Понятие информационной войны
Информационные воздействия на массовое сознание существовали всегда. Как технологию его использовали еще шаманы и жрецы, когда они пытались "конструировать будущее" в том или ином направлении.
Впервые термин «психологическая война» в 1920 г. применил британский историк Дж. Фуллер, который анализировал первую мировую войну. И этот термин взяли на вооружение американцы. Они датируют собственно использование этого термина 1940 годом. Соответствующий английский вариант этого термина - «политическая война». Термин «психологические операции» впервые в документе применил капитан (потом контр-адмирал) Е. Захария. Именно этот термин начали с 1957 года использовать в американских официальных документах, ведь он дал возможность применить соответствующий инструментарий в ситуации отсутствия широкомасштабных военных операций. Этот инструментарий можно применять не только к врагам, но и к нейтральным странам или даже союзникам.
Интересно, что современный термин, который использует НАТО, а именно «информационные операции», может использоваться вообще при отсутствии намека на боевые действия. Это, например, случай миротворческих операций. Однако, как считают аналитики, мирная ситуация даже тяжелее для применения психологических операций, поскольку для нее характерно достаточно динамическое изменение окружающей среды, тогда как в случае военных действий оно имеет относительно устойчивый характер.
Психологические / информационные операции в разные периоды разной степени привлекали внимание со стороны властных и военных структур. В результате вьетнамской войны, например, уменьшилось значение этого направления, он не был представлен на высших уровнях военного руководства. И именно тогда американское общество почувствовало разочарование в собственных военных силах.
Образование в этой сфере в США началось со Школы специальных операций ВВС, где в 1967 г. был введен соответствующий курс. Но уже в 1968 г. в связи с отсутствием дополнительного финансирования он был закрыт. С 1974 г. в той же школе опять началось обучение офицеров стратегии и тактике психологических операций, ее планированию и проведению.
Термин «пропаганда» самый древний из всех этих терминов. Впервые это слово появляется в названии соответствующего учреждения в 1622 г., когда папа Урбан VIII основал конгрегацию пропаганды как комиссию кардиналов, которые должны были нести ответственность за иностранные миссии церкви. Здесь, как и в случае психологической войны, речь идет лишь об иностранной аудитории. В XVIII и XIX вв. слово пропаганда было полностью нейтральным, под ним понимали распространение политических идей.
В XX в. активное использование этого термина во время Первой мировой войны и в СССР и Германии превратило его в далеко не нейтральное понятие, которое в некоторых случаях получило сугубо отрицательное значение.
Сегодня термин пропаганда снова может быть нейтральным для широкого потребления, хотя чаще он используется как журналистское негативное определение действий тех или иных информационных подразделений, особенно военных. Это касается случаев политического противостояния, когда оппоненты могут указывать на высказывание своего противника как на пропагандистское.
Определение Нас в первую очередь интересуют различные виды системного воздействия на индивидуальное и массовое сознание. Таких воздействий достаточно много. Это может быть и статья в газете, и тоталитарная секта, и совет авторитетного человека. Все это случаи того, как информация влияет на принятие нами решений.
Психологические войны (операции) являются коммуникативными технологиями, направленными на внесение изменений в поведение индивида посредством модификации его модели мира, которая осуществляется путем внесения изменений в информационные потоки.
Все американские определения четко указывают на иностранную аудиторию как на объект коммуникативного воздействия. Американский военный словарь также указывает в этом случае на "враждебно настроенную иностранную аудиторию", что еще больше "отводит" использование этих методов от собственной аудитории. Однако сегодня при наличии глобальных коммуникативных потоков трудно влиять на другую аудиторию, не вводя одновременно в заблуждение собственную. Любые сообщения могут легко пересекать границы, становится известными одновременно всем сразу.
Интересно, что даже требования к персоналу подразделений по психологическим операциям говорят о понимании, или даже о любви к целевой аудитории, ненависть к ней должна остаться дома. Это опять же говорит не просто о необходимости знания своей аудитории, но и о том, что эмоционально эта аудитория может быть чужой для коммуникатора.
Информационные войны являются информационными технологиями, влияющими на информационные системы, с целью введения в заблуждение массового или индивидуального сознания, выведение из строя или десинхронизацию процессов управления обществом и его составляющими, прежде военными.
Уин Швартоу, который является адептом этого направления в США, пишет: "Информационная война является электронным конфликтом, где информация является стратегическим достижением, который стоит захватить или уничтожить. И компьютеры, и информационные системы становятся привлекательным направлением первого удара".
Пропаганда является термином, который уже со времен первой мировой вызывает негативные ассоциации, поэтому часть стран до сих его избегает.
Под пропагандой мы будем понимать интенсивные коммуникативные процессы, имеющие целью изменение поведения аудитории, на которую они настроены. Истоки пропаганды можно увидеть в любой человеческой цивилизации.
Существенным для взглядов на пропаганду является попытка отделить ее от других вариантов коммуникативного воздействия, таких как реклама или избирательные технологии. В истории и теории определены два возможных варианта влияния, называемые манипулятивная и усилительная теории. В качестве примера возможностей манипулятивной теории приводят фашистскую Германию, которая под руководством Геббельса достигла в этом неслыханных успехов. Согласно этой теории, коммуникация может изменить отношение населения в любую сторону. Сегодняшним примером такой активной роли может служить теория, рассматривающая прессу как таковую, задающую порядок дня для общества. Мы обсуждаем только то, что записано в этом перечне. Факты, которые в него не попали, остаются неизвестными обществу. В рамках усилительной теории считается, что довольно трудно переубедить людей в обратном, если они уже имеют собственное мнение о том или ином объекте или событии. Пропаганда в ее старом понимании скорее касается первого подхода. Реклама уже представителем второго, она ближе к усилительной теории.
