Новая веха в гражданском судопроизводстве с участием иностранных лиц в КНР
В последнее время, в связи с активным преобразованием экономического и социального устройства, количество гражданских споров, осложненных иностранным элементом, рассматриваемых в судах Китая, резко возросло. Согласно статистическим данным, участниками таких споров являются представители более чем 100 стран мира.
Действующие правила гражданского судопроизводства, регламентирующие производство с участием иностранных лиц в Китае, уже не в полной мере отвечают потребностям в справедливом, эффективном и удобном разрешении международных гражданских споров, а также в защите национального суверенитета, безопасности и интересов развития, что делает необходимым их пересмотр и усовершенствование.
Ключевые слова: гражданское судопроизводство, гражданский процесс, подсудность, конфликт юрисдикций, вручение судебных документов, признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений, принцип "неудобного" суда.
Гражданский процессуальный закон является основным законом государства, определяющим основные правила гражданского судопроизводства в КНР <1>. Действующий Гражданский процессуальный закон (далее - ГПЗ КНР) был принят на четвертом заседании седьмого созыва Всекитайского собрания народных представителей в 1991 г. и подвергался изменениям в 2007, 2012, 2017 и 2021 гг. Гражданское судопроизводство постоянно подвергается изменениям, это связано как с внедрением цифровых технологий, так и совершенствованием области защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, в том числе иностранных лиц <2>. Однако данные изменения не привели к существенным изменениям судопроизводства с участием иностранных лиц.
--------------------------------
<1> Ермакова Е.П., Русакова Е.П., Мендоса-Молина С.В. Актуальные проблемы гражданского процесса: учеб. пособие. М., 2017. С. 15.
<2> Русакова Е.П., Ван Вэй. Гражданское судопроизводство с участием иностранных лиц в Китае // Арбитражный и гражданский процесс. 2021. N 9. С. 48 - 51.
1 сентября 2023 г. на пятом заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей четырнадцатого созыва было принято "Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о внесении изменений в Гражданский процессуальный закон КНР" <3>. Согласно 11-му Указу Председателя КНР <4> новая редакция Гражданского процессуального закона вступила в силу 1 января 2024 г. Данная редакция ГПЗ КНР сосредоточена на совершенствовании гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц, что способствует дальнейшему повышению качества и эффективности рассмотрения гражданских дел с участием иностранных лиц <5>.
--------------------------------
<3> Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о внесении изменений в Гражданский процессуальный закон Китайской Народной Республики // Официальный сайт Центрального народного правительства Китайской Народной Республики.
<4> 11-й Указ Председателя КНР // Официальное информационное агентство КНР "Синьхуа".
<5> Новая редакция ГПЗ завершила изменения и будет лучше защищать права и законные интересы сторон в судебных процессах // Официальный сайт Всекитайского народного собрания.
В новой редакции ГПЗ КНР 2024 г. правила гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц, как и в предыдущих версиях поправок, по-прежнему сосредоточены в ч. 4 "Особые положения о гражданском судопроизводстве в делах с участием иностранных лиц", которая была увеличена с 25 до 36 статей. Конкретные изменения проявляются в следующих аспектах.
Во-первых, ГПЗ КНР 2024 г. расширил компетенцию народных судов по гражданским делам с участием иностранных лиц. В отличие от ст. 272 ГПЗ КНР 2022 г., ст. 276 ГПЗ КНР 2024 г. расширяет подсудность народных судов. Ранее кроме дел, касающихся "личных отношений", суды могли рассматривать только определенные дела или споры, связанные с правом на имущество. В настоящее время перечень дел, подсудных народным судам с участием иностранных лиц, заметно расширился и включает: все дела, по которым место заключения, исполнения контракта, местонахождение предмета иска, имущества, подлежащего аресту, место совершения противоправного акта, местонахождение представительства находятся в Китае. Были добавлены два новых случая, относящиеся к исключительной подсудности: иски, связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией юридических лиц или других организаций, учрежденных на территории Китая, а также иски, связанные с действительностью прав интеллектуальной собственности, предоставленных на основании проверки на территории Китая.
