Противодействие коррупции в судейском сообществе Российской Федерации: международный опыт и "особая китайская модель"
В статье автор дает сравнительный анализ законодательного обеспечения противодействия коррупции в судейском сообществе Российской Федерации и Китайской Народной Республики, отмечает важность выполнения международных обязательств в данной сфере и выделяет государственные мероприятия, направленные на противодействие коррупции судей в стране и их особенности в китайской модели.
Ключевые слова: противодействие коррупции, судейское сообщество, международные акты, запреты и ограничения, ответственность судьи, мероприятия по противодействию коррупции судей.
В современном мире в условиях глобализации большинство стран, включая Россию и Китай, уделяет особое внимание повышению и упрочению статуса судейского корпуса путем законодательного усовершенствования правовых механизмов, в том числе и в сфере противодействия коррупции.
Международное сотрудничество России и Китая в сфере противодействия коррупции в судейском сообществе является важным шагом в процессе формирования механизмов проявления коррупционных явлений, выработке двусторонних международных актов, определяющих статус, задачи, полномочия, организацию деятельности научно-практических мероприятий по профилактике преступлений судей.
Особое значение общества в укреплении доверия в законности и обоснованности выносимых судебных решений и приговоров отводится морали, честности и неподкупности судейских органов (судей и аппарата суда). Основополагающим международно-правовым документом в сфере борьбы с коррупцией в России является Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 года <1> и вступила в законную силу с 27 марта 2006 года).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" // Российская газета. 2006. 21 марта.
Китай признал Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции 10 декабря 2003 года (ратифицировал 13 января 2006 года), международный акт вступил в силу 12 февраля 2006 года, а затем скорректировал национальное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, закрепил в судебной деятельности международные стандарты (глава III "Криминализация и правоохранительная деятельность", а также глава IV "Международное сотрудничество") <2>.
--------------------------------
<2> Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В., Сухаренко А.Н. Противодействие коррупции в Китае: законодательство и правоприменение: Монография. М.: Проспект, 2021. С. 70.
Как отмечают российские ученые <3>, международное сотрудничество стран в сфере противодействия коррупции, в том числе и в рамках обеспечения правовых механизмов правосудия, должно быть всеобъемлющим и не замыкаться в рамках Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС), АТЭС, БРИКС, G20.
--------------------------------
<3> Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В. Перспективы международного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере противодействия коррупции // Международное публичное и частное право. 2016. N 6. С. 30 - 34.
Как показывает анализ научных исследований китайских ученых и российских специалистов <4>, необходимо выходить на новый уровень международного сотрудничества. По мнению авторов, совместные разъяснения некоторых вопросов применения законов по уголовным делам, связанным с коррупцией, Верховного народного суда КНР и Верховной народной прокуратуры КНР играют важную роль в правоприменительной практике по делам коррупционной направленности, а судебные установления дают возможность правильно квалифицировать преступные деяния и назначать наказание за их совершение. При этом, как полагают специалисты по коррупционному законодательству, в уголовной политике КНР остаются спорные подходы к вопросу о смягчении наказания, соотношении его с общественной опасностью противоправного деяния. По их мнению, строгость наказания в КНР не является самоцелью, она подчинена другим ценностным устремлениям, а сокращение случаев применения смертной казни - международная тенденция, поэтому абсолютное применение смертной казни за коррупцию и взяточничество в Китае постепенно уходит в прошлое.
--------------------------------
<4> Чжу Сяоцин. Реализация в Китае Конвенции ООН против коррупции // Верховенство закона и борьба с коррупцией. Пекин, 2015. С. 152; Лю Жэньвэнь, Севальнев В.В. Изменение правил квалификации и назначения наказания за коррупционные преступления по уголовному законодательству КНР // Правоведение. 2019. Т. 63. N 2. С. 228 - 239 и др.
Предупреждение коррупции в судебной деятельности - важное направление китайской государственности, и коррупцию в этой среде необходимо жестко пресекать, хотя, например, в Сингапуре с ней практически покончено, констатирует исследователь П.В. Трощинский <5>, но в то же время восклицает: "А знает ли российское научное сообщество, какими методами достигнута победа?" Так, премьер-министр Сингапура получает несколько миллионов долларов в год, не считая того, что находится на полном иждивении чиновников. Высокооплачиваемыми чиновниками являются и представители судейского сообщества (судьи).
