Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Развитие внутреннего туризма в России посредством принятия мер по поддержке разработки туристических маршрутов (на примере посещения объектов индустриального наследия Демидовых на Урале)

Обновлено 27.05.2024 03:31

 

Установление критериев придания туристическому маршруту статуса государственного значения и определение мер поддержки внедрения такого маршрута является актуальной проблемой. Выявлено, что разработка туристических маршрутов национального (общегосударственного), межрегионального и регионального значения позволяет развивать внутренний туризм в России и субъектах Российской Федерации, в том числе на основе государственно-частного партнерства в указанной области. Определено, что разработка туристических маршрутов посещения предприятий с глубокой историей, таких как заводы промышленников и государственных деятелей Демидовых на Урале, станет действенной мерой по развитию туризма в России. В результате исследования авторы приходят к выводу, что подобный опыт может действенно применен и в других российских регионах на основе их достижений промышленности или традиционных промыслов, характерных для каждого российского региона.

 

Ключевые слова: наследие, промышленный объект, культурное достояние, богатство региона, туристические маршруты, государственная поддержка.

 

Establishing criteria for allot a tourist route the status of national importance and determining measures to support the implementation of such a route is an actual problem. It was revealed that the development of tourist routes of state (nationwide), interregional and regional significance allows the development of domestic tourism in Russia and the constituent entities of the Russian Federation, including public-private partnership in this area. It has been determined that the development of tourist routes for visiting enterprises with a deep history, such as factories of Demidovs as industrialists and statesmen, will become an effective component to develop tourism in Russia. As a result of the study, the authors come to the conclusion that such experience can be effectively applied in other Russian regions on the basis of their achievements in industry or traditional crafts which has each Russian region.

 

Key words: heritage, industrial facility, cultural heritage, wealth of the region, tourist routes, state support.

 

Разработка туристических маршрутов по объектам, являющимся составляющими культурного и промышленного наследия России и субъектов Российской Федерации, будет способствовать развитию внутреннего туризма в России, что и обусловливает значимость принятия государством мер по поддержке разработки туристических маршрутов общегосударственного, межрегионального и регионального значения. Подобные меры не только обеспечат рост валового внутреннего продукта в области экономики туризма, рост туристической привлекательности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но и будут способствовать большей осведомленности людей об объектах культурного и промышленного наследия страны и ее территориальных единиц, что будет служить развитию патриотизма у россиян и соотечественников за рубежом.

Отметим, что в ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> отражено понятие туристического маршрута (это путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов), однако в данном Законе не отражены виды таких маршрутов как по значимости, так и по тематической направленности. Отсутствуют определения указанных видов туристических маршрутов и в Постановлении Правительства РФ, посвященном установлению правил признания туристического маршрута национальным <2>, и в распоряжении Правительства РФ, посвященном определению видов туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником <3>. Исходя из п. 9, 10 указанного Постановления Правительства РФ можно установить, что национальный туристический маршрут - путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов - объектов культурного наследия, природных и природно-антропогенных объектов в соответствии с определенной тематической направленностью (культурно-познавательной, экологической, гастрономической, промышленной, научной и т.д.). Для того чтобы туристическому маршруту был придан статус национального, он должен соответствовать критериям - экономическая целесообразность, определенная тематическая направленность трех и более туристических ресурсов, как минимум один из которых - объект культурного наследия, природный или природно-антропогенный объект, узнаваемость, перспективность, основанность на государственно-частном партнерстве с туроператорами.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

<2> Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. N 2086 "Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов" // СЗ РФ. 2021. N 50 (часть IV). Ст. 8534.

<3> Распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 744-р "Об утверждении перечня видов туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, категорий их сложности и критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов" // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

 

Поскольку росту внутреннего и выездного потока туристов не только субъектов Российской Федерации, но и России в целом будет способствовать разработка межрегиональных и региональных туристических маршрутов, в силу этого определения таких видов маршрутов целесообразно включить в действующее законодательство.

