Основные проблемы правового регулирования сети Интернет
Интернет, не будучи управляемой организационной структурой и юридическим лицом, не является субъектом правоотношений, в связи с чем нет юридических отношений между сетью Интернет (или ее национальными сегментами) и государством. Структура информационных ресурсов в Интернете включает страницы (сайты) существующих традиционных средств массовой информации (телевидение, радио, газеты и т др.), страницы (сайты) средств массовой и информации, которые не имеют вне Интернета аналогов, страницы (сайты) субъектов, которые не являются средствами массовой информации.
Основными субъектами правоотношений в связи с функционированием Интернета является:
владельцы информации и владельцы информационных ресурсов в Интернете;
информационные посредники (провайдеры);
пользователи.
Особенности Интернета как инструмента распространения массовой информации:
широкая аудитория пользователей и возможности ее неограниченного расширения;
распространение информации является трансграничным;
высокая скорость и оперативность предоставления информации;
практически неограниченный выбор источников и видов информации;
отсутствие предварительного контроля содержания информации (цензуры);
возможность обсуждения вопросов, возникающих в режиме реального времени;
возможность одновременного представления информации в различной форме (текст, графика, звук, анимация и др.) С развитием и распространением Интернета все больше стран мира осознают потребность в его правовом регулировании. Прежде всего это обусловлено тем, что благодаря мощным темпам развития Интернет способствует революционным преобразованиям во всех сферах общественной жизни. Интернет уже стал мощным фактором социального, образовательного и культурного развития, предоставляя новые возможности как государственным органам, так и общественникам, работникам образования и культуры, устраняя барьеры для создания и распространения материалов, предлагая общий доступ к источникам цифровой информации, количество которых постоянно увеличивается. Эти возможности (а именно: предоставление и передача огромных объемов информации; интенсивное общение между гражданами не только в пределах своей страны, но и между гражданами различных государств, возможность самовыражения посредством создания и открытия собственных сайтов) в подавляющем большинстве случаев используются в законных деловых и личных целях.
Однако Интернет содержит также и определенную часть потенциально ненадлежащей (непристойной, оскорбительной) или противозаконной информации и может иногда использоваться как средство преступных действий. Хотя преимущества Интернета намного перевешивают его потенциальные недостатки, игнорировать эти проблемы нельзя. Это - острые проблемы общественного, политического, коммерческого и юридического значения. Если не решить их, то они, возможно, гораздо усложнят пользование Интернета, затормозив развитие отрасли, предоставление широких и разнообразных возможностей всем сферам общества. Именно поэтому проблема правового регулирования Сети приобретает все большее значение, как на уровне международного сообщества, так и в отдельных странах мира.
Рассмотрим более подробно, как решается эта проблема в некоторых ведущих государствах.
Опыт США.
До недавнего времени в законодательстве Соединенных Штатов в сфере Интернета действовали две основных правовых нормы, принятые в 1996 году ("Telecommunications Act of 1996" как дополнение к федеральному закону "Communications Act of 1934" в виде нового пункта 230 "Охрана личной блокировки и защиты от оскорбительных материалов") и регулировавшие содержание информационных ресурсов, касающихся Интернет.
Первая норма определяет, что ни провайдер, ни пользователь интерактивной компьютерной услуги, не несут ответственности за содержание информации, опубликованной другим провайдером.
Вторая норма снимает с провайдера всякую ответственность за действия по ограничению доступа к информации, которую он расценивает как оскорбительную, лживую, такую, которая пропагандирует насилие и т.д., а также за действия по распространению средств, предназначенных для осуществления этих действий. Невзирая на то, что подобные подходы были достаточно либеральными, общественная реакция оказалась неоднозначной, и эти нормы расценивались общественным мнением как вмешательство в "суверенитет" пользователей Интернета.
В частности, получила распространение "Декларация о независимости киберпространства" Джона Барлоу. Декларация была написана в 1996 году как протест против Закона "О приличии в средствах связи" (Акта о реформе телекоммуникаций). Как заявил Дж Барлоу, Акт о реформе телекоммуникаций, прошедший в Сенате только с пятью голосами "против", делает незаконным и наказуемым в 250000 долл. США штрафа выражение "черт возьми" в Сети. Сама вероятность вмешательства в Сеть со стороны властей расценивается как ограничение свободы слова и отход от демократии.
Именно поэтому в декларации говорится: "Правительства получают полномочия по согласию управляемых. Вы их не спрашивали, и не получали от нас. Мы не приглашали вас. Вы не знаете нас, вы не знаете наш мир.
