Туризм и искусственный интеллект: правовое регулирование в России и Казахстане
Выражение "Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей" стал девизом защиты прав потребителей в 2024 г. и дал повод для исследования применения искусственного интеллекта в туризме в России и Казахстане. Авторы указали множество преимуществ внедрения таких современных технологий, а также проблемы их правового регулирования. В заключение сделан вывод о том, что путешественникам необходима уверенность в надлежащей защите их прав в современной цифровой эпохе. Для чего следует предпринять регламентацию применения искусственного интеллекта на доктринальном и законодательном уровне.
Ключевые слова: туризм, искусственный интеллект, правовая регламентация, персональные данные, ответственность, безопасность.
"Fair and responsible artificial intelligence for consumers" became the Motto of consumer protection in 2024 and gave rise to research on the use of artificial intelligence in tourism in Russia and Kazakhstan. The authors pointed out the many advantages of introducing such modern technologies, as well as the problems of their legal regulation. In conclusion, it is concluded that travelers need confidence in the proper protection of their rights in the modern digital age. For this purpose, it is necessary to regulate the use of artificial intelligence at the doctrinal and legislative level.
Key words: tourism, artificial intelligence, legal regulation, personal data, responsibility, security.
В современном мире технологическая действительность, связанная с внедрением искусственного интеллекта во многие сферы жизни, стала не только привычной, но и необходимой. Цифровыми технологиями искусственного интеллекта пользуются в медицине, на транспорте, в образовании, промышленности, банковской деятельности, охране общественного порядка, при осуществлении правосудия и др.
Индустрия туризма также внедрила в свой арсенал технологии искусственного интеллекта, такие как, например, цифровое расписание транспорта, покупка авиабилетов, туров, экскурсий, бронирование отелей в приложениях банков, информация о популярных туристических достопримечательностях в цифровых картах городов.
Помимо этого, возможности искусственного интеллекта позволяют решать нетривиальные задачи, например, в отеле с помощью чат-бота получать круглосуточно необходимую помощь или обращаться к роботам-консьержам с искусственным интеллектом для обслуживания номеров.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что в России и Казахстане с помощью искусственного интеллекта гостиничный бизнес стал более клиенториентированным. Применяемые отелями различные чат-боты и виртуальные помощники уже сейчас взяли на себя большую часть объема консультаций и поддержки. И это не случайно, ведь индустрия гостеприимства и ранее использовала передовые технологии и будет их использовать впредь, чтобы обеспечивать гостиничному бизнесу максимальную эффективность для благоприятного развития индустрии туризма.
Искусственный интеллект может помочь путешественникам создать свое индивидуальное путешествие, предоставив рекомендации и маршруты на основе их предпочтений, суммы бюджета и опыта прошлых поездок.
Также важно обратить внимание, что большое значение для развития туристической отрасли имеет информация от банковских приложений, поисковиков, агрегаторов путешествий и соцсетей. Эти источники, созданные на основе искусственного интеллекта, предоставляют огромный массив деперсонализированной агрегированной информации. Ее анализ позволяет понять типы путешественников, частоту и дальность их поездок, предпочтительные регионы, структуру их трат; состав туристов по национальности, возрасту и т.д. для прогноза того, сколько и каких продуктов, напитков нужно закупить для обеспечения конкретного путешествия. На основе анализа выбора туристов, посещающих те или иные места, можно рекомендовать местным предпринимателям и властям развивать инфраструктуру, осуществлять строительство новых отелей, составлять новые интересные маршруты и т.д.
Ярким примером применения искусственного интеллекта в российской сфере туризма в условиях отдельно взятого города является проект строительства набережной во Владивостоке. С помощью Big Data было выяснено, что прибрежная зона отдыха в районе бухт Патрокл и Соболь очень популярна, общий турпоток составляет 260 тысяч человек в год. На основе этих данных был благоустроен город, а именно реконструирована территория набережной <1>.
--------------------------------
<1> Король А. Новую набережную во Владивостоке спроектируют с помощью Big Data МТС.
В Казахстане агентства, работающие в сфере туризма, также стали более активно использовать технологии искусственного интеллекта. Об этом свидетельствуют данные, согласно которым за последние несколько лет на 270% увеличилось количество услуг, оказываемых посредством искусственного интеллекта <2>.
--------------------------------
<2> Искусственный интеллект: угрозы или возможности для туризма?
Таким образом, видно, что искусственный интеллект активно применяется как в туристической, так и в других сферах нашей жизни и открывает новые возможности для автоматизации процессов и улучшения качества туристических услуг.
Однако наряду с этим его применение порой имеет серьезные последствия для безопасности потребителей. В этой связи выражение "Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей" стал девизом защиты прав потребителей в 2024 г.
Важно отметить, что в индустрии туризма имеются проблемы, связанные с использованием искусственного интеллекта. Одной из них является обеспечение конфиденциальности данных.
Применение технологий искусственного интеллекта приводит к предоставлению путешественниками конфиденциальной информации (например, паспортных данных, данных банковской карты, информации о бронировании отелей, о маршрутах путешествий). Как правило, в качестве согласия на обработку персональных данных туристу предлагается поставить галочку под условием: "Я выражаю свое согласие на необходимое использование и обработку своих персональных данных". Дальше действующее российское законодательство регулирует вопрос обеспечения информационной безопасности, опираясь в Российской Федерации в основном на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и на Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 г. N 94-V "О персональных данных и их защите" <3> в этой стране.
--------------------------------
<3> Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 г. N 94-V "О персональных данных и их защите".
Вместе с тем, несмотря на наличие правовых механизмов регламентации оборота персональных данных и их защиты, в том числе в цифровом пространстве, правоприменительная практика несовершенная, при том что в Казахстане функционирует самостоятельное отраслевое ведомство - Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, а в России - Роскомнадзор.
