Телевидение и интернет в системе социальных коммуникаций общества
Телевизионный канал как доминирующий на определенном этапе "воспитал" новое поколение людей, структура мышления которых задается именно им. Для кого-то телевидение - бизнес, для кого-то просто развлечение, для кого-то - тяжелый труд. Но все это не исключает и понимание телевидения как инструментария для решения политических, социальных или даже военных задач, как это происходит во всем мире. Телевидение оказалось сильнейшим по своим функциям и последствиям, чем просто быть информационно-развлекательной машиной.
Телевидение сегодня вышло на такие рубежи, когда событие не является событием, если оно не получило продолжения на телевизионном экране в виде того или иного варианта своего освещения. Типичной реакцией всех тех, кто проводит форумы или съезды, является подсчет камер, сколько их в зале. Каждая политическая фигура пытается привлечь к себе внимание, поскольку публичность становится нормой нашей жизни. Эта публичность на сегодня находит свое главное выражение в телевидении.
Телевизионная реальность влияет на истинную реальность, а не наоборот. Вообще здесь можно увидеть продолжение идеи о том, какой военные видят будущую войну как войну знаний. Поскольку знания дают возможность принимать решения, неправильные знания дадут неправильные решения. Противник будет всегда принимать неверные решения, если он будет базироваться не на тех знаниях. Одно из подразделений этого направления называется "управлением восприятием": мы не меняем объекты, поскольку во многих случаях это невозможно, а изменяем восприятие их. Телевидение тоже все время меняет наше восприятие фигур и события.
Мы видим, что телевизионный вариант реальности весит не менее, а иногда даже больше, чем настоящая реальность. Это связано с изменением общества, в которое вступило человечество. В этом новом демократическом обществе иную роль играет не только информационная составляющая, но и отдельный человек. Власти необходимо находить поддержку своим действиям в обществе, она не может все решать единолично. Поэтому реализуется апелляция к массовому сознанию.
В случае военных действий все время нужно легитимизировать применение силы. Без этого современное общество отказывается жить.
Итак, первый вывод заключается в том, что телевидение создает события. В нормальной ситуации на это можно смотреть спокойно, но в кризисной все меняется. Потому происходит серьезное ускорение порождения событий и реагирования на них.
Второе, мир пришел к пониманию того, что сегодня гораздо больше стали весить нематериальные объекты. Это религиозная или политическая идентификация. Это общественная мифология, которую иногда называют национальной идеей. Весь мир научился хорошо работать с материальными объектами, с тоннами или километрами, но он, и особенно это касается бюрократических учреждений государства, не умеет работать с объектами более тонкой природы. А религиозная идентификация заставляет людей идти на теракты, национальная идентичность делает независимость. Политическая идентификация работает на выборах. Все это тонкие с точки зрения материального мира структуры.
Но никто не обращает внимания, что именно телевидение способно материализовать именно эти нематериальные объекты. Американская мифология практически создана кинематографом. Это постоянная фиксация и поддержка нужного варианта картины мира, что в результате дает положительные установки.
М. Маклюэн считал, что письменность принципиально изменила мышление человека. Затем такая же ситуация произошла с телевидением.
Сегодня нас на новый тип мышления испытывает Интернет. Интернет является не пассивным, а активным средством коммуникации, поскольку люди сами могли искать информацию, а не ожидать перед экранами телевидения, что им предложат.
Хотелось, чтобы телевидение учитывало этот новый тип человека и в своих форматах. Итак, перед нами гораздо более сложный тип функционирования телевидения, чем просто информационно развлекательный канал. Решая тактические задачи, оставляя стратегические на далекое будущее, может так случиться, что этого будущего может просто не быть, если на стратегические задачи не будет обращено внимание.