Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Стратегические вызовы

Обновлено 07.03.2024 05:27

 

Информационные стратегии способны приблизить то или иное будущее для страны. Информационные стратегии могут создавать соответствующие виртуальные платформы, позволяющие облегчить переход от современности к будущему.

Для чего нужно знать свое и чужое будущее? Например, Финляндия в свое время поставила перед собой четкую задачу, как выжить небольшой стране в современном сложном мире. Финляндия сделала ставку на экономику на базе знаний и сформировала свое представление о будущем, где ставится задача войти в тройку экономически наиболее сильных стран мира. Кстати, каждый новоизбранный финский депутат должен прослушать курс "Принципы экономики", без чего он не может стать депутатом.

1. Сегодня все страны занимаются трендами и мегатрендами, которые ожидаются через много лет. Приведем лишь некоторые примеры.

Министерство обороны Великобритании еще в начале века начало исследования периода 2015-2030 г. Военные США уже давно завершили "изучение" войны-2025. Кстати, эти исследования интересны именно тенденциями, что позволяет отвлекаться от конкретного наполнения будущих объектов. Каждый год Национальный университет обороны выдает стратегические оценки ситуации, но почти все они ориентированы на будущее развитие.

Россия не имеет таких общих стратегий, однако следует признать, что различные негосударственные фонды и институты России вышли на соответствующий уровень как стратегического мышления, так и соответствующей другого языка, создав и необходимый экспертный потенциал. 2. Какой инструментарий позволяет оперировать категориями будущего? Следует заниматься планированием в условиях неопределенности.

Этим обоснован отказ от старого сценарного подхода, поскольку он базируется на конкретном варианте угрозы. Сегодня невозможно определить угрозу 2030 года, поэтому такой подход лишь создает иллюзию защищенности страны. Поэтому планирование переходит на другой уровень, когда механизмы защиты готовятся не под конкретную угрозу, а под серию угроз, из которых неизвестно какая может быть реализована. Среди более формализованных подходов следует упомянуть также теорию хаоса и комплексных адаптивных систем. "Планирование в условиях неопределенности”, "Операции, ориентированные на результат" - типы интеллектуальной работы, которую сегодня осуществляет Министерство обороны США. Это новый вид аналитики, который мы тоже должны изучать и знать.

3. Современный мир перешел в следующую фазу развития, когда малые события могут иметь большие последствия. Война 1914 года начиналась с малого события. Распад СССР как большое событие имеет следствием различные "малые события" во многих республиках - Вильнюс, Тбилиси, Рига, "ГКЧП", расстрел парламента Б. Ельциным. Но эти события не вызывали таких последствий. В Румынии свержение режима Чаушеску началось с элементарного отказа ознакомиться с требованиями бастующих в небольшом городке. В Украине события начались с разгона студенческого майдана силовыми структурами. И хотя впоследствии было показано, что на самом деле студентов на этом майдане уже практически не было, а были подготовленные для сопротивления полиции люди, которые и спровоцировали силовой разгон, но в информационном пространстве Украины и мира это событие прозвучало, как сигнал о «вопиющем» нарушении властью прав человека.

Подобные ситуации дают возможность создавать в современном мире варианты национальных трагедий, которые приводят к изменению режимов.

4. Страна, которая не работает над формированием своей идентичности, своего будущего, может столкнуться с угрозой их потери.

Украина сейчас столкнулась с угрозой потери своей идентичности. Украина не работала над созданием собственных "мыльных опер" или бестселлеров, что не дало возможности кристаллизовать собственное представление о мире.

Если не удается создать собственную картину мира, остается пользоваться чужой.

Россия активно занимается в последнее время возрождением собственного производства фильмов, позитивно демонстрирующих жизнь в своей стране, однако их влияние охватывает преимущественно среднее и старшее поколение. А вот молодежь по-прежнему больше ориентирована на западную культуру, отсюда и преклонение молодежи перед идеалами Запада, согласие и поддержка его политики, в том числе весьма агрессивной по отношению к России.

