представляли базовую правовую теорию необходимости создания комплексного закона об электронной коммерции в дальнейшем.

С 2011 по 2020 г. в теоретическом кругу ученые обращали внимание на регулирование операторов платформ электронной коммерции. Исследовательский интерес в основном заключался в обсуждении вопросов, связанных с операторами платформ электронной коммерции, таких как сбор и администрирование налогов <3>, защита прав и интересов потребителей, а также обязательства по обеспечению безопасности <4>.

--------------------------------

<3> Се Бофэн. Взгляды на некоторые вопросы политики налогообложения электронной коммерции Китая [J] // Финансы и торговая экономика. 2014. N 11. С. 5 - 12:, 2014(11):5-12.

<4> Сюэ Цзюнь. Предварительное толкование ответственности платформы в законодательстве об электронной коммерции [J] // Исследование надзора за рынком Китая. 2019. N 1. С. 18 - 21, 2019(1):18-21.

 

Это связано со многими неправомерными действиями операторов платформ электронной коммерции, использующих свое доминирующее положение в электронных транзакциях.

Таким образом, можно отметить, что исследования в области законодательства об электронной коммерции в Китае имеют разные ключевые темы в разные периоды. Начиная с более ранних вопросов, касающихся электронных договоров, электронных подписей и других, и заканчивая более поздними вопросами, связанными с операторами платформ электронной коммерции и обязательствами по обеспечению безопасности, можно обнаружить, что изменения в темах исследований законодательства об электронной торговле тесно связаны с тенденциями развития электронной коммерции в Китае.

Исследования в области законодательства об электронной коммерции в Китае также сосредоточены на технологическом развитии электронной коммерции и совершенствовании системы законодательства об электронной коммерции. В частности, тенденции исследований законодательства об электронной коммерции в основном включают следующее.

Во-первых, с точки зрения технологического развития необходимо расширить сферу регулирования закона КНР "Об электронной коммерции".

Появление новых технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные и облачные вычисления, принесло новые бизнес-модели и огромные отраслевые преимущества для электронной коммерции Китая, но в то же время появились такие явления, как "алгоритмы больших данных" <5> и другие действия нарушения прав потребителей операторами платформ, использующими свое доминирующее положение в электронных транзакциях.

--------------------------------

<5> Ли Фэнся, Ли Чэньси, Лу Ян. Состояние исследований, процесс эволюции и тенденции законодательства об электронной коммерции в Китае // Современная экономика. 2021. N 12. С. 115 - 121. 115 - 121.

 

Например, с 2013 г. во время фестивалей электронной коммерции "18 июня" и "11 ноября" СМИ публикуют новости о том, что оператор платформы Tmall требует от продавцов "выбрать одного оператора", т.е. в период акции продавцы участвуют только на платформе Tmall <6>. В марте 2018 г. Интернет-магазин Walmart остановил платежную систему Alipay в западном Китае и удовлетворил только систему WeChat Pay в качестве способа мобильных платежей <7>. Также в апреле 2018 г. операторы платформ еды на вынос Meituan и Eleme отключили продавцов от платформы Didi <8>. Такое поведение встречается все больше за последние годы.

--------------------------------

<6> Чэнь Лэй. "Исключительно сотрудничая" с Tmall, интернет-магазин понесет огромные убытки [N]. Southern Metropolis Daily, 2017-7-12:AA12, 2017-7-12:AA12.

<7> Чэнь Цзин. Платить с условием "выбирать один из двух" [N], Economic Daily, 2018-4-4:9, 2018-4-4:9.

<8> Вэнь Цзин. Meituan, Didi, Eleme были срочно опрошены - три основные платформы доставки еды соответственно заявили, что они немедленно исправят ситуацию по мере необходимости [N]. Beijing Youth Daily, 2018-4-12:A13, 2018-4-12:A13.

 

Исходя из этого, в феврале 2021 г. Антимонопольная комиссия Госсовета Китая сформулировала и издала Антимонопольное руководство по платформенной экономике, в котором были предусмотрены некоторые меры по предотвращению монополии операторов интернет-платформ.

Кроме того, в законе КНР "О сетевой безопасности", Мерах по надзору и администрированию онлайн-транзакций (проект для комментариев), Положении о регулировании рынка информационных услуг Интернета и других соответствующих нормативных актах содержатся некоторые положения по предотвращению недобросовестной конкуренции со стороны компаний, использующих онлайн-платформы.

Также стоит отметить, что одним из важных вопросов в настоящее время в Китае является регулирование алгоритмов больших данных. В связи с этим 16 ноября 2021 г. рассмотрено и одобрено Администрацией по киберпространству Китая, Министерством промышленности и информационных технологий, Министерством общественной безопасности и Государственной администрацией по регулированию рынка Положение об управлении рекомендациями по алгоритмам в информационных услугах Интернета, которое вступает в силу с 1 марта 2022 г.

Следующим важным вопросом является укрепление комплексного закона об электронной коммерции. На раннем этапе в Китае приняли отдельные нормативные акты в области электронной коммерции, целью которых являлось решение конкретных проблем в развитии электронной коммерции.

Например, Закон КНР "Об электронной подписи", принятый в 2004 г., направлен на решение правовых вопросов, связанных с сообщениями данных и электронными подписями, а Меры по администрированию платежных услуг для нефинансовых организаций, изданные в 2010 г., также содержали административные положения, регулирующие поведение в сфере электронных платежей.

