Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Система налогового аудита в Китайской Народной Республике

Обновлено 17.02.2024 07:00

 

В статье рассматривается налоговая система Китайской Народной Республики, в частности особенности проведения налоговых проверок. В результате исследования вопроса выявлены ключевые особенности налоговой системы Китая, влияющие на развитие современной китайской налоговой системы, а также порядок проведения налогового аудита.

 

Ключевые слова: налог, налоговые проверки, Китай, налоговый аудит, налоговая система.

 

Нынешняя налоговая система Китая была создана после налоговой реформы в 1994 г. для удовлетворения потребностей социалистической рыночной экономики. С начала XXI в. китайское правительство внесло ряд корректировок и улучшений в налоговую систему, которая гарантировала доходы правительства и способствовала быстрому экономическому росту страны.

Налоговая система в Китае сложна сама по себе и для иностранных инвесторов, и для частных лиц. Время от времени может быть довольно сложно ее понять. Одна из основных причин этого заключается в том, что правила и налоговые ставки в Китае часто меняются. Частично это происходит из-за быстро меняющейся деловой среды (и современной системы налогообложения, которая начала действовать только в 1980-х годах), а частично из-за постоянного стремления правительства улучшить рынок как для отечественных, так и для иностранных компаний в Китае <1>.

--------------------------------

<1> Попонова Н.А. Современные тенденции в развитии налогового контроля: монография. М.: Научный консультант, 2019. С. 25.

 

К компаниям в Китае применяются два основных типа налогов.

1. Те, которые связаны с доходом/прибылью компании, включая корпоративный подоходный налог и удерживаемый налог.

2. Налоги, связанные с продажами/оборотом, включая НДС, потребительский налог, гербовый сбор и налог на недвижимость <2>.

--------------------------------

<2> Цветова Г.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. С. 14.

 

Налоговый период в Китае начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Предприятия должны подавать и уплачивать предварительные налоги на прибыль ежемесячно или ежеквартально в течение 15 дней после окончания каждого месяца или квартала, а также подавать и оплачивать свою годовую налоговую декларацию в течение пяти месяцев после окончания налогового года вместе с сертификатом зарегистрированного аудитора в Китае. Информация о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, должна подаваться в годовой налоговой декларации.

Для непреднамеренных ошибок (например, ошибок в расчетах), допущенных налогоплательщиком при подаче налоговой декларации, срок исковой давности составляет три года и продлевается до пяти лет, если сумма недоплаченного налога составляет 100 000 юаней или более. Для специальных налоговых корректировок, таких как корректировки трансфертного ценообразования, корректировки в соответствии с общими правилами предотвращения уклонения от уплаты налогов, срок давности составляет десять лет. Не существует срока давности за уклонение от уплаты налогов, отказ от уплаты налога или хищение налоговых платежей.

В Китае нет фиксированного цикла аудита. Объекты налогового аудита выбираются по определенным критериям. Совершенно очевидно, что китайские налоговые органы в последнее время активизировали свои усилия по обеспечению соблюдения и сбору корпоративных налогов. Фактически несколько налоговых проверок, проведенных в отношении компаний, получили широкую огласку в средствах массовой информации с целью повышения общей осведомленности общества и предупреждения налогоплательщиков от совершения каких-либо нарушений налоговой практики <3>.

--------------------------------

<3> Шелемех Н.Н. Организация и методика проведения налоговых проверок. Отдельные вопросы исчисления и проверки налоговых и фискальных платежей при осуществлении внешнеэкономической деятельности организаций: учебное пособие. Саратов: Вузовское образование, 2020. С. 50.

 

Налоговые проверки обычно проводятся независимыми группами налоговых расследований в налоговом бюро на местном уровне или даже на уровне провинции. Выбор основан на определенных критериях выборки, таких как финансовое и налоговое положение налогоплательщика, уровень продаж, отраслевая специфика, национальность или происхождение материнской компании и т.д. <4>.

--------------------------------

<4> Жутаев А.С. Актуальные проблемы в организации налогового контроля // Налоги. 2019. N 5. С. 21.

 

Необходимо отметить, что в 2019 г. бюро налогового аудита на всех уровнях приложили максимум усилий для расследования и наказания нарушений налогового законодательства и нормативных актов, продолжили углубление реформ налогового аудита и повышение эффективности и результативности своей работы <5>.

--------------------------------

<5> Береснев Д.В. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая в условиях усиления протекционизма в мировой экономике. Мн.: Белорусская наука, 2020. С. 103.

 

Китай достиг запланированного в бюджете целевого показателя налогового дохода на 2020 г., несмотря на влияние COVID-19 на налогоплательщиков и множество скидок, что побудило политиков предложить продолжить меры по сдерживанию затрат и контролю рисков в этом году. В 2021 году план страны по снижению налогов и сборов направлен на то, чтобы помочь субъектам рынка преодолеть трудности и способствовать восстановлению экономики.

Общие налоговые поступления правительства в прошлом году составили 13,68 трлн юаней (2,12 трлн долл.), что является годовой целью, установленной бюджетным планом. На его долю приходилось 15,2% ВВП страны по сравнению с 16,02% в 2019 г.

Заместитель директора комитета по экономическим вопросам Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции заметил, что с тех пор, как Китай вступил в эру качественного экономического развития, необходимы более высокие стандарты для снижения затрат предприятий. По его словам, например, затраты на охрану окружающей среды и контроль выбросов углерода должны быть включены в модели расчета затрат фирмы.

Таким образом, можно сказать, что система налогообложения в Китае претерпела множество изменений с 1980-х годов и, скорее всего, будет продолжать это делать. Правительство Китая по-прежнему поддерживает улучшение деловой среды в Китае как для местных, так и для иностранных компаний. Ключевой частью этого является упрощение налоговой системы и снижение общей налоговой нагрузки для компаний.