"Суверенный Рунет" и "Великий китайский файрвол": сравнительно-правовой анализ
Деятельность Meta Platforms Inc. по реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram на территории РФ запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA "Medusa Project" (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014) - организация, признанная в России иностранным агентом.
В работе проводится сравнительный анализ развития правового регулирования информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Российской Федерации и правового становления проекта "Золотой щит" в Китайской Народной Республике. Изучены особенности соблюдения и ограничения прав граждан на свободу мысли и слова, проанализированы нормативно-правовые акты России за период с 2010 по 2021 год, регулирующие обязанности операторов связи, права и обязанности пользователей Сети, приведен аналогичный обзор китайского законодательства. Отмечается определенная схожесть в текстах и смыслах правовых актов России и Китая в области кибербезопасности. Сделан вывод о невозможности формирования закрытого Интернета на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: Интернет, правовое регулирование Рунета, суверенный Рунет, Великий китайский файрвол, "Золотой щит".
1 ноября 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который в средствах массовой информации получил также название "О суверенном Рунете" (далее - Закон).
За два года, прошедших с момента принятия Закона, в СМИ неоднократно высказывались опасения, связанные с созданием закрытого российского Интернета, отключенного от мировой сети, а также проводились аналогии с Великим китайским файрволом и другими представителями азиатской модели функционирования локальной Сети на территории государства <1>. В связи с этим представляется небезынтересным анализ истории появления и развития китайской модели ограничения доступа к информации, а также сравнение правового обоснования для таких ограничений на территории Российской Федерации и в Китайской Народной Республике.
--------------------------------
<1> Россию отключат от Интернета к концу 2021 года // Федеральное интернет-издание "Капитал страны".
Вопрос ограничения доступа к информации урегулирован ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор). В то же время существует широкий перечень сведений ограниченного доступа, с которыми гражданин не может ознакомиться, не имея на то отдельного права. К таким сведениям относятся сведения, содержащие государственную и коммерческую тайны, персональные данные, тайну следствия, налоговую, банковскую, врачебную тайны и мн. др., согласно Перечню нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа <2>.
--------------------------------
<2> Справочная информация: Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа.
Необходимо обратить внимание также на то, что, несмотря на существование в российском правовом поле формулировки "информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено", единый исчерпывающий перечень таких категорий информации, закрепленный нормативным правовым актом, отсутствует. Неполный перечень представлен в п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июня 2006 г. N 149-ФЗ и дополняется отраслевым законодательством.
В 2007 году был опубликован Федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ), пополняемый Министерством юстиции России на основе судебных решений о признании материалов экстремистскими, т.е. посягающими на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности страны, содержащими публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и проч. <3>. Изначально ФСЭМ состоял из 14 пунктов: листовки, книги, видеоролики, позднее туда стали попадать и статьи, материалы, цитаты из Интернета, и по состоянию на 29 августа 2021 г. список содержит 5 193 пункта.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", также известный как "Антипиратский закон" и "Русская SOPA" (по аналогии с американским Stop Online Piracy Act), позволил блокировать сайты, содержащие нелицензионный контент, по требованию правообладателя. Одним из результатов принятия законопроекта в первом чтении стало массовое удаление и переименование музыкальных треков в социальной сети "ВКонтакте".
1 сентября 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях", обязавший иностранные компании, осуществляющие сбор, обработку и хранение персональных данных россиян, делать это в дата-центрах на территории России. Так, под действие закона подпали Google, Apple, Twitter, Samsung, Lenovo, AliExpress, eBay, PayPal, Uber, Booking.com и мн. др. Отказ от переноса данных приведет к крупному штрафу и блокировке ресурса.
2016 год отметился принятием двух Федеральных законов: от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" и от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", также известных как "пакет Яровой", которые обязывают операторов связи и интернет-компании с 1 июля 2018 г. на протяжении полугода хранить содержание звонков и переписки пользователей, для того чтобы доступ к ним могли получать правоохранительные органы. Закон вынуждал операторов и интернет-компании значительно увеличить емкость своих дата-центров; интернет-сервисы, занимающиеся шифрованием передаваемой пользователями информации (например, мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber, ICQ), должны предоставить по запросу госорганов соответствующие инструменты для декодировки переписки пользователей (начало широко известного в будущем судебного процесса о блокировке мессенджера Telegram из-за отказа предоставить ФСБ ключи шифрования). Нельзя не обратить внимания на противоречие данных законов ст. 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующим неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, ограничение на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица, даже при условии передачи этой информации операторами связи уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность "в случаях, установленных федеральными законами" <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".
