Формирование и развитие агротуристических кластеров в условиях цифровизации
Статья посвящена выявлению основных тенденций кластеризации в сфере аграрного туризма в условиях цифровизации. В статье были выявлены основные направления трансформации сущности, возможностей и механизмов функционирования туристских кластеров в условиях цифровой экономики и цифровых технологий. Авторами рассмотрена возрастающая роль инноваций в сфере туризма, связанных непосредственно с цифровизацией и информационными технологиями.
В качестве актуального направления развития агротуристических кластеров в условиях цифровизации отмечается особая роль умных деревень как перспективных объектов туристского интереса на рынке аграрного туризма. Обозначены ключевые характеристики процессов кластеризации в туризме, связанные с повышением конкурентоспособности и экономической эффективности предприятий туристской индустрии, продвижением национального туристского продукта на международном рынке, формированием условий для устойчивого развития.
Определены основные особенности формирования агротуристических кластеров в ряде зарубежных стран - Албании, Сербии, Словении, Румынии, Вьетнаме. В программе реализации аграрной политики Республики Армения как самостоятельное направление выделено расширение видов несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, в том числе посредством развития агротуризма. В статье обозначены перспективные направления развития агротуризма в Армении - гастрономический, событийный и экотуризм. Обозначены социально-экономические функции агротуризма в экономике России, выделены проблемы развития аграрного туризма на макро- и микроуровнях, предложены мероприятия по развитию.
Ключевые слова: индустрия туризма, аграрный туризм, туристские кластеры, кластеры аграрного туризма, зарубежный опыт развития аграрного туризма, цифровизация.
The article is devoted to identifying the main clustering trends in the field of agricultural tourism in the context of digitalization. The article identified the main directions of transformation of the essence, capabilities and mechanisms of functioning of tourist clusters in the digital economy and digital technologies. The authors consider the growing role of innovations in the field of tourism, directly related to digitalization and information technology.
As an actual direction for the development of agro-tourism clusters in the context of digitalization, the special role of "smart villages" is noted as promising objects of tourist interest in the agrarian tourism market. The key characteristics of tourism clustering processes associated with increasing the competitiveness and economic efficiency of tourism industry enterprises, promoting the national tourism product on the international market, and creating conditions for sustainable development are outlined.
The main features of the formation of agro-tourism clusters in a number of foreign countries - Albania, Serbia, Slovenia, Romania and Vietnam are determined. In the program for the implementation of the agrarian policy of the Republic of Armenia, the expansion of types of non-agricultural activities in rural areas, including through the development of agro-tourism, is singled out as an independent direction. The article outlines promising areas for the development of agrarian tourism in Armenia: gastronomic, event and ecotourism. The socio-economic functions of agrarian tourism in the Russian economy are outlined, the problems of agricultural tourism development at macro and micro levels are highlighted, development measures are proposed.
Key words: tourism industry, agricultural tourism, tourist clusters, agricultural tourism clusters, foreign experience in the development of agricultural tourism, digitalization.
В современном мире цифровизация затронула почти все сферы деятельности. Цифровизация в сфере экономики и бизнеса связана с постепенным внедрением цифровых технологий в процесс экономической деятельности, замещением стандартных процессов цифровыми. Цифровизация - это не только разработка и внедрение искусственного интеллекта, интернет-технологий, беспроводных коммуникаций, интерактивных сервисов, это также и развитие таких сфер, как большие данные, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн, робототехника, 3D-печать <1>.
--------------------------------
<1> Reunova L., Namitokova Z., Alikaeva M. Impact of digitalization on the world economy development // MEST Journal. 2023. Vol. 11. Iss. 2. P. 65 - 73.
Так, внедрение цифровых технологий, к примеру в сельскохозяйственную деятельность или агротуристическую сферу, имеет ряд проявлений, среди которых особую роль играют умные деревни, которые наряду с умными городами стали достаточно популярными, особенно в регионах, фокусирующихся на развитии АПК и привлечении туристов.
