Информационные войны в структуре современных цивилизаций
В современном мире новая роль информационной составляющей делает возможным свержение правительств многих стран мира. Нет необходимости ни в военных действиях, ни в кровопролитии. Так, в Албании, в Болгарии, в Индонезии, в Тунисе, Египте, Ливии, а сейчас - в Украине - в результате "раскачки" волн в одной из социальных групп общества (например, среди студентов, вкладчиков трестов, национальной группы) переворачивалась вся государственная лодка. Это механизм резонансной технологии, с ключевым аспектом на информационной войне, позволяет за определенную сумму денег и при наличии соответствующих специалистов сменить правительство любой малой или средней страны. При этом страна даже не почувствует, что она испытывает такое влияния извне.
Воздействие может иметь как конструктивный, так и деструктивный характер. В первом случае воздействие направлено на усиление политической, психологической и других составляющих общества.
В результате общество будет меньше подвергаться как внешним, так и внутренним воздействиям. Во втором случае влияние направлено на повышение нестабильности, включая информационную поддержку центров, создающих такую нестабильность как внутри страны, так и за ее пределами.
Психологические операции также могут стимулировать новое поведение как стабилизирующего, так и дестабилизирующего характера.
Украина уже неоднократно ощущала потенциал такого интенсивного коммуникативного воздействия. В 1990 году в результате студенческой голодовки было изменено правительство В. Масола. Студенты как социальная группа оказались подходящими для создания "резонанса", поскольку они не только меньше других связаны социальными условностями, но и с ними крепко связаны все другие слои общества: все были в свое время студентами.
В той ситуации 1990 г. СМИ также были на стороне студентов, что и обеспечило необходимое политическое давление. Сами по себе, без переноса этого протеста на другие группы студенты не имели силы.
В 2004 году давление определенной части населения на майдане привело к отмене результатов голосования и проведению не предусмотренного законами Украины так называемого третьего тура, который обеспечил победу нужного кандидата. Сегодня Украина пожинает плоды еще одного майдана, который начался как протест против отказа Украины от подписания договора с ЕС, а вылился в незаконное отстранение от власти президента.
Подобные резонансные ситуации наблюдались и в России при президентстве Б. Ельцина.
В XX в. впервые в истории были получены важные результаты применения технологий воздействия на массовое сознание. И первая, и вторая мировые войны показали довольно серьезные возможности воздействия на массовое сознание, что привели к созданию совершенно новых технологий.
Так, в первую мировую войну на противника за месяц могло поступать более 5 млн листовок.
Генерал Эйзенхауэр уже в 1943 включил в состав своих войск в Африке подразделение, которое должно было заниматься листовками и другими формами пропаганды для поддержки военных действий основных подразделений. После войны в Персидском заливе была разработана методология ведения психологических операций. Она применялась в Северном Ираке (1991), Сомали (1992), Гаити (1994). Во время операции в Гаити специальный самолет подразделения по психологическим операциям отправлял сообщения на местное телевидение и радио. А особенностью освещения войны в Персидском заливе, как уже отмечалось, было полное избежание показа трупов в фото- и видеоматериалах. Это связано с особым значением именно визуальной составляющей, осуществляющий непосредственное влияние на массовое сознание.
Другой парадокс связан с влиянием художественного телевидения, когда распространенность какого-то параметра в художественных произведениях переносится в реальную политику. Например, в США распространенность теледетектива предопределяет то, что для внутренней политики вопросы преступности выходят на первое место, хотя в реальной жизни она не столь значима. Или такой пример: Япония потратила миллионные суммы на покупку пакетов акций американских киностудий, чтобы изменить образ японца в художественном мире Америки. Назовем этот парадокс переносом художественных приоритетов в реальность.
Резко повысила степень влияния масс медиа современная глобализация коммуникаций, когда, например, события в Югославии или Индонезии одновременно становятся известными людям во всех уголках земли. Массовая коммуникация стала эффективным инструментарием современной политики. Это связано и с более важной ролью общественного мнения в нынешних условиях. Именно поэтому внимание к тому или иному событию становится ключевым фактором политики. Английское правительство убеждено, что не только оно должно работать эффективно, но и все граждане страны должны быть уверены в этом. А это две разные задачи.
