Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Удостоверение нотариусом факта наличия сведений в Едином государственном реестре недвижимости

Обновлено 10.06.2024 05:33

 

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ на нотариусов были возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных о правообладателе объекта недвижимого имущества. При совершении нотариального действия об удостоверении факта наличия сведений в Едином государственном реестре недвижимости нотариус осуществляет оценку фактических обстоятельств и уполномочивается на предоставление персональных данных о правообладателе объекта недвижимого имущества лицу, имеющему законный интерес в истребовании соответствующих актуальных сведений. Авторами статьи анализируются позитивные аспекты указанных нововведений, а также исследованы процедурные нюансы соответствующего нотариального действия.

 

Ключевые слова: нотариус, удостоверение факта, Единый государственный реестр недвижимости, персональные данные, нотариальное действие.

 

Federal Law No. 266-FZ dated July 14, 2022, imposed duties on notaries to ensure the protection of personal data about the right holder of an immovable property. When performing a notarial action to certify the fact of the availability of information in the Unified State Register of Real Estate, the notary assesses the actual circumstances and is authorized to provide personal data on the owner of the real estate object to a person who has a legitimate interest in requesting relevant information. The authors of the article analyze the positive aspects of these innovations, as well as the procedural nuances of the corresponding notarial action.

 

Key words: notary, certification of fact, Unified State Register of Real Estate, personal data, notarial action.

 

В текущее время государственные органы все более продуктивно применяют свою информационную функцию посредством реализации государственной поддержки развития социально значимой информации и ее обмена, а также увеличения сфер деятельности, в которых используется электронный документооборот всеми участниками экономических отношений.

При этом вследствие недобросовестного использования информации государство должно реагировать на данные действия путем ввода ограничений доступа к сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), которые вступили в силу с 1 марта 2023 г.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных" (далее - Закон N 266-ФЗ) был разработан в целях усиления защиты прав граждан как субъектов персональных данных на неприкосновенность их частной жизни. Проблема защищенности персональных данных граждан от неразрешенного доступа широкого круга лиц имеет необычайно острую потребность. Исследование конфликтов последнего времени, когда персональные данные легкодоступны в сети Интернет, подтверждает тревогу о недостаточности механизмов защиты в данной области.

Как свидетельствует обзор специфических сервисов в сети Интернет, осуществляющих незаконный сбор, обработку и распространение персональных данных, которые можно приобрести за небольшую плату в отношении любого гражданина, это приводит к нарушению прав человека на неприкосновенность частной жизни, гарантированную Конституцией РФ, а также представляет реальную угрозу его безопасного и благополучного существования.

Как неоднократно отмечали законодатели, "особую тревогу в текущих условиях вызывает сбор персональных данных в целях идентификации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (так называемая деанонимизация), что впрямую угрожает жизни и личной безопасности их самих, а также их родных". Эти действия представляют не только персональную угрозу, но и вредят национальной безопасности Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите.

Следует отметить, что вышеуказанные нелегальные сервисы не только распространены в Российской Федерации, но и присутствуют в зарубежном информационном пространстве, на которое не распространяются требования отечественного законодательства о защите персональных данных.

В этой связи в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" внесен ряд изменений, направленных на совершенствование правовой защищенности субъектов персональных данных, а также усиление государственного контроля в указанной сфере. Также изменения внесены и в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").

Законодатель переосмыслил принцип открытости сведений, содержащихся в ЕГРН: в соответствии с данным Федеральным законом персональные данные гражданина, которые содержатся в ЕГРН, не смогут быть выданы посторонним лицам в качестве сведений ЕГРН, при условии только если правообладатель предварительно самостоятельно не даст соответствующее заявление о своем согласии на распространение своих персональных данных третьим лицам. Закон относит к персональным данным фамилию, имя, отчество физического лица, а также дату рождения соответствующего лица. Данные сведения могут быть предоставлены только по запросу нотариуса при совершении нотариального действия. Такой запрос должен быть подан в письменной форме и мотивирован предстоящей необходимостью.

