Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Пропагандистские действия в XX веке

Обновлено 26.03.2024 15:50

 

С возникновением массового сознания возникает инструментарий, способный с ней работать. Это и массовая культура, и массовые коммуникации, и пропаганда.

Первая мировая война стала первым полигоном для испытания идей воздействия на массовое сознание. Например, в течение 1918 г. каждый день поднимались 2 тыс. пропагандистских воздушных шаров, каждый из которых нес тысячу открыток. В октябре того же года более 5 млн. листовок были сброшены на территорию Германии. Появляются настоящие технологии для воздействия на массовое сознание. Интересно, что листовки сохранили свое значение и поныне, их используют во всех военных конфликтах (например, война во Вьетнаме, война в Персидском заливе, чеченская война). Только во вторую мировую войну предложили бомбу Монро - она открывалась на необходимой высоте и выбрасывала все открытки.

Великобритания создала специальное бюро пропаганды под руководством Чарльза Мастермана, которое работало с 1914 до 1917 г. Это бюро было настолько тайным, что о его работе не знали даже члены парламента. Великобритания начала также интересную форму работы с населением нейтральных стран. У своих граждан они взяли адреса людей, с которыми те в частном порядке переписывались. И по этим адресам начали рассылать пропагандистские материалы. Таким образом с 1914 по 1918 г. они разослали 250 тыс. различных памфлетов и буклетов. Произошло использование уже существующих социальных связей, что сразу усилило действие коммуникаций.

США в 1917 г. создали соответствующий Комитет публичной информации под руководством Джорджа Криля. Поскольку в то время еще не было такого влиятельного средства массовой коммуникации, как радио, комитет Криля готовил листовки, плакаты, фильмы и публичные выступления, которые Дж Криль называл бумажными шарами.

Задачами этой работы были:

мобилизация своих граждан и направление их ненависти в сторону врага;

убеждения своего населения в необходимости участия США в войне в составе союзных войск;

развитие дружественных отношений с нейтральными странами, чтобы получить их поддержку;

развитие дружбы между странами, которые воюют на одной стороне.

Основной целевой аудиторией этой пропагандистской кампании была внутренняя (собственная).

Комитет Джорджа Криля изобрел форму информирования своего населения, которая позволяла выполнять функции массовой коммуникации без специальных средств, которые мы имеем на сегодня. Были созданы группы так называемых четырехминуток. Это были докладчики по всей стране, получавших телеграммы с текстом выступления, рассчитанным как раз на четыре минуты. Они выступали с новостями с фронтов в госпиталях, церквах, школах, т.е. в местах массового скопления людей. На комитет Криля работало 75 тыс. докладчиков, произнесли 755 тыс. речей. Такие доклады были представлены для 400 млн. слушателей.

К работе с населением были привлечены американские рекламные компании, которые "атаковали" население выставками, плакатами, фотографиями. К 1914 г. рекламная индустрия США уже прочно стала на ноги.

Кстати, книжка, которую Дж Криль выпустил после войны, называлась "Как мы рекламировали Америке войну" (1920). Комитет выпустил 75 млн. копий тридцати различных буклетов. Американская киноиндустрия за счет прекращения работы киностудий в Европе стала первой в мире и такие известные фигуры, как Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс снимались в пропагандистских фильмах того времени. Например, в одном из художественных фильмов М. Пикфорд путешествовала во Францию, где собственными глазами видела зверства немецких солдат. Здесь использовался наиболее эмоциональный вариант влияния.

Подобные формы пропаганды о зверствах противника почти автоматически появляются во время войн. Г ерманский кайзер подавался как "дьявол в шлеме". Использование подобных рассказов о немецких зверствах является типичным примером пропагандистской работы во время войны. Они использовались и во время второй мировой войны, и во время войны в Персидском заливе. Пропаганда противника максимально "раскручивает" такие ситуации. И степень доверия к ним достаточно велика. Это можно объяснить тем, что в кризисной ситуации, а война всегда является такой, люди начинают реагировать на более простые варианты раздражителей.

