Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Дополнения от 23 июля 2024 года к ответам на вопросы, заданные нашими клиентами и посетителями сайта

Обновлено 23.07.2024 10:08

 

Вопрос: Просим пояснить порядок исключения ОПО из государственного реестра ОПО и порядок снятия с учета оборудования, работающего под давлением, в случае продажи этого оборудования по договору купли-продажи.

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Порядок исключения ОПО из государственного реестра ОПО (далее - Реестр) и порядок снятия с учета оборудования, работающего под давлением, выполняются раздельно и в соответствии с установленными требованиями в области промышленной безопасности не могут быть выполнены в рамках одного заявления.

Исключение ОПО из Реестра осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей ОПО (кто эксплуатирует сейчас, т.е. нового собственника), в соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.04.2019 N 140. Заявление о предоставлении государственной услуги заполняется заявителем (эксплуатирующей организацией) в соответствии с формой, установленной приложением N 1 к Регламенту. Для исключения ОПО из Реестра заявитель представляет заявление в адрес территориального органа Ростехнадзора с указанием причины исключения ОПО из Реестра и копии документов, подтверждающих причину исключения ОПО из Реестра, предусмотренные п. 24 Регламента (основание - п. 2.3.3).

Процедура снятия с учета оборудования, работающего под давлением, установлена Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536. В соответствии с п. 226 ФНП ОРПД снятие оборудования под давлением с учета должно осуществляться на основании заявления эксплуатирующей организации, содержащего причину снятия с учета, с приложением копий документов, подтверждающих в том числе факт передачи оборудования на законных основаниях другой организации.

При передаче другой эксплуатирующей организации оборудования под давлением передающая организация (старый собственник) направляет в территориальный орган Ростехнадзора копии документов, содержащих основание и подтверждение факта передачи оборудования, и информацию об организации, которой передано оборудование (наименование, адрес электронной почты, номер телефона). Форма заявления о снятии с учета оборудования в данном случае не регламентирована.

 

25.06.2024

 

 

Вопрос: Опасный производственный объект (далее - ОПО) не эксплуатируется, газ на объект не поставляется, перед ГРПШ между фланцевыми соединениями запорной арматуры и газопроводом установлена заглушка и опломбирована газораспределяющей организацией (далее - ГРО).

Можно ли исключить ОПО из государственного реестра ОПО при этих условиях?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Для исключения ОПО из государственного реестра ОПО необходимо отсутствие признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В данном случае ГРО необходимо в месте раздела границ ответственности установить сферическую заглушку методом сварки и зафиксировать установку актом отключения коммунально-бытового объекта. Затем представить в территориальное управление Ростехнадзора заявление на исключение ОПО из государственного реестра с приложением копии акта отключения и фотофиксацию места установки сферической заглушки.

 

25.06.2024

 

 

Вопрос: Является ли перевозка автомобиля на паромных переправах опасным грузом, а его водитель - специальным персоналом?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с таблицей А главы 3.2 "Перечень опасных грузов" Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) и Правилами перевозок грузов (часть 2), утвержденными Приказом Минречфлота РСФСР от 14.08.1978 N 114 (далее - Правила перевозок грузов), автомобиль с заправленными баками топлива является опасным грузом и имеет код ООН N 3166.

Пунктом 3 статьи 165 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ) закреплено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области внутреннего водного транспорта и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с КВВТ РФ законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат КВВТ РФ.

Правила перевозок грузов доведены до сведения неопределенного круга лиц путем опубликования в порядке, действующем на тот момент, а также размещены в информационно-правовой системе "КонсультантПлюс", сохраняют юридическую силу на территории Российской Федерации и применяются в части, соответствующей КВВТ РФ.

Водитель автомобиля в соответствии со статьей 6.1 КВВТ РФ не является специальным персоналом и для перевозки на пароме является пассажиром.