Межрегиональный и региональный туристические маршруты могут быть определены на основании изложенного выше понятия национального туристического маршрута. Межрегиональный туристический маршрут - путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов - объектов культурного и промышленного наследия двух и более субъектов Российской Федерации, природных и природно-антропогенных объектов межрегионального значения в соответствии с определенной тематической направленностью (культурно-познавательной, экологической, гастрономической, промышленной, научной и т.д.). Региональный туристический маршрут - путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов - объектов культурного и промышленного наследия субъекта Российской Федерации, природных и природно-антропогенных объектов регионального значения в соответствии с определенной тематической направленностью (культурно-познавательной, экологической, гастрономической, промышленной, научной и т.д.). К числу критериев придания туристическому маршруту межрегионального и регионального значения можно отнести: экономическую целесообразность, определенную тематической направленностью двух и более туристических ресурсов, как минимум один из которых - объект культурного наследия, природный или природно-антропогенный объект межрегионального или регионального значения, узнаваемость, перспективность, основанность на государственно-частном партнерстве с туроператорами.

К числу мер государственной поддержки разработки туристических маршрутов разного значения, которые также целесообразно отразить в действующем законодательстве, можно отнести: принятие Министерством экономического развития Российской Федерации методических рекомендаций по разработке туристических маршрутов разного значения; проведение Минэкономразвития совещаний с представителями субъектов Российской Федерации по представлению уже имеющихся маршрутов разного значения и определению того, маршрут какой направленности может быть разработан в отношении каждого из субъектов Российской Федерации; поощрение субъектов Российской Федерации, туристический маршрут которых позволил достичь значимых результатов в отношении развития внутреннего туризма в России; предоставление возможности обретения межрегиональным и региональным туристическим маршрутом статуса национального.

Отметим, что проблемы разработки туристических маршрутов разного значения и их поддержки государством постоянно находятся в поле зрения исследователей; изучаются особенности культурного наследия российских регионов для патриотического воспитания молодежи <4>, однако отсутствовало комплексное исследование роли и значения культурного и индустриального наследия российских регионов для разработки туристических маршрутов как в региональном, так и в общероссийском измерениях.

--------------------------------

<4> Ивушкина Е.Б., Самбиев З.Ш. Экотуризм в устойчивом маркетинге регионов // Научный альманах стран Причерноморья. 2023. N 1 (33). С. 10 - 17; Ильченко О.В. Об изучении туристских ресурсов России // География и экология в школе XXI века. 2023. N 1. С. 69 - 72; Минаев В.А. Маршруты в героическое прошлое // Высшее образование сегодня. 2014. N 10. С. 64 - 72; Пастюк О.В. Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Белгородской области на современном этапе // Вестник Белгородского института развития образования. 2022. Т. 9. N 4 (26). С. 47 - 61; Пивоварчик С.А. Репрезентация исторической памяти о Великой Отечественной войне в историко-культурном ландшафте трансграничного региона // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2023. Т. 14. N 1 (123). С. 14 - 19; Путрик Ю.С. Современные тенденции развития туризма в России как фактор формирования патриотического сознания молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2015. N 3. С. 8; Худина А.С., Рожков К.Л. Кобрендинг как фактор туристического потока в города // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. N 1. С. 212 - 231.

 

Благодаря стратегическому значению Урала для России, а также признанию весомости вклада династии Демидовых как государственных и общественных деятелей в процветание России "Демидовский маршрут" обрел статус национального. Какие факторы способствовали такому успеху?

Культурное и индустриальное наследие такого региона, как Урал, преуспевающего в производстве, кузницы социально-экономических ресурсов государства, всегда имело ключевое значение для России. Именно поэтому разработка туристических маршрутов по объектам культурного и индустриального наследия региона будет иметь успех (как имел успех и "Демидовский маршрут"), поскольку позволит получать знания об особенностях уральских промышленных предприятий с глубокой историей с возможностью ознакомиться с особенностями их развития на практике посредством посещения этих предприятий. И существенный вклад в то, чтобы Урал процветал и был известен в России и за рубежом, внесла династия горнозаводчиков Демидовых.

Отметим, что горнозаводская империя Демидовых с момента своего становления 8 марта 1702 г., когда Петр I передал Никите Демидову (Антуфьеву) Невьянский завод "в имение" <5>, и вплоть до последней четверти XIX в. простиралась на большей части Урала и включала в себя заводы: Верхнесалдинский, Висимо-Уткинский, Висимо-Шайтанский, Выйский, Лайский, Нижнесалдинский, Черноисточинский.