Считается, что Германия допустила такие ошибки в своей пропагандистской работе:

весь мир увидел зверства немецких войск;

немцы отвечали на комментарии Би-Би-Си, чего нельзя делать, поскольку это лишь привлекает внимание к враждебной пропаганде; Это не столько ошибки, сколько скорее возможность для противной стороны максимально использовать возможности, которые ему предоставляются.

Во время второй мировой войны впервые были применены методы "глубинного интервью" для того, чтобы построить условную картину мира немецкого солдата. Это делал Генри Дикс, которого называют ведущим аналитиком по психологическим операциям тех времен. Работая с военнопленными, он определил следующие пять категорий среди немцев:

1) настоящие нацисты - 10%;

2) почти нацисты - 25%;

3) неполитические немцы - 40%;

4) пассивные антинацисты - 15%;

5) активные антинацисты - 10%.

Для второй мировой войны характерна строгая цензура, что мешало работе СМИ. Если, например, репортеры спокойно работали в первую мировую войну, то в начале второй это было уже трудно. Приводят даже такой факт, когда журналист попросил текст листовки, которая миллионным тиражом уже была распространена в Германии, британский чиновник отказал ему со словами: "Мы не раскрываем информацию, которая может быть интересной для противника".

Соответствующее управление было создано в середине 1940 г., что сразу упростило ситуацию. Как и в первую мировую войну, контроль применялся на уровне источника информации. Цензура работала до того, как тексты попадали в газеты. Было лишь четыре случая за всю войну, когда газеты попадали в ситуацию вне закона.

Достаточно широко в Великобритании применялась визуальная коммуникация. Плакаты были выпущены на все темы, которые известны и нам, включая вариант советского плаката "Болтун - находка для шпиона".

Плакаты работали против слухов, призывали к экономному способу жизни, призывали женщин к работе на фабриках.

Изменилась кинопродукция. Поскольку нужно было получить поддержку населения, на экранах впервые как герои появились простые люди.

Это даже позволило использовать в производстве старые довоенные сценарии.

Контроль за процессом киноиндустрии был упрощен тем, что целлулоид, из которого делается пленка, был занесен в перечень военных материалов.

Следовательно, ни один фильм не мог быть выпущен, если на него не дали "добро" военные.

С сентября 1941 г. в Великобритании начало работать соответствующее подразделение, занимавшееся политической войной. Достаточно мощно использовалось радио, создавались соответствующие радиостанции, передавали информацию из порабощенных Гитлером стран, например, Нидерландов. Это давало возможность населению этих стран почувствовать сопротивление, которое оказывалось определенными силами внутри страны.

В 1942 г. Би-Би-Си проводила работу на 23 языках.

В США в июне 1942 г. также было создано подразделение военной информации. Для Голливуда был составлен список важных с позиции военных задач, в который вошли такие:

разъяснять, почему Америка воюет;

отражать Объединенные Нации и их народы;

помогать в работе и в выпуске продукции;

поднимать боевой дух на фронтах;

отображать героизм военных.

Министерство обороны США выделяло ежегодно 50 млн. долларов на создание кинофильмов. Это было необходимо еще и для того, чтобы научить большое количество резервистов военного дела. Семь американских фильмов "Почему мы воюем" были обязательными для призывников, а первый из них "Прелюдия войны" посмотрели широкие слои гражданских в 1943 г. С 1942 г. в Лондоне к Би-Би-Си присоединилось американское радио. В 1943 г. "Голос Америки" вел передачи на 46 языках 50 часов в сутки, имея 36 радиопередающих станций.

В Советском Союзе для поддержки патриотизма возродили исторические реалии прошлого, вернули старый вариант военной формы, новый статус получила церковь, которую тоже можно рассматривать как канал массового влияния. Уже через две недели после начала военных действий начали показывать военную кинохронику. Особый статус имело художественное кино. К старым фильмам доснимали новые окончания, где герои, например, Чапаев, призывали к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Те трудности, с которыми сталкивались люди, можно было преодолеть лишь при интенсивной идеологической поддержке со стороны различных видов пропаганды. Советский Союз активно использовал все виды визуальной коммуникации (почтовые марки и открытки, плакаты, монеты), что всегда является достаточно эффективным средством влияния.