 

21.06.2024

 

 

Вопрос: Должна ли авиакомпания объединять багаж пассажиров, следующих совместно одним рейсом?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : На основании пункта 127 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, перевозчик обязан по просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), и при заключении такими пассажирами договоров воздушной перевозки пассажира, предусматривающих норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан объединить сумму норм бесплатного провоза багажа по весу каждого из пассажиров.

 

21.06.2024

 

 

Вопрос: Распространяются ли обязательные требования в области транспортной безопасности на транспортные средства автомобильного транспорта, используемые организациями только для собственных нужд?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Подпунктом "а" пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что транспортные средства автомобильного транспорта включают в себя транспортные средства, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Порядок осуществления указанных видов перевозок установлен Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

В соответствии с частью 1 статьи 27 указанного Федерального закона перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Таким образом, по нашему мнению, обязательные требования в области транспортной безопасности не распространяются на транспортные средства автомобильного транспорта, используемые организациями только для собственных нужд.

 

21.06.2024

 

 

Вопрос: Возможно ли проведение профилактического визита в формате видеоконференции?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 991 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта" профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

 

21.06.2024

 

 

Вопрос: Какое медицинское заключение необходимо представить для сдачи экзамена в Ространснадзоре для получения свидетельства на право управления подвижным составом?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса России от 22.08.2019 N 273 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, моторвагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом, приостановления действия и аннулирования указанного свидетельства, а также требований к его оформлению и Формы свидетельства", к проверке теоретических знаний допускаются лица, представившие медицинское заключение о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе и о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой), полученное в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 428.

 

21.06.2024

 

 

Вопрос: Нужно ли владельцам автомобильных дорог общего пользования местного значения размещать сведения о них в Системе контроля дорожных фондов?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Да. Данная обязанность предусмотрена статьей 10.1 Федерального закона N 257-ФЗ для всех владельцев дорог общего пользования, включая автомобильные дороги местного значения.

 

21.06.2024

 

 

Вопрос: Каков порядок обеспечения сотрудников ФПС ГПС вещевым и иным имуществом?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Порядок вещевого обеспечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2020 N 1368 "О некоторых вопросах вещевого обеспечения в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".

 

18.06.2024

 

 

Вопрос: Как определить массу судна для целей его государственной регистрации?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : При определении массы маломерного судна следует руководствоваться ГОСТ Р ISO 8666-2012 "Суда малые. Основные данные". В соответствии с указанным Стандартом масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы. При этом для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 кг, фактическая масса определяется взвешиванием. Взвешивается судно, укомплектованное техническими средствами и минимальным набором средств безопасности.

 

18.06.2024

 

 

Вопрос: В каких случаях пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.

 

18.06.2024

 

 

Вопрос: В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, предусмотрено ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Установлена ли форма указанного журнала и допускается ли его ведение в электронном виде?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, не ограничивается ведение журнала учета систем противопожарной защиты в электронном виде. При этом форма указанного журнала определяется руководителем организации.

 

18.06.2024

 

 

Вопрос: Как указывать характеристики объекта с использованием ЕИС, если в техническом задании используются формулы, таблицы, изображения, а описание характеристик объекта закупки превышает 2 тысячи символов?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Согласно п. 7 Правил использования КТРУ <1> при проведении электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения о закупке. Согласно п. 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, о требованиях к их формам <2> (далее - Положение), формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, используемыми субъектами ЕИС.

--------------------------------

<1> Утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.

<2> Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60.

 

При этом в силу ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение о закупке должно содержать ряд электронных документов, среди которых первым называется описание объекта закупки.

Как разъяснил Минфин России в письме от 25.09.2023 N 24-03-09/90944, с 1 октября 2023 г. описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении о закупке на основании п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ с учетом п. 3 Положения <3>. Кроме того, описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (т.е. полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.

--------------------------------

<3> Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60. В силу указанной нормы формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, используемыми субъектами ЕИС.

