Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Трансформация системы кадастрового учета недвижимости: формально-правовой аспект

Обновлено 08.06.2024 04:12

 

В статье рассмотрено, как в советской и постсоветской России развивалось законодательство о кадастровом учете недвижимости, в том числе дана критика соответствующего понятийного аппарата, сопоставлена активность законодателя по данному направлению с близким с ним землеустройством. Сделан вывод, что реформирование указанных сфер все еще продолжается и его ключевым фактором на данном этапе стало решение законодателя образовать публично-правовую компанию "Роскадастр"; также возможно наделение ее дополнительными функциями в сфере кадастровых отношений.

 

Ключевые слова: законодательство, кадастр, недвижимость, кадастровый инженер, кадастровая деятельность, оценка.

 

The article examines how legislation on cadastral registration of real estate developed in Soviet and post-Soviet Russia, including criticism of the corresponding conceptual apparatus, and compares the activity of the legislator in this area with land management close to him. It is concluded that the reform of these areas is still ongoing and its key factor at this stage was the decision of the legislator to form a public law company "Roskadastr" and the possible endowment of it with additional functions in the field of cadastral relations.

 

Key words: legislation, cadaster, real estate, cadastral engineer, cadastral activity, valuation.

 

Со времен Древнего Рима отношение законодателя и правовой науки к недвижимым объектам всегда было особенным. Следствием этого стало наличие специфичных отношений по их учету, регистрации прав на них, а также по формированию сведений, характеризующих подлежащие такому учету объекты (их местоположение, конфигурация, границы, площадь, стоимость). Совокупность всех этих действий, правил и процедур их выполнения, лиц и органов, наделенных в данной сфере специальными правами и полномочиями (кадастровые инженеры, госрегистраторы, оценщики), образует особые общественные отношения - кадастровые.

Их важность бесспорна не только с практической точки зрения (в эти отношения вовлекаются миллионы граждан и организаций, обладающих такими объектами и совершающих с ними сделки, на основании кадастровых данных суды принимают решение о целевом характере землепользования <1>), но и для определения состава совокупности недвижимых вещей. Так, вопрос о признании недвижимыми тех или иных машино-мест и различных помещений поставлен в зависимость от того, поставлены ли они на кадастровый учет (абз. 3 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации <2>). Или же влияние этих отношений на характер формирующегося государства. В качестве такого примера можно привести учрежденную в XI в. Вильгельмом I английскую "Кадастровую книгу" (Domesday book - она же книга "страшного суда"), которой были заложены новые (тогда) основы поземельного налогообложения - английские лендлорды оказались в жесткой зависимости от центральной госвласти, и Англии не была свойственна характерная для средневековых Германии или Франции феодальная раздробленность <3>.

--------------------------------

<1> Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: монография / В.Н. Хлыстун, С.А. Липски, А.А. Мурашева [и др.]. М.: ФГБОУ ВО ГУЗ, 2020. 296 с.

<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.

<3> Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2 т. Т. 1. Основы: перевод с немецкого. М.: Международные отношения, 1998. 480 с.

 

Опыт организации таких (кадастровых) действий и регулирования соответствующих отношений накоплен во всех странах <4>. Однако особенность современной России заключается в том, что в СССР как земля в целом (фонд), так и отдельные участки (любые) недвижимостью не признавались (как не было этого понятия и в советском праве). Тогда как система земельного учета в рамках советского кадастра была. И вплоть до 2008 г., когда вступил в силу Закон об объединенном кадастре <5>, земельный учет был организован иначе, чем для других объектов. Поэтому переход к рыночным отношениям и легализация гражданского оборота участков обусловили принципиальную трансформацию советского земельного кадастра, который в конце "нулевых" годов был объединен с учетом иных недвижимых объектов (в ГКН), а еще через 10 лет - с параллельно существовавшей регистрацией прав на них.