Гитлер придавал особое значение пропаганде, считая, что причиной поражения Германии в первой мировой войне была именно она. Поэтому вторая мировая война иногда рассматривается такой, где Гитлер получил победу именно на пропагандистском фронте.

Пропагандой в Германии руководили профессионально. Министерство пропаганды и образования с 1933 г. возглавлял Геббельс. Гитлер первым применил самолет в своей предвыборной борьбе, и население удивлялось, как фюрер одновременно может выступать на митингах в двух разных немецких городах. Особое значение имело кино: в 1940 г. количество кинозрителей удвоилось. На пропаганду работало и радио. Немцы использовали свои радиостанции, чтобы создавать впечатление, что это повстанческие голоса из Великой Британии.

Приведем некоторые факты. Имидж Гитлера был создан Г еббельсом так, чтобы он соответствовал требованиям всех: для солдат он был солдатом первой мировой, для художественной интеллигенции - художником и т.п.

Проведение партийных съездов как античных триумфов было после войны продолжено в западных демократиях. Знаменитый фильм Лени Рифенсталь "Триумф воли" рассказывал о партийном съезде 1934 г. После войны, когда ее обвиняли в пропаганде фашизма, она говорила об этом фильме как о документалистике. Немецкая пропаганда запрещала использование слова "мир", чтобы не забивать ненужным головы немцев. Вместо "после войны" или "после заключения мира" рекомендовалось применение только словосочетания «после победы". К октябрю 1944 г. не использовалась модель изображения "зверств" советских войск, чтобы не пугать родственников тех, кто воевал на восточном фронте. Хотя модель представления советского солдата как "скота" на общем уровне применялась.

Пропаганда действовала достаточно оперативно. Так, например, сразу возник запрет упоминать в прессе о том, что члены британской королевской семьи посетили место немецкой бомбардировки в Великой Британии, когда было обнаружено, что это вызывает симпатии к ним.

Кстати, все время шел достаточно серьезный мониторинг общественного мнения, даже собирались слухи. На слухи отвечали специально сконструированными слухами-ответами. Если население говорило, что большевики не такие страшные, то сразу появлялись контрслухи, которые рассказывали о зверствах большевиков. Слухи собирались на региональном уровне и передавались выше, они систематизировались и на них готовились ответы. Геббельс считал, что роль пропаганды состоит в том, чтобы вербально выразить то, что аудитория носит в сердце. Немецкая пропаганда действовала достаточно системно. Например, определялся тематически "лозунг недели", по которому начинала потом работать вся пропагандистская система. Кстати, сегодня Служба коммуникации Белого дома использует понятие "идея дня", под которой понимают темы "повестки дня" для СМИ, которые администрация пытается максимальным образом привнести в массовое сознание.

В общем, мы можем выделить следующие характерные черты немецкой пропаганды, как системность и динамичность реагирования, что делало ее весьма чувствительной силой. К тому же эта пропаганда работала в закрытом сообществе, куда трудно попасть альтернативным коммуникативным потокам.

"Холодная война”.

Главным результатом "холодной войны" Запад считал, что каждое действие Москвы оценивалась лишь в интерпретации Вашингтона. Любые действия имеют смысл лишь тогда, когда им предоставляют содержание, и это делает именно интерпретация. "Холодная война", как было решено на Западе, должна вестись не в плоскости идеологической, а в плоскости вещей, т.е. не сообщение становилось главным оружием, а контекст, который в будущем помогал порождать положительное восприятие возможных сообщений. Контексты передавались с помощью фильмов, телевидения, вообще культурного обмена.

Как это ни странно, но даже выставка абстрактного искусства в СССР, например, финансировалась из фондов ЦРУ.

Итак, очень важным был чисто вещественный контекст, который влиял на человека на уровне повседневной жизни. Мы можем составить перечень плоскостей, где велась настоящая борьба, с определением ее как интересной/неинтересной с точки зрения пропагандистского эффекта.