--------------------------------
<5> Трощинский П.В. Нормативно-правовое регулирование борьбы современного государства с коррупцией // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 2(63). С. 171.
Действительно, правотворческий опыт Китая в сфере противодействия коррупции среди судей важен для отечественной юридической науки, и особое внимание уделяется двум аспектам - профилактике и неотвратимости наказания за коррупционные преступления. Так, впервые в Китае судью Верховного суда Китая Хуан Сонью в 2010 году приговорили к пожизненному заключению. Бывшего судью такого высокого ранга Хуан Сонью обвинили в растрате и принятии взятки на сумму почти в 800 000 долларов США. Бывший судья принял деньги от юридической фирмы за то, чтобы в период с 2005 по 2008 год принимал в суде решения, соответствующие интересам фирмы. Помимо этого, Хуан Сонью предъявили обвинение в присвоении денег из государственных фондов, когда он возглавлял муниципальный суд в южной провинции Гуандун в 1997 году.
Судья во время расследования признал свою вину, и большая часть взяток и растраченных средств были возмещены, но это не спасло его от пожизненного заключения. Из коммунистической партии, в которой Хуан Сонью ранее состоял, его исключили, а кроме того, лишили права когда-либо занимать пост судьи. Это первый в стране случай, когда судью такого ранга признают виновным в коррупции <6>.
--------------------------------
<6> Лакеева Е. Как поступают с судьями-взяточниками в разных странах. 2014. 21 января.
Эксперты считают, что на современном этапе усиление борьбы с коррупцией в правоохранительных органах Китая будет только усиливаться, поэтому неудивительно, что в 2020 году по информации Wall Street Journal, которая не раскрыла источники информации, чистке подверглись, кроме вполне эффективной полиции, также прокуратура и судейский корпус <7>.
--------------------------------
<7> Мануков С. В Китае новая волна борьбы с коррупцией. 2020. 20 августа.
События последних дней показывают, что распространенное в последнее время мнение о том, что Председатель КНР и генсек КПК Си Цзиньпин расправился со всеми конкурентами и противниками, не совсем соответствует действительности. Естественно, имеет место и широко распространенная в силовых структурах КНР коррупция, с которой китайский лидер борется со своего первого дня пребывания у власти.
Конечно, товарищ Си не первый раз обращает свое внимание на стражей порядка и судей с прокурорами. Достаточно вспомнить прозвучавшую как гром среди ясного неба новость об аресте Чжоу Юнкая, члена святая святых китайской власти - Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, отвечавшего за работу всех силовых структур Поднебесной и считавшегося одним из наиболее могущественных китайских руководителей. Чжоу Юнкай, напомним, в 2015 году был приговорен к пожизненному заключению за коррупцию. Си Цзиньпин поручил новую чистку своему стороннику, секретарю Центральной политико-юридической комиссии Чэнь Исиню.
Как сообщает информационное агентство "Синьхуа", в Пекине 22 - 24 января 2020 года состоялось заседание Центральной комиссии Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, в том числе и в среде судейского корпуса <8>. В коммюнике поставлена задача прилагать неустанные усилия по улучшению партийного стиля, созданию неподкупного аппарата и борьбе с коррупцией и обеспечить выполнение целей и задач, поставленных на период 14-й пятилетки (2021 - 2025 гг.), где весомая роль возложена на Верховный народный суд Китая.
--------------------------------
<8> Китай пообещал неустанно бороться с коррупцией. 2021. 25 января.
На заседании было принято постановление углублять антикоррупционную кампанию и всесторонне развивать систему, при которой у чиновников, в том числе и судей, будет отбито желание совершать коррупционные действия, уделив особое внимание расследованию коррупционных дел, в которых переплетаются политические и экономические вопросы.
Руководство КНР потребовало строго контролировать выполнение правил, связанных с ведением бизнеса супругами и детьми руководящих должностных лиц и супругами их детей.
