Американский опыт развития национальной информационной инфраструктуры
В 1993 г. правительство США одним из перв^іх подготовило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением этой национальной и информационной инфраструктуры, была создана Рабочая группа по информационной инфраструктуре (Information Infrastructure Task Forcee).
Было предложено 9 базовых принципов государственного регулирования:
1) поощрение частных инвестиций;
2) концепция универсального доступа;
3) помощь в технологических инновациях;
4) обеспечение интерактивного доступа;
5) защита личной жизни, безопасности и надежности сетей;
6) улучшенное управление спектром радиочастот;
7) защита прав интеллектуальной собственности;
8) координация государственных усилий;
9) обеспечение доступа к государственной информации.
Правительство США сделало развитие национальной информационной инфраструктуры и глобальной информационной инфраструктуры приоритетами своей политики. Было признано, что эффективность этих процессов зависит прежде всего от распределения функций между государством и частным сектором и их взаимодействием. Так, частный сектор как главный источник капитала и экспертов, должен в ответ на запросы рынка определить, какие технологии развивать, установить стандарты, развивать новые услуги и продукты. Государство же, со своей стороны, может облегчить протекание этих процессов путем принятия соответствующих законов и административного регулирования. Государство также может обеспечить лидерство в этих областях посредством поддержки испытаний новых технологий, способствуя переносу технологий в частный сектор, путем создания и развития приложений.
Поощрять частные инвестиции. С этой целью ей следует:
устранять барьеры на пути частных инвестиций, придерживаться политики, которая способствует инвестиционным инициативам в телекоммуникационном и информационном рынках;
обеспечить, чтобы законы и правила регулирования, применяемых были доступны, умными и не дискриминационными;
развивать взаимодействие с международными финансовыми институтами, в частности Всемирным банком и региональными банками развития для привлечения частного и государственного капитала.
Способствовать развитию конкуренции. В этом контексте отмечалось, что конкуренция приводит к положительным результатам: сети постоянно внедряют новые технологии, пользователи имеют больший выбор услуг и более низкие цены, поставщики внимательно относятся к проблемам клиентов, низкие цены стимулируют использование телекоммуникаций к этому аспекту были рекомендованы такие действия государства:
увеличивать конкуренцию на местном, национальном и международном уровнях;
оценивать мероприятия, осуществляемые для либерализации рынка и конкуренции в других странах;
постоянно работать над устранением барьеров на пути развития конкуренции;
поощрять новичков на рынке путем борьбы с антиконкурентным поведением фирм, доминирующих на этих рынках.
Обеспечивать доступ к сетям. Было отмечено, что выполнение задач глобального информационного рынка требует от правительства действий по обеспечению всем поставщикам информационных услуг доступа к оборудованию, сетям и сетевым услугам на недискриминационной основе и за низкую цену. Обеспечивая доступ к сетям, государство способствует развитию конкуренции - как результат существенно увеличивается количество информационных услуг, доступных потребителю.
В сотрудничестве с частным сектором государство может улучшить возможности доступа к сетям и обеспечить широкий выбор услуг. При этом процесс установления единых стандартов должен быть открытым и происходить с участием больших групп заинтересованных производителей.
Таким образом, оптимальное административное и законодательное регулирование, по мнению правительства США, должно:
определять цели и задачи, которые должны регулироваться законодательно, включая обеспечение конкуренции;
быть достаточно гибким, чтобы позволить внедрять новые услуги и технологии без внесения дополнительных поправок в законодательство;
делегировать широкие полномочия органа регулирования, независимому от национального оператора;
установить открытый процесс участия заинтересованных кругов в написании правил регулирования;
направить процесс формирования свободного рыночного доступа, основанного на недискриминационных принципах.
Обращается внимание на то, что независимо от модели регулирования в правилах должны быть четко прописаны права старых и новых операторов.
Новички должны быть защищены от того, чтобы доминирующие на рынке операторы мешали развитию свободной конкуренции.