Дополнения от 26 июня 2024 года к ответам на вопросы, заданные нашими клиентами и посетителями сайта
Вопрос: О предоставлении сведений об автомобильных дорогах, содержащихся в Едином государственном реестре автомобильных дорог, в виде выписок.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Согласно положениям статей 1, 5 Федерального закона от 06.03.2022 N 39-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) с 01.09.2023 Единый государственный реестр автомобильных дорог упразднен. Информация, содержавшаяся в Реестре, интегрирована в Систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (далее также - Система контроля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 39-ФЗ и Приказом Федерального дорожного агентства от 18.07.2023 N 115 оказание государственной услуги по формированию и ведению Единого государственного реестра автомобильных дорог и предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре автомобильных дорог, в виде выписок из Реестра, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, прекращено с 01.09.2023.
Для получения сведений об автомобильных дорогах рекомендуем обращаться в Систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.
Официальный сайт Системы контроля в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: скдф.рф.
Оператором Системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов является ФАУ "РОСДОРНИИ".
07.06.2024
Вопрос: Кто может быть признан вынужденным переселенцем?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По обстоятельствам, предусмотренным Законом, вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации, либо гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Закона).
06.06.2024
Вопрос: О предоставлении разъяснений о деятельности банков и иных кредитных организаций.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Федеральное казначейство не наделено полномочиями на разъяснение вопросов о деятельности банков и иных кредитных организаций, в том числе:
1. О законности обязательного требования банка в кредитном договоре открывать текущий счет заемщику.
2. Может ли заемщик отказаться от открытия текущего счета по договору кредитования?
3. Может ли кредитная организация с ссудного счета перевести на текущий или расчетный счет наличные денежные средства?
4. Является ли привлечение денежных средств вкладчиков кредитной организацией (банком) передачей права собственности на безналичные денежные средства и (или) наличные денежные средства?
5. Может ли кредитная организация перевести по кредитному договору наличные денежные средства юридическому лицу?
6. Кто может дать распоряжение (указание) банку к зачислению на расчетный счет организации с текущего счета клиента банка?
7. Может ли кредитная организация выдавать кредит безналичными денежными средствами?
8. Может ли кредитная организация отказаться выдать наличные денежные средства по кредитному договору?
9. Является ли день зачисления безналичных средств в организацию днем получения наличных денежных средств по договору с юридическим лицом?
10. Кто обеспечивает (гарант обязательств) получение наличных денежных средств по безналичным денежным средствам (обязательствам) организации?
11. Какой документ подтверждает получение наличных денежных средств (денежных средств) заемщиком у банка (кредитной организации)?
12. Почему кассовый аппарат в кредитной организации не отвечает требованиям учета контрольно-кассовой техники?
13. Является ли платежный документ подтверждением зачисления на расчетный счет / текущий счет физического лица / юридического лица?
14. Какой курс обмена наличных денежных средств на безналичные денежные средства и безналичных денежных средств на наличные денежные средства?
15. Кто проводит конвертацию наличных денежных средств в безналичные денежные средства, а безналичных денежных средств в наличные денежные средства?
16. Почему при конвертации наличных денежных средств в безналичные денежные средства не заключается договор обмена товара (национальной валюты) на иное имущество (продукт банка) - безналичные денежные средства?
17. Проводит ли банк изъятие наличных денежных средств из оборота с момента перевода (зачисления) их в безналичную форму на текущий и расчетный счет?
18. Равнозначен ли товар "наличные денежные средства (национальная валюта)" иному имуществу (продукту банка) - "безналичные денежные средства"?
19. Может ли кредитная организация (банк) выпускать имитирующую единицу национальной валюты "российский рубль"?
20. Является ли кредитная организация эмитентом безналичных денежных средств?
21. Какую национальную валюту отражают безналичные денежные средства?
22. Как происходит процедура присвоения валютного курса к безналичным денежным средствам как продукту банка?
23. Отвечает ли продукт банка "безналичная денежная единица" ГОСТу, качеству товара, объективной особенности товара, которая проявляется при его создании, эксплуатации или потреблении?
24. Соответствуют ли безналичные денежные средства тем требованиям, которые к ним предъявляются как продукту банка (товар, иное имущество)?
25. Имеется ли у производителя - кредитной организации или иного лица - патент на безналичные денежные средства?
26. Каким законом допускается имитирование национальной валюты под видом безналичных денежных средств или иного продукта банка?
27. Могут ли права на продукт банка "безналичные денежные средства" передаваться (отчуждаться) иному лицу?
