Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информационное общество и открытость власти

Обновлено 29.02.2024 05:24

 

Информационное общество предъявляет свои собственные требования к органам государственной власти и местного самоуправления. Происходит смена вариантов функционирования: от административно-командной, когда роль общественности минимизирована, к демократическому, когда роль общественности является важнейшей за всю историю существования человечества. И сегодня мы видим, что именно такой вариант является более интересным экономически, поскольку создает больше возможностей для развития страны.

Информационное общество позволяет удовлетворять новые типы требований, возникающих сегодня и которые будут возникать завтра. Можно перечислить такие признаки, по которым этот новый мир отличается от привычного: - большая динамика развития, которую нельзя сравнить, например, с аграрным обществом, когда годы не было никаких новых событий; - выработка более существенных адаптивных возможностей у человека, поскольку он чаще попадает в неожиданные ситуации; - большая открытость к инновационным технологиям. Главной своей чертой обществ прошлого, наоборот, была закрытость к информации из других обществ. Они делали это, поднимая себя на недосягаемый для других уровень. Представители других обществ не рассматривались как равные.

Демократия делает ежедневным процессом отстаивание собственных прав гражданами. Демократические правительства так же, как и недемократические, стараются спрятать невыгодную для них информацию, что ярко демонстрирует вся история прошлого столетия. Естественная реакция становится национальной реакцией исключительно благодаря оптимальному функционированию СМИ. Замалчивание негатива может привести, наоборот, к политическому кризису.

Аксиома открытости власти является единственным ответом на новые возможности информационных технологий управления массовым сознанием со стороны власти. Эта антитеза манипулированию защищает население от возможных негативных последствий. Концентрация власти тормозится благодаря прозрачности и открытости его действий. Это становится одним из вариантов контроля со стороны общественности, то есть происходит перераспределение власти, хотя бы и на информационном уровне.

Развитие связей с общественностью демонстрирует эксплуатацию именно обратной связи от населения к власти, когда власть становится принципиально зависимой от интересов населения. В этом же направлении работает и идея электронного правительства как вариант открытости, но уже в Интернет-пространстве.

Новая роль политтехнологов - это тоже проявление новых типов функционирования власти и населения в информационном обществе.

Политтехнолог "адаптирует" политика к власти, когда в прошлом, напротив, население должно было "адаптироваться" к собственному монарху.

Это связано, среди прочего, и с тем, что только небольшой процент избирателей имеет непосредственный контакт с представителем той или иной партии. Все остальные должны ориентироваться на информацию, которая порождается СМИ. Решение избирателя таково, что сделано только на основании информационного контекста.

Информационное общество является открытым обществом, где есть возможность отстаивать свои взгляды не только для большинства, к чему мы больше привыкли, но и для меньшинства. Поэтому происходит существенное усложнение управленческих механизмов, которые должны работать не только с гомогенным материалом, но и гетерогенным. В прошлом все виды пропагандистских войн, включая "холодную войну", работали на то, чтобы максимально сегментировать единое общество, в результате дестабилизируя его как систему. Кстати, прозрачность власти создает гораздо меньше возможности для применения подобных технологий в будущем.