Киберпространство не находится внутри ваших границ. Не думайте, что вы можете строить его так, будто это был проект общественного здания. Вы не можете этого делать. Это - явление природы, и оно растет само по себе через наши коллективные действия. Вы не участвовали в нашем огромном и возрастающем диалоге, вы не создавали богатства нашего рынка. Вы не знаете нашу культуру, нашу этику, наши неписаные законы. Они уже обеспечивают в нашем обществе больше порядка, чем могло быть получено от каждого из ваших распоряжений. Вы утверждаете, что у нас есть проблемы, которые вы должны решить. Вы используете эту претензию как оправдание для того, чтобы вторгнуться в наши владения. Большинство из этих проблем просто не существуют. Где реальные конфликты, где есть правонарушение, мы будем выявлять их, применяя наши собственные средства. Мы формируем наш собственный Социальный Контракт. Это руководство возникнет соответственно к условиям нашего мира, а не вашего. Наш мир другой".
В июне 1997 года Верховный Суд США отверг положения Закона о приличиях в средствах связи, по которому, в частности, распространение материалов непристойного содержания, к которым может получить доступ несовершеннолетнее лицо, квалифицируется как преступление, поскольку это было бы нарушением защищенного конституцией права свободы слова, однако при этом Верховный Суд поддержал положения закона относительно материалов непристойного содержания. 16 июля 1997 г. президент Б. Клинтон и вице-президент А. Гор обнародовали стратегию, направленную на создание в Интернете "семейно дружеской атмосферы". Согласно этой стратегии, родителям и преподавателям должны быть предоставлены необходимые средства для ограничения доступа детей к нежелательным материалам в Интернете и для направления их в высококачественные образовательные ресурсы.
Руководители и ассоциации отрасли пришли к соглашению о необходимости принять меры по развитию систем фильтрации и рейтинговой оценки и повышению осведомленности о возможностях глобальной сети.
Итак, в 1997 г. Президент США подписал указ, в котором были сформулированы основные принципы политики Администрации США в сфере Интернета. Там, где вмешательство государства необходимо, оно должно иметь целью установление минимальных, понятных и простых правовых норм. Вмешательство властей должно защитить частные права и собственность, предупреждать мошенничество, поддерживать свободу коммерческих отношений и создавать условия для решения спорных вопросов. Правовые нормы, наработанные за последние шестьдесят лет в сфере телекоммуникаций, радио и телевидения, не могут быть непосредственно применены к Интернету. Действующие законы, которые могут влиять на Интернет, должны быть пересмотрены и изменены с учетом новой электронной эры.
Для осуществления деятельности, связанной с этими вопросами, продавцы услуг должны быть уверены в том, что их интеллектуальная собственность не будет украдена, а покупатели должны знать, что получают аутентичную продукцию. Существует необходимость в заключении международных соглашений, которые содержали бы адекватные и эффективные правовые нормы для борьбы с мошенничеством и воровством интеллектуальной собственности.
Защита частных интересов должна основываться на следующих принципах: тот, кто собирает информацию, обязан сообщить потребителям о том, какая информация собирается и как предполагается ее использовать, а также обеспечить возможность для потребителя ограничения использования персональной информации.
Для обеспечения выполнения этих требований Администрация США поддерживает развитие с помощью криптографических средств самостоятельных, действующих на рыночных принципах соответствующих инфраструктур, которые должны обеспечивать идентификацию, целостность и конфиденциальность информации. В частности, Администрация США работает совместно с Конгрессом над разработкой законов, которые должны способствовать развитию таких инфраструктур.
В обществе господствуют мысли, что несмотря на доступность технологии "фильтрации", содержание ресурсов в Интернете не должно регулироваться по тем же правилам, что радио и телевидение. Ненужное регулирование будет наносить ущерб развитию и многообразию Интернета.
Исходя из этого, Администрация США намерена поддерживать саморегулирование в этой области, внедрять конкурентные рейтинговые системы и решения легко применяемых сетевых решений по блокированию информации. В проведении своей политики Администрация придерживается следующих четырех приоритетов:
1) регулирование содержания;
2) квотирование иностранной информации;
3) регулирование рекламы;
4) борьба с мошенничеством.
