Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Информационные войны / психологические операции и национальная безопасность

Обновлено 25.03.2024 15:46

 

Психологические операции, как отмечалось, имеют следующие цели по изменению поведения аудитории, которые бы отвечали национальным интересам тех, кто порождает эту коммуникацию. Есть четко понятные общие стратегические установки, которыми руководствуются в вопросах информационных войн.

B. Швартау видит, как общую цель - создание национальной информационной политики, а среди возможных уровней применения информационного оружия - такие:

личная информационная война, куда относят различные виды манипуляций с личной электронной информацией:

корпоративная информационная война, куда относят ситуации атаки информационных систем компаний;

глобальная информационная война, где информация рассматривается как национальное достояние, за которым могут охотиться другие страны.

Как видим, эта классификация построена по уровню объектов: от одного человека к целому государству. И это простой вариант возможной классификации, поскольку она носит чисто формальный характер, и не раскрывает содержательное наполнение.

М. Викерс рассматривает возможности информации в двух аспектах: изменения формы и бессилия. Первый вариант предусматривает маневры для введения в заблуждение противника, второй - бессилия его центров управления. Все это связано с вмешательством в информационные системы противника. Кстати, именно вхождение в системы принятия решений и является главной новой целью будущих воен.

По мнению Д. Маклаурина, неразличение стратегических и тактических психологических операций может приводить к снижению их эффективности.

В случае стратегических психологических операций имеется большой выбор возможностей. Ошибочным он считает использование вьетнамскими пропагандистами в листовках против американских солдат стратегических концептов (вроде "американские империалисты"), тогда как следовало отмечать вопросы выживания, которые для солдата на фронте более важны. К этому следует добавить еще и то, что к концепту "американские империалисты" отношение двух разных сторон конфликта будет разным, а проблема выживания является нейтральной.

К. Лем считает, что психологические операции труднее производить в невоенных ситуациях, поскольку возникает необходимость динамического реагирования на тактические изменения. Быстрые изменения ситуации требуют таких же быстрых изменений в проведении психологических операций. Информационные войны принципиально меняют стратегические и тактические принципы современной армии, без применения которых невозможно дальнейшее развитие военной доктрины.

Вообще, современные военные доктрины, например, США, переходят от концепции информационной войны к концепции войны знаний, поскольку информация меняет знания, на основании которых будут приниматься те или другие решения. Следует вспомнить пример из новейшей истории: когда перестройка изменила типы знаний, которыми владело массовое сознание, последнее начало принимать другие решения.

Асимметричное информационное воздействие.

Постиндустриальные страны имеют достаточно мощную информационную инфраструктуру, что делает их сильнее в области информационного воздействия. В то же время эти страны становятся более уязвимыми со стороны информационного оружия. Страны аграрного типа развития не имеют такой инфраструктуры, поэтому являются менее уязвимыми. Но они могут планировать и осуществлять свои действия для взыскания информационного воздействия на постиндустриальные страны.

Можно говорить об асимметричном характере информационного оружия, что позволяет, например, террористам держать в напряжении современное общество: малой силе - большую. Еще один пример - "Норд-Ост", когда небольшая группа смогла управлять (условно) целой страной, выдвигая свои требования (например, проведение митинга на Красной площади).

Именно о таком влиянии (хотя и неинформационном) писал К.

Малапарте. Его основная идея заключается в том, что на действия государства можно отвечать только неадекватно, благодаря этому они сводятся на нет.

Можно привести такой пример из китайских стратегий, когда город, не имея возможности защититься от наступающего войска, открыл свои ворота и жители что-то там начали убирать. Войско остановилось и обошло город, потому что полководец подумал: наверное, у них сильное войско, если они нас не боятся. Неадекватное действие принесло победу против сильного противника. Симметричный (адекватный) ответ принес бы лишь поражение.

В этом случае действие должно иметь информационный характер. Мы можем сформулировать такое правило: чем сильнее противник, тем более асимметричным должно быть информационное действие, совершаемое против него.

Сегодня разработано большое количество таких асимметричных вариантов поведения, которые получили название ненасильственных действий протеста. Всего в этом списке 198 видов таких действий, некоторые из которых были неоднократно реализованы на улицах Киева и Минска. Это и палатки, и сожжение чучела, и голодание, и преподнесение цветов работников правоохранительных структур, несущих службу по охране порядка. Дж.

Шарп, который был основным разработчиком этого направления, подчеркивал, что его разработки использовала польская "Солидарность", Прибалтика во время выхода из СССР, Югославия во время борьбы против С.

Милошевича.

Асимметричность действия информационного оружия можно увидеть, например, в ситуации воздействия на противника, когда убеждают его сдаться в плен. Солдат в такой ситуации получает значительно больше поддерживающих его действия пропагандистских сообщений, и только одно сообщение в виде листовки способно вызвать его противоположные действия. Против массовой пропаганды может сработать только асимметричное информационное воздействие. Но оно должно иметь другой качественный уровень, что позволит победить систему влияния другой стороны.