28. Какой договор необходимо заключать на отчуждение права собственности продукта банка "безналичные денежные средства" с юридическими лицами?
29. Какие предварительно установленные требования к продукту банка (безналичные денежные средства и платежная система) и порядок их предварительной установки, включая требования к функционированию, определяются Правительством Российской Федерации?
30. Кому принадлежит платежная система в Российской Федерации?
Полномочия Федерального казначейства закреплены в пункте 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, в соответствии с которым Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, осуществлению полномочий оператора системы казначейских платежей, казначейскому обслуживанию, казначейскому сопровождению, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), а также по начислению выплат по оплате труда и их перечислению, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральному государственному контролю (надзору), контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществлению полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности).
Дополнительно сообщаем, что согласно статье 77 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России взаимодействует с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, их ассоциациями, союзами, саморегулируемыми организациями, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности, деятельности в сфере финансовых рынков и деятельности в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Таким образом, в целях получения разъяснений по вопросам деятельности банковских и иных кредитных организаций можно обращаться в Центральный банк Российской Федерации.
06.06.2024
Вопрос: В случае списания неустойки какой документ размещается в реестре контрактов?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В реестре контрактов размещаются сведения о списании неустойки - решение комиссии заказчика по поступлению и списанию активов (п. 9 Правил, утв. ПП РФ от 04.07.2018 N 783).
01.06.2024
Вопрос: Будет ли нарушением, если товары, включенные в "аукционный перечень" (РП РФ от 21.03.2016 N 471-р), закупить через электронный запрос котировок?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Нет, так как по "аукционному перечню" запрещено проводить только конкурсы (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
01.06.2024
Вопрос: Заказчик обязан списать неустойку даже в том случае, если поставщик не подписал акт сверки?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Если поставщик не подтверждает наличие неуплаченной неустойки, принять решение о ее списании заказчик не вправе. Однако признать право на ее списание может суд (см. Определение ВС РФ от 26.02.2024 N 305-ЭС23-20353 по делу N А40-192470/2022).
01.06.2024
Вопрос: Обязан ли заказчик перед односторонним расторжением контракта направить поставщику претензию?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Законом это не предусмотрено, но рекомендуется это сделать.
01.06.2024
Вопрос: Какой срок с 1 апреля 2024 года заказчик должен указывать в извещении для того, чтобы он корректно отразился в цифровом контракте: срок поставки или срок исполнения?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В цифровом контракте указывается срок исполнения контракта, поэтому и в извещении указывается тот же срок. Срок же поставки при необходимости указывается в прикрепленном файле проекта контракта.
01.06.2024
Вопрос: При закупке у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ("закупка с полки") контракт формируется также в структурированном виде?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Да, так как в силу ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ "закупка с полки" является электронной процедурой, а значит, по ее результатам контракт заключается в структурированном виде.
01.06.2024
Вопрос: При проведении закупки с применением запрета по ПП РФ от 30.04.2020 N 616 вправе ли заказчик отклонить заявку за несоответствие характеристик в каталоге ГИСП положениям извещения?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Нет, такое отклонение неправомерно. Согласно разъяснениям, приведенным Минпромторгом России в Письме от 04.10.2023 N 106238/12, информация из каталога ГИСП может содержать отличную информацию от той, которая внесена в реестр российской продукции, и носит ознакомительный характер.
01.06.2024
Вопрос: Должен ли заказчик отклонить заявку, в которой по медизделию выявлены характеристики, противоречащие инструкции, размещенной на сайте Росздравнадзора?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : При наличии таких разночтений заявка отклоняется по причине выявления в ней недостоверных сведений (п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) в силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, ПП РФ от 27.12.2012 N 1416, ПП РФ от 30.09.2021 N 1650.
01.06.2024
Вопрос: В каких случаях не применяется запрет, предусмотренный Постановлением N 616?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616 установлено, что запреты не применяются в следующих случаях:
закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей;
закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 Перечня к Постановлению N 616).
Под совокупностью товаров применительно к Постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду ОКПД2.
Таким образом, при осуществлении закупки товаров в рамках одного кода ОКПД2 суммарной стоимостью менее 1 млн рублей запрет не распространяется в случае, если стоимость единицы товара не превышает 300 тыс. рублей.
При этом если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в Перечень к Постановлению N 616 и относящиеся к разным кодам ОКПД2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616, устанавливается к единице каждого такого товара по отдельности.