Есть также интересные американские данные времен вьетнамской войны. 69% американцев, которые положительно относились к армии, были ориентированы на телевидение как источник информации. Среди ориентированных на другие информационные источники, доля положительно относившихся к армии, составляла уже 59,9%. Поддержка армии сразу снижается на 15%, когда количество жертв растет от 1000 до 10 000. Причем независимо от того, успешной была эта война или нет.
Цивилизационные изменения, произошедшие в XX в, стали причиной и изменили статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации. В результате коренным образом изменилась зависимость общества от информации, оно стало более уязвимым.
Эти изменения произошли вследствие действия таких факторов:
1) повышенная зависимость успешного развития общества от информационных потоков как в области экономики, так и в сфере политики;
2) глобализация коммуникации, следует из новых технических возможностей, когда стало трудно скрывать события, происходящие как от всего мира, так и от собственного народа;
3) все возрастающая зависимость правительств от населения: вариант демократии, который развивается сегодня, в значительной мере опирается на соответствующие информационные механизмы. И нередко результат этого информационного влияния весьма далек от реального демократического волеизъявления.
Естественно, что подобные изменения не могли остаться незамеченными. Новый коммуникативный фактор, влияющий на политику и экономику, нуждался в создании новых методов управления. Это вызвало появление разнообразных специалистов и новых профессиональных областей, где применяется их труд. В США, например, в области паблик рилейшнз работает 150 тыс. человек, в то время как в журналистике - 130 тыс.
Возникла также проблема agenda setting - повестка дня. Поскольку на обсуждение общественным мнением СМИ реально могут вынести три-пять тем, властные структуры ведут жесткую борьбу за определение этих тем, исходя из собственных интересов. Аксиомой при этом становится правило: не давать журналистам возможности самим устанавливать эти приоритеты.
Активное "наращивание мускулов" в этой сфере произошло еще во времена Никсона, который заявлял: успех президентства зависит от умения манипулировать прессой, но не дай вам Бог показать журналистам, что вы ими манипулируете. При этом в общественном мнении навязывается та или иная интерпретация событий. Соответствующий отдел Белого дома называется Службой коммуникации, фактически выполняет функции Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Однако делать это приходится в основном не административно - методом запретов, а интеллектуально, подавая в общественном мнении другую информацию. Полсотни работников отдела в состоянии "переиграть" как свободную прессу, так и более демократическую общественность, которая пристально следит за действиями своих властных структур, формируя достаточно сильную оппозицию.
Нынешние события в США свидетельствуют, что свободная пресса на самом деле далеко не свободна в выборе своей позиции, а подчиняется воле своих владельцев, которые, в свою очередь, действуют в рамках партийной дисциплины. Если Д.Трамп республиканец, значит перед выборами пресса, которая на стороне демократов, должна его критиковать, и наоборот, поддерживать кандидата Д.Байдена. Республиканская пресса должна действовать с точностью наоборот.
Война компроматов в России наглядно продемонстрировала действенность влияния на общественное мнение путем предоставления негативной информации, так и возможностей борьбы с компроматом посредством усилий спин-докторов. Например, в случае неудачных высказываний Б. Ельцина в качестве спин-доктора активно выступал его пресс-секретарь С. Ястржембский, который своей активностью перекрывал любые возможные отклонения от "генеральной линии". В прессе также промелькнуло его неофициальное прозвище "Ястреб", которое довольно точно отражает внешний рисунок его деятельности.