Кстати, Ф. Фукуяма среди причин, которые привели к развалу СССР, называл невозможность легитимного выражения негативных оценок.

Успешность действия информационного оружия, можно считать, заключается в степени его асимметричности. Асимметричность реализуется, когда известны места уязвимости атакуемой системы.

Асимметричность действия информационного оружия особенно проявляется в негативных контекстах. Это могут быть, например, обвинения или опровержения, на которые современное общество реагирует достаточно неадекватно. Мы умеем порождать положительные контексты и не умеем работать с негативными контекстами, которые всегда представляют трудности. Например, было такое - заказ для одной из фирм Санкт- Петербурга: разработать этичный вариант отказа в спонсорстве. Давать деньги - всегда приятнее, чем отказывать в этом, поэтому именно эта задача требует специальной коммуникативной подготовки.

Порождение негативных контекстов требует особого умения, а потому - и отдельной специализации. В американском коммуникативном пространстве профессия спин-доктора (spin-doctor), одной из задач которого является исправление ситуации, если она начинает приобретать не желаемое освещение в СМИ. Или он выполняет свою работу еще до того, как событие произошло, чтобы предотвратить неправильное освещение ее в СМИ.

Д. Уоттс, цитируя других исследователей, насчитывает пять видов ”спина”, т.е. "искривления" ситуации ради того, чтобы она приобрела нужную форму:

1) до спин - подготовка перед событием;

2) после-спин - наведение блеска на событие;

3) торнадо-спин - попытка направить интерес к чему-то, что реально не вызывает его;

4) контроль кризиса - менеджмент событий, выходящих из-под контроля;

5) уменьшение потерь - менеджмент событий, которые уже вышли из- под контроля, чтобы уменьшить дальнейшие потери.

Спин-доктора работают как часть медиа-команды. Например, именно спин-доктора готовили "раскаяние" Б. Клинтона в 1998 г. по поводу его связей с Моникой Левински. В результате выступления население изменило свое негативное отношение к Б. Клинтону. Выступление американского президента состоялось только тогда, когда население уже готово было простить его, считая слова раскаяния достаточными для этого.

Спин-доктор готовит в информационном пространстве предстоящее событие, или исправляет ситуацию, которая освещается не должным образом в СМИ. Это активное информационное поведение, которое может принципиально влиять на развитие событий в информационном пространстве.

Асимметричные информационные действия имеют больше шансов на успех, потому что им нельзя найти соответствие. Например, в случае Никсона рациональные обвинения были сняты эмоциональным контрвыступлением, т.е. реально в другой плоскости. Асимметричность - единственный вариант выступления против сильного противника. Для психологической войны это становится нормой, ибо в этом случае речь идет о порождении коммуникативного сообщения, которое выступает в роли "одиночки" против пропагандистской армии противника.

Еще одним вариантом асимметричного информационного действия можно считать демонстрации и манифестации, которые сегодня широко используются для организации воздействия на властные структуры через общественное мнение. На них властные структуры не имеют возможности отвечать симметрично, то есть путем проведения собственной демонстрации.

Отсюда следует принципиальная асимметричность их действий. Например, распространен такой вариант коммуникативного действия, как голодание, который применяется как проявление протеста.

Асимметричные информационные действия могут стать возможными еще и потому, что противник может "не заметить" их на стадии принятия решения, так как они являются скрытыми от него. Вообще, одной из особенностей информационного оружия является возможность его незаметного применения, когда страна до последнего момента может не видеть этого спланированного влияния.

Асимметричность может сработать в специфической модели представления выступления политика по телевидению, когда демонстрируется невнимание к нему со стороны аудитории или когда комментарии журналиста перекрывают выступление политика. Это все то же порождение информации в несимметричной плоскости, возможности которой, как мы видим, достаточно велики.

Из истории.

В историческом плане нас интересуют те этапы развития или коммуникативные жанры, где происходит соответствующая профессионализация коммуникации. Если посмотреть на основные составляющие коммуникативного процесса (коммуникатор, процесс коммуникации, получатель информации), то нас интересует, когда возникают (и почему возникают) профессиональный коммуникатор, профессиональная передача и профессиональные условия восприятия сообщения. Есть специальные условия, которые задают возможность процесса коммуникации.

Профессионализация одной составляющей, как правило, вызывает профессионализацию других.