Однако с развитием электронной коммерции данная законодательная модель затрудняла достижение единства нормативных правовых актов в сфере электронной коммерции. В результате законодательные органы выбрали модель комплексного закона, и Закон КНР "Об электронной коммерции" был принят в 2018 г.

Важным вопросом в рассматриваемой сфере являются и проблемы безопасности в процессе транзакций электронной коммерции.

Помимо Закона КНР "Об электронной коммерции", соответствующие положения действующих законов КНР о надзоре за онлайн-платформами в основном включают: Закон КНР "О защите прав потребителей", Закон КНР "О недобросовестной конкуренции", Закон КНР "О ценах", Закон КНР "О безопасности пищевых продуктов", Закон КНР "О рекламе" и т.д.

Также принятый в 2020 г. Гражданский кодекс КНР предусматривает соответствующие положения о договорах (электронной коммерции), заключаемых с использованием сети Интернет, и юридическую силу данных договоров.

Закон КНР "О сетевой безопасности" предусматривает право регулировать информацию о платформе, т.е. предоставлять сетевым операторам право контролировать информацию, предоставляемую пользователями, и по своей инициативе прекращать передачу информации и устранять негативное воздействие при необходимости.

Что касается защиты личной информации, то в главе 6 книги четвертой ГК КНР было усилено право на частную жизнь и защиту персональных данных. Кроме того, 20 августа 2021 г. был принят Закон КНР "О защите персональных данных" (вступил в силу с 1 ноября 2021 г.).

Необходимо также отметить, что правила платформы играют важную роль в системе законодательства в рассматриваемой сфере.

Правила платформы охватывают соглашения об обслуживании пользователей, о политике конфиденциальности, о правилах оценки, соглашения о целостности пользователей, меры управления безопасностью, жалобы о нарушениях, разрешение споров и другие аспекты.

Формирование правил платформы создается операторами платформ электронной коммерции на основе потребностей рынка и решения различных проблем транзакций на фоне несовершенных национальных законов.

Например, когда Министерство транспорта и другие министерства сформулировали и пересмотрели Временные меры по администрированию управления услугами онлайн-такси, они полностью опирались на содержание правил многих платформ (например, Didi, CaoCao Travel и Dida Travel).

Кроме того, в связи с рисками виртуальных транзакций и асимметрии информации на платформах электронной коммерции государственный надзор стал более сложным и возникла необходимость в автономии платформы.

С одной стороны, операторы платформ электронной коммерции могут установить полный механизм проверки лицензии, раскрытия информации и другие механизмы в соответствии с правилами платформы, чтобы предотвратить вход на платформу продавцов с высоким уровнем риска.

С другой стороны, операторы платформ в полной мере используют преимущества информационных технологий и устанавливают регулярные выборочные проверки в соответствии с правилами платформы для осуществления всестороннего надзора за продавцами платформы. Операторы платформ электронной коммерции обнаруживают незаконные факты посредством активного мониторинга и жалоб потребителей, чтобы инициировать проверку и возможную ответственность для продавцов платформы.

Чтобы способствовать более широкому развитию электронной коммерции, операторы платформ электронной коммерции внедрили множество инноваций в области защиты прав потребителей. В большинстве случаев судебные органы признают и поддерживают необходимые права на управление платформой в соответствии с соглашением об обслуживании, а также эффективно поощряют и направляют развитие автономности платформы посредством судебных практик.

К примеру, в деле ООО Fuzhou Jiunong Trading против ООО Shanghai Xunmeng Information Technology <9> о договоре на сетевое обслуживание, хотя суд и постановил, что существуют различия между правилами платформы о "компенсации потребителям" и правилами возмещения убытков в национальном законе, он все же признал содержание правил платформы с двух сторон. Прежде всего правило о "компенсации потребителям" является результатом соглашения между оператором платформы и продавцом платформы, и не существует какого-либо принуждения относительно воли продавца платформы. Кроме того, правило о "компенсации потребителям" соответствует требованиям законодательства.

--------------------------------

<9> Решение первой инстанции по гражданским делам Народного суда округа Чаннин, Шанхай (2017) N 0105-20204.

 

Подводя итог, следует отметить, что система законодательства об электронной коммерции в Китае постепенно развивается, и в настоящее время она состоит из национальных законов и правил платформы.

Национальные законы в основном включают Закон КНР "Об электронной коммерции", Закон КНР "О сетевой безопасности", Временные меры по администрированию управления услугами онлайн-такси, Меры по надзору и администрированию в области безопасности пищевых продуктов и т.д. А в качестве наиболее распространенных правил платформы называют такие, как Общие правила платформы Taobao и Соглашение об обслуживании пользователи Meituan, Общие правила пользователей платформы Didi и другие.

Между национальными законами и правилами платформы существуют разделение труда и сотрудничество, а также отличия. Большинство правил платформы являются повторением и уточнением национальных законов. Лишь небольшое количество правил платформы являются новыми правилами, основанными на существующем регулировании.

Большинство правил платформы все же соответствуют национальным законам, и лишь небольшая часть правил платформы противоречит национальным законам. Впрочем, действующее законодательство наделяет национальные судебные органы правом одобрения, дополнения, изменения и опровержения правил платформы.