Цифровизация, как уже было отмечено, повлияла на все области экономической и социальной жизни, в том числе и на туризм и его дальнейшее развитие. Международный туризм до пандемии COVID-19 развивался беспрецедентными темпами, занимая передовые позиции на международном рынке. По прогнозам ВТО, к 2030 г. количество международных прибытий туристов должно было дойти до 1,8 млрд, при этом доходы от индустрии туризма превысили бы 2 трлн долларов США <2>. Однако пандемия внесла свои коррективы, в 2020 г. число международных туристских поездок сократилось на 60 - 80%, более 60 млн человек, занятых в сфере туризма, потеряли свои рабочие места. В большей степени пострадали представители малого и среднего бизнеса, для которых реальной стала проблема банкротства.
--------------------------------
<2> К 2030 году число международных туристов достигнет 1,8 миллиарда человек.
Современные изменения в мировой экономике заставляют искать более эффективные методы развития международного туризма. В частности, эффективной может быть политика кластеризации, в том числе для развития туристской индустрии Республики Армения и Российской Федерации. Прогнозы, основанные на применении методов экспертных оценок, показали, что для преодоления отрицательных последствий пандемии именно кластеризация может стать довольно эффективным решением <3>. Известно, что кластеризация в туризме не только ведет к повышению экономической эффективности, продвижению национального туристского продукта на международном рынке, росту его конкурентоспособности, но и создает дополнительные возможности для устойчивого развития <4>. Необходимо особенно отметить, что в период глобальных трансформаций и социально-экономической нестабильности отдельного внимания требуют вопросы устойчивого развития.
--------------------------------
<3> Sahakyan M., Antamoshkina E. Managerial Decision-Making in the Sphere of Tourism Under the Conditions of Risk and Uncertainty // Gibadullin A. (eds) Digital and Information Technologies in Economics and Management: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Digital and Information Technologies in Economics and Management" (DITEM2021). Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 432 / ed. by A. Gibadullin. Cham: Springer, 2022. P. 117 - 129.
<4> Саакян М.А. Кластеры как инструмент устойчивого развития туристской индустрии // Туризм: право и экономика. 2020. N 1. С. 22 - 25.
Устойчивое развитие как концепция современного экономического строя возникло в 70 - 80-е гг. прошлого века. Устойчивое развитие можно охарактеризовать как подход, обеспечивающий не только экономический рост, но и возможности развития для будущих поколений, которые достигаются одновременно на стыке реализации политики обеспечения роста экономики, бережной эксплуатации природных ресурсов и постоянной имплементации программ по социальной ответственности. Концепция туристских кластеров имеет специфику также и с точки зрения обеспечения устойчивого развития туризма, так как многомерное и всестороннее сотрудничество между частным, государственным секторами и наукой позволяет учесть интересы и требования всех участников кластерной организации.
В целом формирование туристских кластеров способствует повышению синергетического эффекта, росту конкурентоспособности региона или туристского центра, более стремительному внедрению инноваций, а также устойчивому развитию туризма. Кластеры аграрного туризма предназначены для привлечения туристов в регионы страны, которые производят конкретные сельскохозяйственные продукты и ведут сельскохозяйственную деятельность. Эти кластеры формируются как самостоятельно, так и с помощью применения различных программ и стратегий развития, выработанных местными властями, туристическими агентствами и ассоциациями фермеров и других организаций для продвижения агротуризма. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что 25% туристов, посетивших страну, предпочитают останавливаться в сельской местности <5>. Самые распространенные виды сельского туризма в Великобритании - это альпинизм, рыбалка, верховая езда, а также приключенческие туры <6>.
--------------------------------
<5> An Overview of Agritourism Development in Serbia and European Union Countries // International Journal of Sustainable Economies Management. 2015. Vol. 4. P. 1 - 14.
<6> Organization Farm Stay UK (2014).