Статья 85.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы законодательства РФ о нотариате) указывает примерный перечень оснований для раскрытия персональных данных. О том, что этот перечень не является закрытым, свидетельствует ч. 2 ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате, где указано, что к таким обстоятельствам, достаточным для получения сведений из ЕГРН, может относиться. То есть законодатель решил пойти по пути приведения примеров в соответствующей норме, не ограничивая их заранее, а предоставляя нотариусам возможность самостоятельно оценивать достаточность представленных им доказательств для обоснования, достаточных для получения сведений из ЕГРН. К ним можно отнести наличие предварительного договора на заключение в будущем сделки с объектом недвижимости, по которому правообладатель распоряжается своими правами. Другой распространенный случай - причинение вреда имуществу в результате залива квартиры; заявитель вправе установить владельца квартиры, из которой произошла протечка воды, для последующего предъявления имущественного иска в суд.

За сравнительно небольшой срок практики нотариального правоприменения ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате появляются и иные случаи. Так, например, встречаются случаи, когда кредитные организации требуют отказы от преимущественного права покупки собственников комнат в секции. Однако в ст. 42 Жилищного кодекса Российской Федерации упомянуты лишь комнаты в коммунальных квартирах.

Из этого следует вопрос. Учитывая то, что у собственников комнат в секциях нет обязанности по извещению остальных собственников комнат в секциях о продаже своей комнаты, то вправе ли будет нотариус предоставить сведения из ЕГРН в порядке ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате? Думается, что нотариус при установлении обстоятельств, достаточных для получения выписки ЕГРН в порядке ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате, должен анализировать представленные документы на объект недвижимого имущества, в числе которых могут быть: технический паспорт на объект недвижимости; выписка из ЕГРН с экспликацией объекта недвижимости; поэтажный план и др. При установлении того обстоятельства, что объект недвижимости, в отношении которого заявителю необходимо запросить сведения из ЕГРН, представляет собой комнату в секции, а не комнату в коммунальной квартире, нотариус должен отказать заявителю в том случае, если обстоятельством для получения соответствующих сведений будет необходимость извещения остальных собственников комнат в секции.

Указанные изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и Основы законодательства РФ о нотариате устраняют существующую проблему, когда обязанные субъекты не должны предоставлять персональные данные всем подряд лицам без согласия обладателя персональных данных, но при этом по общим правилам персональные данные из ЕГРН предоставляются без ограничения неограниченному кругу лиц, реализуя принцип публичности и достоверности сведений в государственных реестрах.

Операторы, с одной стороны, обязаны не раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия их правообладателя, но, с другой - выдача персональных данных из ЕГРН осуществляется без каких-либо ограничений.

Сведения о возможности предоставления персональных данных правообладателя (в том числе в форме отметки в заявлении о государственной регистрации права на любой из поступающих в собственность указанного лица объектов недвижимости) возможно внести в ЕГРН по заявлению правообладателя объекта недвижимости, его законного представителя или представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности. Внесение соответствующей записи в ЕГРН будет допускаться в отношении одного или нескольких объектов, принадлежащих определенному физическому лицу, а также может распространяться на объекты недвижимости, права на которые за лицом будут зарегистрированы после внесения записи в ЕГРН.

Таким образом, предоставление персональных данных правообладателя в составе выписки из ЕГРН будет допускаться при наличии в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя отдельным категориям лиц и нотариусу для цели совершения им нотариального действия, в частности удостоверения факта наличия сведений в ЕГРН о фамилии, имени, отчестве и дате рождения гражданина, являющегося правообладателем объекта недвижимости.

Важно отметить, что в соответствии с содержанием ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате (удостоверение нотариусом факта наличия сведений в ЕГРН) нотариус осуществляет оценку фактических обстоятельств и уполномочивается на предоставление персональных данных о правообладателе объекта недвижимого имущества лицу, имеющему законный интерес в истребовании соответствующих актуальных сведений. Такое лицо самостоятельно определяет перечень предоставляемых нотариусу документов в качестве доказательств обоснованности его законного интереса в получении сведений из ЕГРН.