 

В рассматриваемой ситуации заказчик может в структурированном виде (путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС) указать все качественные и количественные характеристики и прикрепить отдельным документом "полное описание объекта закупки", сформированное вне ЕИС. Для загрузки в ЕИС допускаются файлы форматов pdf, docx, doc, rtf, xls, xlsx, jpeg, jpg, bmp, tif, tiff, txt, gif, csv, odp, odf, ods, odt, sxc, sxw, zip, rar.

В настоящее время в равной степени признаются неправомерными как указание характеристик объекта закупки исключительно в структурированном виде, без прикрепления "полного описания объекта закупки" <4>, так и публикация исключительно "полного описания объекта закупки" без указания характеристик в структурированном виде <5>. Указание заказчиком в структурированном виде не всех качественных и количественных характеристик (в меньшем количестве, чем указано в прикрепленном документе) тоже признается контролирующими органами неправомерным <6>.

--------------------------------

<4> См. решения Забайкальского УФАС России по жалобе N 075/06/105-520/2023 от 26.10.2023 (изв. N 0391600000623000001).

<5> См. решения Кемеровского УФАС России от 01.11.2023 по делу N 021/06/49-877/2023 (изв. N 0115100002623000028), Новосибирского УФАС России от 31.10.2023 N 054/06/42-2208/2023 (изв. N 0117100010723000070), Пермского УФАС России от 31.10.2023 по закупке N 0356100029523000416.

<6> См. решение Ростовского УФАС России от 25.10.2023 по делу N 061/06/49-3885/2023 (изв. N 0358200036223001297).

 

21.02.2024

 

 

Вопрос: Мы указали в контракте, что отдельные этапы его исполнения не предусмотрены, в связи с чем в извещении о закупке также не выделяли их. Вместе с тем товар был поставлен двумя партиями с разницей в неделю, в связи с чем было оформлено два документа о приемке (хотя оплату мы впоследствии произвели одномоментно за весь товар). Проверяющие считают, что фактически у нас имели место два этапа исполнения контракта, намерены привлечь нас к административной ответственности. Подскажите, есть ли правоприменительная практика по этому вопросу?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : В соответствии с п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ отдельным этапом исполнения контракта признается часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, в извещении о закупке должны быть указаны сроки исполнения таких этапов и цена каждого отдельного этапа (п. 8, 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

На практике часть контрольных органов в сфере закупок придерживается мнения, что установление этапов исполнения контракта является правом, а не обязанностью заказчика.

 

Пример. Из п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ следует, что для признания части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) отдельным этапом исполнения контракта необходимо, чтобы контрактом была предусмотрена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением документа о приемке) и оплату этой части обязательства. В этом случае, исходя из смысла Закона N 44-ФЗ, помимо определения отдельных частей (объема) работ, необходимо предусмотреть в отношении каждого отдельного этапа срок его исполнения и начальную (максимальную) цену.

В рассматриваемом случае ни извещением, ни проектом контракта объем работ не разделяется на отдельные части (этапы). Соответственно, и НМЦК, и срок исполнения обязательства определены как для единовременного выполнения работ.

Как разъяснил Минфин России в письме от 25.10.2021 N 24-06-06/86152, в понимании п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта и, соответственно, не влечет обязанности по ее отдельной оплате.

Поскольку проектом контракта отдельные этапы его исполнения не предусмотрены, у заказчика не возникло обязанности их указания в извещении о закупке <1>.

--------------------------------

<1> Решение Московского УФАС России от 07.09.2023 по делу N 077/06/106-12317/2023 (изв. N 0373100099823000015). См. также решения Ленинградского УФАС России от 05.12.2023 N 047/06/42-3466/2022 (изв. N 0145200000422001470), Орловского УФАС России от 27.02.2023 N 057/06/42-76/2023 (изв. N 0154300014623000043), Ульяновского УФАС России от 28.03.2023 по делу N 073/06/106-142/2023 (изв. N 0168500000623000724), Краснодарского УФАС России от 14.06.2022 N 402/2022 по делу N 023/06/42-2195/2022 (изв. N 0818500000822003300), Московского УФАС России от 10.02.2022 по делу N 077/06/106-2036/2022 (изв. N 0373200010822000047), Калининградского УФАС России от 02.06.2022 N 039/06/49-473/2022 (изв. N 0335100015622000170).