14.05.2024
Вопрос: Правомерно ли установление заказчиком кода ОКПД2 объекта закупки без использования кода КТРУ, в случае если по соответствующему предмету закупки установлена позиция в КТРУ, сформированная на ином коде ОКПД?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Согласно подпункту "д" пункта 10, пункту 12 Правил формирования КТРУ код ОКПД2 учитывается в коде позиции КТРУ и включается в справочную информацию, содержащуюся в соответствующей позиции КТРУ.
Такая справочная информация не образует описание объекта закупки в понимании статьи 33 Закона N 44-ФЗ и указывается в целях реализации соответствующих положений Правил формирования КТРУ, а также для применения положений национального режима.
Таким образом, заказчик самостоятельно указывает при описании объекта закупки код ОКПД2, соответствующий объекту закупки, при этом описывает объект закупки в соответствии с позицией КТРУ.
14.05.2024
Вопрос: Необходимо ли включать обоснование установления дополнительных характеристик товара при описании характеристик товара в "структурированном" виде?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При этом пункт 7 Правил использования КТРУ гласит, что характеристики объекта закупки указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая наличие в "структурированной" форме специальной графы для указания обоснования, заказчику надлежит включить обоснование установления дополнительных характеристик товара путем ее заполнения.
14.05.2024
Вопрос: Имеется ли нарушение пункта 8 Правил использования КТРУ при включении в состав одного объекта закупки нескольких товаров, работ, услуг, в отношении которых в КТРУ содержатся позиции, подлежащие применению, и в отношении которых отсутствуют такие позиции?
Например, в КТРУ отсутствует товар "Комплект (набор)", при этом товарам "Шкаф для белья" и "Шкаф для одежды" соответствует позиция КТРУ 31.01.12.131-00000001 ("Шкаф для одежды деревянный"), товару "Полка навесная" соответствует позиция КТРУ 31.09.11.130-00000002 ("Полка навесная"), товарам "Стол (тип 1)", "Стол (тип 2)" - позиция КТРУ 31.01.10.000-00000005 ("Стол письменный").
Аналогичная ситуация в закупках на поставку автоматизированного рабочего места, состоящего из монитора, системного блока, клавиатуры и т.д., отдельные позиции в отношении которых присутствуют в КТРУ, при этом позиция "Автоматизированное рабочее место" в КТРУ не содержится.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Позиции КТРУ формируются в отношении укрупненных категорий групп товаров, работ, услуг, обращающихся на соответствующем рынке, что позволяет применять такие позиции КТРУ всеми заказчиками, конкретизируя потребности каждого заказчика дополнительными характеристиками.
Также понятие "наименование объекта закупки" (формулируется заказчиками самостоятельно) не идентично понятию "наименование товара, работы, услуги" (установлено КТРУ).
При необходимости осуществления закупки "комплекта (набора)", "автоматизированного рабочего места" заказчик формулирует наименование объекта закупки самостоятельно, при этом содержание объекта закупки, т.е. конкретные товары, работы, услуги, подлежит описанию на основании имеющихся позиций КТРУ.
С учетом пункта 8 Правил использования КТРУ при включении в состав одного объекта закупки нескольких товаров, работ, услуг, в отношении которых в КТРУ имеются подлежащие применению позиции КТРУ и отсутствуют соответствующие позиции, заказчик применяет позиции КТРУ в отношении каждого такого товара, работы, услуги, на которые в КТРУ имеется подлежащая применению позиция.
14.05.2024
Вопрос: Относятся ли работы по замене системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей к текущему ремонту и нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению N 2571?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В силу пункта 8 статьи 55.24 ГрК РФ техобслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений проводят для обеспечения их надлежащего технического состояния, под которым понимают поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправности строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.
Для точного определения необходимости установления определенной позиции Постановления N 2571 необходимо исходить из того, является ли пожарная сигнализация частью инженерно-технической системы здания или нет.
В этой связи работы могут быть отнесены как к позиции 14 Приложения к Постановлению N 2571, так и к позиции 15 Приложения к Постановлению N 2571.
14.05.2024
Вопрос: Просим подтвердить актуальность позиции ФАС России относительно неправомерности установления дополнительных требований одновременно по нескольким позициям Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, с учетом судебной практики по делу N А40-22121/2023.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru :
Практика ФАС России: Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки одновременно по двум позициям Постановления N 2571, поскольку заказчик проводит закупку, объединив функционально и технологически не связанные между собой работы. Установление двух разных позиций Постановления N 2571 приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные работы образуют разные товарные рынки и не имеют функциональную и технологическую связь между собой, приводят к ограничению конкуренции и нарушают Закон N 44-ФЗ. Исключение - раздел V Доп. требования в сфере использования атомной энергии |
Норма Закона 44-ФЗ: Части 1, 2 статьи 8 - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Часть 6 статьи 31 - заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ |
Судебная практика в поддержку позиции ФАС России: N А40-196378/2022.