В октябре 1998 года Конгрессом США был принят законопроект, который касается ограничения распространения материалов в сети Интернет среди несовершеннолетних пользователей. Закон о защите личной жизни несовершеннолетних ("Children's Online Privacy Protection Act") предусматривает, что распространение информации личного характера в отношении детей, младше 16 лет, возможно только при предоставлении на это согласия их родителей. Также в нем предполагается, что лица, не достигшие совершеннолетия, не могут иметь собственного адреса, персонального канала в Интернете. Конгресс США также принял Акт о защите прав несовершеннолетних ("Child Online P rotection Act", 1998), в котором предусматриваются значительные штрафные санкции (до 50 тыс. долл. США) и другие меры наказания (заключение сроком до 6 месяцев) за распространение материалов без ограничения доступа в сети и которые могут нанести вред детям.
Значительное внимание также уделяется правовым проблемам, связанным с деятельностью коммерческих онлайновых компаний в Интернете. В этом аспекте можно выделить следующие проблемы:
регулирование содержания (вредного и незаконного),
соблюдение авторских и смежных прав в условиях технически легкого копирования любой информации, представленной в цифровом виде,
вопросы формирования информационной экономики (электронные каталоги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на передачу информации),
информационная безопасность, то есть безопасность жизненно важных для общества систем управления: транспорт, войсками, хозяйством крупных городов и др.
Как свидетельствует статистика правоохранительных органов США, нарушение авторских прав и действия хакеров ежегодно вызывают убытки до 10 млрд. долл. Правительства не успевают адаптировать свои законодательства в соответствии с новыми достижениями в сфере развития информационных и коммуникационных технологий. По оценкам Интерпола, объявленным на шестом заседании Рабочей группы по сотрудничеству правоохранительных органов стран Центральной и Восточной Европы по вопросам борьбы с компьютерной преступностью (г. Мюнстер, 28-30 августа 2000 г.), доходы компьютерных преступников в мире занимают третье место после доходов наркодельцов и нелегальных поставщиков оружия.
Европейский союз.
Существенным комплексом нормативных документов, которые оказывают решающее влияние на правовые нормы европейских стран в области Интернета, стали нормативные документы Европарламента и Совета Европы. Среди этих документов необходимо выделить Директиву 97/66/ЕС "Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникации", Директиву СОМ (1998) 586 "О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке". Эти документы являются основой европейской законодательной базы в сфере Интернета по обмену информацией и электронной коммерции. Директива 97/66/ЕС рассматривает отношения между поставщиками услуг в общедоступной телекоммуникационной сети и конечными пользователями этих услуг.
Основные вопросы, рассмотренные в ней, такие.
Безопасность. На поставщика услуг возлагается обязанность по обеспечению информационной безопасности своих услуг, если нужно, - во взаимодействии с владельцем общедоступной телекоммуникационной сети.
Конфиденциальность телекоммуникационной связи. Приводится перечень данных, касающихся потребителя и услуг ему (номер и идентификатор компьютерной станции, адрес, номер контракта, информация о контактах с поставщиком услуги, платежи и пр.), условия их использования и сохранения поставщиком услуг, а также обязанность поставщика услуг по уничтожению данных.
Права______ потребителя (пользователя общедоступной телекоммуникационной сети) по персональным данным, размещаемым в электронных или печатных справочниках, предназначенных для общего пользования. "План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернет" (1997) является важной составляющей борьбы с материалами противозаконного и ненадлежащего (непристойного) содержания в Интернете. Для успешной реализации этого Плана все мероприятия должны непосредственно координироваться с другими инициативами Европейского Союза по борьбе с ненадлежащим использованием информационно коммуникационных технологий. В этом Плане действий с "противозаконным содержанием" рассматривается широкое понятие, которое включает очень большое количество материалов, касающихся:
национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывных устройств и по незаконному производству наркотиков, инструкции по проведению террористических актов);
защиты несовершеннолетних (оскорбительные формы маркетинга, сцены насилия, порнография);
защиты человеческого достоинства (подстрекательство к расовой ненависти или расовой дискриминации);
экономической безопасности (мошенничество, инструкции по пиратскому использованию кредитных карт);
защиты информации (преступная деятельность хакеров);
защиты частной жизни (неразрешенная передача персональных данных, электронное преследование);
защиты репутации (клевета в печати, незаконная сравнительная реклама);
интеллектуальной собственности (неразрешенное распространение приложений, защищенных авторским правом, например, компьютерных программ или музыкальных приложений). Так, во Франции с 2011 г. работает закон «о трех предупреждениях», который предусматривает принудительное отключение от сети Интернет тех, кто нарушает законы об авторских правах.