Политолог А. Мигранян среди четырех основных элементов, составляющих основы государственности, называет систему ценностей, принятую большинством населения. Однако в современной России имеется существенное расхождение по этому вопросу: кризисную ситуацию нечем "скреплять". Здесь роль СМИ очевидна, а Мигранян считает, что на выборах Ельцина победу обеспечили не СМИ, а административные структуры. Но власти решили, что победу добыто именно благодаря СМИ и попытались заручиться их поддержкой на будущее. "Сами хозяева СМИ и телевидения максимально использовали это, потому что власть готова была признать за ними главную роль в победе Ельцина на выборах. НТВ получило целый канал, Березовский полностью подчинил себе ОРТ и пошел на открытый штурм политического Олимпа. В обмен на все полученное хозяева СМИ обещали с помощью телевидения создать виртуальный мир для народа и решить его проблемы в этом виртуальном мире". Как видим, мир политики стал чрезвычайно зависимым от мира информационного.
Информационная составляющая стала важным компонентом будущих военных действий. США тратят на разработки в этой сфере до двух миллиардов долларов в год, держа в секрете даже сами исследовательские задачи, а не только их решения. Полевой устав армии США по психологическим операциям очень четко формулирует задачи, раскладывая их на цепочки составляющих. Читая его, достаточно четко можно определить те механизмы, с помощью которых "раскручивалась", например, перестройка, поскольку среди целей можно найти и такую, как "поддержка контрэлит". Оба государства - бывший СССР и США - могут похвастаться проведением таких операций друг против друга. Так, СССР в свое время связал СПИД и лаборатории Пентагона, США раздувал ситуацию с космическими войнами, толкая Советский Союз на разрушительное для него вложения средств в эту сферу.
Мало что изменилось и в XXI веке. США и Европа с одной стороны, Россия и Китай с другой, ведут друг против друга различные психологические операции (дело Скрипалей, попытка цветной революции в Гонконге).
Психологические операции учитывают то, что изменить нормы общества нельзя путем изменения норм отдельного человека. Это можно сделать другим путем - посредством введения групп с другими нормами, под которые затем можно перестроить всю страну. Именно так в истории человечества внедрялось христианство. Именно поэтому Запад поддерживал диссидентское движение в бывшем СССР. Именно по этой модели происходила перестройка. Кстати, и пропаганда бывшего СССР не учитывала того, что произошла смена лидера общественного мнения. Если раньше таким лидером был лидер мира производства, то потом им стал лидер мира потребления (актер, режиссер, писатель и т.д.).
Пропагандисты показывали в программе "Время", например, знатного токаря или колхозника, который рассказывал о своих успехах, но который попадал в невыгодную для себя коммуникативную среду, поскольку не умел выступать перед аудиторией. Лидеры мира потребления, естественно, и выглядят, и говорят лучше, притягивая нас к себе. Именно поэтому нас больше интересовал режиссер Марк Захаров, который разрывал свой партбилет, чем Егор Лигачев, который оставил свой.
Постсоветские страны не имеют равных возможностей противостоять этим технологиям. Нужна иная концентрация усилий, жесткий отбор собственных задач, на выполнении которых следует сосредоточить все имеющиеся ресурсы.
Те или иные информационные механизмы стали составляющей современной политики. Они интересны и важны еще и потому, что в этой области материальные ресурсы не являются определяющими. На первое место выходит интеллектуальный ресурс, что очень важно для стран с переходным типом экономики, к которым относятся страны СНД.
М. Джоветт и О'Доннелл подчеркивают как характерные для пропагандистского воздействия скрытые цели и скрытые источники сообщения. Стандартная схема коммуникации претерпевает существенные изменения в случае пропаганды. Дж. Браун также акцентирует внимание на том, что всегда есть что-то, что скрывается пропагандистом.
Решаемые в рамках психологических операций задания мы можем представить, как различные варианты отклонений от стандартной модели коммуникации. В таком случае новые задачи, возникающие в рамках психологических операций, могут рассматриваться как сознательное отклонение от стандартной схемы.
Варианты решений могут быть такие:
1) Изменение источника. Происходит подмена источника другим, например, советский источник печатает в индийской газете разоблачения связи ЦРУ со СПИДом. В результате советские газеты перепечатывают этот материал как индийский.
2) Изменение канала. Переход по официальным каналам на неофициальные. Например, порождение слухов для распространения нужных сообщений.