Цифровизация может также содействовать развитию кластеризации посредством применения новейших систем связи, быстрого распространения информации, инновационных разработок, а также более эффективному сотрудничеству между участниками кластера. Цифровизация в туризме выражается не только в виде распространения интернет-продаж, но и в виде изменения содержания и сущности туристских услуг. Так, в настоящее время 148,3 млн человек бронируют отели, туры, приобретают билеты на мероприятия посредством интернет-сервисов, 95% клиентов турфирм читают отзывы на сайтах перед бронированием, а более 85% предпочитают получать услуги бронирования в цифровом виде из-за персонализированного опыта <7>.
--------------------------------
<7> 6 Hot Digital Trends in Tourism Industry (2022).
Внедрение цифровых технологий в сферу туризма выражается в виде онлайн-продажи турпакетов, использования мобильных приложений как для поиска и бронирования транспорта, средств размещения, экскурсий, так и для оформления самостоятельных турпакетов <8>. Однако цифровые технологии также используются для минимизации взаимодействия между туристами и работниками аэропортов, отелей. В качестве таких возможностей выступают технологии автоматизации, роботизации <9>. После пандемии особую популярность получили технологии виртуальной реальности (VR-технологии), которые позволяют знакомиться с другими странами, городами, регионами, музеями, достопримечательностями. Технологии виртуальной реальности в том числе могут быть использованы для выбора и бронирования отелей, для более точной оценки размеров и удобств номеров и комнат в средствах размещения.
--------------------------------
<8> Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. N 1. С. 59 - 64.
<9> Батурина А.В., Дидковская Я.В. Применение цифровых технологий в туризме: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта // Весенние дни науки: сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых. Екатеринбург: УрФУ, 2021. С. 901 - 905.
В настоящее время также продолжает расти роль социальных сетей. Они используются как для организации туристских путешествий, их продвижения на рынке туристских услуг, так и для сбора и анализа информации о туристских объектах и дестинациях.
Цифровые технологии в агротуризме: опыт Вьетнама. К 2050 г. Вьетнам претендует стать одним из лидеров туристских дестинаций среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона <10>. Одним из перспективных направлений развития туристской индустрии во Вьетнаме можно считать агротуризм. По причине низкой производительности в сфере сельского хозяйства развитие агротуризма и формирование агротуристического кластера могут стать решением проблем как занятости населения, так и прибыльности аграрного сектора экономики во многих сельских регионах Вьетнама. Особо необходимо отметить потенциал развития сельскохозяйственного туризма в дельте Меконга. В данном регионе расположены крупные сельскохозяйственные угодья, которые могут стать основой для развития сельскохозяйственного туризма. Национальная администрация туризма Вьетнама (Vietnam National Administration of Tourism - VNAT) рекомендует населенным пунктам данного региона сосредоточиться на развитии аграрного туризма, это, в свою очередь, приведет к повышению стоимости сельскохозяйственной продукции и, следовательно, к повышению благосостояния местного населения <11>.
--------------------------------
<10> Лэ Т.М.Ф., Комаревцева Н.А. Воздействие туризма на экономику Вьетнама // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Краснодар, 25 октября 2020 г. С. 185 - 190.
<11> Nguyen C., Binh T. Agritourism and the sustainable development in the mekong delta of Vietnam // International Symposium on Sustainable Development in Transition Economies (ISSDTE 2022) (Ho Chi Minh City, Vietnam. November 24 - 26, 2022). Industrial University of Ho Chi Minh City, 2022. P. 223 - 244.
Цифровые технологии в агротуризме Албании. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций при ООН помогла повысить конкурентоспособность албанских землевладельцев и фермеров за счет развития агротуризма и цифровизации агропродовольственного сектора. Фермеры получили знания о возможностях диверсификации своего сельскохозяйственного производства и деятельности, что способствовало развитию сельских районов и получению дополнительных доходов, в том числе мелкими фермерскими хозяйствами. Специалисты службы распространения знаний проводили обучение для фермеров по вопросам оптимизации производственно-сбытовых цепочек в агропродовольственном секторе, диверсификации производства посредством развития агротуризма и организации устойчивого сбыта сельскохозяйственных продуктов <12>.
