Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информационная политика Российской Федерации

Обновлено 14.03.2024 03:35

 

Современная государственная информационная политика Российской Федерации безусловный приоритет придает обеспечению национального суверенитета и национальной безопасности в информационной сфере в самом широком значении этих понятий.

Важнейшими опорными точками являются гарантия Конституцией Российской Федерации права граждан и юридических лиц на свободное получение и распространение информации для массового пользования; разработку информационного законодательства; обеспечение информационной безопасности; предусматриваемое российским законодательством регулирование деятельности национальных средств массовой информации; противодействие информационным идеологическим диверсиям; реализацию программ государственной политики информатизации, развития информационной инфраструктуры и системы информационных ресурсов, телекоммуникаций и связи; участие в международном информационном обмене; информационное сопровождение деятельности российского государства в сфере внешней, оборонной, экономической, социальной и культурной политики; реализацию программ формирования объективного имиджа за рубежом современной России; содействие обеспечению конкурентоспособных позиций отечественного информационного и информатизационного комплекса на мировом рынке профильных технологий, товаров и услуг.

Первое комплексное осмысление целей, задач и объектов государственной информационной политики, основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально­ экономическое, политическое и культурное развитие Российской Федерации в конце XX и начале будущего века было предпринято в современной России в связи с принятием на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. и на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г. Концепции государственной информационной политики России.

Концепция впервые после государственности конкретизировала и деятельности органов государственной власти и управления по становлению информационного общества в России, формированию единого информационного пространства страны и ее вхождению в мировое информационное сообщество. Было сформулировано и официальное определение понятия государственной информационной политики Российской Федерации как совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.

С начала 1990-х годов в России формировались и развивались принципы и положения государственной политики информатизации, выраженной в различных программах информатизации. Их основное содержание сводилось к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики, проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций. На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В Концепции содержание ГИП было несколько расширено и в него попали уже отдельные элементы защиты гарантированных Конституцией прав граждан и организаций на общедоступную информацию, а также некоторые аспекты информационной безопасности.

В рамках ГИП Концепция заложила основу для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации, способствовала укреплению связи федерального центра и регионов, упрочению федерализма и целостности страны.

Концепция 1998 г. определила свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан, возведя государственную информационную политику в ранг серьезной движущей силы проведения в России демократических преобразований общества и государства, отражающую и учитывающую множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур.

Безусловно, с момента принятия Концепции 1998 г. за прошедшие десятилетия изменилось очень многое и в России, и в окружающем нас мире.

Сегодня все мы живем условиях окружающей нас новой политической реальности. За прошедшие десятилетия проделана титаническая работа по созданию в стране мощной материально-технологической базы ГИП. Однако многие ключевые положения Концепции 1998 г. не потеряли своей актуальности и в наши дни, а сам этот документ стал по сути первой важной программной основой для последующей разработки и принятия целого ряда дальнейших стратегических программ развития информационного общества в нашей стране и совершенствования государственной информационной политики.

Разработка стратегических направлений ГИП, наряду с внешней, оборонной, социально-экономической политикой и политикой безопасности, осуществляется непосредственно Президентом России.

Главная функциональная задача государственной информационной политики России в настоящее время - реализация национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, обеспечение ее информационного суверенитета и информационной безопасности.

Объект информационной политики - информационная сфера жизни общества - печатные и электронные средства массовой информации, средства связи; информационное право и информационная безопасность. Субъект - государственные институты власти, органы и структуры, осуществляющие властные полномочия и обеспечивающие выполнение задач, стоящих перед государством. Приоритетная задача государственной информационной политики - обеспечение универсального повсеместного доступа к информации и информационным услугам, что является важнейшим условием успешного социально-экономического развития, укрепления единства и безопасности страны, консолидации российского общества.

Целью ГИП является также подготовка и реализация федеральных целевых программ по аналогии с действующей с 2001 г. программой "Электронная Россия", которые конкретизируют участие органов государственной власти и управления в рамках их компетенций в формировании и реализации государственной политики.

Долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики России является задача формирования открытого информационного общества на основе развития единого информационного пространства как пространства целостного федеративного государства, его интеграция в мировое информационное пространство с учетом национальных особенностей и интересов при обеспечении информационной безопасности на внутригосударственном и международном уровнях. В среднесрочной перспективе - создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития России и обеспечения ее национальной безопасности.

Различаются два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса). Государство оказывает регулирующее воздействие на обе центральные составляющие ГИП - и социально-политическую, и технико-технологическую.

