Сравнительно-правовой анализ экологических прав в Российской Федерации и Китае: актуальные вопросы
Статья посвящена вопросам изучения экологических прав граждан, проживающих на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Автор акцентирует свое внимание на анализе внутригосударственного законодательства об охране окружающей среды и судебной практики обозначенных государств, являющихся участницами межгосударственного объединения БРИКС. Сравнительно-правовой анализ позволяет прийти к выводу, что в каждом государстве, несмотря на схожие экологические права граждан, присутствуют ключевые экологические индикаторы, позволяющие разграничить категорию рассматриваемых прав и обозначить актуальные вопросы, связанные с их реализацией.
Ключевые слова: экологические права, Россия, КНР, экологические индикаторы.
Сравнительно-правовое исследование стран - участниц межгосударственного объединения БРИКС имеет особую актуальность в процессе изучения экологических прав граждан. На сегодняшний день экологические права граждан большинства современных государств реализуются не всегда в полной мере, национальное законодательство не всегда содержит важные индикаторы, необходимые для эффективного применения данной категории прав, на практике возникает огромное количество вопросов, связанных с обозначением взаимодействия совершенного экологического правонарушения или преступления и впоследствии негативным результатом для Российских и китайских граждан, и ряд иных актуальных вопросов и проблем, волнующих современное общество.
Положительным фактором развития национального законодательства является принятие многочисленных программ долгосрочного развития, концепций, планов, стратегий и т.д.
В данном исследовании фокус нашего внимания будет остановлен на анализе существенных вопросов, касающихся реализации экологических прав в Российской Федерации и Китайской Народной Республике.
Проанализировав нормы законодательства об охране окружающей среды Китая, нужно отметить, что субъекты права - физические лица обладают правом на получение информации об окружающей среде, участвовать в охране окружающей среды и ее мониторинге, в случае загрязнения окружающей среды организацией / частным лицом другие граждане имеют право обратиться в головные департаменты охраны окружающей среды <1>.
--------------------------------
<1> Закон Китайской Народной Республики "Об охране окружающей среды" (принят 26.12.1989 на 11-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва, изменения внесены 24.04.2014 на 8-м заседании ПК ВСНП 12-го созыва) (вступил в силу с 01.01.2015) // Портал закон Китая CJO.
Из анализа положений законодательства об охране окружающей среды России следует, что граждане обладают правом на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного влияния, причиняемого путем осуществления коммерческой и иной деятельности, непредвиденными ситуациями природного и техногенного характера, на информацию, соответствующую действительности, о состоянии окружающей среды и ряд иных прав <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Изучив национальное законодательство в сфере охраны окружающей среды России и Китая, подчеркнем, что у граждан Китая отсутствует формальное закрепление экологических прав в полном объеме в отличие от российских граждан. В большей степени в законодательстве КНР уделено внимание контролю и управлению за национальными программами экономического и социального развития, охране и улучшению окружающей среды.
Для более детального анализа обозначенной проблематики необходимо остановить свое внимание на исследовании судебной практики России и Китая.
Верховный Народный Суд Китайской Народной Республики в случае установления нанесенного окружающей среде экологического ущерба включает в расходы затраты на превентивные меры, возникающие в связи с принятием разумных мер реагирования на чрезвычайные ситуации для уменьшения или предотвращения загрязнения морской среды, ухудшения состояния окружающей среды и сокращения природных ресурсов, затраты на восстановление, необходимые для принятия или предполагаемого принятия мер по полному или частичному восстановлению нарушенных морских природных ресурсов и функций экологии и окружающей среды, потери в период восстановления, включая утрату морских природных ресурсов и утрату функций эколого-природоохранного сервиса до частичного или полного восстановления нарушенных морских природных ресурсов и функций экологии и окружающей среды и расходы на расследование и оценку, которые понесены в связи с исследованием, обследованием и мониторингом загрязненных территорий, а также оценкой рисков загрязнения и другого ущерба и фактического ущерба <3>.
--------------------------------
<3> Положения Верховного Народного Суда по некоторым вопросам, касающимся рассмотрения дел, связанных со спорами о возмещении вреда, причиненного морским природным ресурсам, экологии и окружающей среде // Официальный сайт Верховного Народного Суда Китайской Народной Республики.
Основываясь на сформулированной позиции Конституционного Суда России, особенности экологического ущерба представлены в виде неопределенности корреляции неблагоприятного влияния и нанесенного вреда окружающей среде, обозначения отсутствия полного возмещения вреда аналогичными объектами и возможности подсчета оценки его размера. Нанесенный ущерб / причиненный вред в сфере экологии характеризуется сложностью его выражения, так как он содержит в себе социальный и экономический вред. В первом случае речь идет о здоровье или жизни человека и тех медицинских последствиях, связанных с получением различного рода заболеваний. Во втором случае акцент будет сделан на имущественном вреде ввиду невозможности его замены другими схожими объектами или невыплаты компенсации из-за отсутствия вышеобозначенной взаимосвязи. В случае причинения ущерба / нанесения вреда на загрязнителя возлагается обязанность по его эффективному устранению и возвращению ресурсов природы в прежний вид, а также применению комплекса мер по ликвидации загрязнения <4>.