В отношении гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц предусмотрено, что народный суд обладает исключительной подсудностью. Так, если стороны получат решение суда или другого юрисдикционного органа, вынесенное в другой стране, оно не будет признано и приведено в исполнение в Китае.
Во-вторых, в связи с конфликтами юрисдикций были добавлены положения, касающиеся параллельных судебных процессов, принципа "неудобного" суда.
Принцип "неудобного" суда - один из способов разрешения проблемы конфликта юрисдикций в параллельных судебных процессах, который ранее был установлен в судебных разъяснениях Верховного народного суда КНР, а теперь нашел закрепление в ГПЗ КНР 2024 г.
Согласно ст. 282 если народный суд компетентен рассматривать спор, то он принимает дело к рассмотрению, даже если иностранный суд уже рассматривает данное дело. В то же время, если стороны заключили соглашение о подсудности спора в пользу иностранного суда и это не противоречит положениям ГПЗ КНР об исключительной подсудности, а также не затрагивает суверенитет, безопасность или общественные интересы Китая, народные суды могут отказаться от рассмотрения дела.
Китай официально подписал Гаагскую конвенцию о выборе суда 2005 г. (The Hague Convention on Choice of Court Agreements) в сентябре 2017 г., которая направлена на создание глобальных единых правил подсудности и порядка признания и приведения в исполнение иностранных решений в международных гражданских и коммерческих судебных делах, положения которой были отражены в ГПЗ КНР.
В ГПЗ КНР 2024 г. народные суды применяют принцип "неудобного" суда со множеством ограничений, в первую очередь ответчик должен выдвинуть возражения относительно подсудности, и одновременно должны быть выполнены все пять условий, закрепленные в ст. 282:
1) основные факты по спору не имеют тесной связи с территорией Китайской Народной Республики, и рассмотрение дела народным судом, а также участие сторон в процессе являются явно неудобными;
2) между сторонами нет соглашения о подсудности дела народному суду;
3) дело не относится к исключительной подсудности народного суда;
4) дело не затрагивает суверенитет, безопасность или общественные интересы Китайской Народной Республики;
5) рассмотрение дела в иностранном суде более удобно.
В-третьих, в судебной практике по гражданским делам с участием иностранных лиц вручение судебных документов всегда было ключевым фактором, поэтому в ст. 283 ГПЗ КНР 2024 г. были внесены изменения, согласно которым положение о том, что судебные представители должны "иметь право принимать документы", было заменено на "должны принимать судебные документы".
В последние годы Китай последовательно внедрял в судебную систему народных судов такие функции, как "умный суд", "электронный суд" и "интернет-суд", которые активно были интегрированы в гражданский процесс <6>. Для расширения способов вручения судебных документов ГПЗ КНР 2024 г. исключил положения о "факсе, электронной почте" и заменил их на "участники процесса могут использовать подтвержденные электронные способы", что значительно расширило их перечень. Ранее срок вручения документов составлял "три месяца", в ГПЗ КНР 2024 г. он был изменен на "шестьдесят дней", что повышает эффективность вручения документов.
--------------------------------
<6> Русакова Е.П. Интегрирование современных цифровых технологий в судопроизводство Китайской Народной Республики и Сингапура // Государство и право. 2020. N 9. С. 102 - 109.
Кроме вручения документов в гражданском судопроизводстве с участием иностранных лиц осуществление поиска и получения доказательств за пределами Китая также является важной составляющей системы правовой взаимопомощи, оказывающей значительное влияние на эффективность рассмотрения дел.
В ГПЗ КНР, с одной стороны, сохраняется положение о том, что народные суды могут осуществлять поиск и получение доказательств за границей в соответствии с международными договорами или по дипломатическим каналам. С другой стороны, добавлены новые положения, позволяющие народным судам использовать альтернативные способы получения доказательств за границей: если законы страны пребывания этого не запрещают. Так, народные суды могут использовать следующие способы получения доказательств:
1) для лиц с гражданством КНР, сторон и свидетелей существует возможность поручить консульствам КНР в стране пребывания собирать и получать доказательства;
2) с согласия обеих сторон использовать мгновенные мессенджеры для сбора и получения доказательств;
3) другие способы сбора и получения доказательств с согласия обеих сторон.
