Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Путь кодификации гражданского законодательства в Китае

Обновлено 01.03.2024 08:25

 

В статье анализируется процесс современной кодификации гражданского законодательства в Китае, приводится исторический обзор кодификации гражданского права в Китае, поднимаются проблемы частноправовой кодификации и анализируются политические, экономические и иные истоки этих проблем. Отмечается, что в традиционном Китае существовало только уголовное (публичное) право. Правовые традиции, основанные на верховенстве уголовного права, продолжались более 2 000 лет, пока в первые годы XX в. Китай не встал на путь модернизации правовой системы и кодификации гражданского права. В 1929 - 1930 гг. был принят первый в истории Китая Гражданский кодекс, построенный по модели швейцарской и германской цивилистических кодификаций, одновременно отражавший опыт японской, французской и советской кодификаций гражданского права. После основания КНР начался этап обширного заимствования советского социалистического права, в том числе гражданского. Однако попытки кодификации оказались неудачными, причинами чего послужили правовой нигилизм и отсутствие необходимого внимания со стороны власти. Переход от административно-плановой к свободной рыночной экономике побудил законодателя временно отказаться от идеи кодификации гражданского законодательства: вместо одного кодифицированного закона было решено принять несколько специальных. В XXI в. начался новый этап кодификации гражданского права в Китае. В 2002 г. был опубликован четвертый проект гражданского кодекса КНР, который без видимых причин канул в Лету. В 2014 г. процесс кодификации гражданского законодательства стал активнее, а в 2017 г. была принята часть первая будущего Гражданского кодекса КНР. В соответствии с планом кодификации гражданского права в марте 2020 г. Гражданский кодекс КНР должен быть принят в целом.

 

Ключевые слова: законодательство в Китае; гражданское законодательство; кодификация; дух частного права; правовой нигилизм; правовые традиции; публичная собственность.

 

В традиционном Китае существовало только уголовное, или публичное, право, частное же право, известное Древнему Риму, нормативно не было закреплено.

В эпоху царства Вэй (с 445 г. до н. э. по 225 г. до н. э.) была совершена первая систематизация китайских правовых документов. Ее осуществил министр Ли Куй. Был создан первый кодекс - "Фа Цзин", состоящий из 6 частей (пянь): 1) кража; 2) убийство; 3) содержание в тюрьме; 4) задержание преступников; 5) смешанные положения; 6) общие положения <3>. Все шесть частей были посвящены преступлениям и наказаниям. Кодекс в измененном и дополненном виде применялся вплоть до последней китайской династии Цин (1644 - 1911 гг.).

--------------------------------

<3> См.: Хэ Циньхуа. Новое исследование "Фа Цзин" // Правоведение. 1998 г. N 2. С. 15

 

В древнем Китае, не знавшем частного права, гражданские споры разрешались с помощью уголовно-правового наказания, а институт закона в изначальном виде звучал собственно как "наказание". Закон устанавливал, что при неисполнении договорного обязательства должник должен быть привлечен к наказанию бамбуковыми палками и более того - к лишению свободы на срок до полутора лет. Неисполнение брачного контракта могло повлечь лишение свободы виновного (по общему правилу - главы семьи).

Правовые традиции, основанные на верховенстве уголовного права, продолжались более 2 тыс. лет, пока Поднебесная не встала на путь модернизации правовой системы в первые годы XX в. и не начала кодификацию гражданского права. В 1911 г. был опубликован проект Гражданского уложения, который не был принят в связи с падением династии Цин.

В 1929 - 1930 гг. был принят первый в истории Китая Гражданский кодекс, состоявший из 5 разделов, разбитых на 29 глав и 1225 статей. Он был построен по модели швейцарской и германской цивилистических кодификаций, одновременно отражая опыт японской, французской и советской кодификаций гражданского права. Кодекс получил положительную оценку со стороны зарубежных правоведов. Однако Кодекс приказал долго жить, поскольку его действие на территории созданной Китайской Народной Республики было отменено в 1949 г. В настоящее время данный Кодекс с изменениями и дополнениями действует на Тайване.