--------------------------------

<4> Волков С.Н., Липски С.А. Зарубежный опыт законодательного обеспечения землеустройства: учебно-научное пособие. М.: ФГБОУ ВО ГУЗ, 2019. 272 с.; Управление земельными и другими природными ресурсами: учебник: учебно-практическое пособие / А.И. Алтухов, Я.Д. Вишняков, Е.В. Губарев [и др.]; под общ. ред. В.Н. Хлыстуна [и др.]. М.: ФГБОУ ВО ГУЗ, 2020. 716 с.

<5> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с послед. доп. и изм. - с 2017 г. действует с новым названием - "О кадастровой деятельности").

 

Начнем с понятийного аппарата данной сферы. В СССР почти полвека кадастра не было - земельный учет велся, но не назывался кадастром (хотя в научных публикациях досоветский термин "кадастр" все это время продолжал использоваться). Да и после его законодательного признания (ГЗК) в 1968 г. <6> этот "новый кадастр", по сути, ничем не отличался от прежнего госучета земель, так как по-прежнему все еще сводился только лишь к учету земель, а никак не к обеспечению их налогообложения или регистрации прав на них (что является изначальными функциями кадастра <7>). То есть это был кадастр, но не такой, как, например, в Европе, а соответствовавший сложившемуся в стране земельному строю, основанному на отмене частной земельной собственности, запрете гражданского оборота земель, конфискации и раздаче крестьянам помещичьих владений, а также отвечавший нуждам плановой экономики <8>.

--------------------------------

<6> См.: Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" // Ведомости ВС СССР. 1968. N 51. Ст. 485.

<7> Хлыстун В.Н. Нужен ли стране земельный кадастр? // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2010. N 7. С. 34 - 36.

<8> Магазинщиков Т.П. Теоретические основы государственного земельного кадастра. Львов, 1977. 124 с.

 

Так как любой кадастр - это всегда и то, что в него включено, и действия по описанию, обмеру, оценке и т.п. ("совокупность мер и действий" <9>, госмероприятие, направленное на получение и систематизацию достоверных сведений о земельных ресурсах <10>); ранее такие действия назывались земельно-кадастровым производством <11>, в 2007 г. <12> федеральный законодатель дал их совокупности определение - "кадастровые отношения". Изначально они были определены как возникающие в связи с ведением кадастра, осуществлением кадастрового учета и кадастровой деятельности <13>. Следует отметить, что даже такое определение не учитывало того, что включаемая в кадастр информация различна:

во-первых, это информация о физических параметрах подлежащих учету объектов; последние 15 лет она формируется кадастровыми инженерами посредством объективных обмеров; причем такая информация является специальной - у нее изначально единственный "потребитель" в виде системы кадастрового учета;

во-вторых, это информация о кадастровой стоимости этих объектов; она также специально формируется для кадастровых целей в результате кадастровой оценки; такую оценку в постсоветской России на разных этапах осуществляли различные лица (сначала специализированные госучреждения, затем независимые оценщики, а с 2017 г. - снова учреждения, теперь - региональные). То есть здесь также специальный субъектный состав. Эта информация, как и первой группы, используется и применяется в последующем только после включения ее в соответствующий раздел кадастра, то есть, будучи переданной кадастровым инженером либо учреждением по оценке какому-либо лицу или органу напрямую, минуя кадастр, она не имеет соответствующего статуса;

в-третьих, это вся иная информация, также включаемая в кадастр, но ее формирование и применение происходят по большей части в иных сферах, и ее статус никак не зависит от включения в кадастр (это сведения о назначении объекта, о режиме использования, о его правообладателе и т.п.).

--------------------------------

<9> Герман И.Е. Земельные дела в западно-европейских государствах: Кадастр, межевание, землеустройство, земельные книги и землемерное образование во Франции, Пруссии, Австрии и Водском кантоне Швейцарии. М.: Типо-лит. В. Рихтер, 1913. 300 с.

<10> Там же.

<11> Хлыстун В.Н., Герасимова Е.Л. Земельный кадастр, как система информационного обеспечения управления земельными ресурсами. М.: МИИЗ, 1985. 28 с.

<12> Тогда был принят Закон об объединенном кадастре.

