Информационно-техническая война
В информационно-технической борьбе главными объектами нападения и защиты являются системы управления и связи, телекоммуникационные системы, различные радиоэлектронные средства. Понятие «информационное оружие», получившее широкое распространение после завершения военной операции против Ирака в 1991 г., сформировалось как раз в результате появления средств ведения информационно-технической борьбы. Решающий вклад в поражение Ирака внесло комплексное применение средств разведки, управления, связи, навигации и радиоэлектронной борьбы, совокупность которых и была определена как информационное оружие театра военных действий. Опыт локальных войн конца ХХ в. свидетельствует о том, что обязательным атрибутом победы в современном бою является завоевание превосходства в информационной сфере. В военное время ведение информационной войны предполагается на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Но информационное оружие необходимо задействовать еще до начала боевых действий, а в полной мере применять уже в ходе сражений. Еще в мирное время объектами и целями этой борьбы являются информационные ресурсы государства, в которые включается прежде всего информация, существующая на материальных носителях или в любой другой форме. Особое значение информационных ресурсов обусловлено тем ключевым положением, которое они в силу особой роли информации как системообразующего фактора занимают по отношению к любым другим ресурсам государства - экономическим, научно- техническим и собственно военным.
В первую очередь информационное оружие направлено про- тив вооруженных сил, предприятий оборонного комплекса, структур безопасности. При атаках удары наносят по телекоммуникациям или транспортным системам. Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор места и времени применения, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно опасным. Оно позволяет вести наступательные действия анонимно, без объявления войны. Классификация Мартина Либицки рассматривает методы ведения этих действий в рамках следующих форм:
командно-управленческой,
разведывательной,
электронной,
экономической,
кибер-войны,
хакерской войны.
1. Командно-управленческая информационная война.
Разрушить структуру управления войсками противника можно, направив удар на лидера армии или штаб командования - «голову» или сеть коммуникаций, соединяющих командование с основной массой войск, - «шею». Удар по «голове» - это испытанный прием всех военных операций с древности. Во время войны в Заливе успешность военных действий американцев во многом была обеспечена предварительным разрушением структуры командования и управления войсками противника. Им удалось добиться, таким образом, дезориентации иракских войск и неэффективности их военных действий. Штабы командования противника легко распознать по большому количеству коммуникаций, которые их окружают, постоянному движению больших потоков информации. Современные информационные технологии дают возможность использовать этот метод по-новому. Теперь коммуникации противника можно разрушить не только при помощи бомб, или физической атаки, а через компьютерную систему, например перекрыв подачу электричества, глуша радиоволны, внедрив вирусы в компьютерную сеть. Удар по «шее», разрыв связи между командованием и основной армией позволит отделить «голову» от «туловища», тем самым противник потеряет дееспособность. Для того чтобы использовать этот способ, нужно точно знать, каким образом происходит коммуникация противника, насколько важно командованию врага постоянно поддерживать связь с армией. Каждому действию в информационной войне должна предшествовать тщательная исследовательская и разведывательная работа, чтобы оно принесло необходимый результат. Например, во время войны во Вьетнаме разрушение связи между армией и командованием не имело ожидаемого эффекта, поскольку стратеги в США не учли особенности вьетнамских традиций в ведении войны. Оказалось, что во Вьетнаме, в отличие от США, отдельные подразделения армии обладают большой независимостью и они способны самостоятельно планировать военные действия, организовывать сопротивление без верховного командования в течение длительного времени. Таким образом, удары по «голове» и «шее» не дали никаких положительных результатов. Кроме того, уничтожение лидера или командования может привести к такому неприятному эффекту, как распространение неконтролируемой партизанской войны.
2. Разведывательная война.
Традиционно командование армии получает от разведки информацию о месторасположении противника, его качественных и количественных характеристиках. Это необходимо, чтобы планировать дальнейшую военную деятельность. Современная разведка благодаря развитию информационных технологий может обеспечивать командование достаточным количеством информации о противнике. Основная работа разведчика сегодня состоит в адекватном анализе полученной информации, способствующем принятию эффективных действий. Оборонительная составляющая этого типа войны включает работу по «обману» источников развединформации, когда они не уничтожаются, но нарушаются так, чтобы передавать неверную информацию.
3. Радиоэлектронная война.
Это особый вид информационной борьбы, призванный нарушать или затруднять функционирование электронных средств противника путем излучения, отражения электромагнитных сигналов, акустических и инфракрасных сигналов. Эта борьба осуществляется наземными, корабельными и авиационными системами постановки помех. Сюда входят способы по глушению радиосигналов противника, радиоперехваты, нарушение правильной работы радаров посредством введения ошибок в компьютерную сеть. К средствам ведения радиоэлектронной войны относятся электромагнитные бомбы и электромагнитные пушки. Мощный электромагнитный импульс (до десятков гигаватт), излучаемый этими устройствами, выводит из строя все электронное оборудование.
4. Хакерская война (компьютерные войны).
Целью нападения может быть полное разрушение компьютерной системы, ее временный выход из строя, программирование на выдачу ошибочной информации, кража информации или услуг. Нападение на военные информационные системы может осуществляться как во время конфликта, так и в мирное время. Атакующее информационное оружие этого типа широко распространено и многообразно. По мнению С. П. Расторгуева, информационным оружием следует называть средства уничтожения, хищения, искажения информационных массивов, средства дезорганизации работы технических устройств, компьютерных систем.
Вредоносные программы способны разрушать программное обеспечение компьютерных систем. Они могут размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления.
Кроме того, сюда относятся различные средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления, различного рода ошибки, сознательно вводимые лазутчиком в программное обеспечение объекта.
5. Экономическая война.
Выделяется две ее разновидности. Первая - это информационная блокада, когда страна-агрессор перекрывает потоки информации из внешнего мира, необходимые для процветания государства. Вторая разновидность - формационный империализм - преобладание информационных продуктов одной страны, экспансия своих ценностей и культуры в различных проявлениях. Наиболее ярким примером являются процессы «американизации» современного мира.
6. Кибер-война.
Этот тип информационной войны пока не существует, но предполагается, что к нему должно привести дальнейшее развитие информационных технологий.
Среди вариантов кибер-войн сейчас наиболее понятны для осмысления семантические атаки и симуляционные войны. Отличие семантических атак от обычного хакерства в том, что система не выводится из строя, не разрушается, она продолжает нормально функционировать, но настраивается таким образом, чтобы выдавать пользователю неверные ответы, неправильно решает поставленные задачи. Симуляционные войны ведутся только в виртуальном пространстве, причем победивший в них признается победителем и в реальном мире.