Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Уменьшение кадастровой стоимости земли как основание перерасчета земельного налога 2

Обновлено 13.06.2024 05:37

 

В статье рассматривается проблема перерасчета земельного налога при уменьшении кадастровой стоимости земли. Автор обращает внимание на изменения в законодательстве, которые могут полностью исключить право на перерасчет земельного налога за прошлые налоговые периоды. На основе проведенного исследования сделан вывод о необходимости законодательного закрепления возможности перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды.

 

Ключевые слова: земельный налог, кадастровая стоимость земли, оспаривание кадастровой стоимости, государственная кадастровая оценка.

 

The article reviews the problem of land tax recalculation in case of reduction in the cadastral value of land. The author focuses on legal amendments that can fully exclude the right to recalculation of the land tax for the previous tax periods. Based on the performed study, the author concludes that there is a need for regulatory consolidation of the opportunity to recalculate the land tax for the previous tax periods.

 

Key words: land tax, cadastral value of land, challenging of the cadastral value, state cadastral evaluation.

 

Граждане и организации часто сталкиваются с необоснованным завышением кадастровой стоимости земли, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы и увеличению налогового бремени. В отдельных случаях это может иметь парадоксальные примеры, когда кадастровая стоимость в 10 раз превышает рыночную (например, дело N 3а-267/2021 <1>, которое слушалось в Ростовском областном суде), возлагая на собственников недвижимости непомерные налоговые платежи. Такие случаи неизбежно приводят к судебным спорам, где граждане и организации вынуждены оспаривать кадастровую стоимость и устанавливать кадастровую стоимость земли равной рыночной стоимости <2>.

--------------------------------

<1> URL: https://oblsud--ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo.

<2> Корнеева С.Ю. Особенности дел о взыскании судебных расходов при установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 3(198). С. 85; Овсянкина Н.В. Судебное оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Вопросы правоприменительной практики // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 1(208). С. 45.

 

Из данных статистики Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за период с 1 января по 31 декабря 2022 г. в судах инициировано 14 165 споров об оспаривании величины кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости. Требования об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости составляет 98,64%. Требования истцов были удовлетворены в 95,04% случаев <3>. Приведенная статистика показывает острую проблему государственной кадастровой оценки земли, что в конечном счете приводит к несоразмерности налогообложения.

--------------------------------

<3>

 

Возможность установления кадастровой стоимости земли в размере рыночной стоимости является важным инструментом, который позволяет собственникам земельных участков защитить свое право на экономически обоснованное и справедливое налогообложение <4>. Именно такой подход к налогообложению декларируется в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации <5> (далее - НК РФ).

--------------------------------

<4> Колесников Ю.А., Киселева А.В. Факторы проявления налогового суверенитета в финансовой деятельности органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 7. С. 34.

<5> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

 

К настоящему моменту принят ряд существенных изменений в регулировании кадастровой оценки земли. Эти изменения могут отразиться на возможности граждан и организаций требовать перерасчет земельного налога при уменьшении кадастровой стоимости земли. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагается начать с действующего регулирования.

Действующая редакция Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" <6> в п. 7 ст. 22 закрепляет правило, согласно которому рыночная стоимость определяется на дату определения кадастровой стоимости земли. Если кадастровая стоимость была установлена в 2019 г., а оценка рыночной стоимости проводится в настоящий момент, то оценка стоимости земли должна быть дана на 2019 г., т.е. на дату кадастровой оценки. Это позволяет ретроспективно применять рыночную стоимость для уменьшения налоговой нагрузки.

--------------------------------

<6> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" // СЗ РФ. 2016. N 27 (часть I). Ст. 4170.

 

В случае установления кадастровой стоимости равной рыночной уменьшается налогооблагаемая база (стоимость земли), что позволяет уменьшить земельный налог и прочие налоги, платежи. Уменьшение налоговой базы позволяет уменьшить земельный налог не только на будущий период, но и за предшествующие налоговые периоды.

Так, согласно абз. 2 ч. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Следовательно, ретроспективность установления рыночной стоимости на дату кадастровой оценки позволяет произвести перерасчет имущественных налогов за прошлые налоговые периоды.

