Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Новеллы в правовом регулировании недвижимости и строительства

Обновлено 05.06.2024 06:43

 

В декабре 2023 г. традиционно был принят целый ряд нормативных правовых актов. В рамках настоящего обзора мы постараемся отразить некоторые наиболее важные для девелоперов изменения в сфере недвижимости и строительства в связи с принятием соответствующих актов.

 

Внесены изменения в регулирование КРТ

 

Федеральным законом от 25.12.2023 N 627-ФЗ <1> внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) в части регулирования комплексного развития территории (далее - КРТ).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25.12.2023 N 627-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Поправки направлены на уравнивание прав юридических лиц, реализующих КРТ на основании решения органов власти (т.е. без заключения договора), и лиц, с которыми был заключен договор о КРТ.

Для обозначения первых в ГрК РФ также ввели новое понятие "оператор комплексного развития территории". Как и лица, с которыми заключен договор о КРТ, оператор КРТ вправе:

- самостоятельно принимать решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно;

- обращаться к правообладателям сетей инженерно-технического обеспечения для заключения договора о подключении (технологическом присоединении).

Порядок реализации решения о КРТ оператором КРТ обозначен в новой ст. 71 ГрК РФ.

Так, в п. 3 ст. 71 ГрК РФ предусмотрено право оператора КРТ принять решение о проведении торгов и заключить по их результатам договор о КРТ. В этом случае, если оператору КРТ был предоставлен в аренду для целей КРТ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, оператор КРТ вправе передать его в субаренду победителю торгов без согласия арендодателя на срок, не превышающий срока его аренды.

Кроме того, изменения позволяют до образования земельного участка:

- выдавать градостроительные планы земельных участков для целей КРТ (участки не должны быть обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута);

- осуществлять подготовку проектной и рабочей документации в отношении объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено документацией по планировке территории в границах территории, подлежащей КРТ.

Также уточнены этапы процедуры принятия и реализации решения о КРТ нежилой застройки (п. 7 ст. 66 ГрК РФ) и предусмотрены некоторые другие новшества.

Изменения вступили в силу с 01.01.2024.

 

Внесены изменения в Лесной кодекс РФ в части использования лесов для осуществления изыскательской деятельности

 

Федеральным законом от 25.12.2023 N 676-ФЗ <2> Лесной кодекс РФ был дополнен новой ст. 43.1, регулирующей вопросы использования лесов для осуществления изыскательской деятельности.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 25.12.2023 N 676-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 8.2 и 10.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

 

Для использования лесов в указанных целях лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении его может быть установлен сервитут.

Однако если осуществление такой деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, то лесной участок может использоваться без предоставления на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах установленных полномочий.

Договор аренды лесного участка для проведения соответствующих работ может заключаться на срок до одного года.

До 01.01.2026 допускается использование лесов для осуществления изыскательской деятельности без учета требований пп. 1 п. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ.

Правила использования лесов для осуществления изыскательской деятельности подлежат установлению Минприроды России.

Изменения вступают в силу с 01.09.2024.

 

Внесены изменения в Водный кодекс РФ в части использования водных объектов в рекреационных целях

 

Федеральным законом от 25.12.2023 N 657-ФЗ <3> в новой редакции изложена ст. 50 Водного кодекса РФ об использовании водных объектов в рекреационных целях.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 25.12.2023 N 657-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Правила использования водных объектов для рекреационных целей подлежат утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

Правила должны содержать:

- требования к определению водных объектов или их частей, предназначенных для использования в рекреационных целях;

- требования к определению зон отдыха и других территорий, включая пляжи, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей;

- требования к срокам открытия и закрытия купального сезона;

- порядок проведения мероприятий, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей;

- требования к определению зон купания и иных зон, необходимых для осуществления рекреационной деятельности;

- требования к охране водных объектов;

- иные требования, необходимые для использования и охраны водных объектов или их частей для рекреационных целей.

Использование акватории водного объекта для рекреационных целей осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

Органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа должны до 01.03.2025 утвердить правила использования водных объектов для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления).

Корреспондирующие изменения внесены в Закон об общих принципах организации местного самоуправления.

Изменения в указанной части вступили в силу с 25.12.2023.