Среди жанров, которые уже прошли профессионализацию, можно отметить религиозную, литературную, управленческую (включая военную), пропагандистскую коммуникацию. Возьмем, например, религиозную коммуникацию. Для нее характерен не только особый коммуникатор, но и особые условия проведения, задаваемые в пространстве (храм) и времени (службы). Проповедь в храме в средневековье была одновременно и вариантом средства коммуникации, поскольку выполняла функции информирования населения о событиях, происходивших в мире. Военная коммуникация, как и другие виды коммуникации, пытается запрограммировать варианты поведения солдата, например, приказы не обсуждаются. Все это не просто коммуникативные процессы, они одновременно выполняют функции социального управления. Именно в них мы переходим от случайного решения проблемы к системному, профессиональному.

Как пример одного из первых вариантов такого решения, на которые опирается современный мир, рассмотрим Древний Рим. И в мирной, и в военной жизни он реализовал много знакомых нам сегодня коммуникативных моделей. Например, именно в Древнем Риме применялись варианты первых избирательных технологий. Боевой дух солдат тоже достаточно интенсивно поддерживался.

Чтобы быть успешной, война должна была считаться справедливой.

Битве обязательно предшествовало выступление полководца, который должен был сделать солдата по-настоящему храбрым, довести его до высокого уровня готовности к бою. Римляне владели ораторским искусством, чтобы уметь защищать себя в суде, потому что в некоторые периоды действовал старинный закон Цинция, по которому ораторам запрещалось принимать подарки или деньги за выступления в суде. Итак, если ты не защитишь себя сам, тебя никто не защитит.

Существенное пропагандистское влияние имели триумфы, которые сопровождали победы римских императоров. Легионы получали деньги и землю, а население в течение недель праздновало победу. Императоры изображались на монетах, что давало возможность вести визуальную пропаганду.

Цивилизация все время использует все новые и новые средства визуальной коммуникации для пропаганды для солдат.

Человечество изобрело книгопечатание как новый коммуникативный способ получения одинакового экземпляров одного текста - Библии. Кстати, университеты также учреждаются в этот период, чтобы все могли получить одинаковое образование. В этом есть пропагандистский элемент: порождение одинаковых сообщений всеми возможными в то время каналами.

К 1500 г. книги печатали уже в 250 городах Европы. Св. Августин писал, что в его время монахи впервые научились читать не вслух, а про себя.

Появляется новый коммуникативный канал, который также сразу начинает служить идеологическим целям.

Реформация стала первой войной с применением книгопечатания.

Лютер написал 30 памфлетов, которые были на то время бестселлерами, потому расходились большими тиражами. Например, его третий трактат имел тираж 300 тысяч экземпляров, что много даже для сегодняшнего дня. Отсюда возникает проблема контроля: в 1559 г. в Риме был составлен индекс запрещенных книг. Лютер также применил соответствующие зрелищные действия, а не только тексты, чтобы привлечь внимание к своему делу.

Например, в 1617 г. он прибивает гвоздями свои девяносто пять тезисов к двери церкви в Виттенберге. Возможно, в неграмотном обществе подобное действо должно производить на граждан большее впечатление, чем просто выпуск памфлетов.

Наполеон тоже активно использовал визуальную коммуникацию (монеты, медали, статуи). В обществе создавался соответствующий имидж солдата-императора. Имидж Наполеона помогал создавать художник Жак Луи Давид, который разрабатывал модели одежды, причесок, ставшие символом Наполеона. Во время своей коронации в 1804 г. Наполеон получил корону из рук папы Пия VII, что тоже стало большим пропагандистским событием.

Наполеон уделял значительное внимание своим коммуникациям, например, он указывал своим газетам не только, о чем им надо писать, но и о чем надо молчать. Поэтому до 1810 г. у него осталось всего 4 газеты (до этого в 1789 г. начали в^іходить 60 новых газет). Наполеон занимался контрпропагандой, был среди первых, кто применил то, что потом получило название черной пропаганды: он издавал газеты на оккупированной немецкой территории, псевдоанглийскую газету - в Париже, которую сам и контролировал.

Мы видим, что во всех этих случаях требуется подавать информацию в такой форме, которая лучше влияет на ее позитивное восприятие. Только формой в этом случае становится новое содержание или новый контекст, на который и настроен потребитель информации.

В России во времена императоров Петра и Павла тоже применяли интересные варианты визуальной коммуникации. В первом случае шла борьба с одеждой в пользу немецкой. Но эта визуальная разница была не такой легкой, потому что в церквях той поры черт изображался именно в немецком платье.

Купцов, которые торговали российским платьем, отправляли на каторгу. При Павле была борьба уже с французским платьем как слишком революционным.

Это борьба с формой, которая воспринимается не как форма, а как содержание. Достаточно часто в советское время происходил этот вид идеологической борьбы: с галстуками, с джинсами, например, которые рассматривались как проявление буржуазной идеологии.

Визуальная пропаганда имеет следующие преимущества: она универсальна (ее понимают независимо от знания языка) и долговременная.

Как доказывают психологические эксперименты, визуальные сообщения лучше запоминаются, и дольше хранятся в памяти.