<13> Часть 1 ст. 1 Закона об объединенном кадастре (в изначальной редакции).

 

Поэтому более правильным, чем определение, данное законодателем в 2007 г. и тем более - современное (вступившее в силу с 2017 г.), которым кадастровые отношения вообще оказались ограничены деятельностью кадастровых инженеров <14>, представляется более широкое их понимание. К современной совокупности кадастровых отношений следовало бы отнести не только кадастровый учет недвижимых объектов (как их вещную регистрацию), но и регистрацию прав на них (их личную регистрацию), а также деятельность по сбору информации, отнесенной нами к первым двум группам, - кадастровые работы и оценку, а также землеустроительную деятельность в отношении границ различных территориальных зон (сведения о таких зонах включаются в кадастр <15>).

--------------------------------

<14> Действующая с 2016 г. редакция ч. 1 ст. 1 Закона об объединенном кадастре.

<15> Румянцев Ф.П. Особенности правового режима территорий, предназначенных для комплексного развития // Аграрное и земельное право. 2021. N 6 (198). С. 75 - 80.

 

Далее рассмотрим, какое внимание в целом уделял отечественный законодатель кадастровому учету, например, в сравнении с землеустройством, легализация которого в условиях Столыпинской реформы начала XX в. <16> невольно сопоставила эти два инструмента регулирования землепользования - его: 1) рационализацию (землеустройство) и 2) учет (с предваряющей его работой по установлению границ участков (межевые работы)). Их состязательность пришлась на советский период.

--------------------------------

<16> Закон о землеустройстве 29 мая 1911 г. и изданный на основании сего закона Наказ землеустроительным комиссиям от 19 июня 1911 г. СПб.г: тип. "Сел. вестн.", 1911. 163 с.

 

Надо сказать, что знаменитый, второй по мере издания акт новой (советской) власти - Декрет о земле <17> - повлек много нового в системе регулирования земельных отношений, и довольно скоро сформировалась принципиально новая для нашей страны правовая отрасль - советское земельное право (его же нормами определялись и правила как землеустройства, так и кадастрового учета земель и участков <18>); мало того, в первые послереволюционные годы были больше востребованы инвентаризационно-учетные работы по выявлению и учету подлежащих конфискации земель. Но затем кадастр, межевание и регистрация прав на землю стали утрачивать свое значение (пользование землей бесплатно, и вся она национализирована), а вот землеустройство, наоборот, приобрело новую роль - распределение конфискованных земель, создание на них госхозов (совхозов), обеспечение более эффективного использования этого всенародного ресурса.

--------------------------------

<17> См.: Декрет о земле (принят II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917) // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. 28 октября.

<18> Нигматуллина Э.Ф. Правовые средства в земельном праве // Правовые вопросы недвижимости. 2021. N 2. С. 8 - 11.

 

Еще больше укрепил положение последнего инструмента Декрет "О социализации земли" <19>, после издания которого земельный учет перестал играть сколь-либо самостоятельную роль и, как отметил О.А. Хауке, был подчинен решению землеустроительных задач, например обмену участками <20>. Все это требовало землеустроительного обеспечения, и год спустя ВЦИК принял новый документ <21>, предметом регулирования которого стало уже непосредственно землеустройство, которое охватывало все сельхозземли и решало задачу обеспечения страны хозяйственными благами при наименьших затратах народного труда. И как раз для его обеспечения теперь и стал проводиться учет земельного фонда: с 1925 г. проведению землеустройства в обязательном порядке предшествовал предварительный кадастр <22> и, наоборот, по завершении землеустройства соответствующие сведения сразу же вносились в кадастровые (учетные) данные <23>.

--------------------------------

<19> См.: Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. "О социализации земли" (вместе с Инструкцией для установления потребительно-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения) // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. 19 февраля.

<20> Хауке О.А. Качественное землеустройство в Пруссии. М.: Издание Московского межевого института, 1928. С. 82.

<21> См.: Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию (принято ВЦИК 14 февраля 1919 г.) // Известия ВЦИК. 1919. 14 февраля.