--------------------------------
<12> Family Farming Knowledge Platform.
Цифровые технологии в агротуризме: опыт Румынии. Одним из самых популярных кластеров сельскохозяйственного туризма в Румынии является Трансильванское плато, включающее уезды Клуж, Альба и Муреш <13>. Эти регионы знамениты своими садами, виноградниками и органическими фермами, а также живописными деревнями и традиционными ремеслами. Посетители могут насладиться такими видами деятельности, как сбор фруктов, дегустация вин и верховая езда, а также узнать о местных обычаях и фольклоре. Интересно, что для привлечения туристов жители данного региона облачаются в национальные костюмы для презентации национальных обычаев и празднеств.
--------------------------------
<13> Ciolac R., Iancu T., Popescu G., Adamov T., Feher A., Stanciu S. Smart Tourist Village - An Entrepreneurial Necessity for Maramures Rural Area // Sustainability. 2022. Vol. 14. P. 8914.
На западе Румынии в регионе Банат расположен ряд населенных пунктов, которые имеют большой потенциал стать популярными агротуристическими кластерами <14>. Этот регион Румынии популярен среди туристов за счет своих виноградников и органических ферм. Туристов больше всего привлекают дегустация вин, участие в сборе урожая и традиционных фестивалях. Таким образом, опыт агротуризма Румынии предлагает путешественникам получить уникальный опыт и познакомиться с народными традициями и сельскохозяйственным наследием страны.
--------------------------------
<14> Radu-Serban Z., Radulescu I., Gogonea R.-M., Popescu C. Individual farms and agro-tourism in Romanian Banat: A parallel analysis // Ekonomika poljoprivrede. 2020. Vol. 67. P. 461 - 482.
Умные деревни - это относительно новый подход организации как агропромышленной деятельности, так и привлечения туристов. Эта концепция направлена на развитие сельских сообществ за счет интеграции инновационных технологий в деятельность и быт сельского населения. Создание умных деревень направлено на повышение производительности труда в сфере сельскохозяйственной деятельности, повышение благосостояния жизни сельских жителей, а также на рост экономики и повышение экологической устойчивости.
В Румынии существует ряд инициатив и проектов, направленных на развитие умных деревень. Одним из таких проектов является инициатива "Умная деревня в Румынии" (Smart Village Romania), которая направлена на поощрение использования цифровых технологий и устойчивых практик в сельских районах. Проект фокусируется на четырех ключевых областях: умное сельское хозяйство, умный туризм, умная инфраструктура и умное управление. Проект направлен на улучшение доступа к информации и услугам, поддержку местного бизнеса и содействие устойчивому развитию сельских районов <15>.
--------------------------------
<15> Smart Village Romania - Official website of the project.
Агротуристические кластеры Сербии и Словении. Целый ряд факторов обусловливает высокий потенциал развития агротуризма в Сербии: историческое, культурное наследие, событийные мероприятия, природа, кулинария. О значении аграрного туризма отмечается в Стратегии развития туризма Республики Сербия на период 2016 - 2025 гг. В данной Стратегии актуализирована необходимость профессиональной подготовки и приобретения навыков, связанных с развитием сельского туризма, в качестве приоритетных мероприятий и программ, предусмотренных для финансирования и поддерживаемых Европейским союзом <16>. Согласно Стратегии развития туризма в Сербии существуют четыре туристических кластера (территориальные единицы):
- кластер провинции Воеводина (Северная Сербия);
- кластер Белградского региона (Центральная Сербия);
- кластер Западной Сербии (включая Косово и Метохию);
- кластер Восточной Сербии <17>.
--------------------------------
<16> Clustering In Agriculture And Tourism As A Potential For Development Of Rural Tourism // Tourism In Function Of Development Of The Republic Of Serbia Tourism and Rural Development (TISC 2020) - Thematic proceedings II. P. 470 - 487.