2017 год отмечен обширным докладом международной правозащитной группы "Агора" о свободе Интернета в России. Так, по данным доклада, в 2017 г. зафиксировано 115 706 отдельных фактов ограничения свободы в Интернете. 110 тысяч из них связаны с блокировкой, фильтрацией или запретом информации по разным основаниям <5>, вне зависимости от законности блокировки.
--------------------------------
<5> Агора. Свобода интернета 2017: ползучая криминализация.
Как мы видим, за 13 лет активного регулирования деятельности в сети Интернет Российская Федерация существенно продвинулась на пути от фактически полного отсутствия регулирования к практически повсеместному вмешательству в работу операторов связи и владельцев интернет-ресурсов. Многие нормативно-правовые акты, часть из которых мы рассмотрели, являются спорными с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, материального обеспечения их реализации и здравого смысла, а также могут расцениваться как вехи на пути к полной цензуре интернет-пространства на территории страны.
Так, по данным неправительственной организации Freedom House, Российская Федерация в рейтинге стран по уровню свободы в Интернете переместилась с 11-го места и статуса "Частично свободный" в 2009 г. на 58-е место и статус "Несвободный" в 2021 г. <6>. На 70-м месте в 2021 г. располагается Китайская Народная Республика - как "самый злостный нарушитель свободы Интернета в мире". Кроме того, наш интерес к сравнительно-правовому анализу законодательства данной страны продиктован существованием в КНР так называемого "золотого" проекта в сфере e-government "Золотой щит", с которым в 2019 г. сравнивали законопроект "О суверенном Рунете" <7>.
--------------------------------
<6> Freedom on the NET 2021. The Global Drive to Control Big Tech // Freedom House. 2021.
<7> Великий российский файрвол: как Россия движется к китайской модели контроля Интернета // Блогплатформа TJ. 09.09.2021.; Суверенный интернет придумали не в России. Опыт Китая и Ирана // Русская служба новостей BBC NEWS. 12.02.2019.
В Конституции Китайской Народной Республики не закреплено как такового "права на информацию", как это сделано в Конституции РФ. Вместо этого прописаны следующие конституционно-правовые нормы:
"Статья 35. Граждане Китайской Народной Республики имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций.
Статья 40. Свобода и тайна переписки граждан Китайской Народной Республики охраняется законом" <8>.
--------------------------------
<8> Конституция КНР (принята 04.12.1982).
В Конституции КНР право на информацию существенно ограниченно: свобода слова и печати и тайна переписки.
Исследователи указывают на определенную жесткость Китайской коммунистической партии при реализации права граждан на свободу слова и связанной с ним информационной политики и управления сетью Интернет. Так, Милтон Л. Мюллер отмечает: "Как телекоммуникационная инфраструктура, так и услуги, которые работают поверх нее, подвергаются строгому лицензированию, ограничениям, а также прямой цензуре и репрессиям" <9>.
--------------------------------
<9> Mueller M.L. China and Global Internet Governance: a tiger by the tail // Access contested. Security, Identity, and Resistance in Asian Cyberspace / R. Deibert, J. Palfrey, R. Rohozinski, J. Zittrain. The MIT Press, 2012. P. 178.
В данном контексте станет небезынтересным изучение проекта "Золотой щит" (также ошибочно называемый "Великим китайским файрволом", который является лишь частью проекта) - системы фильтрации содержимого сети Интернет в КНР. Фундаментальный проект строительства общенациональной сетевой безопасности "Золотой щит" был инициирован Центральной комиссией по делам киберпространства Китайской Народной Республики <10> и включает информационные системы управления безопасностью, управления процессами въезда и выезда из страны, систему для управленческого звена и систему для управления дорожным движением.
--------------------------------
<10> Sonali Chandel, Zang Jingji, Yu Yunnan, Sun Jingyao, Zhang Zhipeng. The Golden Shield Project of China: A Decade Later // An in-depth study of the Great Firewall: International Conference on Cyber-Enabled Distributed Computing and Knowledge Discovery (CyberC). 2019.
Появление "Золотого щита" связано с развитием социалистической рыночной экономики и открытием китайского рынка для иностранных инвесторов. В это же время Коммунистическая партия Китая опасалась проникновения в страну вместе с иностранцами "других нежелательных идеологий" <11>. В 1998 году был инициирован проект "Золотой щит", содержащий интегрированную, многоуровневую систему, включающую технические, административные подразделения, службы общественной и национальной безопасности, рекламы и многие другие подразделения. "Золотой щит" был запущен по всей стране в 2003 г., а окончательная работа над проектом была завершена в 2008 г.