<22> Сборник по вопросам землеустройства: пособие для курсов повышения квалификации специалистов землеустройства: в 2 т. / под ред. И.В. Волкова, И.В. Красавина, М.М. Шульгина. М.: Издание землеустроительного сектора ЦДС, 1927.

<23> Некрасов Ф.Г. Основы землеустройства. Одесса: Одесполиграф, 1925. С. 48.

 

Земельная же реформа 1990-х годов с ее возвратом к имущественной и фискальной составляющим в земельных отношениях это соотношение изменила - правовое обеспечение землеустройства с тех пор стало явно недостаточным (даже принятие соответствующего Федерального закона на рубеже XX - XXI вв. <24> не изменило этого положения, так как в дальнейшем из него были исключены наиболее принципиальные нормы <25>). И это продолжается до сих пор - с 2018 г. безуспешно готовится новая редакция указанного закона.

--------------------------------

<24> Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (с послед. дополн. и изм.).

<25> Липски С.А. Особенности текущего момента в развитии законодательства о землеустройстве // Правовые вопросы недвижимости. 2022. N 2. С. 3 - 9; Современные проблемы и актуальные направления развития землеустройства и кадастров: монография / под ред. С.В. Богомазова, А.И. Чурсина, А.А. Галиуллина. Пенза: РИО ПГАУ, 2019. 185 с.

 

Тогда как акты, регулирующие кадастровый учет (это и федеральные законы, и акты правительства страны, издаваемые в рамках его регуляторной функции), во-первых, весьма многочисленны. И, во-вторых, за минувшие 30 с небольшим лет эти акты и сложившаяся на их основе правоприменительная практика даже позволяют выделить несколько этапов в развитии правового обеспечения кадастровых отношений в постсоветской России.

Первый этап (с 1992 по 2008 г.) характеризуется 1) адаптацией содержания ГЗК и процедур его ведения к новым земельным отношениям <26>, а также 2) первыми попытками интегрировать учет земель, участков и расположенных на них недвижимых объектов <27>. Кадастр того времени понимался как многоцелевой информационный ресурс федерального уровня, причем его цели были зафиксированы в специальном законе - информационное обеспечение: 1) потребностей государственного и муниципального управления; 2) контроля в земельной сфере; 3) госрегистрации прав на недвижимость; 4) землеустройства; 5) экономической оценки земель; 6) взимания земельных платежей (в том числе их обоснованности); 7) иной деятельности при реализации земельных прав <28>. Этот Закон не вводил никакого нового учета (примерно в то же время согласно другому Закону в стране создавалась совершенно новая регистрационная система <29>), фактически он лишь заменял ранее действовавшие подзаконные акты начала 1990-х годов (с учетом произошедших после их принятия изменений в земельных правоотношениях). То есть это был не шаг вперед (в нем не содержалось ожидаемого перехода к объединенному кадастру), а формализация и отчасти - систематизация в акте большей юридической силы (в законе) положений из принятых ранее актов. Поэтому и подзаконных актов, развивающих его положения, изданных федеральным Правительством и Росземкадастром, потребовалось немного <30>. Данный Закон действовал с 2000 по 2008 г. <31> и оказался сравнительно стабильным правовым актом, за все это время в него лишь четыре раза вносились изменения.

--------------------------------

<26> Актуальные проблемы предпринимательского, корпоративного, экологического и трудового права: монография: в 2 т. Т. 2 / А.П. Адаменко, Р.Н. Адельшин, Н.А. Алексеева [и др.]. М.: РГ-Пресс, 2019. 608 с.

<27> В частности, новое Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость"; Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра".

<28> Статья 4 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

<29> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

<30> Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам"; от 2 декабря 2000 г. N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра"; Приказы Росземкадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. ГЗК-1-Т.О-06-02-01); от 15 июня 2001 г. N П/117 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с Требованиями к кадастровому делению) и др.; подробнее о практической реализации тогда этих актов - см. Липски С.А. Развитие кадастра и мониторинга земель // Аграрная наука. 2001. N 4. С. 6 - 7.