<17> An Overview of Agritourism Development in Serbia and European Union Countries // International Journal of Sustainable Economies Management. 2015. Vol. 4. P. 1 - 14.
Для развития агротуризма в Сербии предлагается ряд мер по формированию и развитию агрокластеров:
- более активное внедрение инноваций в существующие сельскохозяйственные технологии, пищевую промышленность, логистику с целью совершенствования производимой продукции и роста объемов производства;
- создание новых бизнес-возможностей для членов - участников агротуристического кластера на местных и региональных рынках, а также для выхода на европейские и мировые рынки;
- повышение квалификации и совершенствование навыков работников сферы агротуризма в целях повышения производительности труда <18>.
--------------------------------
<18> Составлено по: A Background in Rural Tourism in Serbia and How to Get Started.
В странах Балканского региона одним из примеров передовой практики развития агротуризма является Словения. Эксперты туристской индустрии отмечают, что для успешного формирования агротуристических кластеров необходима реализация ряда мероприятий:
- картографирование с целью определения пространственной концентрации туристических ресурсов относительно соседних регионов и стран;
- выявление и анализ связей между субъектами сельского хозяйства и индустрии туризма в сельской местности;
- выявление потенциальных участников кластера <19>.
--------------------------------
<19> Clustering In Agriculture And Tourism As A Potential For Development Of Rural Tourism // Tourism In Function Of Development Of The Republic Of Serbia Tourism and Rural Development (TISC 2020) - Thematic proceedings II. P. 470 - 487.
Индустрия агротуризма в Армении. Агротуризм - сравнительно новое направление в экономике Армении. Сферу сельского хозяйства в Армении формирует множество небольших ферм и сельских общин страны. Согласно программе Правительства Республики Армения, утвержденной Постановлением Правительства РА N 65-А от 8 февраля 2019 г., основой аграрной политики будут, наряду с другими целями, повышение эффективности сельского хозяйства, уровня продовольственной безопасности, внедрение современных технологий, увеличение объемов экспорта, повышение рентабельности всех субъектов, вовлеченных во всю цепочку создания стоимости в сельском хозяйстве, - мелких домашних хозяйств, фермерских кооперативов, переработчиков и экспортеров <20>.
--------------------------------
<20> Аграрная политика. Министерство экономики Республики Армения.
Наряду с другими задачами, направленными на развитие сельскохозяйственной сферы страны, Министерство экономики Армении выделяет и расширение несельскохозяйственной деятельности в сельской местности посредством развития агротуризма. Подавляющее большинство, примерно 68% занятых среди сельского населения в Республике Армения, задействовано непосредственно в сфере сельского хозяйства, а среди других видов занятости можно отметить переработку сельскохозяйственной продукции, занятость в государственных учреждениях, торговлю и в отдельных случаях агротуризм <21>. Потенциал для развития в Армении имеют агротуристические продукты, построенные на основе фестивалей или культурных достопримечательностей <22>.
--------------------------------
<21> FAO. 2020. Smallholders and family farms in Armenia. Country study report 2019. Budapest.
<22> Armenia Competitiveness Assessment. Finalreport. USAID. 2004 June.
Среди перспективных направлений развития агротуризма в Армении можно выделить:
- винодельческий туризм и винные дегустации;
- ивент-туризм и различные фестивали, которые проходят в сельских регионах страны (фестивали барбекю, гаты <23>, толмы, вина, фестивали стрижки овец <24>);
- ознакомление с бытом и традициями сельских жителей;
- охота и рыбалка;
- конные экскурсии и походы;
- экотуризм и экопоселения.
--------------------------------
<23> Гата - традиционная армянская выпечка.
<24> Официальные фестивали Армении 2023.
Развитие агротуристических кластеров в России. В Концепции развития сельского туризма в России на период 2016 - 2030 гг. обозначено, что агротуризм является перспективным направлением внутреннего туризма <25>. Уже можно назвать целый ряд успешных проектов: агротуристический кластер "Клеопино" на Урале, в Тверской области агрокластер "Конаково-агротуризм", агротуристический экокластер в Калужской области.