В настоящее время функции государственной информационной политики России заключаются в первую очередь в содействии развитию в стране гражданского общества, обеспечении конструктивного диалога между властью и обществом, между органами государственной власти и управления всех уровней и средствами массовой информации; признании презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав; ориентации главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, реализацию на практике конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение, обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей российского общества, интеллектуального культурного и научного потенциала страны; эффективной оперативной защите и активном наступательном противодействии по принципу действия на опережение в отношении внутренних и внешних информационных угроз, идеологических диверсий и информационных провокаций. Следует также отметить, что открытость и доступность всей системы российских органов государственной власти и управления является и важной формой противодействия в стране проявлениям коррупции.

Отдельно следует упомянуть комплекс вопросов, связанных с государственной политикой информатизации. В контексте ГИП России работа ведется по следующим направлениям: создание эффективного современного высокотехнологичного национального комплекса информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; всестороннее развитие отечественного научно-технического и производственного потенциала, необходимого для завершения процессов формирования единого общероссийского информационно-телекоммуникационного пространства; стимулирование рынка передовых информационных и телекоммуникационных средств, современных, конкурентоспособных с зарубежными аналогами информационных продуктов и услуг.

По ряду направлений создания новейших информационных и телекоммуникационных технологий российский рынок информатики и информационной продукции уже в известной степени интегрирован в мировой. Создана эффективная технологическая база цифровых технологий в интересах отечественной оборонной промышленности. Сформулирован приоритет развития в стране цифровой экономики. Данный процесс приобрел в последние годы особое значение с точки зрения национальной безопасности страны ввиду проводимой странами Запада в отношении России явно рассчитанной на весьма продолжительный период политики санкций. В сложившихся внешних условиях особо актуальным является ускоренное завершение создание полномасштабной отечественной базы высококачественной современной информационной и телекоммуникационной продукции и гарантированная защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, надежное обеспечение безопасности действующих и создаваемых на территории страны информационных и телекоммуникационных систем. В неразрывной связи с этим задачами и требование наращивания всесторонней государственной поддержки процессам профильной подготовки и переподготовки отечественных высокопрофессиональных кадров.

С целью формирования единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий 1 ноября 2013 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014­ 2020 годы и на перспективу до 2025 г. Предполагалось, что реализация Стратегии будет содействовать снижению зависимости экономики страны от сырьевого экспорта за счет увеличения экспорта продукции отрасли информационных технологий до 11 млрд. долларов США; повышению производительности труда вследствие ускоренного внедрения информационных технологий в важнейшие сферы экономики; улучшению общего инвестиционного климата в России в интересах ускорения перехода к новому постиндустриальному технологическому укладу общества. Наряду с этим Стратегия предусматривала обеспечение информационной безопасности и высокого уровня обороноспособности страны, в том числе за счет создания современных средств реагирования и предупреждения глобальных информационных угроз.

Реализация мероприятий Стратегии должна была позволить поддержать средний темп роста отрасли информационных технологий на уровне, значительно превышающем средний темп роста валового внутреннего продукта, увеличить количество высокотехнологичных рабочих мест в российской отрасли информационных технологий, обеспечить рост объема производства отечественной продукции и услуг в сфере информационных технологий.

С учетом изменения внешней конъюнктуры, обусловленной санкционной политикой Запада в отношении России, особую актуальность приобрела известная инициатива ряда российских экспертов о необходимости создания правовых, экономических и организационных условий для объединения государственных и негосударственных информационных ресурсов, информационно-коммуникационных сетей и систем в единую общегосударственную информационно-коммуникационную инфраструктуру и систему национальных информационных ресурсов.

Многое уже сделано.

Информатизация всех сфер государственного управления является в последнее время одним из приоритетных направлений информационной политики российского государства. Начиная с 2002 г. реализуется программа «Электронная Россия», которая значительно расширила применение современных IT-технологий в практике государственного управления. С 2007 г., использование информационных технологий служит обязательным критерием эффективности работы ведомств, властей регионов и органов местного самоуправления в контексте принятых регламентов повышения эффективности государственного управления и совершенствования оказания гражданам страны публичных услуг.

Так, к примеру, в июле 2017 г. Госдума приняла в последнем, третьем чтении законопроект о телемедицине, разрешающий выписывать электронные рецепты и оказывать врачебную помощь дистанционно. В целях идентификации участников программы будет использоваться единая федеральная специализированная система. Врачи смогут выдавать рецепты на лекарства и справки в форме электронного документа. Кроме того, предусматриваются консультации пациента с лечащим врачом дистанционно после очного приема или осмотра. Законопроект должен вступить в силу с 2018 г. Телемедицинская помощь полностью будет соответствовать действующим в стране медицинским стандартам, а на полученную в ходе таких консультаций информацию распространяется врачебная тайна.