--------------------------------

<5> Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 102. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2.

 

Железо и военные припасы, произведенные на заводах Демидовых, уже со второй четверти XVIII в. поставлялись на склады в Санкт-Петербург, Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Арзамас, Казань, Царицын, Саратов <6>. После того как российская императрица Анна Иоанновна разрешила Демидовым продавать железо иностранным купцам <7>, на рынках Англии и Голландии покупателям стала известна марка Демидовых "Старый соболь" (которая затем была переименована в CCNAD), поскольку Демидовым удавалось выполнять заказы, точно выполняя все пожелания иностранных купцов. Если после поставок для государственных нужд на складах Демидовых оставались металлы, то они использовались для производства иных товаров, в том числе посуды <8>.

--------------------------------

<6> ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 1. Л. 13 - 14 об.

<7> ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 1. Л. 14 об. - 16.

<8> ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 112. Л. 200 - 200 об.

 

В результате к завершающей четверти XIX в. железо и заводская продукция марки CCNAD были одним из самых ходовых товаров на рынках Англии, наряду с железом и изделиями из него шведских марок, тем не менее Демидовы стремились укрепить достигнутый успех и направляли специалистов для того, чтобы определить пути улучшения позиций производимых на их заводах товаров.

Важной чертой в определении заводов Демидовых является их социальная стабильность, что подтверждается возникновением и ростом слоя потомственных мастеровых. Работа на заводском производстве, что предполагало длительный период в обретении мастерства, специфика заводского труда и образа жизни содействовали возникновению преемственности поколений <9> и, соответственно, социальной устойчивости заводов, что являлось базовым и для развития производства. Демидовы также принимали меры по сохранению такой социальной устойчивости - они одними из первых среди уральских заводчиков взяли патерналистский курс в своей социальной политике, ориентированный на удовлетворение материальных и культурных потребностей горнозаводского населения. Рабочие могли получить бесплатное лечение и обучение (там, где имелись заводские больницы и школы).

--------------------------------

<9> История Урала с древнейших времен до 1861 г. М.: Наука, 1989. С. 322.

 

Вместе с заводами Демидовы обеспечили соответствующую транспортную инфраструктуру Среднего и Южного Урала, включая прокладку и обустройство дорог, сухопутных и водных путей, многих из которых до Демидовых не было.

Все изложенное позволяет установить, что была подготовлена достаточная база для того, чтобы "Демидовский маршрут" обрел статус национального. К числу объектов, посещение которых предполагает данный маршрут, рассчитанный на два и три дня, относятся: Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского, в котором проводится экскурсия "Демидовский малахит" с мастер-классом; гастро-ужин "Уральская кухня"; посещение обелиска на границе Европы и Азии и Невьянской наклонной башни; посещение Нижнетагильского завода, историко-технического музея "Дом Черепановых" и музея подносного промысла "Дом Худояровых" в г. Нижний Тагил.

В силу богатства наследия Демидовых и значения Урала для России разработка туристических маршрутов по посещению заводов Демидовых межрегионального значения, "Демидовских промышленных маршрутов", которые позволяют восстановить картину производства заводской продукции, начиная от поступления сырья на завод и заканчивая погрузкой и транспортировкой товаров в караванах, также будет иметь успех. В рамках посещения заводов Демидовых возможно будет изучить особенности развития методов и технологии производства в деятельности каждого из принадлежавших данной династии промышленников предприятия в исторической перспективе, познакомиться с оборудованием и техникой, применявшимися ранее в разные периоды функционирования завода и применяющимися в настоящее время.

Таким образом, действенной мерой по развитию внутреннего туризма в России станет разработка государственных программ по поощрению разработки туристических маршрутов не только общенационального, но и межрегионального и регионального значения. Для реализации данной меры необходимо внести дополнения в федеральное законодательство в отношении критериев, определяющих межрегиональные и региональные маршруты (такие, как отражение культурных и промышленных особенностей региона, экономическая обоснованность, перспективность), и отразить, какие варианты поддержки будут предоставляться субъектам Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления и с туроператорами (государственно-частные партнерства) при разработке и внедрении таких маршрутов.