Изъятие недвижимого имущества для нужд обороны
В статье исследуются положения нормативных актов, касающиеся правового регулирования изъятия имущества для государственных нужд, в том числе реквизиции как особого правового института. Авторы сопоставляют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, а также отдельные требования законодательства об обороне по указанному вопросу.
Ключевые слова: собственность, недвижимое имущество, реквизиция, изъятие имущества для государственных нужд, земельный участок, оборона.
Неприкосновенность частной собственности как конституционно-правовой принцип
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации установлен принцип неприкосновенности частной собственности. При этом в Конституции также указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Из взаимосвязи указанных положений следует, что Конституция Российской Федерации не исключает ограничение права частной собственности и лишение этого права, однако возможность перераспределения собственности уравновешивается конституционно-правовым принципом неприкосновенности частной собственности, о чем указано, в частности, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что принцип неприкосновенности частной собственности может быть выведен из совокупности конституционно-правовых положений и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения права собственности.
Руководствуясь изложенным, российский законодатель предусмотрел возможность изъятия недвижимого имущества для государственных нужд, в том числе для нужд обороны.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) в статье 235 в качестве оснований прекращения права собственности устанавливает отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) и реквизицию.
Несмотря на определенные сходства данных институтов, их регулирование имеет свои особенности.
Изъятие недвижимого имущества для государственных нужд
Статья 279 ГК РФ определяет, что изъятие земельного участка для государственных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным:
1) с выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ, должно быть обосновано в соответствии с пунктом 2 статьи 56.3 ЗК РФ.
Решение об изъятии земельных участков для государственных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (пункт 3 статьи 56.3 ЗК РФ).
Порядок изъятия земельного участка для государственных нужд урегулирован главой VII.1 ЗК РФ.
Согласно статье 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
Таким образом, законом данный вопрос четко урегулирован.
В соответствии со статьей 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Согласно статье 56.2 ЗК РФ в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, изъятие осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. При этом уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для осуществления пользования участками недр местного значения).
В статье 279 ГК РФ установлено, что со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.
Если изъятие земельного участка для государственных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Так, пунктом 10 статьи 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти, принявший такое решение, направляет копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в данном пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ заказного письма.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных нужд (далее также - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом. Порядок подготовки и заключения соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд, его содержание урегулированы в главе VII.1 ЗК РФ.
Следует отметить обязанность правообладателей изымаемой недвижимости обеспечить доступ к земельным участкам и (или) расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости такой недвижимости (пункт 5 статьи 56.7 ЗК РФ).
Согласно статье 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:
1) перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;
2) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
3) досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком;
4) прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества;
5) возникновения прав в соответствии с ЗК РФ на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков;
6) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества;
7) сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
В случае если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.11 ЗК РФ, последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации.
Статья 280 ГК РФ регламентирует особенности пользования и распоряжения земельным участком, подлежащим изъятию для государственных нужд. На основании положений этой статьи лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом такие лица несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Как указано в статье 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Если одновременно с изъятием земельного участка для государственных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. Это правило является основной гарантией реализации принципа неприкосновенности частной собственности.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд регулируется статьей 282 ГК РФ. Оно допускается, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка. Принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии. Таким образом, гражданским законодательством прямо урегулирован особый порядок досудебного урегулирования спора.
В соответствии со статьей 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии со статьей 239.2 ГК РФ осуществляются одновременно.
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных нужд.
Реквизиция
В Сводном законе РСФСР от 28.03.1927 "О реквизиции и конфискации имущества" было установлено, что реквизицией считается применяемое в силу государственной необходимости принудительное возмездное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании частных физических и юридических лиц, а также кооперативных и других общественных организаций. Необходимо отметить, что указанный Закон не признан недействительным, а в теории гражданского права указывается, что он подлежит применению и в настоящее время в той части, в которой не противоречит действующему гражданскому законодательству.