Другим подтверждением ощутимого прогресса на пути дигитализации государственных услуг в интересах населения страны является деятельность многофункциональных центров, ознаменовавших собой, без излишних эпитетов, подлинную революцию в направлении реального перехода российского гражданина от эпохи бюрократии в эпоху цифровых технологий.

От многочасовых очередей в бесконечных коридорах самых разных органов власти и управления к совершаемому в течение нескольких минут электронному документообороту.

Приоритетные принципы планирования и реализации государственной информационной политики России практически почти на три десятилетия вперед вплоть до принятия в мае 2017 г. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы были заложены именно в первой Концепции ГИП 1998 г. В их числе: открытость и двусторонность коммуникационного взаимодействия власти и общества, центральные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство в порядке обратной связи учитывает общественное мнение. Информационная безопасность, достигаемая посредством проведения единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, системой организационно­ правовых, экономических и иных мер, адекватных угрозам информационных интересам личности, государства и общества. Системность за счет программно-целевого подхода к проблеме информатизации российского общества, когда при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

К числу указанных принципов относится также социальная ориентация и равенство интересов посредством учета в равной степени интересов всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности при направленности основных программ ГИП на обеспечение социальных интересов и духовных потребностей граждан России. Государственная поддержка и государственное финансирование ключевых программ ГИП, в первую очередь, направленных на информационное развитие социальной сферы, сокращение региональных диспропорций в коммуникационной сфере на базе информационной интеграции регионов и преодоление информационно-технологического дисбаланса между различными группами и слоями общества.

Впоследствии, еще до кардинальных изменений, происшедших в сфере международных отношений с 2014 г., связанных с введения странами Запада системы секторальных санкций в отношении России, в принятых после Концепции 1998 г. концептуальных документах развития ГИП России все отчетливее стали делаться акценты на приоритетности требования соблюдения интересов отечественного производителя информационных продуктов и технологий.

Имеющиеся информационные ресурсы России (базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п.) колоссальны по своему объему, стоимости и сложности. Вместе с тем существует еще немало резервов для повышения степени их использования для наиболее полного обеспечения потребностей общества и выхода по этим показателям на уровень ведущих промышленно развитых стран мира.

Среди них: создание государственной системы аудита и мониторинга состояния информационных ресурсов; формирование и осуществление федеральных, региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование научно-технической информации, информатизации библиотек, архивов и др.; бюджетное финансирование социально значимых информационных систем; создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развития сектора предоставления различных информационных услуг населению; стимулирование создания и развития национальных корпоративных сетей и коммерческих систем; защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации; реализация концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, согласованных с международными стандартами; поддержка перспективных научных исследований в области создания конкурентоспособной отечественной элементной базы.

В настоящее время действуют утвержденная Распоряжением правительства России от 20 октября 2010 г. Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 гг.)”, а также Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 гг. и на перспективу до 2025 г., также утвержденная Распоряжение Правительства от 1 ноября 2013 г. В обоих документах дается расширенное современное определение понятия информационной среды как совокупности информации, объектов информатизации, информационно-коммуникационных систем и сетей, включая сеть «Интернет».

По состоянию на декабрь 2016 г. в народном хозяйстве России, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, имелся дефицит в 1 млн. специалистов информационно-коммуникационной сферы. Для большинства из них уже созданы соответствующие рабочие места. В 2017 году число работников данного профиля составляло 400 тысяч. Минкомсвязь совместно с Минобрнауки работают над повышением количества бюджетных мест для изучающих IT - дисциплины студентов в российских вузах.

Запущена практика создания в вузах базовых кафедр предприятий соответствующего профиля для содействия в т.ч. решению вопроса профильного трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Если в 2012 г. в стране насчитывалось всего 27 тыс. бюджетных мест по обучению информационно-коммуникационным технологиям, то к началу 2017 г. этот показатель возрос практически вдвое до 42 тыс.

Последовательная реализация государственной информационной политики открыла новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п. Проведенная масштабная работа по созданию и постоянному совершенствованию законодательства, правовых и организационных механизмов, позволила эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни современного российского общества в реализации их информационных прав и обязанностей. В стране в принципе создана целостная функционирующая система независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением.

Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации в рамках действующего в стране правового поля, что составляет одну из главных задач

ГИП, создали надлежащие условия для формирования и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно­ историческим традициям России.

Государственная информационная политика России выполняет регулирующие функции в отношении отечественных средств массовой информации, являющихся одновременно и объектом, и субъектом ГИП, и важнейшим инструментом ее практической реализации.

