Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информационная политика Европейского Союза относительно построения информационного общества

Обновлено 13.03.2024 03:50

 

Как указано в документах Европейского Союза, информационное общество становится важной движущей силой экономических, социальных и технологических изменений и влияет на функционирование общества в целом и на отношения между отдельными лицами, группами и странами на мировом уровне, предоставляя более широкие возможности связи и обмена информацией, в частности, на трансграничном уровне, из-за глобализации широко доступных для общества сетей и служб. Важное значение это имеет на европейском уровне, прежде всего, в отношении культурного и языкового разнообразия. Эти явления обусловливают необходимость нового подхода к регулированию сектора средств массовой информации, в частности, учитывая то, что сейчас есть возможность осуществлять общественные и частные связи через те самые сети. С целью обеспечения лучшего баланса в доступе к новым технологиям и новых коммуникационных и информационных служб, для того, чтобы развитие информационного общества был полезным всем европейским странам, а также всем лицам и группам, которые проживают в этих странах, Европейское сообщество с 1994 года рассматривает задачу построения информационного общества как наиболее приоритетную.

С 1994 по 1998 год все научно-технические инициативы Европейского Союза происходили в рамках Четвертой рамочной программы, реализация которой осуществлялась по 18 целевым программам. Одна из наиболее действенных - актуализация серии последовательных проектов, направленных на развитие культуры и сохранение культурного наследия: 1) Мультимедийный доступ к европейскому культурному наследия.

Меморандум взаимопонимания (1995-1998); Это проект сотрудничества, добровольное соглашение между организациями (музеями и галереями, государственными и общественными организациями, учебными и научными центрами, электронными издательствами, компаниями, специализирующимися в сфере телекоммуникационных и аппаратно-программных комплексов), готовыми активно выступать за достижение консенсуса по проблемам, важным для всех сторон.

Под этим документом поставили свои подписи более 450 представителей различных институтов, в том числе: 297 музеев, 47 государственных учреждений (в том числе - научных и учебных), 76 организаций индустриальной сферы, 45 неправительственных организаций.

Мультимедиа для образования и занятости через интеграцию культурных инициатив (1998-2002) Можно выделить две основные задачи в этом проекте:

1) культурное, направленное на создание и внедрение технологических решений для организации информационных ресурсов с европейской культурному наследию и доступа к этим ресурсам;

2) экономическое, направленное на создание условий для организации нормального маркетинга в сфере эксплуатации электронного культурного наследия Ключевые проблемы, решаемые в рамках проекта:

авторское право и интеллектуальная собственность;

проблемы взаимодействия в сети (структура данных, терминология, навигация);

маркетинг;

проблемы финансирования В рамках проекта работа ведется в четырех основных направлениях: 1) межмузейные тематически ориентированные виртуальные выставки; 2) культурное наследие и новые информационные технологии в образовании; 3) культурное наследие и новые информационные технологии в туризме; 4) подготовка практического справочника по наиболее важным для пользователей вопросам (правовые вопросы, стандарты, финансирование и т.д.)

Форум для обсуждения общих проблем построения информационного общества.

Рассматривая информационную политику Европейского Союза по построению информационного общества, следует особо отметить работу основанного Европейской комиссией в феврале 1995 г. форума для обсуждения общих проблем построения информационного общества. Форум стал своеобразным местом для обмена идеями, мнениями и рекомендациями по вопросам, касающимся информационного общества. Первым главой Форума был назначен Мартин Бангеманн - комиссар по делам промышленности, информационной технологии и телекоммуникаций.

Форум состоит из 130 членов, наделенных полномочиями сроком на три года. Половина из них назначается государствами-членами, а половина - Европейской Комиссией. Члены Форума являются представителями шести основных социально-производственных сфер деятельности:

1) пользователи новых технологий;

2) различные социальные группы;

3) поставщики содержания и услуг;

4) сетевые операторы;

5) государственные и международные институты;

6) производители оборудования.

Социальные группы: профессорско-преподавательский состав, организации работодателей и профессиональные союзы, молодежные группы, представители регионов и городов. Поставщики контента и услуг: издатели и авторы, продюсеры фильмов и телепередач, работники служб вещания, производители программного обеспечения для компьютеров и поставщики информационных услуг.

Сетевые операторы: фиксированные телекоммуникации, кабельное телевидение, операторы мобильных и спутниковых сетей.

Производители устройств сети, потребительская электроника, компьютерная промышленность Г осударственные и международные институты: члены Европейского парламента, экономических и социальных организаций.

Целью первых лет работы Форума было отслеживание процесса становления информационного общества в шести основных сферах:

1) воздействие на экономику и занятость;

2) основные социальные и демократические ценности в "виртуальном сообществе";

3) влияние на общественные, государственные службы;

4) образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;

5) культурное измерение и будущее СМИ;

6) устойчивое развитие, технология и инфраструктура. 26 июня 1996 г после года интенсивной работы Форум принял первый годовой отчет "Сеть для людей и их сообществ: максимальное использование информационного общества в Европейском Союзе". Идеи и рекомендации годового отчета охватывали широкий спектр социальных, культурных, политических и экономических вопросов информационного общества. В нем также, в частности, подчеркивалось, что, если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться, ее ждет не только потеря конкурентоспособности по сравнению с США и азиатскими экономиками, но и рост социального отчуждения в самих европейских странах.

В отчете рекомендовалось создавать информационное общество как общество обучения в течение всей жизни (Lifelong Learning Society). В отчете отмечалось:

новые технологии в конечном итоге создадут больше рабочих мест, чем уничтожат;

в будущем телеработа станет основным занятием для миллионов людей;

никто не должен быть исключен из информационного общества;

свобода личности должна быть защищена от посягательств.

В отчете провозглашался антропоцентристский подход (people-centered approach), т.е. акцентировалось внимание на человеке и его потребностях, и определялись основные приоритеты по осуществлению информационной политики Европейского Союза, а именно:

обучение граждан умению использовать новые информационные средства и прикладные задачи;

построение общества обучения в течение жизни;

раннее приобщение граждан к развитию новых приложений и услуг для того, чтобы они стали полезными им в повседневной жизни;

использование новых технологий с целью включения людей в процессы принятия решений и предоставления им возможности знать, что делает их правительство, гарантируя тем самым плюрализм и открытый доступ к информации.

В отчете отмечалось, что "ни наши люди, ни наши институты, ни, наконец, большинство наших компаний на самом деле не готовы принять новые технологии до тех пор, пока будет продолжаться это состояние неготовности, оно будет оставаться серьезным препятствием к получению Европой тех благ, которые предусматриваются новыми технологиями: более быстрый экономический рост, более широкая занятость и лучшее качество жизни".

В дальнейшей работе Форума акцентировалось внимание на таких важных вопросах:

1) влияние на организацию и способ работы в информационном обществе;

2) индивидуальный доступ в информационном обществе;

3) общественное и демократическую жизнь в "виртуальном сообществе";

4) более прозрачные и качественные общественные услуги;

5) культурное измерение;

6) защита индивидуума;

7) обучение и инструктирование в информационном обществе;

8) достижение устойчивого самодостаточного глобального развития;

9) будущее мультимедиа.