Кроме того, участники совещания призвали бороться с коррупцией и разнообразными проявлениями порочного стиля работы, стимулировать соблюдение принципов социального равенства и справедливости, защищать законные права и интересы народных масс. Коммюнике содержит требование улучшать координацию дисциплинарных проверок на разных уровнях, полностью задействовав внутрипартийный и общественный контроль, объединять различные формы надзора и реформировать систему дисциплинарной проверки и надзора, а также продвигать "всеохватный внутрипартийный и государственный надзор".
На совещании была поставлена задача осуществлять строгий самоконтроль, создать "железные команды" дисциплинарной проверки и надзора, которые будут лояльными, чистыми, профессиональными и с сильным чувством политической честности и ответственности. В заявлении подчеркивается необходимость усиления борьбы с "застарелыми проявлениями формализма и бюрократизма", а также "обуздания гедонизма и тяги к роскоши".
Недавно в печатном органе "Синьхуа" <9> прошло сообщение о том, что 8 марта 2021 года на 4-й сессии ВСНП 13-го созыва Верховный народный суд и Верховная прокуратура Китая отчитались о результатах борьбы с коррупцией в стране за прошедший год. Согласно докладу ВНС в 2020 году было рассмотрено в общей сложности 22 тыс. дел о хищениях, взяточничестве и неисполнении служебных обязанностей с участием 26 тыс. человек, из них 12 чиновников министерского уровня, были конфискованы незаконные активы на общую сумму 1,15 млрд юаней (177,5 млн долл. США), а 164 скрывшихся от правосудия лица объявлены в розыск.
--------------------------------
<9> Судебные органы и органы прокуратуры Китая решительно боролись с коррупцией // Russian News. CN (ИА "Синьхуа"). 2021. 8 марта.
На этом же политически значимом для государства мероприятии Верховный народный суд Китая предложил план противодействия коррупции в судейском сообществе путем создания "умных судов" при отправлении судопроизводства, Всекитайское собрание народных представителей его одобрило и утвердило "дорожную карту" по модернизации правовой системы КНР к 2025 году <10>.
--------------------------------
<10> Волков К. Суд и интеллект // Российская газета. 2021. 15 марта.
Так, Интеллект будет анализировать огромные массивы информации и давать судье рекомендации с учетом всех обстоятельств дела, выносить вердикты, принятые с помощью искусственного разума, упростит судебные процедуры, осуществит контроль судей и тем самым повысит доверие к судопроизводству. Необходимо отметить, что в Китае изучаются возможности применения искусственного интеллекта (далее - ИИ) в суде с 2014 года, и с того времени оцифрованы сотни миллионов судебных дел, которые целиком или фрагментарно использовались для программного обеспечения искусственного интеллекта.
В декабре 2020 года в Китае прошел конкурс, на котором 16 правоведов соревновались с ИИ в анализе юридических контрактов - одной из самых сложных и утомительных разновидностей дел в судебной практике. В результате ИИ изучил пять документов за одну минуту и нашел в документах больше рискованных моментов, чем представители судейского корпуса, которые потратили на эти же цели 30 минут. С апреля 2020 года в десяти судах Шанхая ИИ заменил живых помощников, взяв на себя расшифровку аудиозаписей судебных процессов, предоставление доказательств в цифровом виде, а также поиск нужных страниц и ссылок в документах.
В то же время необходимо отдать должное тому обстоятельству, что Совет Судей Российской Федерации принимает активное участие в международном диалоге, способствует исполнению международных обязательств, в том числе и с Китайской Народной Республикой, имея при этом отличительные особенности законодательного обеспечения противодействия коррупции в судейской среде.
Как правильно отмечают Н.А. Петухов и Е.В. Рябцева <11>, в деятельности судебных органов можно выделить несколько направлений предотвращения противодействия коррупции и возникновения конфликта интересов, присущих российской нормативно-правовой базе.
--------------------------------
<11> Петухов Н.А., Рябцева Е.В. Предупреждение и противодействие коррупции в судебной деятельности: Научно-практическое пособие. М.: РГУП, 2018. С. 95 - 97.
1. Выработка профилактических мер по предупреждению коррупции в судебной деятельности и организационные меры по предупреждению коррупционных нарушений в судебной деятельности.
