Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Канадский опыт построения информационной магистрали

Обновлено 12.03.2024 03:53

 

В 1994 г. Министерство промышленности Канады подготовило доклад "Построение более инновационной экономики" ("Building a more innovative Economy"), в которой обсуждались способы, с помощью которых государство, используя информационные технологии, может достичь экономических и социальных целей. Для развития заложенных в докладе идей было реализовано две программы: Канадская сеть для развития исследований промышленности и образования (цель - внедрение высокоскоростных сетей) и SchoolNet - одна из ведущих в мире образовательных сетей.

Разработан план действий, в которые привлечено более 30 государственных органов (Building the Information Society: Moving Canada into the 21st Century / Ministry of Supply and Services, Canada, 1996) Предложено осуществить переход к информационному обществу и экономике знаний с помощью Канадской информационной магистрали.

Внимание акцентировалось на том, что для достижения этой цели нужны скоординированные действия государства, частного сектора и общественных организаций.

Было поставлено четыре основные задачи:

1) построить Канадскую информационную магистраль путем создания условий для конкуренции и такого регулирования, которое бы отвечало общественным интересам, способствовало инновациям, инвестициям, развитию новых услуг;

2) увеличить канадское содержание, развивать национальный диалог, создать новые рабочие места, дать новый импульс экономическому развитию;

3) реализовать экономические и социальные преимущества для всех канадцев, что даст им возможность лично участвовать в формировании информационного общества;

4) сделать государство более доступным и ответственным.

Как результат этого, в Канаде была создана одна из самых современных телекоммуникационных и вещательных систем. Она стала результатом скоординированных действий, направленных на преодоление расстояний и географических условий, которые разъединяют канадцев.

Итак, работа со стороны государства началась в 1994 г., когда был основан Консультативный совет по информационной магистрали для подготовки предложений правительства Деятельность совета направлена на:

создание рабочих мест с помощью инноваций и инвестиций;

усиление суверенитета Канады и культурной идентичности;

обеспечение универсального доступа по приемлемым ценам; Работа совета строится, исходя из пяти основных принципов:

1) взаимодействие и взаимосвязь сетей;

2) сотрудничество в области развития государственного и частного секторов;

3) защита личной жизни;

4) безопасность сети;

5) обучение в течение жизни.

В сентябре 1995 г. Совет опубликовал итоговый доклад "Соединение, Сообщество, Содержание: вызов информационной магистрали", в котором были сформулированы более 300 конкретных предложений относительно действий правительства. Задача правительства состоит, по мнению авторов доклада, в создании конкурентной среды, в котором бы канадские фирмы смогли увеличивать национальное богатство. Федеральное правительство должно обеспечить такую политику, чтобы информационная магистраль создавала рабочие места, способствовала экономическому росту в каждом секторе экономики. Там, где рыночные силы не могут предоставить равный доступ или создать для него предпосылки, там должно выступить правительство. Предлагается национальная стратегия для доступа к основным услугам путем законодательной регламентации доступа к информации всех канадцев.

Как отмечается в докладе, в новой информационной экономике успех будет определяться рынком, а не государством. Следовательно, основная роль государства должна сводиться к установлению правил, а само оно должно быть своеобразным образцом (примером, моделью). Сами государственные органы также должны пройти этап реинжиниринга.

Особое внимание канадское правительство уделяет культуре и цифровизации культурного наследия. Прежде всего, здесь подразумевается поддержка собственного производства массовой информации. Следует отметить, что именно стремление сохранить свою культурную самобытность, поддержка создания собственной массовой информации позволило Канаде за несколько лет превратиться в крупного экспортера кино-и видеопродукции, отстоять свои позиции на американском рынке.

Стратегия доступа к услугам и содержания строится на основе четырех принципов:

1) универсальный, доступный и равный доступ;

2) ориентация на потребителя и разнообразие информации;

3) компетентность и участие граждан;

4) открытые и интерактивные сети Совет рекомендовал правительству, проводя либерализацию правил регулирования телекоммуникаций, стремиться устранять устаревшие и ненужные барьеры на пути конкуренции и внедрять защиту против антиконкурентной практики. Кроме того, государство должно само стать лидером во внедрении и использовании электронной информации и коммуникационных систем, что позволит всем канадцам иметь возможность связываться и взаимодействовать с правительственными департаментами и ведомствами электронными средствами.

Таким образом, роль государства заключается в обеспечении баланса между конкуренцией и регулированием, свободой пользоваться шифрованием для защиты частной жизни и персональных коммуникаций и необходимостью защищать общественные интересы от террористов, свободой слова и высказываний и защитой нравственности и интересов несовершеннолетних.

Этот баланс должно устанавливать и предусматривать само государство, так как рыночные силы этого сделать не могут. Сюда же относятся образование, телемедицина, идея универсального доступа к сетевым услугам и информации, доступ к правительственной информации.

Интересными для нас являются такие рекомендации государству:

федеральное правительство должно признать острую необходимость заняться нормами регулирования и устранить барьеры на пути конкуренции;

магистральные сети и новая инфраструктура должны создаваться частным сектором, а риск и вознаграждения должны ложиться на владельцев акций;

магистраль должна продвигаться по стране в соответствии с требованиями рынка;

развитие информационной магистрали должно быть "технологически нейтральным" (то есть государство не должно поддерживать одну из технологий).

Значит, роль государства следует рассматривать в контексте роли частного сектора, который вкладывает инвестиции и несет финансовый риск.

Ее политика должна быть направлена на создание рабочих мест, стимуляцию конкуренции, исследований и разработок. Ее цель - участие в разработке стандартов, обеспечения взаимодействия, стимуляция конкуренции, ускорения создания новых технологий и защита потребителей.