Наличие реальной проблемы подтверждает один из случаев, имевший место в Казахстане 5 марта 2024 г., когда появилась информация об утечке более чем 2 миллионов персональных данных граждан Республики Казахстан. Факт подобной утечки установила и подтвердила Государственная техническая служба Республики Казахстан <4>.
--------------------------------
<4> Житникова О. Утечка персональных данных: что государство предпринимает для защиты граждан.
Поэтому туристические компании рассматриваемых нами стран должны применять надежные меры безопасности для предотвращения утечки данных и обеспечения безопасного хранения личной информации туриста. Тем не менее мы видим наличие проблемы сохранения персональных данных, содержащихся в цифровом пространстве, в том числе в сфере туризма. Путь ее решения нам видится в информированности туристов о том, какие меры принимаются лицом, запрашивающим персональные данные, в отношении данной информации. Наряду с кнопкой: "Я выражаю свое согласие на необходимое использование и обработку своих персональных данных" потребителю туристских услуг должно быть предложено ознакомиться с информацией о тех мерах и способах защиты персональных данных, которые имеются у исполнителя. Туристу должно быть понятно, какую именно обработку проходят его персональные данные и каким лицам они передаются.
Также следует заметить, что исследование правового обеспечения применения технологий искусственного интеллекта и защиты персональных данных позволило нам обратиться к вопросу ответственности при использовании искусственного интеллекта. Для ее решения в Казахстане Президентом Республики было дано поручение по усилению института правовой ответственности за нарушение норм по обороту персональных данных (п. 1.5.5 Протокола совещания заседания Комиссии при Президенте РК по вопросам внедрения цифровизации в РК от 27 октября 2021 г. N 21-01-7.21). В итоге был подготовлен и в последующем подписан Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационной безопасности, информатизации и цифровых активов" <5>. Данный нормативный правовой акт Казахстана повышает уровень защиты персональных данных, получаемых в том числе в рамках туристских услуг, и для закрепления новых инструментов по обеспечению информационной безопасности.
--------------------------------
<5> Закон Республики Казахстан от 11 декабря 2023 г. N 44-VIII ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационной безопасности, информатизации и цифровых активов".
Проведенный авторами анализ показал, что при имеющейся тенденции расширения искусственного интеллекта при оказании услуг в сфере туризма в России и Казахстане следует определить и законодательно закрепить такой институт, как ответственное управление данными, уточнить критерии определения эффективности такого управления с целью обеспечения защиты полученных персональных данных и правомерный их оборот в цифровом пространстве.
Помимо этого, имеется еще одна проблема, связанная с применением системы искусственного интеллекта в туризме. С одной стороны, данные, получаемые искусственным интеллектом, порой помогают достичь желаемую цель - получение качественных выводов для принятия решений по вопросу стратегического развития территорий. Но, с другой стороны, не во всех случаях собранные искусственным интеллектом данные показывают всю картину туристического потока, портрета туриста, суммы денежных средств, с которыми готовы расстаться туристы, сроки пребывания в путешествии и т.д. Тогда как это важно понимать, поскольку на органы власти и органы местного самоуправления ложится обязанность обеспечивать безопасное и комфортное пребывание туристов в конкретном месте. Это необходимо для того, чтобы, например, выделить стоянки для автомобилей, своевременно осуществлять уборку территорий и вывозить мусор и, еще раз подчеркнем, обеспечивать безопасность туристов, быстро обрабатывая информацию, применяя важные решения в режиме реального времени. В этой связи такие данные нужны и важны, и они должны быть достоверными и как можно более точными.
Также существуют опасения по поводу этического использования искусственного интеллекта в туристической отрасли. На наш взгляд, важно решать эти и другие проблемы, обеспечивать ответственное и прозрачное использование технологий искусственного интеллекта.
Вместе с тем, несмотря на некоторые проблемы, следует подчеркнуть, что технологии искусственного интеллекта революционизируют туристическую индустрию России и Казахстана. Сегодня персонализированные рекомендации туристам и расширенные возможности бронирования, интеллектуальный транспорт, логистика и иммерсионные путешествия не мечта, а реальность.
Применение искусственного интеллекта в сфере туризма широко развивается. Так, в рамках международной туристической выставки FITUR-2024, прошедшей в Мадриде в январе 2024 г. <6>, были озвучены потребности в пересмотре уже имеющихся стандартов в сфере туризма с учетом развивающихся новых технологий, в частности искусственного интеллекта. Путешественники всего мира понимают, что применение этих новых технологий делает их поездки легкими и приятными. Люди, использующие возможности искусственного интеллекта, получают более персонализированный, эффективный и захватывающий опыт путешествий. А это значит, что система искусственного интеллекта продолжает развиваться и совершенствоваться и будет играть еще более важную роль в сфере оказания туристских услуг.
--------------------------------
<6> Боровский Н. Искусственный интеллект совершит революцию в туризме.
Подытоживая, отметим, что искусственный интеллект - явление относительно новое, уникальное и уже завоевавшее свое место во многих сферах нашей жизни. Это возлагает большую ответственность как на разработчиков, так и пользователей данной технологии в плане регламентации ее применения на доктринальном и законодательном уровне.
Защита прав туристов в ракурсе применения искусственного интеллекта имеет свои особенности. Прозрачность и понятность алгоритмов искусственного интеллекта, конфиденциальность данных путешественников и ответственность за негативные последствия - это три приоритетных вопроса, которые необходимо учитывать при разработке правовых норм и правил, регулирующих использование искусственного интеллекта в туристической сфере в России и Казахстане. Только тогда путешественники могут быть уверены, что их права надлежащим образом защищены в современной цифровой эпохе.