В современном гражданском законодательстве положения о реквизиции установлены статьей 242 ГК РФ, в соответствии с которой в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
В российском законодательстве наиболее подробно урегулирован вопрос реквизиции земельных участков.
Пункт 6 статьи 93 ЗК РФ устанавливает, что в условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 ЗК РФ.
Статья 51 ЗК РФ определяет, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
В названной статье отдельно оговаривается особый характер данных правоотношений, указывается, что реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 ЗК РФ.
Следует отдельно отметить, что в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 ЗК РФ, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
ЗК РФ также предусмотрено, что в случае наступления чрезвычайных обстоятельств при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
В связи с тем что изложение положений о реквизиции в ГК РФ и ЗК РФ несколько отличается, в теории права возникают противоречия в понимании самого института. Из буквального толкования ЗК РФ следует, что реквизиция является временным ограничением вещных прав на земельный участок, а положения о ней помещены в главу VII ЗК РФ, посвященную как прекращению, так и ограничению прав на землю. ГК РФ таких указаний не содержит, а сами положения о реквизиции изложены в главе 15 ГК РФ, регулирующей прекращение права собственности. Также можно отметить, что ГК РФ устанавливает выплату собственнику стоимости реквизированного имущества. ЗК РФ определяет, что собственнику земельного участка возмещаются причиненные убытки, а рыночная стоимость земельного участка возмещается в случае невозможности возврата реквизированного имущества. При этом ЗК РФ дает дополнительную гарантию прав собственника реквизированного имущества - возможность предоставления по его желанию равноценного земельного участка.
Представляется, что для исключения указанных противоречий и правовой неопределенности регулирование реквизиции должно быть унифицировано в законодательстве.
Имеются определенные сходства реквизиции и конфискации в части принудительности изъятия имущества, однако основное отличие их состоит в том, что реквизиция не носит карательного характера и предполагает возмездность отчуждения имущества.
Как уже было указано выше, реквизиция и изъятие имущества для государственных нужд - также разные правовые институты, о чем прямо сказано в ЗК РФ. Их схожесть заключается в общественно-полезной цели изъятия (при этом сами основания существенно отличаются), а также в ее возмездности и принудительности. Однако их отличие фундаментально: отсутствие возможности возврата имущества при его изъятии для государственных нужд.
Регулирование изъятия имущества для нужд обороны иными федеральными законами
Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" (далее - Закон о военном положении) установлено, что на основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяется такая мера, как изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества.
При этом статья 10 Закона о военном положении предусматривает, что на территории, на которой ведутся военные действия и в соответствии с данным Законом введено военное положение, применение указанной меры на основании указа Президента Российской Федерации может быть возложено на органы военного управления.
Статьей 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что организации независимо от форм собственности предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Статья 9 данного Закона предусматривает аналогичную обязанность в военное время по требованию федеральных органов исполнительной власти для граждан.
Еще одним правовым актом, регулирующим предоставление имущества для нужд обороны, является Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон о мобилизационной подготовке).
В силу статьи 9 указанного Закона организации обязаны предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона о мобилизационной подготовке граждане обязаны предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 13 Закона о мобилизационной подготовке подробно регулирует военно-транспортную обязанность. В ней указано, что для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.
Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан - владельцев транспортных средств.
Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных средств и другого имущества, находящегося в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 N 1175.
Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств. Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, трубопроводный транспорт, специальные суда, суда рыбопромыслового флота, автомототранспортные средства, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы. Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.
В целом можно сказать, что приведенные выше положения законодательства об обороне регулируют частные случаи реквизиции, несмотря на то что прямо это так не названо.
В заключение необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций организует в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Таким образом, можно сделать вывод, что изъятие недвижимого имущества для нужд обороны при соблюдении установленных законом условий в полной мере соответствует конституционно-правовым принципам, так как служит реализации общественно-полезных целей, в первую очередь обеспечению безопасности государства, и в соответствии с законодательством может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.