14.05.2024
Вопрос: Как заказчики должны устанавливать в извещениях требования о представлении участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии)? Каким образом данная информация должна быть представлена в составе заявки (отдельным прикрепленным файлом, в тексте заявки, иным образом)?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (пункт 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В целях исполнения требований подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ участник закупки представляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
Подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу части 8 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем разъяснение ФАС России от 09.01.2024 N МШ/211/24 не распространяется на случаи осуществления работ/услуг, на которые лицензии устанавливаются не в соответствии с Законом N 99-ФЗ, например лицензия по работе с государственной тайной.
14.05.2024
Вопрос: Требуется ли отклонять участника, в случае если в реестре СРО (НОПРИЗ, НОСТРОЙ) у участника закупки указан текущий статус члена "Является членом", а в разделе "Сведения о наличии права" статус права указан как "Приостановлен"? Какое основание при отклонении участника закупки применять - несоответствие или непредставление участником информации и документов, установленных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с пунктом 2 статьи 55.15 ГрК член СРО, в отношении которого применена мера дисциплинарного воздействия в виде приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, имеет право продолжить соответственно выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства только в соответствии с договорами подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорами строительного подряда, договорами подряда на осуществление сноса, заключенными до принятия решения о применении указанной меры дисциплинарного воздействия.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок обязана отклонить заявку участника закупки на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, в случае если на момент рассмотрения комиссией по осуществлению закупок указанной заявки членство в СРО приостановлено.
14.05.2024
Вопрос: Правомерно ли заключение контрактов по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг больным из числа заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде лишения свободы, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы? Применяется ли к рассмотрению указанных обстоятельств позиция ФАС России, изложенная в Письме от 08.12.2020 N МЕ/107414-ПР/20?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ исключительные полномочия единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на выполнение закупаемых работ, оказание закупаемых услуг устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем статья 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" не подтверждают наделение медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исключительными полномочиями в том значении, которое используется в пункте 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, положения пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при выборе конкретной медицинской организации для оказания услуг лицам учреждений УИС не применяются.
Аналогичная позиция о необходимости применения конкурентных способов закупки изложена в Письме Минфина России от 15.04.2024 N 24-06-06/34656.
14.05.2024
Вопрос: При формировании извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчику необходимо выбрать инструкцию по заполнению характеристик в заявке.
В частности, для выбора доступна инструкция "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики" (доступно для типа объекта закупки "Товар" и типа характеристики "Качественная" или "Количественная" с заполненным диапазоном).
На практике складывается ситуация, когда заказчики, выбрав указанную инструкцию заполнения характеристики товара, получают от оператора электронной площадки заявку участника, содержащую не конкретные значения, а диапазонные, указанные в соответствии с позицией каталога, в связи с чем в контракте также указываются диапазонные значения характеристик.
В связи с невозможностью указания участниками закупки иных значений характеристик товара, отличных от характеристик, содержащихся в позиции каталога, просим разъяснить правомерность отклонения заявки участника при наличии противоречий между инструкцией по заполнению характеристик в ЕИС в заявке и фактически указанными участником закупки характеристиками.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Участники закупки вправе сформировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров, содержащее наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ (пункт 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ (пункт 3 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
ОЭП отбирает не более пяти заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, присваивает каждой заявке порядковый номер, направляет заказчику заявки на участие в закупке (пункт 5 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (пункт 6 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик и участники закупки используют идентичные позиции каталога, т.е. позиции, содержащие значения, выбираемые как заказчиком, так и участником закупки.
Таким образом, отклонение заявки участника закупки, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона N 44-ФЗ, неправомерно.
14.05.2024
Вопрос: Актуальна ли позиция, отраженная в Письме ФАС России от 29.05.2020 N МЕ/45800/20, согласно которой проведение закупки на выполнение работ по проектированию и благоустройству, в случае если указанные работы не связаны с проектированием и строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объектов капитального строительства и для их выполнения, в частности, не требуется членство в саморегулируемой организации подрядчикам, выполняющим такие работы, возможно одним лотом?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1087 определен перечень случаев для заключения контрактов жизненного цикла, в котором не предусмотрено обслуживание объектов.