--------------------------------
<4> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений Постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" // СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3547.
Два доклада - "Белая книга" об испытаниях окружающей среды и ресурсов в Китае в 2017 - 2018 гг. и "Зеленая книга" о развитии экологического правосудия - были опубликованы Верховным Народным Судом 2 марта. В отчетах обобщаются дела, связанные с окружающей средой и природными ресурсами в 2018 г., систематически указывается тенденция судебных процессов, связанных с окружающей средой в Китае, которые обеспечивают судебную гарантию экологической цивилизации в стране и ее зеленого развития. В 2018 г. в Верховном Народном Суде Китайской Народной Республики было принято:
- 26 841 уголовное дело, связанное с окружающей средой, что на 16,51% значительнее, чем в 2017 г.;
- гражданских дел в первой инстанции приняли 192 008, превысив на 8,17% показатели 2017 г.;
- административных дел 42 235, что превышает показатели предыдущего календарного года на 7,35%.
Правительством КНР на федеральном уровне было возбуждено двадцать исков о компенсации экологического ущерба, а на муниципальном уровне - восемь исков <5>.
--------------------------------
<5> Данные о судебной охране окружающей среды и ресурсов // Официальный сайт Верховного Народного Суда Китайской Народной Республики.
Согласно данным федерального государственного органа при высшем судебном органе России, доля дел о преступлениях в сфере экологии, поступающих в суды в 2021 г., составила 1,3%. За период с января 2019 г. по декабрь 2021 г. практически 50% осуждены за преступления в сфере экологии. Так, например, 8 580 человек признаны виновными в незаконной рубке лесных насаждений <6>.
--------------------------------
<6> Обзор практики применения судами положений главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2022. N 11.
В 2023 г. Верховным Народным Судом КНР было издано толкование, направленное против людей, наносящих ущерб лесным ресурсам. Толкование Уголовного закона, состоящее из двадцати статей, обнародованное Верховным Народным Судом, вступит в силу во вторник, в первый в стране Национальный день экологии. "Новый правовой документ призван решительно бороться с преступлениями, связанными с нанесением ущерба лесным ресурсам, и отвечать новым требованиям в области защиты лесов", - заявил на пресс-конференции заместитель главы исследовательского офиса Верховного Суда Чжоу Цзяхай. Толкование гласит, что те, кто незаконно вырубает деревья в национальных парках и национальных природных заповедниках, должны понести более суровое наказание, чем люди, которые занимаются той же деятельностью в других районах.
"Судьи наделены обязанностью по защите многолетних деревьев, включенных в перечень охраняемых, дикорастущих растений государства. В отношении деревьев, не относящихся к дикорастущим, судьи в ходе вынесения судебного акта принимают решение на основании их вида, возраста, культурной и исторической ценности" <7>.
--------------------------------
<7> Толкование, направленное против людей, наносящих ущерб лесным ресурсам // Официальный сайт Верховного Народного Суда Китайской Народной Республики.
В ходе исследования, рассматриваемого в фокусе реализации экологических прав граждан России и Китая, были выявлены экологические индикаторы.
Под экологическими индикаторами, на наш взгляд, необходимо понимать критерии в сфере экологии, направленные на реализацию экологических прав, способствующие обозначению экологических правонарушений и преступлений и решению актуальных проблем, снижающих процесс восстановления нарушенных экологических прав.
В связи с вышеобозначенными критериями в сфере экологии в анализируемых нами государствах существенное внимание должно быть уделено формальному закреплению экологических прав в национальных нормах об охране окружающей среды, нанесению вреда или причинению ущерба экологическим правам граждан, материалам судебной практики, содержащим ключевые правовые позиции по рассматриваемому делу, обозначению корреляции экологических противоправных деяний и наступивших последствий.
Правовое отражение экологических прав свидетельствует о возможности использования гарантии на судебную защиту в случае нарушения фундаментальных прав граждан. Отсутствие нормы в законе об охране окружающей среды будет являться ограничивающим фактором применения данной гарантии.
Причинение вреда/ущерба после совершенного экологического правонарушения выступает экологическим индикатором в силу наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья социума.
Материалы судебной практики, включающие основополагающие правовые позиции, носят рекомендательный или же обязательный характер, в зависимости от органа судебной власти, вынесшего судебный акт. Однако есть и исключения из данного правила. В проанализированных судебных органах России и КНР правовые позиции носят обязательный характер в случае причинения экологического ущерба.
Установление причинно-следственной связи между экологическим противоправным деянием и наступившими последствиями происходит не всегда однозначно. Связано это прежде всего с индикаторами, обозначенными ранее в проведенном исследовании. Также на невозможность установления данной взаимосвязи влияет процесс определения субъекта, непосредственно причинившего вред и иные обстоятельства.
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что экологические права Российской Федерации и КНР схожи, однако есть индивидуально определенные черты национального законодательства, позволяющие их дифференцировать. Экологические индикаторы в исследуемых государствах БРИКС в целом тождественны друг другу. Реализация экологических прав в полной мере невозможна ввиду совершения многочисленных экологических правонарушений и преступлений, свидетельствующих о низком уровне экологического сознания и культуры.