 

Реформа технического регулирования

 

Федеральным законом от 25.12.2023 N 653-ФЗ <4> внесены изменения в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент).

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 25.12.2023 N 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Главным нововведением является отказ от двух перечней документов по стандартизации, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе соблюдаются требования Технического регламента.

Взамен вводится реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства (далее - реестр требований).

Порядок формирования и ведения реестра требований должен быть утвержден Правительством РФ.

Лица, осуществляющие подготовку проектной документации, будут вправе самостоятельно определить, в соответствии с какими из предусмотренных документов по стандартизации будет осуществляться проектирование, строительство, реконструкция и т.п. или принять решение об использовании собственных решений в случае их обоснования результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями или иными способами, предусмотренными в Техническом регламенте.

С учетом изложенных поправок документы по стандартизации разделены на 4 группы:

1) национальные стандарты РФ и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);

2) международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

3) стандарты организаций;

4) результаты применения способов обоснования соответствия решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений требованиям, установленным техническим регламентом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

Закон вступает в силу с 01.09.2024, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

Обновлены правила перевода помещений из жилых в нежилые и наоборот

 

Федеральным законом от 19.12.2023 N 608-ФЗ <5> внесены изменения в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части уточнения порядка перевода помещений из жилых в нежилые и наоборот, в том числе уточнен момент окончания такого перевода.

--------------------------------

<5> Федеральный закон от 19.12.2023 N 608-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".

 

Документы, необходимые для перевода, и момент окончания зависит от того, требовалось ли в отношении помещения проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

А. Переустройство, и (или) перепланировка, и (или) иные работы не требовались.

В указанном случае документом, подтверждающим принятие решения о переводе, и документом-основанием для внесения сведений о переводе в ЕГРН является уведомление о переводе, составленное органом местного самоуправления.

Перевод считается оконченным со дня внесения изменений в сведения ЕГРН о назначении такого помещения.

Б. Переустройство, и (или) перепланировка, и (или) иные работы требовались. В указанном случае уведомление о переводе, составленное органом местного самоуправления, является основанием для проведения необходимых работ.

По завершении работ заявитель направляет соответствующее уведомление в орган местного самоуправления, осуществляющий перевод. В случае перепланировки к уведомлению также прилагается технический план помещения.

Завершение работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод. Утверждение акта осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня получения уведомления о завершении работ.

Затем орган местного самоуправления в срок не позднее 5 рабочих дней с даты утверждения акта направляет в Росреестр заявление и необходимые для кадастрового учета документы.

Если требовалось проведение переустройства и (или) иных работ перевод считается оконченным со дня внесения изменений в сведения ЕГРН о назначении помещения.

Если требовалось проведение перепланировки, перевод считается оконченным со дня внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и (или) площади и назначении такого помещения или осуществления государственного кадастрового учета образованных помещений и государственной регистрации права на образованные помещения.

Кроме того, поправками расширено понятие перепланировки, содержащееся в п. 2 ст. 25 Жилищного кодекса РФ. Перепланировкой будет считаться любое изменение границ и (или) площади помещения, образование новых помещений, изменение внутренней планировки помещения (в том числе без изменения границ и (или) площади).

Изменения вступят в силу с 01.04.2024.

 

Антикризисные меры в строительстве

 

Постановлениями Правительства РФ были продлены особенности осуществления градостроительной деятельности, а некоторые установлены вновь.

1.1. Постановлением Правительства РФ от 25.12.2023 N 2301 <6> продлены следующие меры:

А. До 01.01.2025 продлен особый порядок подготовки документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 575 <7>.

--------------------------------

<6> Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 N 2301 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

<7> Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575 (ред. от 25.12.2023) "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию".

 

Напомним, что указанным актом, в частности, были предусмотрены следующие особенности:

- для целей подготовки документации по планировке территории и внесения в нее изменений не требуется решение о подготовке таких документов (за исключением случаев, указанных в п. 1.1 ст. 45 ГрК РФ);

- допускается подготовка и утверждение документации по планировке территории в отношении линейных объектов федерального и линейных объектов регионального значения, если размещение таких линейных объектов не предусмотрено документами территориального планирования.