После основания КНР начался этап обширного заимствования советского социалистического права, в том числе гражданского. Кодификация гражданского права КНР осуществлялась с непосредственным использованием ГК РСФСР 1922 г. и 1964 г. и их проектов, Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г., а также проектов ГК СССР 1939 - 1951 гг. и Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1931 г. <4> Первый проект Гражданского кодекса КНР был подготовлен в 1957 г., второй - в 1964 г. Однако обе попытки кодификации оказались неудачными, причинами чего послужили правовой нигилизм и отсутствие необходимого внимания со стороны власти <5>.

--------------------------------

<4> См.: Ван Чжихуа. Размышления о влиянии советского права на китайское // Вестник Восточно-Китайского политико-правового университета. 2008. N 1. С. 95.

<5> См.: Хао Течуань. История кодификации гражданского законодательства в Китае // Законность. 2016. 12 июля.

 

Третий пленум ЦК КПК 11-го созыва, состоявшийся в 1978 г., открыл новую эпоху - эпоху политики реформ и открытости в Китае. Установленные данной политикой принципы свободы экономики и развития торговли обнажили практическую потребность в регулировании гражданских правоотношений. Имеющий непосредственное отношение к политике реформ и открытости третий проект Гражданского кодекса КНР был разработан в 1982 г. Однако и этому проекту не довелось стать кодексом. Переход от административно-плановой к свободной рыночной экономике был связан с осложнениями и дестабилизацией социально-экономической структуры. Это побудило законодателя изменить стратегию цивилистического законотворчества и временно отказаться от идеи кодификации гражданского законодательства. Было решено принять вместо одного кодифицированного закона серию специальных законов, которые со временем можно будет использовать в качестве частей (разделов) будущего кодекса. К таким законам - отдельным частям будущего гражданского кодекса - относятся, в частности, Общие положения гражданского права 1986 г., Законы КНР "О договорах" 1999 г., "О вещных правах" 2005 г., "О деликтной ответственности" 2009 г., "О браке" в редакции 2001 г., "О наследовании" 1985 г., "Об усыновлении" 1991 г. <6>

--------------------------------

<6> См.: Ян Лисинь. Актуальные проблемы кодификации гражданского законодательства в нашей стране. Пекин, 2018. С. 14.

 

С наступлением XXI в. начался новый этап кодификации гражданского права в Китае. В 2002 г. был опубликован четвертый проект гражданского кодекса КНР, который без видимых причин канул в Лету. В 2014 г. процесс кодификации гражданского законодательства стал развиваться семимильными шагами и вскоре увенчался первыми успехами. В 2017 г. была принята часть первая будущего Гражданского кодекса КНР под названием "Основные положения гражданского права КНР". В соответствии с планом кодификации гражданского права в марте 2020 г. Гражданский кодекс КНР будет принят в целом. При отсутствии каких-либо "форс-мажорных обстоятельств" самый свежий в мире Гражданский кодекс через несколько месяцев получит "право на жизнь".

Делая экскурс в прошлое, отметим, что с момента создания проекта Гражданского уложения 1911 г. и до сегодняшнего дня прошло более 100 лет. Ситуация отсутствия кодифицированного гражданского закона в КНР зависела и зависит от ряда факторов, самым главным из которых, по моему мнению, является политика государства.

Проект Гражданского уложения 1911 г. не стал законом вследствие падения династии Цин. Первый Гражданский кодекс Китайской Республики 1929 - 1930 гг. был отменен в КНР после свержения власти Гоминьдана. Проекты Гражданского кодекса КНР 1950 - 1960 гг. не были приняты по причине известного всем политического состояния страны и правового нигилизма ее руководства, одобренного верховенством Компартии Китая. Отсутствие экономических и социальных стимулов оказало влияние и на частноправовую кодификацию 1982 г. и 2002 г. И только в октябре 2014 г., когда было принято постановление IV пленума ЦК КПК 18-го созыва, в которое внесен план кодификации гражданского права КНР, ситуация в корне изменилась. По мнению многих ученых, вождь правящей партии Китая принял решение кодифицировать гражданское законодательство, считая, что это имеет особое историческое значение. Хотя "закон есть выражение общей воли", как указано в ст. 6 Французской декларации прав человека и гражданина, в то же время воля какого-либо великого публичного деятеля в определенный момент может оказать решающее влияние на кодификацию законодательства. Примером непосредственного влияния государственного деятеля на процесс законотворчества является Французский гражданский кодекс, который был принят в 1804 г. под покровительством императора Наполеона.