Согласно правовой позиции Министерства финансов РФ <7> (письмо от 15 июля 2019 г. N 03-05-05-02/52329) перерасчет имущественных налогов не бесконечен и ограничен только тремя налоговыми периодами. Такой подход основан на п. 2.1 ст. 52 НК РФ, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Следовательно, налогоплательщик может вернуть переплату по земельному налогу за три предшествующих года. По одному из дел данный подход был оспорен и признан незаконным. В Кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. N 88А-7563/2021 по административному делу N 2а-3666/2020 <8> кассационный суд пришел к выводу, что ст. 52 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет земельного налога за предшествующий период более трех лет. В этой связи в письме ФНС России от 27 июля 2021 г. N СД-4-21/10567@ <9> даны иные разъяснения, согласно которым налоговая служба не вправе отказать налогоплательщику-физлицу в перерасчете земельного налога за налоговый период за пределами трех лет. Следовательно, возможность перерасчета имущественного налога не ограничена трехлетним периодом.

--------------------------------

<7> Письмо Минфина России от 15 июля 2019 г. N 03-05-0502/52329; письмо Минфина России от 11 июля 2019 г. N 03-05-04-02/51243; письмо Минфина России от 5 апреля 2019 г. N 03-05-06-02/23839.

<8> Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. N 88А-7563/2021 по административному делу N 2а-3666/2020.

<9> Письмо ФНС России от 27 июля 2021 г. N СД-4-21/10567@.

 

Возможность перерасчета имущественных налогов появилась сравнительно недавно. Соответствующие изменения в НК РФ были внесены Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> и вступили в силу только 1 января 2021 г. Эта норма введена в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" <11>. В указанном Постановлении признано право гражданина на перерасчет земельного налога.

--------------------------------

<10> Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 48. Ст. 7627.

<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" // СЗ РФ. 2019. N 8. Ст. 820.

 

Как видно, возможность перерасчета земельного налога за прошлый период сформировалась в результате ряда судебных решений, т.е. в результате борьбы граждан и организаций за возможность такого перерасчета. Но последние изменения законодательства могут свести на нет все достижения по данному вопросу.

Представляется, что возможность перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости будет полностью исключена в связи с новыми изменениями в законодательство о государственной кадастровой оценке. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N 546-ФЗ) <12> (далее - Закон о внесении изменений) существенным образом изменен порядок кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и порядок оспаривания результатов кадастровой оценки земельных участков. Изменение этого порядка влияет на возможность перерасчета земельного и прочих имущественных налогов.

--------------------------------

<12> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть I). Ст. 5028.

 

Достаточно революционная новелла предусмотрена п. 7 ст. 22.1 приведенного Закона (вступает в силу с 1 января 2026 г., а для отдельных регионов - до 1 января 2026 г. по решению высшего исполнительного органа субъекта РФ). В новой редакции Закона исключено правило определения рыночной стоимости на дату кадастровой оценки земли. Взамен этого правила закреплено новое положение, согласно которому заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка недвижимости. Получается, что оценку рыночной стоимости земли можно провести в любой период с момента постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и до момента исключения сведений об объекте из реестра (ч. 2 ст. 22.1 Закона о внесении изменений). Но обратиться с заявлением об установлении рыночной стоимости можно только в течение шести месяцев с момента подготовки отчета об оценке рыночной стоимости. То есть ретроспективность рыночной оценки стоимости земли теперь невозможна, поскольку оценка проводится не на дату оценки кадастровой стоимости земли.

Это означает, что перерасчет имущественных налогов за прошлый период также невозможен, поскольку кадастровая стоимость на прошлый период времени осталась неизменной, а рыночная стоимость определяется на актуальную дату (предшествующие 6 месяцев).

Представляется, что такое положение вещей нарушает права граждан и организаций, создает препятствия для перерасчета земельного налога за прошлый период. Эта законодательная новелла фактически допускает обход Постановления Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 10-П, которое признает право на перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости. Такое нормативное регулирование возлагает на граждан финансовое бремя за ошибки в расчете кадастровой стоимости, которые допущены государственными органами. Представляется, что такое нормативное регулирование не соответствует роли закона в обеспечении благополучия граждан. Восстановление прав граждан видится в законодательном закреплении возможности перерасчета налогов за предыдущие налоговые периоды в ситуации, когда кадастровая стоимость определена неверно.