Б. По 31.12.2024 продлены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации и внесения в нее изменений, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2022 N 579 <8>.

--------------------------------

<8> Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 N 579 (ред. от 25.12.2023) "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации".

 

Указанным Постановлением был упрощен порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, включая следующее:

- государственная экспертиза может не проводиться в отношении изменений, если такие изменения одновременно соответствуют требованиям, указанным в подп. 2 - 4 п. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, и связаны с заменой строительных ресурсов на аналоги, не приводят к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30% и свыше 100 млн рублей;

- если замена стройматериалов на аналоги приводит к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30% и свыше 100 млн рублей, то проводится повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства с выдачей соответствующего заключения. В указанном случае повторная экспертиза проводится бесплатно и в срок, не превышающий 14 рабочих дней.

1.2. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2380 <9> установлены особенности передачи объекта долевого строительства.

--------------------------------

<9> Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2380 "Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства".

 

Особые правила передачи объектов долевого строительства его участникам действуют с 30.12.2023 по 31.12.2024 включительно.

Аналогичные правила были предусмотрены ранее Постановлением Правительства РФ от 23.03.2022 N 442 <10> и применялись с 25.03.2022 по 30.06.2023 включительно.

--------------------------------

<10> Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 N 442 (ред. от 30.09.2022) "Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства".

 

Речь идет, в частности, о следующих особенностях:

- срок передачи объекта долевого строительства дольщику может быть изменен по соглашению сторон в отдельности от других объектов долевого строительства, но не ранее получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (или иного здания) и без внесения изменений в проектную декларацию;

- сообщение о завершении строительства и о готовности объекта долевого строительства к передаче, предложение о внесении изменений в договор о сроке такой передачи могут быть составлены в форме электронного документа и направлены дольщику по адресу электронной почты, указанному в договоре, или иным способом, предусмотренным договором;

- дольщик вправе отказаться от подписания передаточного акта только при обнаружении существенных нарушений требований к качеству объекта, при несущественных - соответствующие недостатки подлежат отражению в передаточном акте и безвозмездному устранению застройщиком.

 

Внесены изменения в порядок подготовки единого документа

 

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2023 N 2118 <11> внесены изменения в правила подготовки и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа <12> (далее - единый документ).

--------------------------------

<11> Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 N 2118 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N 1076".

<12> Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1076 (ред. от 11.12.2023) "Об утверждении Правил подготовки и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, внесения в него изменений и состава материалов по обоснованию единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа".

 

Согласно изменениям единый документ может быть подготовлен и утвержден применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав.

Соответствующая возможность была предусмотрена в ГрК РФ Федеральным законом от 04.08.2023 N 438-ФЗ (п. 1.1 ст. 28.1 ГрК РФ).

Постановление в целях реализации указанного пункта определило лицо, уполномоченное на утверждение единого документа в указанном случае. Таким лицом является высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

 

Скорректирован перечень документов, необходимых для строительства

 

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2023 N 2306 <13> внесены изменения в исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых застройщику, техническому заказчику при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства <14>.

--------------------------------

<13> Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 N 2306 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490".

<14> Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2490 (ред. от 25.12.2023) "Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

 

Из перечня были исключены многие позиции, включая:

- ряд документов и сведений, представляемых при заключении договоров о подключении (технологическом присоединении);

- сведения о границах особо охраняемой природной территории;

- сведения о границах охранной зоны стационарных пунктов наблюдений;

- отдельные документы, сведения и материалы, которые имеются в распоряжении органов власти и могут быть представлены в порядке межведомственного взаимодействия.

Некоторые пункты были уточнены.

Перечень также был дополнен новыми документами:

- результаты инженерных изысканий, в которые внесены изменения;

- справка с описанием изменений, внесенных в результате инженерных изысканий;

- перечень документов, предоставление которых осуществляется в ходе осмотра допускаемого объекта (при выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок).

 

Правительством РФ утверждены акты об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках

 

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2023 N 2112 <15> утверждены Правила проведения конкурсов и аукционов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке.

--------------------------------

<15> Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 N 2112 "Об утверждении Правил проведения конкурсов и аукционов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке".

 

По общему правилу соглашение об осуществлении рекреационной деятельности заключается путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме.