Власти имеют право прослушивать тех пользователей, которые активно скачивают из сети пиратские программы и мультимедийный контент с файлообменников. Законом предусмотрено не только отключение, но и штраф до 300 тыс. евро и даже тюремное заключение. При этом закон обязывает интернет-провайдеров передавать властям данные о тех, кто занимается распространением пиратских материалов.
Под ненадлежащим (неприличным) содержанием понимается содержание, которое не является противозаконным, но распространение которого ограничено (например, только для взрослых), а также содержание, которое может оскорбить некоторых пользователей, хотя опубликование его не ограничено в силу принципа свободы самовыражения.
Решить указанные проблемы планируется двумя путями: во-первых, введя Рекомендацию Совета Европы о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства, во-вторых, реализуя представленный План мероприятий, который является результатом интенсивных консультаций со всеми заинтересованными кругами.
В этом Плане определяются те сферы, где необходимо принимать конкретные меры и где должны быть использованы ресурсы Европейского Сообщества, чтобы создать благоприятную среду для развития Интернета как самостоятельной отрасли:
развитие саморегулирования и создание систем контроля за содержанием, включая общеевропейскую сеть горячих линий с целью достижения высокого уровня защиты (особенно защиты от детской порнографии и материалов расистского и антисемитского содержания);
демонстрация и применение эффективной фильтрации и совместимых систем рейтинговой оценки, учитывающих культурное и лингвистическое разнообразие;
развитие мероприятий по ознакомлению пользователей, особенно детей, родителей и работников образования, для того чтобы обеспечить им возможность пользоваться ресурсами Интернета с чувством доверия.
Европейская Конвенция по киберпреступности (2001 г.) является необходимым условием предотвращения правонарушений, направленных против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем, сетей и данных, а также неправомерному использованию указанных систем, сетей и данных через предоставление этим действиям статуса преступления в сроки, предусмотренные настоящей Конвенцией, а также путем применения властных полномочий, доступных для эффективного противодействия указанным правонарушениям путем облегчения выявления, расследования и судебного преследования указанных правонарушений.
В Конвенции определяются следующие виды преступлений:
преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем (незаконный доступ, незаконное перехвата, вмешательство в данные, вмешательство в систему, ненадлежащее использование устройств);
преступления, связанные с компьютерами (подделка компьютерных данных, компьютерное мошенничество);
правонарушения, связанные с содержанием (прежде всего это преступления, связанные с детской порнографией);
преступления, связанные с нарушениями авторского права и смежных прав.
В Руководящих принципах по защите личности по сбору и обработке персональных данных на информационных магистралях, которые могут быть включены или учтены в кодексах поведения, изложены принципы обеспечения неприкосновенности частной жизни для пользователей и поставщиков услуг Интернета. Пользователи должны быть информированы об обязанностях поставщиков услуг Интернета и наоборот.
Защита персональных данных пассажиров.
Начиная с марта 2003 года, США требуют от европейских авиалиний, выполняющих рейсы в США, сообщения персональных данных пассажиров.
Данные направляются в США перед отлетом и используются для проверки пассажиров и применения оценки рисков. Регистрационные данные пассажиров (PNR) состоят из различных данных о рейсах вылета и прибытия, пересадки, специальные услуги на борту (выбор пищи др.) и расчетной информации, такой как номер кредитной карты. Авиалинии могут не получить разрешение на приземление, если не выполнят требований США.
Европарламент, Европейские Уполномоченные по защите данных и даже Европейская Комиссия считают, что передача таких данных о пассажирах нарушает положения законодательства ЕС по защите конфиденциальности.
В некоторых странах начинает внедряться практика использования электронных карт в общественном транспорте частности эта практика распространяется во Франции. Французская служба защиты данных (CNIL) рассматривает это явление как серьезную угрозу частной жизни граждан на основании того, что карты являются одновременно идентификационным и проездным документом. На них фиксируются названия станций посадки и высадки в метро, даты и время, а в отдельных случаях - точный маршрут пассажира. В своих рекомендациях от 16 сентября 2003 CNIL утверждает: "По полученным данным можно воспроизвести маршрут любого пассажира.
Таким образом, карты не обеспечивают анонимность. Это нарушает фундаментальное и гарантированное Конституцией право на свободу передвижения, а также право на неприкосновенность частной жизни".
Создание общеевропейской идентификационной карточки.
Европейский союз предпринял шаги к созданию общеевропейской идентификационной карточки, в которой записаны биометрические и персональные данные, которая заменила традиционные бумажные паспорта.
Страховые медицинские полисы заменены на единую карточку медицинского страхования (European Health Insurance Card).