Еще одним подходом к различению этих процессов является попытка акцентировать внимание на двух вариантах целей коммуникации: с одной стороны, это может быть порождение сообщений, с другой - порождение положительных контекстов того или иного будущего решения. Паблик рилейшнз (а с ним и пропаганда) может касаться порождения положительных контекстов. Реклама - порождает сообщение. Хотя современная имиджевая реклама тоже направлена на порождение контекстов. Исходя из того, что пропаганду различают по тому, насколько в нее посвящен пропагандист.
Поиск правильного определения может идти и в этом направлении.
Пропаганда является "белой", когда источник известен, "черной" - если нет, или источник является искаженным. "Серая" пропаганда может иметь и известный и неизвестный источник. Источник становится скрытым, если пропагандист не хочет ассоциировать цели сообщения с собой. Такой акцент на скрытности позволяет даже классифицировать пропагандистские сообщения, говорить, как о существенных изменениях в поведении, которые хочет вызвать пропагандист, так и о несоответствии этих целей нормам аудитории. Кроме того, эффективные открытки, побуждающие к дезертирству, никогда не скрывают, что идут от противника.
Гитлер разграничивал пропагандистские и организационные потребности: задача пропаганды - вербовать сторонников, задача организации - вербовать членов партии. Удачно выполненное первое задание уменьшает необходимость во втором. Есть и противоположный взгляд, когда умаляется значение пропагандистской подготовки, считается, что переход власти может быть осуществлен любым каким-либо обстоятельством по удачному выбору направления удара. Однако сам Л. Троцкий, которого автор хвалит и пропагандирует как образец, негативно отзывался именно о книге.
Немаловажный аспект современной методологии военных действий - асимметричный удар - определил К. Малая. Государство всегда действует симметрично там, где оно намного сильнее, поэтому побеждать его можно только в асимметричных ситуациях, которые являются принципиально неожидаемыми. Так поступали не только революционеры времен К. Рис а парте, но и современные террористы.
Приведем некоторые другие подходы к определению пропаганды. Дж.
Браун говорит о пропаганде, как о какой-либо доктрине или практике, которая строится на воздействии на эмоциональное отношение других. Эффективная пропаганда действительно находится и действует в эмоциональном слое влияния, а не в рациональном, поскольку в рациональном можно найти не только аргументы, но и контраргументы, и это сразу может включить противодействие.
Ф. Тейлор, директор Института коммуникативных исследований Лидского университета (Великобритания), делает акцент в пропаганде на попытке служить тому, кто организует этот процесс. Это коммуникация, задачей которой является удовлетворение интересов людей, которые выполняют эту коммуникацию. При этом он считает Паблик Рилейшнз лучшим названием для этого направления вообще. Но, на наш взгляд, в таком случае трудно будет различить рекламу и пропаганду. Удачным в его подходе является ударение на том, что пропаганду определяют по тому, о чем надо говорить, так и по тому, о чем надо молчать.
Дж. Джоветт и В. О'Доннелл определяют пропаганду как "заранее запланированные и системные попытки формировать восприятие, манипулировать пониманием и направлять поведение, чтобы достичь результатов, которые удовлетворяют пропагандиста" * 148. Здесь снова делается акцент на несоответствии устремлений пропагандиста и того, кто получает его информацию. Но, на наш взгляд, довольно трудно различить, что соответствует, а что не соответствует желанию аудитории.
A. Эделстайн вводит понятие новой пропаганды, которая, по его мнению, формируется сегодня уже по другим законам. Если старая пропаганда тоталитарная и направляется от небольшого количества коммуникаторов многим, то новая пропаганда демократическая и задается как порождение коммуникации от многих ко многим. Если для старой пропаганды были характерны ограниченный доступ и гомогенность, то для новой характерны широкий доступ и разнообразие. Старая пропаганда характеризуется упрощенными сообщениями и защищенностью своих форм, новая пропаганда - сложностью сообщений и созданием новых языковых форм. Он считает, что современный американский президент, общаясь с избирателями через Интернет, является примером новой пропаганды. Все имеют доступ к такой коммуникации, все являются ее создателями, следовательно, это вариант нового варианта пропаганды.
Старая пропаганда ориентирована на ценности производства, новая - на ценности потребления. Если первая задается лидерами, то вторая - с помощью консенсуса. Если первой управляют правила, то второй - ситуация в целом, если коммуникация облегчает возможности индивидам и группам участвовать в популярной культуре, то это новая пропаганда, если уменьшает, то это старая пропаганда. Построенная А. Эделстайном модель делает акцент на тех изменениях, которые происходят в самой пропаганде, когда происходит переход к новым формам влияния.
Пропаганда как интенсивная коммуникативная технология постоянно нуждается в использовании новых методов и новых исследовательских теориях, поскольку она имеет прикладные цели, требующие постоянного обновления во всех механизмах. Меняется человечество, и вместе с ним меняются методы воздействия, переходя от простых к значительно более сложным.