Опыт создания электронного правительства в США
Лидерство США в сфере формирования национального информационного общества обусловлено тем, что федеральные органы четко осознают ведущую роль информационных и телекоммуникационных технологий в развитии собственной экономики и повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке. Американское правительство проводит целенаправленную политику по поддержке науки, высоких технологий и, в частности, информационных и коммуникационных технологий.
Это обусловлено прежде всего тем, что:
правительство заинтересовано в достижении хотя бы одной из двух целей - либо обеспечить повышение эффективности своей работы, или обеспечить значительные удобства для граждан. Желательно, конечно, чтобы достигались обе цели - поэтому принимаются даже неожиданные решения: например, закупка военной техники с помощью системы электронной коммерции через Интернет;
правительство пытается быть настоящим лидером. Так, электронная коммерция, которая развита в сфере бизнеса, активно используется правительством, и значительное количество ведомств закупает товары по электронным каталогам (список товаров одного поставщика) или через электронные магазины (позволяющие выбирать из различных каталогов);
работа осуществляется на конкурентном уровне. При этом правительство никогда не выбирает одну компанию или поставщика для той или иной закупки и всегда поддерживает разнообразие подрядчиков. Это делается для того, чтобы избежать обвинений в предвзятости и одновременно предусмотреть конкурентную базу в следующих контрактах.
Основными направлениями современной информационной политики правительства США являются:
электронная торговля (прежде всего между государственными организациями и министерствами, конкурсные электронные торги на поставку товаров и услуг для удовлетворения государственных потребностей и т.д.); - содействие доступа населения к правительственной и административной информации;
внедрение электронного правительства;
регулирование и поддержка развития информационно коммуникационных технологий;
обеспечение безопасности использования информационно - коммуникационных технологий;
применение информационно-коммуникационных технологий в государственных учреждениях;
защита персональных данных;
социальные аспекты использования информационно коммуникационных технологий (в частности, применения ИКТ в сфере здравоохранения);
поощрение использования смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве;
предоставление различных электронных услуг (в частности, получения официальных документов через правительственные вебсайты, уплата налогов, предоставление статистической информации о работе государственного аппарата населению).