<31> Утратил силу согласно Федеральному закону от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

 

На втором этапе (2008 - 2017 гг.) произошла унификация подходов к кадастровым отношениям по поводу участков и иных недвижимых объектов. Сначала был принят Закон об объединенном кадастре, который не только объединил в рамках одной кадастровой системы (ГКН) учет не только участков, но и других недвижимых объектов, но также и повлек за собой реже упоминаемые последствия:

- в состав ГКН не вошли имевшиеся в ГЗК сведения о неразмежеванных землях;

- ранее единый землеустроительно-кадастровый процесс оказался разделен между: 1) кадастровыми инженерами (тогда и возникла эта новая для нашей страны профессия), обследующими подлежащие учету объекты, и 2) госструктурами, осуществляющими такой учет;

- в тексте Закона отсутствовало указание на то, что кадастр является частью системы земельного управления (в Законе вообще отсутствовали цели и задачи ведения кадастра).

Закон об объединенном кадастре представлял собой достаточно объемный документ - в его изначальной редакции было 48 статей, которые довольно подробно регулировали, как должен вестись ГКН (его принципы, разделы и состав сведений, порядок их предоставления, взаимодействие при его ведении с другими кадастрами и реестрами, его геодезическая и картографическая основа, процесс присвоения кадастровых номеров, основания, порядок непосредственно кадастрового учета и государственная пошлина за него, необходимые для него документы, случаи и порядок приостановления учета и отказа в нем, исправление ошибок в ГКН и другие вопросы). Кроме того, нормами его четвертой главы регулировались вопросы кадастровой деятельности (с 2017 г. только их этот Закон теперь и регулирует), а с 2015 г. - также и нормами гл. 4.1 о комплексных кадастровых работах <32>.

--------------------------------

<32> См.: Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

При этом ГКН как объединенный кадастр все-таки значительно отличался от ГЗК - указанный Закон ввел совершенно новую учетную систему и соответствующие правоотношения <33>. Поэтому предусмотреть и раскрыть в этом Законе все вопросы, важные для перехода от ГЗК к ГКН и его последующему ведению, не удалось. Соответственно, они были урегулированы подзаконными актами, изданными федеральным Правительством, Минэкономразвития России (как органом, ответственным за нормативное правовое регулирование соответствующей сферы) и Росреестром (непосредственно отвечавшим за ведение ГКН).

--------------------------------

<33> Геоинформационные технологии в мониторинге и использовании земельных ресурсов: коллективная монография / А.Ж. Батыкова, О.В. Богданова, В.А. Бударова [и др.]; под ред. А.И. Чурсина, Н.Н. Солодкова. Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2019. 156 с.; Варламов А.А. Правовое обеспечение государственных информационных систем в сфере недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. N 11. С. 27 - 41; Жариков Ю.Г. Новое в законодательстве о кадастре земель и иной недвижимости // Аграрное и земельное право. 2009. N 12. С. 92 - 98; Землякова Г.Л. Перспективы развития законодательства о кадастровом учете земельных участков // Современное право. 2014. N 7. С. 92 - 98; Короткова О.И. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов как один из основополагающих принципов земельного законодательства // Правовые вопросы строительства. 2012. N 1. С. 17 - 19; Мисник Г.А. Возмещение убытков, причиненных правообладателю земельного участка вследствие совершения кадастровой ошибки // Правовые вопросы недвижимости, 2012. N 1. С. 10 - 13.

 

Другим важным решением федерального законодателя, принятым на втором этапе, стало изменение порядка проведения кадастровой оценки - в 2010 г. действовавший с 1998 г. Закон об оценочной деятельности <34> был дополнен специальной гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" <35>, нормами которой вплоть до 2016 г. такая оценка и стала регулироваться. Ключевые новации этой главы выразились в том, что подлежали оценке теперь не только земли и участки, но и все другие объекты, учтенные в ГКН, а проводить ее туры было поручено независимым оценщикам.

--------------------------------

<34> Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с послед. доп. и изм.).