По справедливому утверждению ученых, Верховный Суд РФ <12>, а также Судебный департамент при Верховном Суде РФ <13>, как и Верховный народный суд КНР, постоянно проводят мероприятия по профилактике коррупционных и иных правонарушений и обеспечивают контроль за соблюдением судьями и аппаратом судей запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
--------------------------------
<12> План Верховного Суда РФ по противодействию коррупции на 2021 - 2023 гг.
<13> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2020 г. N 260 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ на 2021 год.
Высший орган судебной власти России и Судебный департамент при Верховном Суде РФ постоянно проводят мониторинг законодательства в сфере противодействия коррупции в судебной деятельности, обобщают правоприменительную практику и судебную статистику, осуществляют антикоррупционную экспертизу проектов локальных документов и множество иных мероприятий.
Достаточно важными являются мероприятия, связанные с обеспечением публикации на сайтах судебных органов различной юрисдикции Деклараций о получении доходов и наличии имущества, как судей, так и членов их семей.
Таким же образом происходит размещение внепроцессуальных обращений на сайте Верховного Суда РФ и на официальных сайтах нижестоящих судов.
2. Процедурные меры по организации работы по предупреждению и противодействию коррупции в судебной деятельности.
В целях организации работы по противодействию коррупции в суде создаются Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Верховного Суда РФ и комиссии в судах субъектов РФ <14>.
--------------------------------
<14> Петухов Н.А., Рябцева Е.В. Указ. соч. С. 33 - 51.
3. Методика выявления и предупреждения коррупционного поведения.
Как справедливо отмечают ученые Н.А. Петухов и Е.В. Рябцева <15>, своевременное выявление коррупционных правонарушений и урегулирование конфликта интересов в деятельности судей и государственных служащих аппарата суда являются ключевым элементом противодействия коррупции.
--------------------------------
<15> Петухов Н.А., Рябцева Е.В. Указ. соч. С. 74 - 90.
Внесения изменений в действующее законодательство недостаточно для эффективного противодействия коррупции в судейской деятельности, так как коррупционное поведение может принимать различные формы, и порой судебная практика вынуждена руководствоваться фактическими обстоятельствами дела.
В этой связи в правоприменительной судебной деятельности возможно применение различных методик при определении наличия коррупционного поведения и (или) выявлении предпосылок коррупционного поведения, но все они должны вписываться в действующее законодательство о противодействии коррупции.
Предотвращение коррупционного поведения является наиболее эффективным способом борьбы с коррупцией в судебной системе.
4. Совершенствование мер ответственности за коррупционные правонарушения в рамках действующего законодательства.
Так, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 10 марта 2021 года приняла в первом чтении проект Федерального закона N 1078992-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения" <16>.
--------------------------------
<16> Проект Федерального закона N 1078992-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения".
Законопроектом предусмотрены обстоятельства, освобождающие судей от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральным и иным законодательством в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств и должно быть обеспечено судьей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия независящих обстоятельств.
К таким обстоятельствам, в частности, относятся: стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (иностранных государств) и органами местного самоуправления.
Квалификационные коллегии судей (далее - ККС) субъектов Федерации правомочны на установление причинно-следственной связи между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения таких ограничений, запретов и требований, а также исполнения судьей таких обязанностей.
Судья в течение трех рабочих дней в случае установления обстоятельств, препятствующих соблюдению ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнению обязанностей, в целях противодействия коррупции обязан подать заявление в письменном виде в квалификационную коллегию судей с приложением документов, иных материалов и информации (при наличии), подтверждающих факт наступления не зависящих от него обстоятельств. Указанное уведомление может быть подано должностным лицом, уполномоченным квалификационной коллегией судей.
Таким образом, законопроект соответствует национальному законодательству и положениям международных договоров Российской Федерации в реализации международных принципов противодействия коррупции при осуществлении правосудия, и в сравнении с "особой китайской моделью" <17> предложены пути достижении целей в преодолении коррупции в будущем.
--------------------------------
<17> Смирнова Л.Н. Борьба с коррупцией и политическая реформа в КНР: международный опыт и китайская модель // Международная жизнь. 2014. N 8. С. 63 - 77; Ее же. Принцип прозрачности и борьба с коррупцией в КНР: мировой опыт и "особая китайская модель" // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2013. Вып. XVIII. С. 353 - 362.