По мнению ФАС России, осуществить закупку на выполнение работ по проектированию и благоустройству, в случае если указанные работы не связаны с проектированием и строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объектов капитального строительства и для их выполнения, в частности, не требуется членство в СРО подрядчикам, выполняющим такие работы, возможно одним лотом, за исключением работ по содержанию объекта благоустройства.
14.05.2024
Вопрос: Нужно ли устанавливать в извещении об осуществлении закупки ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878, в случае если закупаемый товар не относится к радиоэлектронной продукции?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В случае если закупаемый радиоэлектронный товар включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 878, заказчику необходимо установить в извещении об осуществлении закупки ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878.
14.05.2024
Вопрос: Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утратило силу с 1 января 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2021 N 1736 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Подлежат ли применению условия типового контракта в настоящее время в случае наличия в информационной карте контракта кода ОКПД2, но отсутствия кода КТРУ закупаемого товара (работы, услуги)?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с частью 12 статьи 8 Закона N 360-ФЗ условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ.
Таким образом, после 1 января 2022 года (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые противоречат действующим положениям Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ (например, условия о сроке оплаты).
Информационное письмо Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138.
14.05.2024
Вопрос: Правомерно ли требовать от участника закупки указания в составе заявки на участие в закупке наименования поставляемого товара в соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона N 44-ФЗ не допускается требовать от участника закупки предоставления информации и документов, не предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, заказчики не вправе требовать от участника закупки предоставлять наименование поставляемого товара в соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие, поскольку это может повлечь отклонение комиссией по осуществлению закупок такого участника за несоответствие поставляемого товара объекту закупки.
14.05.2024
Вопрос: В случае если участником обжалуется принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения договора в судебном порядке на момент обращения заказчика в антимонопольный орган с целью включения участника в РНП, вправе ли антимонопольный орган подготовить заключение об отсутствии оснований для включения в РНП по причине наличия судебного спора о нарушении условий договора, или антимонопольный орган обязан высказаться по существу?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Пунктом 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, установлено следующее:
В случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган сведения, предусмотренные указанным пунктом.
Согласно пункту 2.1 Приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 Комиссия проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений Комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Таким образом, при наличии судебного спора о нарушении условий договора антимонопольный орган рассматривает обращение о включении в РНП в установленном Постановлением N 1211 и Приказом N 164/13 порядке.
14.05.2024
Вопрос: Правомерно ли установление в порядке оценки заявок требования об указании участником закупки информации о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Порядок оценки, содержащий условие о неприсвоении баллов участнику закупки, предоставившему для целей оценки сведения о наличии договоров, в рамках которых установлены факты неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по таким договорам, подтвержденные в том числе наличием жалоб, претензий, решений, не вступивших в законную силу, является ненадлежащим.
Такой порядок не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, а также не является подтверждением недобросовестности участника и ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
При этом законодательством Российской Федерации не закреплено толкование понятия претензии, что позволяет заказчику при проведении оценки реализовать субъективный подход при рассмотрении сведений о наличии фактов неисполнения.
Кроме того, участники на момент подачи заявки на участие в закупке могут не обладать сведениями о наличии документов, свидетельствующих о наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами. Вместе с тем вышеуказанные жалобы, претензии, иные документы могут быть оспорены в судебном порядке.
Постановление АС МО от 22.02.2023 N А40-79565/2021, Постановления 9 ААС от 20.10.2022 N А40-105170/2022, от 06.06.2023 N А40-250548/2022, от 04.05.2023 N А40-168526/2022.
14.05.2024
Вопрос: Подпадает ли субъект, чьи акции находятся в доверительном управлении (более 50%) у хозяйствующих субъектов, поименованных в пунктах 1 - 2 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, под регулирование указанного Закона?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Часть 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам.
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).
Таким образом, субъект, чьи акции находятся в доверительном управлении (более 50%) у хозяйствующих субъектов, поименованных в пунктах 1 - 2 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, под регулирование Закона N 223-ФЗ не подпадает.
14.05.2024
Вопрос: Заказчики в силу положений законодательства предъявляют требования к участникам закупки в виде требования о наличии лицензии. Правомерно ли данное требование заказчика, если предмет закупки предполагает не только исполнение обязательств, для выполнения которых требуется наличие лицензии, но и выполнение других видов работ, услуг?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное наличие у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, специальной правоспособности (лицензии), то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если предметом закупки являются функционально связанные работы, требующие наличия лицензии, и работы, не требующие лицензии, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии неправомерно.
