Стратегия как нетактика
Стратегия относится к управленческой деятельности, поскольку определяет движение организации / страны / человека к стратегической цели. Стратегический анализ определяет основных игроков и правила игры в долгосрочной перспективе. Стратегическая разведка определяет ту же сферу приоритетов не только со своей стороны, но и со стороны противника / оппонента. Таким образом, стратегический анализ определяет стратегические цели и средства для их достижения. Однако сделать это можно при наличии одного важного компонента - миссии, т.е. определенной метацели, которую ставит перед собой организация / страна / человек. В результате такой проработки ситуации управленческое пространство структурируется, мы получаем четкий и понятный вариант своего движения.
Определив свое движение на будущее, мы можем выстраивать его сегодня.
Миссия реализуется в рамках определенного видения будущего.
Стратегия в этом плане является движением на метауровне, когда учитываются не только реальные, но и потенциальные действия, как свои, так и противника / оппонента. Образуется многоуровневая система, к которой относятся разного уровня цели, как отдаленные, так и близкие.
Эксплуатация на метауровне позволяет расширять поле возможностей, поскольку мы начинаем смотреть на ситуацию с другой точки зрения, под множественными углами. Кстати, известное выражение В. Ленина "Мы пойдем другим путем" может быть слоганом стратегии. При этом строится на пересечении двух противоположных требований: с одной стороны, мы требуем расширения поля возможностей, с другой - нас интересует сужение этого поля в реальности.
Стратегия в этом плане достаточно креативная, поскольку расширяет поле действия (как в бизнесе, так и в случае боевых действий). Срабатывает то, что раньше не было "работающим" инструментарием. Тем самым стратегия усиливает стратегического игрока, предоставляя в его распоряжение новый вид инструментария, которого в принципе не будет у нестратегических игроков. Поэтому стратегия часто реализуется как использование новых факторов, новых параметров, которые до этого не включались в действие. Их появление на арене противодействия обусловлено изменением общей парадигмы, характерной для качественной стратегии, что позволяет изменить существующую или навязанную противником / оппонентом конфигурацию факторов.
В политике это может быть втягивание оппонента в невыигрышную для него сферу. Однако благодаря созданию феномена публичности, он не может избежать ее обсуждения. Видимый эффект CNN из этого же ряда: СМИ, организуя обсуждения проблемы, оказывают соответствующее давление на политиков или военных, которые могли бы принять другое решение без пристального внимания общественного мнения.
Д. Моррис в свое время, работая с Б. Клинтоном, предложил вариант перехвата идеи противника для того, чтобы превратить ее в свою. Именно так в ряде случаев делал Б. Клинтон. В этом случае "мое" поле расширяется за счет использования "чужого". Кстати, Гете когда-то сказал примерно так: нет, чья это идея, важно то, кто лучше ее использовал.
Новым фактором может стать обнародование принципиально новой информации, несущей негативные последствия для оппонента. Например, под таким углом зрения рассмотрел кубинский кризис К. Билдер. В этом случае борьба за общественное мнение заключалась в выяснении, кто говорил правду о ракетах на Кубе. Стороны конфликта производили противоречивую информацию. В решающий момент А. Стивенсон продемонстрировал в ООН фотографии авиасъемок, что было совершенно неожиданным в плане публичной демонстрации разведывательных фотографий.
Стратегия - это серия тактик, которые могут даже противоречить друг другу, если объединены единой стратегией. В этом случае потери на одном уровне компенсируется выигрышем на другом.
Стратегия, в отличие от тактики, является одновременно и управлением противником / оппонентом. Например, сообщение ненастоящего места десантирования союзников во Второй мировой войне или США в войне в Персидском заливе. Действия противника в результате готовятся и развиваются в неправильной точке пространства-времени, куда его сознательно заманили.
Стратегия отличается от тактики тем, что работает в рамках многомерного пространства. В результате возникает вариант межуровневых воздействий, когда действие в пределах одного пространства дает результаты в рамках иного. Оппонент / противник даже может не чувствовать опасности, поскольку видит все в пределах одного уровня.
Можно привести примеры негативной межпространственной связи, когда события в рамках информационного пространства влияют на общественное мнение, вызвав изменения в пространстве принятия политических и военных решений:
вьетнамская война завершилась, когда телевизионный показ ее сформировал определенный взгляд общественного мнения;
США вывели свои войска из Сомали после того, как на экране был продемонстрирован труп американца, который таскали по улицам Могадишо (так называемый эффект CNN);
первая чеченская война вызвала резкое неприятие ее общественным мнением России.
Во всех таких случаях цепочка воздействия принципиально межуровневая.
Можно привести примеры положительной межуровневой связи:
первые выборы у Путина на фоне обострения внутренней обстановки из-за чеченского фактора;
вторые выборы Дж. Буша на фоне антитеррористической войны.
Это влияние на политическое пространство. Подобно происходит воздействие на экономическое пространство, когда, скажем, культурная экспансия США в виде массовой культуры вызывает понятные результаты в экономической и политической сферах.
Интересно, что "холодная война" была информационной войной, но не переносилась (почти переносилась) в другие сферы. "Холодная война" велась, в первую очередь, на собственной территории: СССР и США были активны идеологически и информационно в своих границах и поскольку напряжение не в^іходило наружу, уровень постоянно рос. Можно сказать, что он приобретал даже карикатурные формы, если бы это не было столь опасно.
Стратегия работает по принципу «многоходовки», тогда как тактика предлагает только один ход. Чем сложнее ситуация, тем более сложную конструкцию следует предложить для его преодоления.
Стратегическое видение рассматривает дальнейшие горизонты, поэтому в такой ситуации понятными становятся ближние цели. Тот же, кто обладает только тактикой, даже эти ближние цели видит сквозь линзы неопределенностей.
Стратегия выдвигает приоритеты. Например, фирма "Нокия" направляет почти половину своего бюджета на научные исследования.
Определение приоритетных целей позволяет сконцентрировать ресурсы для достижения результата, что из разряда потенциальных переходит в возможность.
Стратегия определяет риски, поскольку разрабатывается в агрессивной среде. Развитие стратегии, работающей с противодействием, всегда находится под влиянием двух игроков. На арене постоянно ощущается присутствие оппонента. Нет и не может быть стопроцентной уверенности в достижимости стратегических целей, но к ним можно двигаться, взвесив риски и свои возможности.
Стратегия является мультипликатором имеющихся сил, поскольку предоставляет им благоприятный путь применения. Если в бизнесе предприниматель ищет свою нишу, где уровень конкурентного давления будет наименьшим, то военные ищут, например, благоприятные условия для нанесения удара. Стратегия дает возможность увидеть не только цель, но и рациональные пути ее достижения. Она в этом плане максимально системная, поскольку рассматривает набор "работающих" факторов, переходя к парадигме, которую раньше никто не использовал.
Время также играет важную роль при разработке стратегии. Хотя стратегия имеет временной ресурс в отличие от тактики, но, однако, ощущается давление сроков. Поэтому на первом месте часто оказывается тот, кто и интуитивно, а не рационально чувствует будущее движение ситуации, помогая своему объекту подстроиться под этот будущий расклад сил. Внимание к стратегии не отменяет роли интуиции. Стратегия усиливает сильного игрока, но может ослабить слабого, поскольку у него нет достаточного ресурса для осуществления собственной стратегии. Реализация же чужой стратегии будет невыгодной и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.