Уголовно-правовое противодействие киберпреступности в России и Китае: сравнительно-правовой аспект
В статье анализируется уголовное законодательство России и Китая, регламентирующее вопросы противодействия киберпреступности на современном этапе развития общественных отношений. Исследуется положительный опыт КНР в сфере противодействия киберпреступлениям уголовно-правовыми средствами в целях выработки предложений по совершенствованию российского уголовного законодательства. Уголовное законодательство КНР постоянно дополняется новыми нормами с учетом развития информационных технологий, что является одним из эффективных способов борьбы с рассматриваемым видом преступности.
Ключевые слова: киберпреступность, преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, противодействие, уголовная ответственность.
Современный информационный мир динамично развивается, что создает новые угрозы в криминальной среде, соответственно, традиционные способы и методы борьбы с преступностью нуждаются в совершенствовании. В ходе встречи с Генеральным прокурором Верховной народной прокуратуры Китайской Народной Республики Ин Юном в июле 2023 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Викторович Краснов отметил, что многие современные вызовы и угрозы одинаковы как для России, так и для Китая <1>. Особую тревогу вызывают так называемые киберпреступления, вовлечение несовершеннолетних и молодежи в совершение противоправных деяний с помощью сети Интернет, преступления, совершаемые с использованием цифровых финансовых активов и цифровых валют, распространение в сети Интернет недостоверных сведений с целью деструктивного влияния извне на формирование общественного мнения и др. Несмотря на принимаемые меры по противодействию киберпреступности, и в России, и в Китае остаются определенные проблемы, связанные с появлением новых видов киберпреступлений, требующих законодательной регламентации. Преступления, совершаемые в рассматриваемой сфере, характеризуются применением высокоинтеллектуальных кибертехнологий, большим объемом данных.
--------------------------------
<1>
Российская Федерация и Китайская Народная Республика на протяжении длительного времени поддерживают добрососедские отношения, которые в ближайшей перспективе продолжат развиваться и укрепляться, на что обращают внимание главы обоих государств. В связи с этим особое внимание необходимо уделять взаимодействию в сфере борьбы с преступностью, в частности с киберпреступностью, имеющей трансграничный характер.
Китайское правительство придает большое значение развитию цифровой экономики, в результате в стране построена современная интернет-экономика, обладающая определенной спецификой в сочетании с сетевой технологией <2>. Вместе с тем технологический прогресс стремительно меняет способы и инструменты совершения преступлений. Высокие технологии, проникая во все сферы жизнедеятельности человека, в корне меняют ее, что безусловно, касается и преступности <3>. В настоящее время в КНР осуществляется последовательная и грамотная политика в сфере борьбы с компьютерной преступностью, что позволяет снижать количество таких преступлений.
--------------------------------
<2> Егорова М.А., Ван Гуанлун, Шмелева Д.В. Уголовно-правовое регулирование валютных преступлений в контексте цифрового юаня // Право и цифровая экономика. 2022. N 3.
<3> Карпович О.Г., Ногмова А.Ш. Международно-правовые проблемы противодействия киберпреступности // Междунар. публичное и частное право. 2022. N 1.
Относительно оборота цифровых валют стоит отметить, что, "несмотря на то, что внутренние криптовалютные биржи находятся под полным запретом в Китае, возможны обходные пути с использованием определенных иностранных платформ и веб-сайтов, которые китайский интернет-брандмауэр не видит. В ближайшее время Китай не намерен отменять или ослаблять запрет на криптовалюты, но в то же время активно развивает концепцию цифровой валюты центральных банков - цифровой юань (e-CNY)" <4>.
--------------------------------
<4> Сидоренко Э.Л. Криптовалюта и будущее цифровых финансов. М.: МГИМО-Университет, 2023. С. 26.