--------------------------------
<11> MacKinnon R. Flatter world and thicker walls? Blogs, censorship and civic discourse in China // Public Choice. 2008. N 134. P. 31 - 46.
В рамках проекта:
ограничивается доступ к ряду иностранных сайтов;
веб-сайты, базирующиеся на территории Китая, не могут ссылаться и публиковать новости, взятые из зарубежных новостных сайтов или СМИ, без специального одобрения;
веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по черному списку адресов сайтов.
Так, среди запрещенных сайтов, блокируемых на территории КНР: Google, Facebook, YouTube, Wikipedia, Netflix, Instagram, Amazon, WhatsApp и мн. др.
Нормативное регулирование существования "Великого китайского файрвола" разрабатывалось на протяжении двадцати лет и охватывает собой десятки правовых актов. Так, основываясь на публикациях В.В. Кулажникова, О.Н. Глазунова, В.В. Авдеенко, а также проведя самостоятельное исследование, в качестве правового обеспечения функционирования проекта мы установили более 30 актов, среди которых:
1. 1994 г.: Положение "Об охране компьютерных и информационных систем".
2. Положение "Об охране безопасности международной сети, компьютерных и информационных сетей общего пользования".
3. 2016 г.: Закон Китайской Народной Республики о безопасности в Интернете.
4. 2020 г.: Положение о защите личной информации пользователей и Интернета.
5. 2021 г.: Общие правила цензуры содержания аудиовизуальных онлайн-программ и др. <12>.
--------------------------------
<12> Кулажников В.В. Нормативно-правовое и технологическое обеспечение информационной безопасности КНР // Образование и право. 2019. N 7. С. 24 - 30.
Окончательную точку в формировании "китайского Интернета" поставили акты 2015 - 2016 гг., в том числе Антитеррористический закон КНР, подчеркивающий необходимость укрепления защиты национальных IT-систем и установления суверенного киберпространства. Так, согласно ст. 18 данного закона поставщиков интернет-услуг обязали предоставлять ключи шифрования для расследования и предотвращения террористической деятельности; внедрять системы надзора за сетевой безопасностью, отслеживать и удалять информацию, которая может быть расценена как связанная с терроризмом; идентифицировать личность клиентов <13>. Далее последовал Закон о кибербезопасности 2016 г., обязавший интернет-провайдеров хранить информацию о пользователях, переписках, видео и фото, персональных данных в течение полугода, мониторить всю публикуемую информацию для предотвращения террористических актов, призвавший добровольно участвовать в системе защиты критической информационной инфраструктуры <14>.
--------------------------------
<13> Anti-Terrorism Law of the People's Republic of China (Adopted at the 18th Session of the Standing Committee of the 12th National People's Congress on December 27, 2015).
<14> Cybersecurity Law of the People's Republic of China (adopted at the 24th Session of the Standing Committee of the 12th National People's Congress of the People's Republic of China on 7 November 2016).
Таким образом, оказалась сформирована полноценная правовая система в области охраны компьютерных и информационных сетей. Нельзя не отметить, что многие нормативно-правовые акты, принимаемые Российской Федерацией в последние 2 - 3 года, крайне созвучны с уже принятыми в КНР, например: положение "О регистрации доменных имен китайской части сети Интернет" и Положение о национальной системе доменных имен, требования к ней, порядок ее создания, в том числе формирование информации, содержащейся в ней, а также правила ее использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации, принятое Роскомнадзором в 2019 г.; положение КНР "О защите личной информации пользователей в Интернете" и Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях"; Закон о кибербезопасности КНР по тексту имеет много общего с Законом "О суверенном Рунете".
Изучая особенности нормативного становления проекта "Золотой щит" в Китайской Народной Республике и развитие законодательства Российской Федерации в области регулирования работы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, нельзя не обратить внимания на определенную схожесть в том, как развивалась ситуация в КНР последние 30 лет и что происходит в России с 2010-х годов. Однако на основании данного сравнения нельзя сделать вывод, что Россия идет по пути КНР в сторону тотальной цензуры Интернета и СМИ, в силу различия политического режима, исторического контекста, разницы в информационных и технических мощностях. Тем не менее необходимо обратить внимание на весь положительный и отрицательный опыт, накопленный не только КНР, но и всем азиатским сообществом в области регулирования сети Интернет, с тем чтобы избежать уже пройденных человечеством ошибок при формировании государственной информационной правовой политики и политики кибербезопасности.
Деятельность Meta Platforms Inc. по реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram на территории РФ запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA "Medusa Project" (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014) - организация, признанная в России иностранным агентом.