Стоит заметить, что оценка нотариусом наличия у отдельного лица надлежащего законного интереса неизбежно требует субъективного анализа нотариусом фактических обстоятельств дела. Это свидетельствует о том, что нотариусу при совершении нотариального действия самостоятельно следует убедиться в достаточности представленных ему письменных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, достаточных для получения сведений из ЕГРН.

На первый взгляд представляется, что законодатель вменил обязанность нотариусам оценивать только лишь одно свойство доказательства (достаточность) в рамках процедуры оценки доказательств, исключая из компетенции нотариуса необходимость устанавливать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности. Думается, что под доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, достаточных для получения выписки из ЕГРН, в ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате следует понимать совокупность представленных заявителем бесспорных доказательств, рассмотренных и оцененных нотариусом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании в их тесной взаимосвязи и в определенном правовом контексте (системе) в зависимости от особенностей конкретного обстоятельства. Из этого следует, что законодатель желал объединить под термином "достаточность доказательств" совокупность всех процессуальных свойств, включая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь всех представленных доказательств, поскольку без этого невозможно принять объективное решение о предоставлении заявителю выписки из ЕГРН.

Таким образом, ответственность за проверку законных оснований для предоставления сведений из ЕГРН ложится на нотариуса, а ограничение доступа к персональным данным физического лица, содержащимся в ЕГРН, представляется позитивным и востребованным нововведением, способным обеспечить дополнительные гарантии неприкосновенности сведений частных лиц.

Также важно обратить внимание на то, что в ч. 6 ст. 36.3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" указаны лица, которым Росреестр может предоставить данные о правообладателе в составе выписки из ЕГРН. Так, к ним относятся:

- лица, которые наряду с гражданином владеют недвижимым имуществом на праве общей собственности;

- супруг (супруга) гражданина;

- лица, являющиеся правообладателями земельного участка, являющегося смежным по отношению к земельному участку, принадлежащему гражданину (при наличии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков), и т.д.

Думается, что эта норма определяет предметную компетенцию регистрирующего органа при предоставлении соответствующих сведений, исключая необходимость предоставления таковых нотариусами заявителям в порядке ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате.

Следовательно, в этих случаях заявителям нужно обращаться непосредственно в регистрирующий орган. Статью 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате ввели для тех случаев, когда нужно будет определить, насколько законный интерес у обратившихся лиц, и оценить доказательства, подтверждающие наличие указанных в названной статье обстоятельств, достаточных для получения выписки из ЕГРН. В то же время регистрирующий орган не обладает подобными полномочиями.

Относительно процедурных аспектов этого нотариального действия стоит отметить следующее.

Для удостоверения нотариусом факта наличия сведений в ЕГРН заявителю необходимо обратиться с письменным заявлением, в котором могут быть обоснованы обстоятельства, достаточные для получения выписки из ЕГРН. К нему прикладываются соответствующие письменные доказательства.

Наличие указанных сведений нотариус удостоверяет свидетельством. Форма (N 3.7) этого свидетельства определена Приказом Министерства юстиции РФ от 30 сентября 2020 г. N 226 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (далее - Приказ).

На момент написания настоящей статьи в указанный Приказ в части исследуемого нотариального действия не внесены соответствующие уточнения. Однако проект изменений в вышеуказанный Приказ уже опубликован <1>. Им предлагается дополнить Порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденный в качестве приложения N 2 к вышеуказанному Приказу п. 87.1, в котором определен состав сведений, указываемый в свидетельстве, в зависимости от содержания выписки из ЕГРН.

--------------------------------

<1> Разработаны проекты приказов, направленные на реализацию изменений, внесенных в законодательство о нотариате.