Сегодня в Китае действует киберзаконодательство, которое базируется на Основном законе Китайской Народной Республики - Конституции и представляет собой систему законов, административных правил, ведомственных инструкций, постановлений местных органов власти и др. В ней доминируют законы о создании и управлении киберконтентом, о кибербезопасности и информатизации, что создает надежные институциональные гарантии для построения сильного кибернетического государства. Закон КНР "О кибербезопасности", принятый 7 ноября 2016 г., являющийся основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу информационной безопасности, направлен на обеспечение кибербезопасности, защиту суверенитета и национальной безопасности киберпространства, интересов общества, прав и законных интересов граждан, юридических лиц и других организаций, содействие здоровому развитию экономической и социальной информатизации <5>.
--------------------------------
<5> China's First Cyber Security Law.
В Верховной народной прокуратуре КНР создана руководящая группа по борьбе с киберпреступностью, возглавляемая руководством прокуратуры и состоящая из 12 внутренних учреждений. Большое внимание уделяется профилактике. Снимаются и постоянно демонстрируются фильмы, видеоролики, транслируются передачи, издаются журналы о борьбе с мошенничеством, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, в подготовке и организации которых принимают участие работники органов прокуратуры.
В доктрине российского уголовного права, криминологии можно отметить появление таких терминов, как "киберпреступность", "цифровая преступность", "компьютерная преступность" и др., которые характеризуются широтой подхода и сложностями в определении конкретных признаков такой преступности.
В китайском юридическом сообществе также не сформировано единое понимание киберпреступления. Некоторые ученые утверждают, что это понятие "является несколько расплывчатой и запутанной субкриминальной концепцией в области уголовного права" <6>. Реалии современного мира требуют совершенствования мер противодействия киберпреступлениям, под которыми китайские правоведы предлагают понимать любые преступления, совершаемые с помощью компьютерной системы или сети, в ее рамках или против нее <7>.
--------------------------------
<6> Сюй Цзяньфэн. Основное мышление о концепции участия уголовного права в эпоху интернета // Юрид. наука. 2017. N 3.
<7> Ван Гуанлун. Уголовно-правовое регулирование противодействия киберпреступности в Китае: состояние, тенденции и недостатки // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Право. 2022. N 3.
Верховный народный суд КНР, Верховная народная прокуратура КНР и Министерство промышленности и информатизации КНР издали Мнения по некоторым вопросам, касающимся применения уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел о киберпреступлениях в сфере информации, в ст. 1 которых закреплено, что дела о киберпреступлениях включают:
1) дела о преступлениях против безопасности компьютерных информационных систем;
2) дела о преступлениях, связанных с невыполнением обязательств по управлению кибербезопасностью, незаконным использованием информационной сети и содействием преступной деятельности в информационной сети;
3) другие уголовные дела, например о мошенничестве, об организации азартных игр, посягательствах на личную информацию, совершаемых в основном через информационные сети.
Говоря о мерах противодействия киберпреступлениям или преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, следует отметить, что среди них традиционно преобладают уголовно-правовые запреты. Действительно, нельзя недооценивать роль уголовно-правового предупреждения в реализации уголовной политики противодействия преступности в условиях цифровизации общественных отношений.
В российском уголовном законе ответственность за киберпреступления установлена в гл. 28. Кроме того, признак "использование средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)" все чаще включается в качестве квалифицирующего в различные составы преступлений, что обосновано с учетом высокого уровня информатизации общественных отношений <8>.
--------------------------------
<8> Ефремова М.А. Уголовно-правовая охрана информационной безопасности: монография. М., 2018. С. 68 - 71.
В Китае статьи, предусматривающие уголовную ответственность за рассматриваемые преступления, расположены в гл. 6 "Преступления против общественного порядка и порядка управления" Уголовного кодекса Китайской Народной Республики (далее - УК КНР). Изначально УК КНР (в редакции 1997 г.) устанавливал ответственность за три состава преступления <9>. Во-первых, за неправомерный доступ к информационным ресурсам, связанным с деятельностью органов государственной власти, иных особо важных отраслей и обеспечением обороноспособности страны (ст. 285 УК КНР). Для сравнения отметим, что в ст. 274.1, которая введена в УК РФ в 2017 г., используется термин "объекты критической информационной инфраструктуры". Во-вторых, за неправомерное вмешательство в работу средств автоматической обработки данных, а также изготовление и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 286 УК КНР). В-третьих, ст. 287 УК КНР, не содержащая самостоятельного уголовно-правового запрета, устанавливала, что традиционные посягательства, совершаемые с использованием компьютерной техники, такие как мошенничество, кража, государственная измена и др., наказываются в соответствии с общими положениями уголовного законодательства об ответственности за данные преступления <10>.