В-четвертых, пересмотрены основные правила признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений, вступивших в законную силу. Согласно ст. 300 ГПЗ КНР 2024 г. данная редакция конкретизирует основания, в соответствии с которыми народные суды отказывают в признании и приведении в исполнение решений иностранных судов:
1) иностранный суд некомпетентен рассматривать данное дело;
2) участники судебного процесса, в отношении которых испрашивается исполнение судебного решения, не были надлежащим образом уведомлены о том, что в отношении их ведется гражданское судопроизводство или, несмотря на надлежащее уведомление, не имели "разумной" возможности представить свои аргументы или участвовать в процессе, либо лицо не обладало процессуальной дееспособностью и не имело соответствующего судебного представителя;
3) решение было вынесено под влиянием обмана;
4) народный суд уже вынес судебное решение или уже признал решение суда третьей страны по тому же спору;
5) решение по делу противоречит основным принципам китайского законодательства или ущемляет государственный суверенитет, безопасность, общественные интересы.
Кроме того, в ГПЗ КНР 2024 г. добавлена отдельная статья, в которой определены основания, в соответствии с которыми можно определить, был ли компетентен иностранный суд рассматривать конкретный спор, а именно:
1) иностранный суд некомпетентен рассматривать данное дело согласно своему законодательству, или, несмотря на наличие компетенции согласно своему законодательству, дело ему неподсудно;
2) данное решение нарушает положения китайского гражданского процессуального законодательства об исключительной подсудности;
3) данное решение нарушает соглашение сторон о выборе подсудности по конкретному спору.
В-пятых, согласно ст. 302 ГПЗ КНР 2024 г. если сторона обращается в народный суд с заявлением о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда по определенному делу, а народный суд уже рассматривает это дело, то народный суд вправе приостановить производство по делу и прекратить разбирательство. Однако, если решение иностранного суда не соответствует положениям ГПЗ КНР, народный суд вправе не признать такое судебное решение и возобновить производство по делу.
Помимо вышеуказанного также внесены другие поправки, имеющие большое значение для гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц.
Согласно ст. 47 ГПЗ КНР 2024 г. ассистенты (помощники) судей и судебно-технические специалисты также были включены в число лиц, которым можно заявить отвод, тем самым расширен круг таких лиц. Ассистенты (помощники) судей в разбирательстве выполняют множество задач, таких как председательство на предсудебных переговорах, в процессе обмена доказательствами, подготовке судебных документов, которые могут напрямую влиять на решение судьи. В Китае ассистенты (помощники) судей, имеющие статус "государственных служащих", являются запасными судебными работниками и "предварительными судьями".
Согласно ст. 115 ГПЗ КНР 2024 г., если участник гражданского судопроизводства "односторонне искажает основные факты по делу" и нарушает "государственные интересы Китая, общественные интересы или законные права и интересы других лиц", народный суд вправе отказать в принятии иска и, в зависимости от тяжести деяния, наложить штраф либо задержать это лицо.
В гл. 15 "Особые процедуры" ГПЗ КНР 2024 г. были добавлены новые положения, касающиеся дел об "управлении наследством". Особенно сложно обеспечить защиту наследственной массы до начала наследования, если в споре участвуют иностранные лица.
Для согласования с системой управления наследством согласно Гражданскому кодексу КНР и для обеспечения единообразия судебной практики ст. 194 - 197 ГПЗ КНР 2024 г. содержат положения о "суде, назначающем управляющего наследством", "принципах назначения управляющего наследством", "порядке осуществления действий управляющим наследством в особых ситуациях" и другие процедурные правила, что повышает эффективность данного процесса.
Заключение. Изменения, коснувшиеся ГПЗ КНР 2024 г., в основном касаются гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц, охватывая вопросы юрисдикции, вручения документов, сбора доказательств, судебного сотрудничества и т.д. Новые положения способствуют адаптации к новым реалиям гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц, устраняют существующие пробелы и неточности действующего законодательства, тем самым обеспечивая более эффективную защиту прав и законных интересов граждан. Однако действующая редакция ГПЗ КНР все еще требует дальнейшей детализации в отношении гражданского разбирательства с участием иностранных лиц, а также развития и совершенствования на основе международного опыта.