Однако если соглашение содержит обязательства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и (или) эксплуатации объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута), то такое соглашение заключается путем проведения торгов в форме конкурса в электронной форме.

Напомним, что Перечень объектов, допускаемых к строительству при осуществлении рекреационной деятельности, утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.08.2023 N 2294-р.

Особенности такого строительства, реконструкции и эксплуатации утверждены другим Постановлением Правительства РФ - от 11.12.2023 N 2124 <16>.

--------------------------------

<16> Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 N 2124 "Об утверждении особенностей строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса объектов капитального строительства в национальных парках при осуществлении на их территориях рекреационной деятельности".

 

Предусмотрено, что сведения о технико-экономических показателях, предусмотренные в утвержденной проектной документации для строительства объектов капитального строительства (далее - ОКС) производственного и непроизводственного назначения, в том числе подготовленной в отношении отдельных этапов строительства, должны соответствовать сведениям, содержащимся в плане рекреационной деятельности национального парка, положении о национальном парке и соглашении об осуществлении рекреационной деятельности.

Застройщики должны разработать и реализовать мероприятия, направленные на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, и прочие мероприятия. Конкретный перечень мероприятий указывается в соглашении об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке.

Строительство, реконструкция и капитальный ремонт должны осуществляться с применением материалов, не оказывающих негативного воздействия на природные комплексы национальных парков.

Запрещается использование строительных материалов на основе карбамидных, фенолформальдегидных и эпоксидных смол.

Не допускаются строительство и реконструкция ОКС при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) их к сетям инженерно-технического обеспечения, включая централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения и водоотведения.

Постановление об особенностях строительства вступает в силу с 01.09.2024 и действует до 01.09.2030.

 

Значимые изменения в региональное законодательство Санкт-Петербурга

 

А. Внесены изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 26.12.2023 N 785-169 <17> (далее - Закон N 785-169) внесли масштабные изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга <18> (далее - ГенПлан).

--------------------------------

<17> Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2023 N 785-169 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.12.2023).

<18> Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.12.2005).

 

Фактически принят новый ГенПлан, т.к. все приложения были изменены и приняты в новой редакции.

Расчетный срок ГенПлана предусмотрели до 2040 года, а прогнозируемый период - до 2050 года.

К основным изменения следует отнести:

- ранее ГенПлан определял назначение функциональных зон по видам (для жилых, общественно-деловых и т.д.). В новой редакции отсутствует разделение по видам, а предназначение и допускаемые к размещению объекты определены применительно к каждой отдельной зоне;

- изменено количество и наименование функциональных зон. В частности, добавлена зона смешанной и общественно-деловой застройки, а также зона режимных территорий;

- часть приложений действующего ГенПлана перенесена в материалы по обоснованию (территории объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использования территорий и др.).

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 785-169 изменения, внесенные в ГенПлан, не применяются к документации по планировке территории, утвержденной до вступления в силу указанного Закона.

Поправки вступили в силу с 09.01.2024.

Б. Внесены изменения в нормативы градостроительного проектирования Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2023 N 1357 <19> внесены изменения в нормативы градостроительного проектирования, утвержденные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 N 549 <20> (далее - РНГП).

--------------------------------

<19> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2023 N 1357 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2017 N 257".

<20> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 N 549 (ред. от 12.12.2023) "Об утверждении Положения об установлении содержания, порядка подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга".

 

В новый перечень нормативов включены такие объекты и показатели, как городской пассажирский транспорт (метрополитен, трамвайное, троллейбусное и автобусное сообщение), транспортно-пересадочные узлы, пункты охраны правопорядка, объекты санаторно-курортного назначения и т.д. По ряду нормируемых объектов изменилось значение расчетного показателя обеспеченности. Однако нормативы по обеспеченности школами, детскими садами и поликлиниками остались прежними. Скорректированы также условные обозначения функциональных зон с учетом изменений ГенПлана.

Новые нормативы не применяются к документации по планировке территории, утвержденной до вступления в силу изменений РНГП.

Документ вступил в силу с 20.12.2023.

В. Сокращены сроки проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в Санкт-Петербурге.

Законом Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 718-161 <21> сокращены сроки организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Соответствующие изменения внесены в Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 <22>.