Среди крупнейших информационных операций со стороны СССР считается попытка связать СПИД с разработками Пентагона, а со стороны США - разработка ситуации со "звездными войнами», которая разрушала экономику СССР, не имели под собой реальных оснований.

К своим победам западные специалисты относят также освещение ситуации с гибелью корейского "Боинга-470" в 1983 г. А. Снайдер, один из руководителей ЮСИА, отмечает в своем интервью "Комсомольской правде" (1997, 26 ноября), что они тогда подготовили пятиминутный фильм, который продемонстрировал, как Советский Союз сбивает самолет. Это удалось сделать, стерев из стенограммы переговоров ненужные для пропагандистского сообщения моменты. СССР, как он считает, со своей стороны потратил 100 млн. долларов на кампанию против нейтронной бомбы, включая митинги, манифестации, телепрограммы, публикации в прессе. В результат этого Картер и его западноевропейские союзники отказались от дальнейших разработок в этой сфере.

Запад не выиграл "холодную войну", как отмечает П. Тейлор, скорее, можно считать, что Советский Союз отказался от ее продолжения. "Холодная война" продолжалась очень долго и поглотила огромные материальные и интеллектуальные ресурсы двух сторон.

"Гласность и перестройка” базировались на моделях ведения психологических операций. Если со стороны Советского Союза говорили "лидеры производства", внимание к которым уже исчезло, с другой стороны выступали "лидеры потребления", которые более эффективно влияли на свою аудиторию. Если на начальном этапе перестройки в общество эти новые лидеры внедряли мысль о необходимости реформирования страны на базе идей социализма, то со временем сами идеи социализма начали подвергаться такой уничижительной критике, что общественное мнение поставило эти идеи под сомнение. Большую роль в этом сыграли средства массовой коммуникации: в известной мере перестройку было осуществлено посредством телевидения. Творческая интеллигенция в своем большинстве выступила с критикой и политических и экономических базисов социализма.

Массовое разочарование жителей Советского Союза в идеях социализма стало результатом сочетания оголтелой критики советского обустройства страны с целым рядом непродуманных экономических реформ, предпринятых М.

Горбачевым, которые привели к нарастанию проблем в экономике, ее хаотизации. Однако такого рода события не означали неизбежности развала Советского Союза, о чем свидетельствовали итоги референдума, проведенного весной 1991 г., на котором народы СССР однозначно высказались за сохранение великой страны. Но дело в том, что перестройка при активной поддержке Запада опиралась также на активизацию идей национального характера, вплоть до возрождения национализма, с которым в СССР постоянно и достаточно успешно велась борьба. Именно этот аспект, помноженный на амбиции руководителей союзных республик, желавших самостоятельно «порулить» в своей вотчине, привели, в конечном счете, к распаду Советского Союза. Произошло это без соблюдения, хотя бы формального, конституционных норм. Появившиеся в результате распада СССР молодые государства дружно ринулись в объятия западной модели демократии.

Война в Персидском заливе требовала решения Америкой трех проблем. Во-первых, следовало доказать собственному населению необходимость военного вмешательства США за много километров от своего дома. Во-вторых, необходимо было обеспечить достаточную легитимность этих действий в глазах международной общественности. В-третьих, следовало подорвать боевой дух иракских войск, заставив их сдаться в плен.

Как и при первой мировой войне, Саддам Хусейн моделировался как "дьявол" - "арабоязычный Гитлер". Поскольку и те, и другие участники конфликта противостояли США как представители одной арабской нации, по отношению к Кувейту и Саудовской Аравии был использован термин "страны потенциальной демократии", хотя в них за решеткой находилось не меньше журналистов, чем в самом Ираке. Одновременно Дж. Буш объявил несколько тысяч американцев, которые остались в Кувейте, заложниками. Интересно, что все примененные виды описания этой ситуации - "арабоязычный Гитлер", "страны потенциальной демократии", "заложники" - требуют использования оружия, делают это использование вполне легитимным, что и нужно в таком случае для оправдания своих действий.