При исполнении такого договора подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. Заказчик вправе установить требование о наличии указанной лицензии непосредственно у исполнителя, который будет осуществлять такие работы.
Решение ФАС России от 21 декабря 2021 г. по делу N 223ФЗ-667/21.
14.05.2024
Вопрос: Заключен контракт на поставку товара. Поставщик ввиду отсутствия товара, соответствующего описанию объекта закупки, просит заключить дополнительное соглашение о поставке товара с улучшенными характеристиками или расторгнуть контракт по соглашению сторон. Контрактом не предусмотрено заключение дополнительных соглашений. Правомерен ли отказ заказчика от приемки товаров с улучшенными характеристиками и отказ от расторжения контракта по соглашению сторон?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
При этом Законом N 44-ФЗ не регламентированы конкретные параметры качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств), являющихся улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Таким образом, заказчик:
- самостоятельно принимает решение об изменении условий контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте без изменения цены такого контракта;
- либо принимает решение о расторжении контракта в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона 44-ФЗ, в случае если заказчик утратил потребность в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом.
Стоит учитывать: при исполнении контракта, предметом которого является поставка товара, в отношении которого установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, замена товара или страны происхождения товара не допускается.
Письмо Минфина России от 05.11.2020 N 24-03-07/96264.
14.05.2024
Вопрос: Вправе ли заказчик принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта им установлено, что сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) включены в РНП?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Подпунктами "а", "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Заказчик не вправе принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта им установлено, что сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) включены в РНП.
14.05.2024
Вопрос: С учетом позиции арбитражного суда по делу N А19-20004/2022 имеются правовые основания для рассмотрения обращений о включении в РНП в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона N 44-ФЗ, Постановлением N 1078, применительно к закупкам, проводимым в соответствии с пунктом 2 Постановления N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах..."?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Региональные операторы капитального ремонта не относятся к заказчикам в понимании статьи 3 Закона N 44-ФЗ, за исключением положений части 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 615 закупки в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта МКД, осуществляются путем использования способов определения поставщиков, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, проведение торгов в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, само по себе не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
В связи с изложенным правовые основания для рассмотрения обращения о включении сведений в РНП, в случае если региональный оператор проводит закупку на основании финансирования, предусмотренного частью 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, имеются.
Таким образом, рассмотрение вопроса о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций осуществляется в соответствии с требованиями Постановления N 615.
Письмо Минфина России от 09.04.2020 N 24-02-08/28434.
14.05.2024
Вопрос: При проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания детей (ОКПД2 56.29.20.120 "Услуги школьных столовых и кухонь") в порядке оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" установлен детализирующий показатель "Индекс деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом".
В качестве документа необходимо предоставление сертификата опыта и деловой репутации по виду деятельности в соответствии с ОКВЭД2 56.29 "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания" в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017.
Участником закупки приложен сертификат соответствия применительно к ОКВЭД2 56.21 "Деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ участника закупки деятельность по ОКВЭД2 56.21 является основным видом деятельности, дополнительным видом деятельности является ОКВЭД2 56.29 "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания".
Возможно ли принять к оценке данный сертификат, в котором указан ОКВЭД2 56.21 "Деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий"?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Для расчета индекса деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности применяется ГОСТ Р 71198-2023. Стандарт применяется в отношении субъектов предпринимательской деятельности всех видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД2.
14.05.2024
Вопрос: Каким образом при закупке лекарственных препаратов необходимо требовать подтверждение сведений, обеспечивающих возможность проверить наличие регистрационного удостоверения у предлагаемого к поставке товара?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регистрационное удостоверение лекарственного препарата - это документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 61-ФЗ в РФ допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в РФ, вывоз из РФ, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим возможность обращения лекарственного препарата на территории Российской Федерации, в связи с чем заказчику в извещении необходимо установить требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке копий действующих регистрационных удостоверений / сведений о реквизитах такого удостоверения, по которым комиссия по осуществлению закупок имеет возможность проверить лекарственные препараты в Государственном реестре лекарственных средств.