--------------------------------
<25> Концепция развития сельского туризма в России.
Целевой рынок потребителей - это школьники, семьи с детьми, субъекты агробизнеса, заинтересованные в изучении передового опыта организации аграрного туризма. К конкурентным преимуществам агротуров относятся: доступная цена; непродолжительные сроки поездки, как правило, один-два дня, т.е. тур подпадает под формат тура выходного дня; невысокие риски отмены или переноса поездки. К социально-экономическим функциям агротуризма относятся: поддержка развития аграрных регионов; получение дополнительных доходов фермерскими хозяйствами; сохранение культурного наследия; возрождение местных традиций.
Проблемы развития агротуризма можно рассматривать на уровне отдельных фермерских хозяйств, заинтересованных в развитии проектов агротуризма, и на макроэкономическом уровне в целом. Большинство фермерских хозяйств сталкивается с проблемами несоответствия или неполного соответствия инфраструктуры фермерского хозяйства инфраструктуре, необходимой для приема туристов и проведения экскурсий; низкой степенью информированности потенциальных потребителей о возможностях получения агротуристических услуг.
На макроуровне существуют следующие проблемы: недостаточная информированность сельских жителей о возможностях развития аграрного туризма; низкий уровень ресурсной обеспеченности селян, желающих заниматься организацией агротуризма; сокращение численности сельского населения - носителей культуры; недостаточное количество квалифицированных кадров для организации аграрного туризма; недостаточно развитая туристская инфраструктура в ряде сельских территорий.
Совершенствование инфраструктуры фермерских хозяйств предполагает благоустройство и модернизацию территории фермерского хозяйства с целью повышения привлекательности для туристов, создание специализированных фотозон; оборудование витрин и тематических прилавков для продажи сельхозпродукции собственного производства. Дополнительно можно предложить специализированные анимационные программы для туристов: организацию квестов с элементами агротуризма; тематические экскурсионно-просветительские программы для цветоводов, овощеводов, специалистов по парковым растениям; проведение мастер-классов сельскохозяйственной направленности, к примеру, фигуры из сена, плетение корзин; создание условий для демонстрации бизнес-процессов животноводства на фермах - кормление, дойка, приготовление продукции - сыра, сметаны.
Решению вопросов продвижения турпродукта помогут создание собственного сайта с актуальным контентом, цифровизация объектов показа - установка табличек с QR-кодами, с помощью которых туристы смогут получить информацию по осматриваемому объекту. Также актуальным для фермерских хозяйств является участие в конкурсах Ростуризма с целью привлечения дополнительного финансирования туристского направления деятельности, а привлечение к сотрудничеству местных турагентов будет способствовать росту турпотока.
На макроуровне развитию агротуризма будет способствовать создание: региональных агротуристических сетей (кластеров) посредством развития малого, семейного и индивидуального бизнеса на базе существующих туристских ресурсов сельской местности, имеющихся средств размещения и инфраструктуры, включая различные объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма; специализированных агротуристических объектов, ориентированных на прием туристов и организацию их отдыха; сельскохозяйственных парков, многофункциональных туристических, выставочных, рекламно-экспозиционных, производственных комплексов, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой.
Если говорить о возможностях развития агротуризма в условиях цифровизации, то особенную важность в данном процессе получают новейшие цифровые технологии, которые не только облегчают жизнь жителей сельских регионов, но и способствуют устойчивому развитию территорий за счет внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий. В целом это повышает привлекательность жизни в сельской местности, в том числе и для молодежи. Умные деревни на сегодняшний день являются одним из наиболее популярных инновационных подходов к развитию сельских регионов, способствуют экономическому росту, экологической устойчивости и повышению уровня социальной ответственности. Важно, что умные деревни способствуют созданию таких сельских сообществ, которые могут быть привлекательны для туристов разных возрастных категорий.