Вторым фактором, влияющим на кодификацию гражданского права, является существующий в стране экономический уклад, который непосредственно связан с проводимой политикой. В социализме таким укладом является планово-административная экономика, когда основные средства производства принадлежат государству и коллективам людей, а физическим лицам могут принадлежать только вещи для личного потребления. Оборот товаров между отдельными лицами в свое время в КНР был строго запрещен, а совершение сделок могло повлечь уголовную ответственность. Несмотря на внедрение политики реформ и открытости, экономика Китая все же до сих пор основывается на публичной собственности. Последнее обстоятельство оказывает огромное влияние на отсутствие долгие годы в КНР Гражданского кодекса.

Далее. Гражданский кодекс - закон о правах человека и гражданина. В России ГК называется "экономической конституцией". В Китае его называют актом о правах человека или "основным законом общества" <7>. Всем известно, что основные права человека и гражданина регламентированы конституцией. Реализация этих прав - задача гражданского законодательства. В современном Китае защита прав человека - "чувствительный вопрос" и его обсуждение в известной степени ограничено. Существующую "линейку" частных прав нельзя назвать богатой. Например, отсутствует право частной собственности на землю, земля принадлежит если не государству, то какому-либо коллективу, но только не гражданам и юридическим лицам. Действие права собственности на квартиру ограничено 70-летним сроком, что составляет среднюю продолжительность жизни человека в мире (71,6 г.) <8>.

--------------------------------

<7> Се Хунфэй. Создание "Основного закона" общества в Китае - ход кодификации гражданского права // Народная законность. 2017. N 10. С. 7.

<8> См.: Гун Чуньцзы. О средней продолжительности жизни мужчин и женщин // Китайская статистика. 2019. С. 61.

 

Большое значение в Китае имеет прописка. Статус гражданина КНР, имеющего прописку в сельской местности, отличен от статуса городского жителя. Даже прописка в одном городе отличается от прописки в другом городе. Например, человек живет и работает в Пекине, прописан в другом городе или в деревне, он не может пользоваться многими благами, предоставленными пекинцам. Его дети повторяют его прописку и не могут учиться в государственной школе в Пекине. Конечно, имеются и частные школы, но не всем они по карману, да и качество обучения в таких школах может оставлять желать лучшего. Сумма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, также зависит от прописки потерпевшего.

Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу об отсутствии духа частного права в Китае <9>. В действующей Конституции КНР предусмотрено, что государственная собственность священна и неприкосновенна, а в отношении частной собственности сказано, что она только лишь охраняется законом. В Общих положениях гражданского права КНР 1986 г. содержатся аналогичные нормы. Таким образом, китайский социалистический строй основывается на публичной собственности. Другие же формы собственности играют второстепенную роль в экономике.

--------------------------------

<9> Инь Тянь. Препятствия кодификации гражданского законодательства в Китае и их преодоление // Северное правоведение. 2015. N 4. С. 38.

 

Несмотря на наличие факторов, влияющих на кодификацию гражданского законодательства, и негативных отзывов, ждать принятия ГК КНР осталось недолго. Многие юристы в Китае рассматривают текущую кодификацию гражданского законодательства как свершившуюся надежду китайских цивилистов нескольких поколений <10>. Через несколько месяцев такая надежда осуществится и привлечет внимание юристов всего мира. Тем не менее немало китайских юристов не ожидают удачного результата рассматриваемой кодификации.

--------------------------------

<10> Шэнь Хуэйвэнь. Кодификация гражданского законодательства - следуя чаяниям Китая: интервью с членом ученого совета при Академии общественных наук Китая Лян Хуэйсином // Народная законность. 2016. N 3. С. 34.

 

В соответствии с планом кодификации, составленным рабочей группой по кодификации гражданского права Китая при Постоянном комитете Всекитайского собрания народных представителей, будущий Гражданский кодекс включит в себя 7 частей: "Основные положения гражданского права", "Вещные права", "Договоры", "Брак", "Наследование", "Личные права", "Деликтная ответственность". Будущий ГК КНР станет объектом пристального внимания юридической общественности. А для юристов-компаративистов из России и Китая найдется непочатый край исследований общих черт и различий гражданских кодексов обоих государств.