В качестве возможной реакции можно создавать защиту против конкретного неожиданного объекта. Но интереснее выходить на списки не отрицательных, а положительных объектов, развитие которых может позволить стране перейти в более благоприятное состояние, признаками которого являются:

инновационная экономика;

рост ВВП;

преодоление бедности;

демократическое развитие;

хорошие отношения со стратегическими партнерами;

социальное государство;

остановки эпидемий.

Выбор инструментария для реализации таких объектов и является принципиальной задачей государства.

5. Сильные страны исследуют будущее ради того, чтобы активно его формировать. США с конца 1990-х годов начали заниматься так называемым "environment-shaping", которое дает возможность создавать безопасную для США международную среду, избегая применения силы. Они считают, что должны активно формировать свое будущее, а не сидеть в ожидании. Исходя из этого, каждая страна, если хочет рассчитывать на успех, тоже должна моделировать и формировать типы отношений со своими стратегическими партнерами. Это направление "конструирования будущего".

Имея собственный набор подобных положительных / отрицательных детерминантов, мы можем планировать свои дальнейшие действия.

6. Глобализация вызывает также существенные последствия в информационном пространстве. Можно сформулировать пять последствий, которые существенно изменяют многие другие характеристики:

исчезновение фильтров информационных потоков (этнических, моральных, политических, государственных, межгосударственных), которые ранее существенно формировали информационное пространство (вспомним, сколько Советский Союз тратил на "глушение" зарубежных голосов);

возникновение важных информационных, политических, экономических взаимовлияний между государствами, корпорациями, неправительственными организациями. В этой новой системе, разумеется, лучше себя чувствуют сильные игроки, например, США, Россия или Китай по сравнению со слабыми государствами;

как следствие этих воздействий происходит распространение норм культуры и поведения, которые являются чужими для потребителя информации, при этом выигрывают не те, кто придерживается старых норм, а те, кто быстрее принимает новые;

возникают новые политические и информационные игроки, примером чего может служить "Аль-Каида" - вариант сетевой организации, которая смогла выступить против могущественной державы мира;

именно благодаря информационному взаимовлиянию малые события имеют большие последствия.

Информационное пространство стало многоплановым и диалогическим, поэтому возникает потребность в новых вариантах его анализа.

7. Теория хаоса поможет понять будущие ситуации. Ведь эпоха, в которую мы живем, наполнена ситуациями, противоречащими друг другу.

Управляемый хаос стал одной из тем, которая интересна как политикам, так и ученым. Мы должны как можно раньше понять новую ситуацию, в которую попали. Она принципиально другая. Американский ученый Дж. Розенау акцентирует внимание на изменении государства, эрозии понятия государственного суверенитета. Российский ученый О. Неклесса, например, подчеркивает появление феномена деформализации власти, уменьшение роли публичной политики и представительных органов, расширение зоны неформальных процедур принятия решений.

Вообще довольно серьезные научные исследования посвящаются сегодня темам, которые можно рассматривать, как введение страны в хаос, чтобы достичь перехода на какой-то другой уровень. Б. Луттвак, который считается "отцом" геоэкономики, написал в свое время исследования по вопросам теории переворота. Дж Шарп много разрабатывал проблемы ненасильственного сопротивления, и его инструментарий применялся в Польше, Прибалтике, Югославии.

СССР и США активно изучали революционные ситуации, которые тоже являются вариантами перехода к новому состоянию системы. Именно нелинейность этих переходов представляет интерес и сегодня.

Геополитика реализуется сегодня в геоэкономике и геокультуре. Те самые активные агрессивные импульсы входят в новые типы пространств, формируя их по заданным стандартам.

Сегодня также реализуется то, что может быть названо геоинформационными силами - это информационные мощности того или иного региона, которые оказывают влияние на другие страны. Ирландия, например, работает в режиме полного покрытия своей территории Великобританией. США является сильным государством, создающим в других странах собственную картину мира, что делается как за счет журналистики, так и массовой культуры. В этом случае отсутствие собственных защитных фильтров мешает выработке собственной картины мира, порождению варианта своей идентичности, а это обязательный элементом каждой нации.