Информационная политика Организации Объединенных Наций
Среди основных направлений современной информационной политики Организации Объединенных Наций можно выделить следующие:
инфраструктура: ее финансирование, развитие и устойчивость;
определение и преодоление барьеров, препятствующих созданию информационного общества;
роль правительств, бизнеса и гражданского общества в продвижении ИКТ в целях развития информационного общества;
образование, развитие людских ресурсов и профессиональная подготовка;
доступ к информационным и коммуникационным технологиям;
безопасность информации в сетевой среде;
разработка политики и регламентных рамок;
виды применения ИКТ (образование, здравоохранение, культура, ликвидация бедности, государственное управление, трудоустройство, бизнес) Следует отметить, что активная деятельность ООН в направлении содействия и развития построения информационного общества в как можно большем количестве стран мира началась еще в 1996 году с принятием концептуального документа "ЮНЕСКО и информационное общество для всех", в котором стратегические позиции этой организации определены следующим образом: "Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) уполномочена ее 185 государствами-членами, в частности, способствовать свободному распространению идей словесными и изобразительными средствами и содействовать развитию международного сотрудничества в области коммуникации, информации и информатики с целью сокращения имеющегося разрыва в этих сферах между развитыми и развивающимися странами".
Так, по мнению специалистов ЮНЕСКО, общество сталкивается с рядом проблем, которые прежде всего касаются:
права на коммуникацию, которое предусматривает также и обеспечение доступа к телекоммуникационным средствам по низким ценам для интеллектуальных секторов (образование, наука, культура, средства массовой информации, библиотеки и архивы), которые играют решающую роль в развитии национальных информационных инфраструктур;
поддержки языкового и культурного многообразия. Глобализация, обусловленная развитием информационных и коммуникационных технологий, воспринимается многими как угроза для местных обычаев, ценностей и верований;
распространение доступа к взаимосвязанным сетям и базам данных порождает серьезные этические и правовые проблемы, такие, например, как конфиденциальность информации и право каждого проверять данные, которые его касаются. Регламентация содержания информации, распространяемой информационными магистралями (информация нетерпимого, расистского, насильственного или порнографического характера и, особенно, ее доступность для детей), компьютерное пиратство и другие преступления в области информатики, авторском праве и т.п.
влияние компьютерных технологий на личность и ее поведение также имеет противоречивый характер: уже сегодня перед человеком открыты огромные возможности доступа к различным отраслям знаний. Это может неоправданно завысить значение связи "человек - машина" в ущерб осмыслению, самостоятельности и развитию способностей личности.
Начиная с 2000 года внимание международного сообщества все больше сосредоточивается на вопросах содействия развитию информационного общества. Ключевые проблемы: цифровое неравенство и опыт его преодоления в разных странах мира, влияние и значение ИКТ для всех сфер общественной жизни, внедрение электронного правительства, развитие свободы слова и плюрализма посредством как традиционных средств массовой информации, так и новых.
Окинавская хартия глобального информационного общества.
В Окинавской хартии глобального информационного общества (принятой лидерами стран восьмерки в г. Окинава, Япония, в 2000 г.) отмечается, что потенциальные выгоды информационных и коммуникационных технологий, которые заключаются в стимулировании конкуренции, содействии расширению производства, создании и поддержке экономического роста и увеличения занятости, открывают значительные перспективы. Задача стран - не только поощрять переход к информационному обществу и облегчать этот процесс, но и как можно полнее реализовать его экономические, социальные и культурные предпочтения.
Для достижения этих целей необходимо построить работу по таким ключевым направлениям:
проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и новаторства, которые дополнялись бы мерами по адаптации рынков труда, развития человеческих ресурсов и обеспечения социального согласия;
управление макроэкономикой поможет предприятиям и потребителям составлять более точные планы, быть уверенными в будущем, эффективно использовать преимущества новых информационных технологий; - разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный и безопасный экономичный доступ с помощью конкурентоспособного рынка, соответствующих нововведений в сетевых технологиях, услугах и приложениях;
развитие человеческих ресурсов, способных отвечать требованиям информационной эпохи, готовых к обучению в течение всей жизни и способных удовлетворять растущий спрос на специалистов по информационным и коммуникационным технологиям во многих секторах нашей экономики;
активное использование информационных и коммуникационных технологий государственным сектором, содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для обеспечения повышения уровня доступности власти для всех общин.
В Хартии также отмечается, что частный сектор играет ведущую роль в развитии информационно-коммуникационных систем в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой, прозрачной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимых для информационного общества, возложена на правительства. Важно избежать неуместных регулирующих вмешательств, которые мешают выявлению инициатив частного сектора по созданию условий, благоприятных для внедрения информационных и коммуникационных технологий.
Правительства должны гарантировать, что правила и процедуры информационных и коммуникационных технологий отвечают революционным изменениям в экономической деятельности, учитывают принципы эффективного партнерства между государственным и частным секторами, а также будут прозрачными и технологически нейтральными.
Чтобы максимализировать социальные и экономические выгоды информационного общества, лидеры стран восьмерки договорились о таких ключевых принципах и подходах и рекомендовали их другим:
продолжать способствовать развитию конкуренции на открытых рынках в области информационных технологий и телекоммуникационной продукции и услуг, включая дискриминацию и ориентированное только на стоимость подключение к основным телекоммуникациям;
защита прав интеллектуальной собственности в сфере информационных технологий жизненно важна для внедрения информационных и коммуникационных технологий и инноваций, развития конкуренции и распространения новых технологий;
важно также восстановить обязательства правительств по использованию программного обеспечения в соответствии с принципами защиты интеллектуальной собственности;
такие услуги, как телекоммуникации, транспорт и почта, являются исключительно важными для экономики информационного общества - повышение именно их эффективности способно максимализировать выгоды информационных и коммуникационных технологий; таможенные и другие процедуры, связанные с торговлей, также важны для создания условий, благоприятных для их развития;
упростить международную е-торговлю путем дальнейшей либерализации и совершенствованию сетей, соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации и т.д.;
развивать эффективные и действенные механизмы защиты приватности потребителей, а также защиты тайны обработки персонального данных с сохранением свободного информационного потока;
в дальнейшем развивать и обеспечивать эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств безопасности и надежности операций.
Усилия международного сообщества, направленные на развитие Глобального информационного общества, должны быть скоординированными, чтобы обеспечить безопасное и свободное от преступности киберпространство. Государства должны гарантировать, что будут приняты эффективные меры - как это указано в Руководящих принципах безопасности информационных систем ОЭСР - в борьбе с преступностью в компьютерной среде. Такие насущные проблемы безопасности, как хакерство и компьютерные вирусы, также требуют эффективных политических решений.
Стратегия развития информационного общества должна быть подкреплена развитием человеческих ресурсов, способных ответить на требования информационной эпохи. Страны восьмерки стремятся достичь того, чтобы все их граждане имели возможность приобретать и совершенствовать информационную и коммуникационную технологическую грамотность и навыки путем образования и обучения на протяжении всей жизни. С этой целью оборудуют компьютерами с подключением к Интернету школы, классы и библиотеки, готовят преподавателей по информационным и коммуникационным технологиям.