3) Изменение получателя. Утечка информации, когда потребитель получает информацию, которая якобы ему не была направлена.
4) Изменение сообщения. Здесь целью может быть, как смена приоритетов того или иного события в модели мира, так и изменение статуса того или иного события.
5) Изменения в шуме. Может резко возрасти роль шума, в стандартной схеме, наоборот, лишь помехи Так, например, российские специалисты по психотехнологиям предлагали в случае захвата заложников в США пускать голоса их родных и близких как шум, чтобы на подсознательном уровне попытаться повлиять на мирное решение проблемы, т.е. шум в этом случае, наоборот, становится главным источником информации.
Если предыдущий набор приемов обеспечивал усиление сообщения, то задача контрпропаганды противоположна контрпропагандистской деятельности. Нужны приемы, уменьшающие эффективность чужого сообщения. Это набор действий, условно обозначаются словами, которые отражают их физическую характеристику.
Зонт - прием, в результате применения которого чужие сообщения просто не достигают потребителя, например, глушение радиостанций в советский период.
Лейка - прием нейтрализации сообщение суммарным действием других сообщений.
Колесо - прием замены сообщения в массовом сознании другим из-за введения сообщений с более важными приоритетами.
Замена - прием опровержения на акцентировании других блоков схемы коммуникации (например, ссылки "сам дурак", когда сомнение вызывает не сообщения, а тот, кто говорит).
Чрезвычайно важной особенностью психологической операции является работа в альтернативной коммуникативной среде. Например, советская пропаганда практически не знала альтернативности, решая проблему и с помощью количественного охвата своей аудитории, до создания агитплощадки возле домов, чтобы не оставлять население без контроля в любой момент времени и в любой точке пространства. Безальтернативная коммуникативная среда, к которой привыкли советские пропагандисты и к которой невольно обращаем взоры, принципиально иное, чем то, где происходит работа в случае психологических операций. Противник пытается убедить сдаться в плен в ситуации, когда основной массив сообщений, которые он получает, направлен на противоположное.
Альтернативное коммуникативная среда вообще характерна для демократических СМИ. В этом случае на первое место часто выходят сообщения, которые опережают другие. Например, первая интерпретация события, которое произошло с официальным лицом, привлечет внимание всех, поскольку население всегда хочет услышать эту интерпретацию от власти.
Промедление вообще является одной из главных ошибок в проведении кризисных коммуникаций.
Можно ввести также понятие агрессивной коммуникативной среды как характерной для ситуации воздействия, поскольку необходимо изменение существующих представлений, которые активно защищаются кем-то другим.
Подобное сообщение в некоторых случаях может вообще не восприниматься.
Поэтому коммуникаторы применяют серию приемов, поддерживающих сообщение, повышают его эффективность.
Акцентирование внимания на совпадении интересов, задачей которого является максимальное сближение с аудиторией. Хорошие отношения говорящего, и слушающего, переносятся на само сообщение.
Использование авторитета для создания нужного сообщения. Здесь также доверие к тому, кто говорит, переносится на то, о чем сообщается.
Например, слухи в Афганистане советские военные специалисты подавали как сообщения Би-Би-Си, поскольку эта радиостанция имела наибольший авторитет среди населения.
Присоединение к мнению большинства. Сообщение подается как мнение большинства ("все так думают", "все так считают"), а противник представляется как представитель меньшинства. Цветные революции в постсоветских странах происходили именно таким образом, когда мнение части населения (вышедшей на митинг, выражающей протест и т.д.) подавалось СМИ как мнение большинства.
Представление предлагаемого решения как прогрессивного, а противоположного решения - такого, что происходит из области прошлого.
Это довольно активно используется современными политиками.
Перемещение спора в плоскость негативных характеристик самого оппонента, разоблачение противника относительно других сфер, поскольку плохой человек не может говорить правильные вещи.
Мы активно используем многочисленные чисто информационные средства воздействия. Таким образом, сегодняшняя цивилизация во многом является "заложницей" своей информационной составляющей, что заставляет вкладывать в эту сферу все более значимые ресурсы.