<35> Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Текущий этап (с 2017 г.) начался с вступлением в силу двух федеральных законов:

- о госрегистрации недвижимости <36>, позволивший законодательно зафиксировать развивавшиеся и до его принятия как минимум 3 - 4 года процессы организационной интеграции и содержательной унификации ведения учета недвижимых объектов и регистрации прав на них <37>. Этот Закон оказался значительно более детализированным, чем предыдущие, главное же его отличие - комплексный охват всех аспектов учетно-регистрационных действий, а также их участников, соответствующих процедур и их правовых последствий. Впрочем, назвать этот Закон стабильным нельзя: к августу 2023 г. действует уже 77-я его редакция (и еще четыре изменения вступят в силу текущей осенью - в конце зимы);

- о кадастровой оценке <38>, принципиальная новация которого заключалась в устранении независимых оценщиков от работ по такой оценке и передаче этого вида деятельности вновь образуемым специализированным региональным госучреждениям; действие же большей части положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности (ст. 24.12 - 24.17) было приостановлено <39>. Этот Закон значительно подробнее, нежели указанная глава, регламентирует проведение кадастровой оценки. Непосредственно самим этим Законом определены принципы и порядок проведения оценки (в том числе подготовка к ней, формирование перечня подлежащих ей объектов, процесс определения их кадастровой стоимости и ее утверждение и внесение в кадастр, особенности оценки вновь учтенных и измененных объектов, сфера применения результатов оценки); организация регулирования этой сферы и необходимость ее мониторинга со стороны Росреестра; полномочия и обязанности региональных госучреждений по оценке, а также предъявляемые к их работникам требования; порядок исправления допущенных при оценке ошибок и оспаривание ее результатов; особенности формирования фонда оценочных данных и др. Как и в случае с другими, рассмотренными ранее федеральными законами, нормы этого Закона потребовали их детализации в подзаконных актах, а сам Закон многократно корректировался (действующая редакция - 10-я).

--------------------------------

<36> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с послед. доп. и изм.).

<37> Варламов А.А., Гальченко С.А., Антропов Д.В. Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. N 6 (189). С. 42 - 52; Короткова О.И. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов как один из основополагающих принципов земельного законодательства // Правовые вопросы строительства. 2012. N 1. С. 17 - 19; Организационно-экономические механизмы вовлечения в оборот, использования и охраны сельскохозяйственных земель: монография / под науч. ред. В.Н. Хлыстуна и А.А. Мурашевой. М.: ФГБОУ ВО ГУЗ, 2020. 568 с.

<38> Федеральный закон от 3 июля 2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (с послед. доп. и изм.).

<39> Согласно ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Наконец, с 2022 г. на рынке кадастровых услуг решением федерального законодателя образован новый "участник" - публично-правовая компания "Роскадастр" <40>. Такое решение порой даже расценивают как резкий поворот в системе соответствующих отношений (как новую кадастровую реформу <41>). Но ведь в действительности реформирование законодателем кадастровых отношений не было одномоментным (точнее - двухмоментным, когда в 2008 г. вступил в силу Закон об объединенном кадастре, изменивший порядок кадастрово-учетных и межевых действий, а в 2010 г. - оценочных <42>), а достаточно растянутым во времени, хотя сопряженным с несколькими довольно яркими моментами.

--------------------------------

<40> Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр".

<41> Румянцев Ф.П. О значении Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" в реализации договоров о комплексном развитии территории // Oeconomia et Jus. 2022. N 3. С. 67 - 72; Социальные проблемы кадастровой реформы: сб. ст. / отв. ред. Т.В. Папаскири [и др.]; сост. А.К. Никитин. М.: ГУЗ; Ключ-С, 2023. 112 с.

<42> Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Впрочем, предпосылок к прекращению законодательных изменений в системе кадастровых отношений пока нет - в базовые законы, регулирующие кадастровый учет недвижимости, регулярно вносятся изменения. А в связи с появлением здесь нового игрока ("Роскадастр") вполне может произойти также и расширение его функционала (причем, если это случится, то затронет и сферу полномочий ключевого госоргана в данной сфере - Росреестра).