При этом осуществлялось активное обращение к американской мифологии, что позволило привлечь на свою сторону массовое сознание. По этой мифологии США защищают демократию во всем мире, поэтому участие американских вооруженных сил становится оправданным. Этот метод использовался еще во времена первой мировой войны, когда попытки втянуть США в военные действия аргументировалось тем, что США «защищают свободу всех людей". Как видим, военные действия все время требуют упорной поддержки со стороны масс-медиа.

Особенностью этой войны были "журналистские пулы", с помощью которых можно было попасть в зону военных действий. При этом журналистам запрещалось самостоятельно брать интервью, фотографировать раненых. В результате этот строгий контроль, особенно над визуальной составляющей, привел к тому, что мир не увидел ни одного убитого американского солдата, ни одного разбитого американского танка. Даже внезапное окончание войны некоторые аналитики связывают с возможностью показа по телевидению "дороги смерти", на которой были расстреляны с воздуха тысячи иракских солдат.

Война в Персидском заливе продемонстрировала достаточно веское пропагандистское воздействие на войска противника: было сброшено 29 млн. листовок, транзисторы, которые работали только на одной волне. Листовки были разработаны после консультаций с арабскими психологами в виде приглашения. Они были построены на ожидании, что арабский мир выиграет в результате этого конфликта. В результате каждый солдат-дезертир имел в руках открытку, которая "позволяла" ему переход к противнику. Три четверти солдат переходили на сторону противника, свидетельствовали, что на них повлияли листовки и передачи. Особенно эффективными были листовки, где сообщалось о следующей бомбардировке. Например, перед тем, как сбросить крупнейшую в мире бомбу размером с автомобиль "жук-фольксваген", войска получили открытку: "Завтра, если вы не сдаетесь, мы бросим на вас самую большую в мире бомбу».

Впервые в истории войн случилось так, что CNN вел свои передачи с территории противника. Как отмечает П. Тейлор, это было то самое, если бы во время второй мировой войны в 1944 г. кто-то вел передачи для Би-Би-Си из варшавского гетто. Это можно рассматривать как необычную иллюстрацию феномена "глобальной деревни", к которой пришло человечество.

Другой феномен появился в связи с цензурой визуальных сообщений.

Телевидение как визуальный канал, не имея, что демонстрировать, в ответ породило вариант анимационной войны, удовлетворив потребности своего канала хотя бы таким образом. Именно на это телеканалы потратили почти те суммы, которые потеряли в связи с отсутствием рекламы. Вьетнамская война стала выглядеть устаревшей, поскольку не была так освещена на экране с помощью анимации.

Анализ самых влиятельных открыток времен войны во Вьетнаме показал, что актуальными были темы смерти и семьи. Тема дезертирства кодировались с помощью других тем, которые больше соответствовали интересам того, кто получает сообщение. Это американские открытки.

Вьетнамские открытки, подготовленные для американской армии, проигрывали, как оказалось, из-за применения идеологических тем (например, "американские империалисты"). Вообще, необходимо тестировать открытки перед их применением в реальных обстоятельствах.

Особое внимание следует уделять вариантам сообщений. Они строятся на эмоциональной или гедонистической (развлекательной) основе. Дело в том, что чисто пропагандистское сообщение в этом случае уходит на другой план, поэтому ему трудно противостоять. Мы легко оперируем сообщениями, которые идут на первом плане, с другими нам работать намного труднее.

Пропагандистский анализ. Пропаганда как конкретная технология воздействия за годы своего существования выработала достаточное количество различных моделей, по которым строится информационный инструментарий (отличный от, например, инструментария м массовой культуры или научного дискурса.

Дж Джоветт и В О'Доннелл приводят две модели пропагандистского воздействия Т. Смита: модель изменения источника и модель легитимации источника. В модели изменения источника пропагандист размещает свое сообщение в другом источнике, откуда оно и попадает к получателю информации.

В модели легитимации источники пропагандист размещает свое сообщение в легитимном для аудитории источнике для того, чтобы потом использовать его в своих целях, опираясь на него, как на чужое.

К этому можно добавить модель увеличения влияния сообщения, когда пропагандист принимает сообщение из другого источника, но придает ему значительно больший вес, чем это было раньше.