--------------------------------
<9> Евдокимов К.Н. Противодействие компьютерной преступности: теория, законодательство, практика: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. С. 296 - 297.
<10> Уголовный кодекс Китайской Народной Республики.
Аналогичная ситуация складывалась и в России. Вступивший в 1996 г. в законную силу УК РФ также содержал три состава преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272 - 274).
В дальнейшем уголовное законодательство Китая дополнялось новыми составами преступлений. Так, Поправками к УК КНР от 28.02.2009 N 7 ст. 285 дополнена ч. 2, в которой законодатель криминализировал вторжение в компьютерные информационные системы вне сферы государственных дел, национальной обороны и передовой науки и техники, приобретение данных с использованием других средств или незаконное управление компьютерными информационными системами, а также ч. 3, закрепившей уголовную ответственность за незаконное предоставление программ и устройств для вторжения в компьютерные информационные системы и незаконное управление ими. Это было обусловлено тем, что некоторые лица специализируются на создании и продаже программ и устройств, применяемых для совершения рассматриваемых преступлений.
В 2015 г. Поправками N 9 УК КНР дополнен тремя новыми составами. В ст. 286.1 установлена ответственность за отказ от выполнения обязательств по управлению безопасностью информационной сети, в ст. 287.1 - за создание веб-сайтов и распространение информации, способствующей совершению преступлений. К этому преступлению может быть отнесено любое из деяний, совершенных с использованием информационной сети при отягчающих обстоятельствах. Например, создание сайтов в целях совершения мошенничества (поддельные сайты), для обучения способам совершения преступлений, изготовления или сбыта запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметов; распространение информации об изготовлении, сбыте наркотических средств, оружия, порнографических материалов и т.п.
Статья 287.2 предусматривает уголовную ответственность за содействие киберпреступности, суть которого состоит в предоставлении средства соединения с Интернетом, сервера, хранения сети, передачи связи и иного технического обеспечения, предоставлении рекламного продвижения, средств расчета или оказании иной помощи лицам, заведомо совершающим преступления с использованием информационных сетей, при отягчающих обстоятельствах.
Таким образом, китайский законодатель криминализировал подготовительные и вспомогательные действия для совершения киберпреступлений. Другими словами, уголовное законодательство КНР квалифицирует приготовление к совершению преступления и оказание помощи как самостоятельные преступления. Такой подход видится оправданным. Киберпреступления, как правило, состоят из ряда противоправных деяний, складывающихся в так называемую сложную цепочку, совершаются группой лиц.
Важно обратить внимание на то, что в качестве субъекта таких преступлений, как незаконное вторжение в компьютерные информационные системы; незаконное получение данных компьютерных информационных систем или незаконное управление компьютерными информационными системами; предоставление программ, приборов для вторжения в компьютерные информационные системы или незаконное управление ими; разрушение компьютерных информационных систем, могут выступать корпорации (юридические лица). Юридические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности только за специально обозначенные преступления <11>.
--------------------------------
<11> Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц и цифровая экономика // Право и цифровая экономика. 2021. N 1.
Проведенное исследование уголовно-правовой регламентации ответственности за киберпреступления в уголовном законодательстве КНР позволило прийти к следующим выводам.
Компьютерные преступления регламентируются как самостоятельные составы преступных деяний <12>. Следует отметить расширение системы составов компьютерных преступлений, что отражает современную уголовную политику Китая, состоящую в своевременном реагировании на складывающуюся ситуацию в сфере информационной безопасности.