 

Важным уточнением в этом проекте является то, что в самом свидетельстве указываются слова: "Выписка из Единого государственного реестра недвижимости прилагается". Из этого следует, что выписка из ЕГРН сшивается со свидетельством и является его неотъемлемой частью.

Учитывая, что в соответствии с Типовой номенклатурой дел нотариуса, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2022 г. N 393, предусмотрен индекс дела N 01-20 с заголовком "Свидетельства об удостоверении фактов, документы к ним", то при выдаче свидетельства об удостоверении факта наличия сведений в ЕГРН второй его экземпляр с подшитой выпиской из ЕГРН необходимо хранить в течение 5 лет, прилагая представленные заявителем письменные доказательства (документы к свидетельству).

Перед тем как нотариусу формировать запрос в ЕГРН, необходимо зарегистрировать поступившее заявление в "Клиент ЕИС" для присвоения уникального номера в целях введения его в подсистеме Единой информационной системы нотариата "Обращение в Росреестр".

Нотариусу при формировании запроса в рамках совершения нотариального действия в порядке ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате следует руководствоваться требованиями п. 4.6.1 Руководства пользователя подсистемы Единой информационной системы нотариата "Обращение в Росреестр", а также убедиться, что полученная выписка содержит ограниченный объем сведений, предоставляемых в ее составе. Для этого на шаге "Профиль" необходимо выбрать тип запроса в списке "Обращение по запросу сведений из ЕГРН" и указать признак "Удостоверение факта наличия сведений в ЕГРН". В ходе формирования запроса важно указывать, что он осуществляется для совершения нотариального действия по удостоверению нотариусом факта наличия сведений в ЕГРН в соответствии со ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате по заявлению конкретного заявителя (указать его фамилию, имя и отчество).

Важно подчеркнуть, что Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 сентября 2020 г. N П/0329 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - Приказ N П/0329) определены три вида выписок, которые заявитель вправе получить в порядке ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате.

К ним относятся:

- выписка из ЕГРН об объекте недвижимости;

- выписка из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости;

- выписка из ЕГРН о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве.

В развитие положений Закона N 266-ФЗ в вышеуказанный Приказ N П/0329 были внесены изменения относительно содержания сведений в вышеуказанных выписках при совершении соответствующего нотариального действия. Следовательно, нотариус при удостоверении факта в порядке ст. 85.1 Основ законодательства РФ о нотариате выдает ограниченный объем сведений из ЕГРН (фамилия, имя, отчество и дата рождения физического лица) в составе только указанных видов выписок из ЕГРН.

Некоторые нотариусы при совершении такого нотариального действия уже столкнулись с вопросом о том, принципиально ли формировать свидетельство об удостоверении факта в "Клиент ЕИС" или допускается использовать автоматизированное рабочее место (АРМ). В этой связи следует подчеркнуть, что требования об обязательном заполнении свидетельства в "Клиент ЕИС" отсутствуют, поэтому автоматическое формирование свидетельства в "Клиент ЕИС" не обязывает использовать его. В свою очередь, самостоятельное формирование свидетельства в соответствующих АРМ не будет являться нарушением.

Нотариус взыскивает небольшой нотариальный тариф (300 рублей федеральный нотариальный тариф + 150 рублей региональный нотариальный тариф) и выдает свидетельство, в котором отражаются сведения о персональных данных правообладателя субъекта недвижимого имущества.

Данные изменения не касаются сделок, которые удостоверяются в нотариальном порядке. Нотариус, как и прежде, в рамках своих полномочий будет проводить все необходимые запросы в государственные органы для проверки законности сделки и подтверждения достоверности сведений.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в условиях недружественных действий отдельных стран в отношении Российской Федерации и ее граждан проблема защиты персональных данных требует всестороннего внимания и в настоящее время приобретает особое значение. Поэтому рассмотренные ограничения по распространению персональных данных повысят защиту прав российских граждан при реализации их имущественных интересов.