14.05.2024
Вопрос: Достаточно ли для оценки заявок при закупке выполнения работ по строительству объекта капитального строительства в соответствии с Постановлением N 2604 по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" принимать к рассмотрению контракты (договоры), предусматривающие исключительно выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru :
Именно в такой редакции |
<--- ---> |
г) документом, в отношении показателя оценки "Опыт", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): |
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); - контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ; - контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ; - договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; |
||
д) к оценке принимаются ДОГОВОРЫ, в том числе если к ним не приложена ПСД (если проектная документация является приложением к таким документам). |
14.05.2024
Вопрос: Постановлением N 2604 установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Чем отличается электронный образ документа от электронного документа?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" дается следующее определение данного понятия: электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно пункту 1.6.1 Регламента удостоверяющего центра Евразийской экономической комиссии (Приложение к Положению об удостоверяющем центре Евразийской экономической комиссии, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2018 N 110) под электронным документом понимается документ в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью и отвечающий требованиям общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.
При этом электронный образ документа создается с помощью средств сканирования документа на бумажном носителе, а электронный документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок обязана принимать к оценке как электронные документы, так и образы электронных документов.
14.05.2024
Вопрос: Вправе заказчик отклонить участника конкурса, если в качестве опыта по Постановлению N 2604 участник представил недостоверные сведения относительно договора, подтверждающего опыт работ, или комиссия просто не засчитывает этот опыт для подтверждения квалификации по Постановлению N 2604?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : При рассмотрении заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации в заявке на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
Для подтверждения достоверности информации, содержащейся в заявке, заказчик вправе направлять запросы в соответствующие уполномоченные учреждения, а также руководствоваться открытыми источниками информации, размещенными на официальных сайтах государственных органов.
Аналогичная позиция содержится в Определении Конституционного Суда от 14.12.2023 N 3288-О.
14.05.2024
Вопрос: Несмотря на то что в лицензии на осуществление частной охранной деятельности указано место осуществления оказания услуг: Российская Федерация, по мнению ВС РФ (дело N А24-427/2023; дело N А24-1234/2023), заявка подлежит отклонению в связи с тем, что участник не подтвердил право оказывать охранные услуги на территории региона, в котором проводится закупка (должны быть внесены изменения в реестр лицензий в части изменения места осуществления вида деятельности).
На практике предоставленные выписки из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности содержат исключительно адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: Российская Федерация и место нахождения лицензиата по месту регистрации юридического лица.
Какой позиции придерживаться при рассмотрении заявок?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии со статьей 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной охранной деятельности в Российской Федерации" предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия действует на всей территории Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию, а также уполномоченный орган по месту расположения объекта охраны о начале и об окончании оказания охранных услуг.
Таким образом, запрет на осуществление охранной деятельности вне места регистрации юридического лица и выдачи лицензии не установлен, следовательно, отклонение заявки неправомерно.
14.05.2024
Вопрос: Нужно ли уплачивать утилизационный сбор на транспортное средство, произведенное в Российской Федерации, при его повторном ввозе?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Уплата утилизационного сбора в отношении произведенного в Российской Федерации транспортного средства при его повторном ввозе не требуется, если:
- утилизационный сбор уплачен производителем транспортного средства в налоговые органы;
- подтвержден факт отсутствия внесения изменений в конструкцию транспортного средства (достройку).
В целях подтверждения уплаты утилизационного сбора в отношении произведенного в Российской Федерации транспортного средства следует обращаться в Управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, в котором было произведено транспортное средство.
Обращаем внимание! Транспортное средство, которое было произведено на территории Российской Федерации и было вывезено на территорию иностранного государства без уплаты утилизационного сбора, в целях уплаты утилизационного сбора рассматривается в качестве ввозимого в Российскую Федерацию впервые - утилизационный сбор подлежит уплате в таможенные органы в общем порядке.
14.03.2024
Вопрос: Каким образом подтверждается происхождение товаров, включенных в Постановление Правительства РФ от 6 июля 2018 г. N 788 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки"?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : 8 февраля текущего года вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 26 января 2024 г. N 3, которым внесены изменения в Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 N 49 "Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)".
В соответствии с новой редакцией непреференциальных Правил определения происхождения товаров в случае, если товар является аналогичным товару, в отношении которого государством-членом применяется ответная мера, происхождение такого товара подтверждается сертификатом о происхождении товара. При этом происхождение такого товара может подтверждаться декларацией о происхождении товара, если подтверждено соблюдение применяемой ответной меры. Под ответными мерами понимаются меры, применяемые государством-членом в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с преамбулой Постановления Правительства РФ от 6 июля 2018 г. N 788 данное Постановление принято в связи с применением Соединенными Штатами Америки с 23 марта 2018 г. специальной защитной меры в отношении импорта продукции из стали и алюминия, происходящей в том числе из Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.
