Признаки, характеризующие арендатора арендного жилья по законодательству Республики Беларусь 2
В настоящей статье предпринята попытка систематизировать признаки, характеризующие арендатора арендного жилья. Предложена классификация соответствующих признаков, закрепленных законодательством Республики Беларусь. Внесены предложения, направленные на совершенствование законодательства.
Ключевые слова: право на жилище, жилье, арендное жилье, жилищное законодательство, Республика Беларусь.
Attributes Characterizing a Leased Housing Tenant under the Laws of the Republic of Belarus
This article attempts to systematize the features that characterize the tenant of rental housing. A classification of the relevant signs, fixed by the legislation of the Republic of Belarus, is proposed. Proposals aimed at improving the legislation have been made.
Key words: right to housing, housing, rental housing, housing legislation, Republic of Belarus.
Согласно ст. 5 Венской декларации и программе действий (1993 г.) "все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны" <1>. Право на жилище является одним из основных прав человека, надлежащая реализация которого является гарантией реализации других прав: права на отдых и досуг, права на образование, права на охрану здоровья и иных. В этой связи представляют интерес исследования зарубежных коллег <2>.
--------------------------------
<1>
<2> Birchall D. Challenging the Commodification of Human Rights: the Case of the Right to Housing // Santa Clara Journal of International Law. 2021. Vol. 1. Iss. 1. Art. 1. P. 1 - 50; Webster M. Human rights and housing unaffordability: Applying policy practice engagement to a wicked problem // Aotearoa New Zealand Social Work. 2021. Vol. 33. Iss. 4. P. 31 - 46.
Например, всемирный локдаун в связи с распространением пандемии новой коронавирусной инфекции только потому не остановил общественные процессы, что возможность участия в них была организована из домохозяйств (жилища) посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Одной из распространенных форм реализации гражданами права на жилье является аренда государственного жилищного фонда. При этом, вопреки распространенному мнению о прозрачности в понимании сущности арендатора как стороны правоотношений, законодатель различает арендаторов арендного жилья, руководствуясь различными критериями.
Часть первая ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) содержит легальное определение термина "арендное жилье": "...жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставляемые гражданам на условиях договора найма арендного жилья" <3>.
--------------------------------
<3> Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. N 428-З.
Законодательство Республики Беларусь в сфере регулирования государственного арендного жилья весьма разрозненно и не унифицировано <4>. Основы правового регулирования предусмотрены ЖК; узконаправленные нормы предусмотрены указами Президента Республики Беларусь; территориальная специфика отражена в решениях местных исполнительных и распорядительных органов; отдельные аспекты урегулированы постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и постановлениями Управления делами Президента Республики Беларусь.
--------------------------------
<4> Андрияшко М.В. Жилищная политика по законодательству Республики Беларусь // Молодежь в современном обществе: правовые, экономические и социально-культурные проблемы: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых (Минск, 20 мая 2005 г.). Минск, 2005. С. 3 - 5.
Анализ действующего законодательства Республики Беларусь в сфере регулирования государственного арендного жилья позволил сформировать матрицу этих отношений и выделить критерии, позволяющие классифицировать арендаторов, и критерии, позволяющие классифицировать арендное жилье. Указанное позволяет сфокусироваться на оценке состояния законодательства в сфере исследования.
Ввиду нетранспарентности признаков, характеризующих арендатора арендного жилья, предлагаю ряд критериев для соответствующих классификаций.
1. По характеру трудовых (служебных) отношений и семейных отношений арендаторы арендного жилья подразделяются:
1) на судей, прокурорских работников, государственных служащих <5>, помощников Президента Республики Беларусь (п. 19) <6>, государственных гражданских служащих;
2) молодых специалистов, обучавшихся за счет средств государственного бюджета, прибывших по распределению на работу в соответствии с договором о целевой подготовке;
3) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, проходящих военную службу в Министерстве обороны <7>, Министерстве внутренних дел, Следственном комитете <8>, Государственном комитете судебных экспертиз <9>, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном пограничном комитете, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, Комитете государственного контроля <10>;
4) работников, назначенных на должность в ином населенном пункте;
5) лиц, направленных на работу в организации в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации, ученых, а также профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования и работников организаций культуры;
6) тренеров - преподавателей по спорту специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ - училищ олимпийского резерва <11>;
7) тренеров национальных команд Республики Беларусь по видам спорта;
8) медицинских, педагогических, творческих работников, работников культуры;
9) медицинских и педагогических работников учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, и организаций здравоохранения, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях;
10) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.4) <12>;
11) членов семей военнослужащих, судей и прокурорских работников, погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей, обязанностей военной службы <13>.
--------------------------------
<5> Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2014 г. N 535 "Об арендном жилье" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2021 г. N 58).
<6> Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2017 г. N 40 "Об оптимизации Администрации Президента Республики Беларусь" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. N 503).
<7> Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 2008 г. N 337 "О некоторых вопросах строительства жилья с привлечением инвестиций" (в ред. Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2021 г. N 326).
<8> Указ Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2011 г. N 409 "Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2020 г. N 121).
<9> Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. N 202 "Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 13 августа 2020 г. N 306).
<10> Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. N 428-З.
<11> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2020 г. N 339 "О гражданах, имеющих первоочередное право на предоставление арендного жилья".
<12> Указ Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2020 г. N 121 "О жилищных отношениях" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. N 287).
<13> Указ Президента Республики Беларусь от 3 апр. 2008 г. N 195 "О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей, прокурорских работников и должностных лиц таможенных органов" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 11 мая 2020 г. N 158).
