Общие аспекты зарубежного опыта регулирования информационной сферы
Прежде всего следует отметить, что в этом разделе акцентируется внимание на основных направлениях осуществления информационной политики зарубежных стран по построению информационного общества.
Термин "информационное общество" широко употребляется зарубежными политическими деятелями разного уровня. Именно с таким обществом связывают будущее своих стран большинство лидеров государств мира. Если этот процесс начинался под руководством таких развитых стран мира, как США (прежде всего в виде формирования национальной информационной инфраструктуры), стран Европейского Союза (построение информационного общества), Канады (построение информационной магистрали) и т.д., то сейчас мы можем наблюдать массовое осознание потребности в указанных процессах. Свидетельством этого стали соответствующие программы многих стран мира - Китая, Сингапура, Малайзии, Филиппин, Норвегии, Индии и других. Активно процессы построения информационного общества протекают и в странах, образовавшихся после распада Советского Союза. Следует отметить, что преобразования, происходящие в современном мире, связаны прежде всего с внедрением информационных и коммуникационных технологий практически во все сферы жизни. Именно поэтому этот процесс должен контролироваться и направляться в интересах всего общества. Сделать это может государство только вместе со всеми заинтересованными кругами, прежде всего частным сектором.
Итак, начиная с 1994 года приоритетным направлением государственной информационной политики многих стран мира стал курс на построение информационного общества, в частности на развитие национальных и глобальных информационных инфраструктур.
Активизация этого процесса обусловлена проведением специального Конгресса специалистов Международного союза электросвязи (Буэнос- Айрес, март 1994 года), на котором вице-президент США Альберт Гор предложил план развития Глобальной информационной инфраструктуры, а также сформулировал ее пять фундаментальных принципов:
1) поощрение частных инвестиций;
2) содействие развитию конкуренции;
3) создание подвижной регулирующей структуры для поддержания темпов технологического и рыночного развития;
4) обеспечение открытого доступа к сети всех провайдеров;
5) создание универсальной службы и организация универсального обслуживания.
Эти принципы были положены в основу Буэнос-Айресской декларации, принятой на конгрессе. Было решено, что глобальная информационная инфраструктура должна состоять из местных, национальных и региональных сетей. Как "сеть сетей" она будет способствовать глобальному использованию информации, взаимосвязи и коммуникации, создавая единое глобальное информационное пространство и информационную рыночную площадку.
Современный анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений:
поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (прежде государственный контроль за концентрацией средств массовой информации);
обеспечение права и технических возможностей для доступа к информации и информационным ресурсам для всего населения;
соблюдение свободы слова;
защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере;
защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран;
обеспечение информационной безопасности;
охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;
борьба с компьютерными преступлениями и преступлениями, связанными с высокими технологиями;
внедрение электронного правительства;
правовое регулирование сети Интернет К наиболее значимым тенденциям в зарубежной информационной индустрии последних лет можно отнести пересмотр установленных ранее правил ее регулирования:
дерегуляции рынка телекоммуникаций, позволяющая кабельным, телефонным, сотовым, спутниковым и другим компаниям конкурировать на рынках друг друга;
ослабление контроля за концентрацией собственности в различных средствах массовой информации. В результате происходит как вертикальная, так и горизонтальная интеграция рынков информации и средств ее передачи.
За рубежом наблюдается тенденция слияния крупнейших информационных компаний мира в крупные объединения, которые в дальнейшем контролируют рынок и распространение массовой информации.
Эти превращения являются ответом ведущих информационных компаний на возможности, создаваемые новыми технологиями и изменениями в системе регулирования информационной индустрии. Этот процесс чрезвычайно динамичен, поэтому отставание в этом деле чрезвычайно опасно для любого государства.
Сохранение конкуренции, борьба с монополизмом отдельных производителей или фирм, предоставляющих услуги, являются краеугольным камнем государственного регулирования. В сфере телекоммуникаций объединения различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях происходит обязательно с разрешения соответствующих органов. В США это Федеральная комиссия связи и Министерство юстиции, которые определяют не приведет объединение двух или больше компаний к возникновению монополии, устранит конкуренцию и как следствие со временем снизит качество и уменьшит разнообразие услуг, предоставляемых в деловом мире и населению, а также приведет к росту цен.