--------------------------------
<12> См., напр.: Русскевич Е.А. Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации по законодательству Китайской Народной Республики: сравнительно-правовой анализ // Журн. зарубеж. законодательства и сравнит. правоведения. 2018. N 5.
В российском уголовном законодательстве впервые нормы о компьютерных преступлениях появились в УК РФ 1996 г. в гл. 28 "Преступления в сфере компьютерной информации", которая была дополнена в дальнейшем ст. 274.1 и 274.2. В связи с этим некоторые авторы обращают внимание на необходимость дальнейшего совершенствования российского уголовного законодательства с учетом положительных тенденций развития уголовного законодательства Китая в сфере противодействия киберпреступности <13>.
--------------------------------
<13> Наханцаков Б.Ч., Мяханова А.Н. Сравнение уголовного законодательства о киберпреступности в России и КНР // Сравнит. правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - XIII: материалы ежегодной междунар. молодежной науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 15 апр. 2022 г.). Улан-Удэ, 2022.
По мере распространения киберпреступности в Китае получила развитие "превентивная стратегия предварительного наказания", состоящая в криминализации подготовительных деяний, деяний соучастников. В юридической литературе указывается и на тенденцию открытого законодательства, ставшего стратегическим выбором для Китая и направленного на восполнение возможных упущений и пробелов в уголовном законе, обеспечение широкой нормативной базы для правоприменителя <14>. Примером может служить ст. 287.2 УК КНР, содержащая характеристики обобщенного открытого законодательства (с одной стороны, предусмотрена ответственность за несколько видов соучастия, которые включают в себя почти все киберпреступления, а с другой - соучастие является достаточно широким, поскольку употребляются обобщенные выражения, такие как "предоставление... иного технического обеспечения", "оказание иной помощи").
--------------------------------
<14> Ван Гуанлун. Указ. соч.
Основная часть компьютерных преступлений закреплена в гл. 6 УК КНР "Преступления против общественного порядка и порядка управления". Поэтому объектом преступного посягательства являются не только общественные отношения в сфере безопасного обращения компьютерной информации, как в УК РФ, но и, например, общественный порядок и общественная безопасность.
Из анализа объективной стороны некоторых компьютерных преступлений следует, что состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 273 УК РФ (создание, распространение и использование вредоносных компьютерных программ), сформулирован законодателем как формальный, т.е. не требующий наступления общественно опасных последствий. В уголовном законодательстве Китая создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ рассматривается как материальный состав преступления, повлекший серьезные последствия (ст. 286 УК КНР).
Таким образом, итоги сравнительно-правового анализа уголовно-правового противодействия киберпреступности в России и Китае показывают наличие как общих черт, так и различий. Безусловно, заимствование положительного опыта будет способствовать минимизации криминальных рисков, вызванных цифровизацией общественных отношений. Одной из основных черт уголовного законодательства КНР является своевременное реагирование на появление новых угроз в сфере кибербезопасности путем расширения системы составов киберпреступлений. Серьезным шагом в сфере противодействия киберпреступности должно стать определение понятия "киберпреступность" в целях единого подхода к его пониманию и отнесения к ней того или иного противоправного деяния.
Для обеспечения информационной безопасности и предотвращения киберпреступлений обе страны должны продолжать совершенствовать свою законодательную базу, развивать сотрудничество с другими государствами и внедрять новые технологии борьбы с криминальными угрозами. При этом следует расширять обмен опытом, изучать эффективную практику иных государств в целях выработки совместных методов, способствующих кибербезопасности. Представляется необходимым изыскивать и внедрять инновационные подходы при управлении киберпространством.
В противодействии киберпреступности большое значение имеет международное сотрудничество. Россия и Китай, являясь крупнейшими странами мира, имеют обширный опыт в противодействии киберпреступности, владеют большими ресурсами и техническими возможностями, что позволяет им успешно бороться с возникающими угрозами.