--------------------------------

<21> Закон Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 718-161 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 29.11.2023).

<22> Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 (ред. от 12.12.2023) "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 05.07.2006).

 

Поправки направлены на приведение сроков в соответствие с изменениями, внесенными в ГрК РФ Федеральным законом от 29.12.2022 N 612-ФЗ <23>.

--------------------------------

<23> Федеральный закон от 29.12.2022 N 612-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

 

С учетом сокращения предельного срока также сокращены сроки отдельных мероприятий, проводимых в рамках процедуры публичных слушаний или общественных обсуждений.

Изменения вступили в силу с 24.12.2023.

 

По Москве

 

А. Внесены изменения в акты Москвы по КРТ.

Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2023 N 2477-ПП <24> были дополнены новым приложением Порядок взаимодействия при осуществлении КРТ незастроенной территории <25>, а также Порядок взаимодействия при осуществлении КРТ нежилой застройки и КРТ по инициативе правообладателей <26>.

--------------------------------

<24> Постановление Правительства Москвы от 12.12.2023 N 2477-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы".

<25> Постановление Правительства Москвы от 28.08.2023 N 1625-ПП (ред. от 12.12.2023) "О мерах по реализации проектов комплексного развития незастроенных территорий города Москвы и внесении изменений в правовые акты города Москвы" (вместе с "Порядком взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении комплексного развития незастроенных территорий города Москвы", "Методикой определения цены предмета торгов на право заключения договора о комплексном развитии незастроенной территории города Москвы").

<26> Постановление Правительства Москвы от 23.03.2021 N 331-ПП (ред. от 12.12.2023) "О мерах по реализации проектов комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы" (вместе с "Порядком взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы и комплексного развития территорий города Москвы по инициативе правообладателей").

 

Указанное приложение устанавливает требования к вводимым в эксплуатацию объектам жилого и нежилого назначения в каждой очереди (этапе) строительства в границах КРТ соответствующего вида.

Согласно указанным требованиям площадь вводимых в эксплуатацию объектов нежилого назначения, в том числе объектов инфраструктуры, за исключением объектов социальной инфраструктуры, планируемых к строительству в границах КРТ, в каждой очереди (этапе) должна быть соразмерна площади ввода в эксплуатацию объектов жилого назначения в каждой очереди (этапе) строительства относительно предельной (максимальной) суммарной поэтажной площади объектов жилого назначения, планируемых к строительству.

Указанное требование не будет применяться, если:

- доля объектов жилого назначения в проекте КРТ равна или составляет менее 30 процентов от предельной (максимальной) суммарной поэтажной площади объектов застройки в габаритах наружных стен, планируемых к строительству в границах территории КРТ;

- в границах КРТ не планируется размещение отдельно стоящих объектов нежилого назначения, за исключением объектов социальной инфраструктуры.

С учетом указанных требований будет подготавливаться положение об очередности планируемого развития территории проекта планировки территории и исполняться договор о КРТ.

Также для участия в торгах на заключение договора КРТ незастроенных территорий требования к опыту в качестве заказчика по разработке проекта планировки территории заменены на опыт участия в подготовке такого проекта.

Документ начал действовать с 12.12.2023.

Б. Внесены изменения в порядок установления ставок арендной платы.

Постановлением Правительства Москвы от 19.12.2023 N 2636-ПП <27> внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП <28> в части определения размера годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих строительство ОКС промышленно-производственного назначения.

--------------------------------

<27> Постановление Правительства Москвы от 19.12.2023 N 2636-ПП "О внесении изменения в Постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП".

<28> Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".

 

Предусмотрено, что арендная плата в указанном случае устанавливается в размере 1 рубля на срок 3 года с даты ввода таких объектов в эксплуатацию.

Условиями для установления являются:

- соответствие указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным ст. 8.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве";

- ввод таких объектов в эксплуатацию в течение следующих сроков с даты заключения договора аренды земельного участка в течение:

3 лет для объектов общей площадью до 50 тыс. кв. м;

3 лет и 3 месяцев для объектов общей площадью от 50 тыс. кв. м до 70 тыс. кв. м;

4 лет для объектов общей площадью более 70 тыс. кв. м.

Изменения вступили в силу с 19.12.2023.