Приоритетной целью реализации государственной информационной политики применительно к СМИ является разработка правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности средств массовой информации необходимого баланса интересов личности, общества и государства посредством прямой поддержки государственных средств массовой информации и определения отношения органов власти к негосударственным СМИ при обеспечении равноправия и разнообразия организационных форм их деятельности и любой формы собственности.

Другая цель заключается в установлении баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ и создание правовых, организационных, экономических и технологических условий для эффективного выполнения средствами массовой информации функции объективного информирования населения, социальных институтов и государства. В данном контексте следует также упомянуть такие задачи ГИП, как контроль за соблюдением в полной мере законодательства в отношении СМИ, противодействие подчинения средств массовой информации не отвечающим объективным потребностям общества конъюнктурным интересам, регулирование степени монополизации и концентрации СМИ, гарантии их плюрализма и доступа к органам государственной власти и управления всех уровней, учет интересов региональных и местных органов информации.

ГИП выполняет также ограничительно-охранительную функцию с точки зрения обеспечения информационной безопасности страны как в общественно-политическом, так и технологическом плане, включая недопущение распространения на территории страны информации, противоречащей требованиям Конституции РФ, российского законодательства, общепринятых норм этики и морали. Суть такой охранительно-ограничительной функции не имеет ничего общего с государственной политической цензурой, которая в соответствии с действующим Основным законом Российской Федерации недопустима в России. Данная функция ГИП полностью соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.

В статье 19 Пакта говорится, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Пользование данными правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Россия, являясь важнейшим участником международного информационного обмена, обладает развитой информационно­ коммуникационной инфраструктурой на Евроазиатском пространстве, в своем неизменном качестве одного из ключевых звеньев мирового информационного пространства традиционно выполняет функции связующего коммуникативного моста между Европой и Азиатско- Тихоокеанским регионом. Последовательно выступает против всякого вида «гибридных войн» и их неизменной составляющей - «информационных войн», против превращения международных отношений в арену ожесточенного информационного противоборства, против любого рода идеологических информационных диверсий и провокаций.

Реализация ГИП России подразумевает активное участи российской стороны в международном информационном сотрудничестве с учетом национальных интересов страны. Такая активность ориентирована на разработку и принятие правовых положений и международных соглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессах трансграничного информационного обмена и создания межгосударственного законодательства и международных стандартов в области информационной безопасности. В частности, российской стороной предлагается разработка соглашения с участием возможно большего числа государств-участников такого соглашения о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и информационным криминалом, по предотвращению киберугроз и согласовании действий по минимизации их последствий. Предметом переговоров должна стать также международно­ правовая защита национальных информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям, в первую очередь, по интернету.

Россия выступает за принятие согласованных национальных и международных правовых норм, устанавливающих ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в национальные государственные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена. Предлагается также рассмотреть возможности контроля за распространением по сети интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей.

На протяжении ряда лет наша страна выступает, в частности, за принятие Организацией Объединенных Наций правил поведения государств в киберпространстве. Россией разработан для принятия под эгидой ООН проект конвенции «О сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности», который должен прийти на смену Будапештской конвенции о компьютерных преступлениях 2001 г., которая, по мнению российской стороны, содержит определенные угрозы национальному суверенитету нашего государства. Основной акцент делается при этом не на постфактное реагирование на кибератаки, а на приоритете задачи широкого международного сотрудничества по предотвращение компьютерных атак.

Россия выступает за введение ответственности производителей за обеспечение гарантий безопасности программных и аппаратных средств. На территории РФ производство, распространение и применение вредоносного программного обеспечения является уголовно наказуемым преступлением.

Этому примеру могли бы последовать и все другие страны-члены ООН.

В ходе переговоров Президента России В.В. Путина с Президентом США Д. Трампом в рамках состоявшейся в июле 2017 г. в Гамбурге (ФРГ) встречи лидеров «Большой двадцатки» кибербезопасность стала третьей по значимости обсужденной лидерами обеих стран темой после проблематики, связанной с положения в Сирии и в Украине. Было отмечено, что сфера кибербезопасности становится все более рискованной и в ней рождаются угрозы, в том числе и террористическая. С российской стороны было выдвинуто предложение выработки комплексного подхода к решению вопросов борьбы с терроризмом, с оргпреступностью, а также с хакерством во всех его формах, сделав их предметом российско-американского взаимодействия в рамках специально создаваемой совместной рабочей группы. Тем более, что определенный опыт российско-американского взаимодействия в IT-сфере все же имеется - соответствующие двусторонние механизмы были созданы в 2013 г. в рамках пакета соглашений между РФ и США о мерах доверия в сфере информационно-коммуникационных технологий.