Таким образом, в силу новой редакции непреференциальных Правил определения происхождения товаров при ввозе аналогичных товаров, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 6 июля 2018 г. N 788, происхождение таких товаров подтверждается сертификатом о происхождении товара, при этом происхождение таких товаров может подтверждаться декларацией о происхождении товара, если подтверждено соблюдение применяемой ответной меры, то есть уплачены ввозные таможенные пошлины по ставкам, указанным в Постановлении Правительства РФ от 6 июля 2018 г. N 788.
07.03.2024
Вопрос: Как вернуть утилизационный сбор в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2407?
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2407 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291" предусмотрено право на возврат утилизационного сбора, которое возникает у плательщика в случае если документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, оформлены до 29 октября 2023 г. (включительно) и СБКТС оформлено до 21 декабря 2023 г. (включительно).
Возврат осуществляется в размере разницы суммы уплаченного утилизационного сбора и суммы, подлежащей уплате.
При обращении в таможенный орган, расположенный по месту нахождения (месту жительства) плательщика утилизационного сбора, необходимо представить следующие документы:
1) обращение в таможенный орган по вопросу возврата утилизационного сбора (в свободной форме);
2) расчет утилизационного сбора;
3) копию документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство;
4) копию СБКТС;
5) копию ранее оформленного таможенного приходного ордера (далее - ТПО) или его номер (указывается в обращении в таможенный орган при отсутствии копии ТПО);
6) копию выписки из ЭПТС;
7) копию документа, удостоверяющего личность;
8) копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика (если документы представляются его уполномоченным представителем).
Копии документов должны быть заверены собственноручно ("копия верна", Ф.И.О., дата, подпись).
Рассмотрение представленных документов осуществляется в сроки, определенные пунктами 27, 32, 33 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291).
По результатам рассмотрения обращения таможенный орган принимает решение о возврате денежных средств и вносит изменения в таможенный приходный ордер либо информирует о причинах отказа в возврате утилизационного сбора.
Возврат утилизационного сбора осуществляется в форме его зачета в счет авансовых платежей.
Информация о зачете денежных средств и скорректированный ТПО отображаются в Личном кабинете участника ВЭД плательщика утилизационного сбора.
Имеющиеся на счете авансовые платежи могут быть использованы при последующем проведении таможенных операций или возвращены на банковский счет. Возврат авансовых платежей на банковский счет осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обращаем внимание, что подача обращения осуществляется исключительно в таможенный орган по месту нахождения (месту жительства) плательщика.
12.01.2024
Вопрос: ФТС России разъясняет порядок заполнения таможенных деклараций на товары, перемещаемые в рамках реализации СЗПК.
Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : ФТС России напоминает о порядке таможенного декларирования товаров, перемещаемых в рамках реализации СЗПК.
В целях стимулирования инвестиционной активности и развития национальной экономики между Российской Федерацией и/или ее субъектами с одной стороны и организацией с другой стороны может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК) в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Статьей 9 Федерального закона устанавливается возможность применения стабилизационных оговорок, предусматривающих неприменение актов (решений), ухудшающих условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, в том числе в части применения ставок вывозных таможенных пошлин.
Таким образом, в случае увеличения (установления) ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, указанных в СЗПК, для организаций, заключивших СЗПК, ставка вывозной таможенной пошлины остается на уровне, действующем 1 января 2022 г. (далее - фиксированная ставка).
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Федерального закона организации, реализующей проект, может быть предоставлена также мера государственной поддержки, предусматривающая возмещение затрат по уплате ввозных таможенных пошлин, уплаченных в связи с реализацией инвестиционных проектов, в отношении которых заключены СЗПК.
Для целей декларирования товаров, перемещаемых в рамках СЗПК, необходимо указывать в декларации на товары коды, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378, позволяющие идентифицировать указанные декларации в общем массиве:
- во втором подразделе графы 37 ДТ "Процедура" подлежит указанию код особенности перемещения товаров - 201 "Товары, перемещаемые в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений (для Российской Федерации)";
- в графе 44 ДТ "Дополнительная информация / Представленные документы" - код вида документа 07051 "Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (для Российской Федерации)".
Основание:
1. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 2724-р "Об утверждении перечня федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 117 "О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2021 г. N 546 "О ставках вывозных таможенных пошлин на масло подсолнечное, вывозимое из Российской Федерации за пределы государств - членов Евразийского экономического союза".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 2068 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза".
7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций".
8. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций".
19.12.2023