Как видим, отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы определял полный перечень лиц, имеющих право претендовать на арендное жилье. Помимо этого, отсутствует единый перечень лиц, которым предоставлено первоочередное право претендовать на арендное жилье. Право первоочередного предоставления арендного жилья закреплено нормативными правовыми актами разной юридической силы и разными органами управления. Можем также отметить отсутствие единообразного подхода к некоторым категориям арендаторов. Например, молодой специалист, обучавшийся по целевому договору за счет средств бюджета, безоговорочно будет претендовать на арендное жилье при распределении на работу вне зависимости от среднего балла диплома об образовании. Молодой специалист, обучавшийся за счет собственных средств, которому не хватило пары баллов для зачисления на бюджет и не было целевой подготовки, получивший диплом об образовании с отличием, но без целевого направления, такое право будет иметь только на общих основаниях.
Следует обратить внимание на то, что законодатель, как правило, детерминирует молодых специалистов в зависимости от их успехов и талантов. Например, можно провести параллель с отношениями по привлечению заемных средств для решения жилищного вопроса и увидеть, что контекст жилищных правоотношений с участием молодых специалистов весьма разнообразен. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. N 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" <14> "совершеннолетние молодые граждане, являющиеся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, вправе претендовать на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений" (п. 1.1) (причем во внеочередном порядке - п. 1.2).
--------------------------------
<14> Указ Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. N 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 1 октября 2021 г. N 375).
Поэтому, думается, правильным было бы учитывать при решении вопроса и предоставлении арендного жилья не только наличие договора о целевой подготовке специалиста, но и его успехи на пути освоения специальности, оцениваемые Государственной экзаменационной комиссией либо Государственной аттестационной комиссией учреждения образования (ведь, например, размер стипендии бюджетников и целевиков привязывается к успеваемости обучающегося, является для них стимулом, более того, предоставление обучающимся общежития в период обучения находится в прямой зависимости от успеваемости за исключением первых курсов).
Лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи <15> не предусматриваются законодательством в качестве потенциальных арендаторов арендного жилья. Видится, любым молодым специалистам с учетом их успеваемости можно предоставить право выбрать наиболее комфортный для них способ решения жилищного вопроса: аренда/кредитование.
--------------------------------
<15> Указ Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. N 473 "О поддержке талантливой молодежи Республики Беларусь" // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. N 33. Ст. 801.
2. По состоянию арендаторов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий:
1) состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий <16>;
2) не состоящие на учете в улучшении жилищных условий <17>.
--------------------------------
<16> Указ Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2020 г. N 121 "О жилищных отношениях"; Указ Президента Республики Беларусь от 21 марта 2022 г. N 112 "Об особенностях использования арендного жилья".
<17> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. N 1297 "О предоставлении арендного жилья" (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2022 г. N 429).
3. По наличию жилых помещений на праве собственности арендаторы арендного жилья подразделяются:
1) на лиц, имеющих жилые помещения на праве собственности. Арендное жилье предоставляется государственным служащим независимо от наличия жилых помещений в собственности или владении и пользовании в населенном пункте по месту работы (службы) (п. 1.4) <18>, а также за государственными служащими и членами их семей, проживающими в арендном жилье, сохраняются ранее занимаемые ими жилые помещения государственного жилищного фонда (п. 1.8. Там же). Возможно, целесообразность этих норм следует пересмотреть;
2) лиц, не имеющих жилых помещений на праве собственности <19>;
3) лиц, не имеющих жилых помещений на праве собственности в населенном пункте по месту работы (службы), в связи с которой предоставлено арендное жилье <20>.
--------------------------------
<18> Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2014 г. N 535 "Об арендном жилье" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2021 г. N 58).
<19> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2020 г. N 339 "О гражданах, имеющих первоочередное право на предоставление арендного жилья".
<20> Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. N 428-З.
4. По наличию права первоочередного предоставления арендного жилья арендаторы могут быть:
1) не обладающими правом первоочередного предоставления;
2) обладающими правом первоочередного предоставления <21>.
--------------------------------
<21> Там же; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2020 г. N 339 "О гражданах, имеющих первоочередное право на предоставление арендного жилья"; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. N 1297 "О предоставлении арендного жилья".
Как видим, первоочередность предоставления арендного жилья определяется многочисленными нормативными правовыми актами различной юридической силы, что усложняет правоприменение.
Таким образом, в обобщенном виде полученные результаты могут быть представлены в следующем виде.
1. Законодательство об арендном жилье в государственном жилищном фонде не характеризуется единообразностью и прозрачностью нормативных предписаний: отсутствует единый нормативный правовой акт, определяющий полный перечень лиц, имеющих право на арендное жилье; отсутствует единый перечень лиц с первоочередным правом на арендное жилье; право первоочередного предоставления арендного жилья закреплено нормативными правовыми актами разной юридической силы, принятыми различными органами управления.
2. При решении вопроса о предоставлении арендного жилья молодым специалистам уполномоченным органам следует учитывать как наличие договора о целевой подготовке специалиста, так и результаты его текущей и итоговой аттестации.
3. Лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи не предусматриваются законодательством в качестве потенциальных арендаторов арендного жилья, что целесообразно пересмотреть.
4. Выявлены следующие признаки, характеризующие арендатора арендного жилья, закрепленные белорусским законодательством: по характеру трудовых (служебных) отношений и семейных отношений; по состоянию арендаторов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; по наличию жилых помещений на праве собственности; по наличию права первоочередного предоставления арендного жилья.