 

Но если контрольный орган будет исходить из того, что любая приемка с оформлением документа о приемке, которая завершается платежом, является отдельным этапом исполнения контракта, то при наличии всех этих признаков в контракте, предусматривающем, например, ежемесячную приемку оказанных услуг, неустановление отдельных этапов исполнения контракта в извещении о закупке может быть расценено как нарушение.

 

Пример аргументации 1. Закон N 44-ФЗ выделяет два обязательства заказчика для выявления отдельного этапа: приемка и оплата. С одной стороны, в извещении в разделе "Этапы исполнения контракта" содержится информация о том, что контракт не разделен на этапы исполнения контракта. С другой стороны, в проекте контракта имеются обязательства заказчика, позволяющие выявить наличие трех отдельных этапов, а именно:

- 1-й этап: сбор исходной документации, выполнение инженерных изысканий;

- 2-й этап: разработка проектно-сметной документации;

- 3-й этап: получение положительного заключения на проектно-сметную документацию и инженерные изыскания от ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области".

Таким образом, в извещении и проекте контракта содержится противоречивая информация, ввиду чего в действиях заказчика усматривается нарушение требований ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, а извещение нуждается в корректировках либо в части печатной версии извещения, либо в части проекта контракта <2>.

--------------------------------

<2> Решение Ленинградского УФАС России от 02.06.2023 N 047/06/42-1270/2023 (изв. N 0145300008923000148). В решении ФАС России от 14.03.2023 по делу N 28/06/105-97/2023 (изв. N 0172100008123000005) также отмечается, что, установив в проекте контракта периодичность приемки и оплаты товара, заказчик обязан был указать в извещении о закупке сроки исполнения отдельных этапов исполнения контракта и цену каждого отдельного этапа. Наличие противоречивых сведений об этапах исполнения контракта отмечалось и в Постановлении ФАС России от 27.03.2023 по делу N 28/04/7.30-415/2023.

 

Пример аргументации 2. Приложением N 3 к проекту контракта установлено, что поставщик обязуется поставить товар по наименованию и количеству, указанному в заявке, в течение 3 рабочих дней с даты получения заявки. Согласно п. 9.6 проекта контракта оплата по контракту осуществляется по факту поставки товара на основании заявки о получении (выборке) товара в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами документа о приемке в ЕИС на основании предоставленных документов п. 9.4 контракта. Таким образом, проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта в понимании п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, поскольку предусмотрена обязанность заказчика оплатить (а значит, и принять) товар, поставленный по заявке.

При этом извещение о закупке не содержит разбивки по этапам исполнения (выделения определенного количества этапов в зависимости от предполагаемого количества заявок), срока исполнения таких этапов и цен отдельных этапов. Таким образом, содержание извещения противоречит требованиям п. 8 и 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ <3>.

--------------------------------

<3> Решение Омского УФАС России от 28.02.2022 N 055/06/42-124/2022 (изв. N 0352300022322000035). См. также решения ФАС России от 14.03.2023 по делу N 28/06/105-97/2023 (изв. N 0172100008123000005), Алтайского республиканского УФАС России от 03.03.2022 по делу N 004/06/49-51/2022 (изв. N 0177300001422000001), Ростовского УФАС России от 24.03.2023 N 061/06/42-1026/2023 (изв. N 0358300117223000016), от 01.09.2023 по делам N 061/10/99-3202/2023, 061/06/42-3206/2023, 061/06/42-3212/2023, 061/06/42-3218/2023 (изв. N 0158300031223000012).

 

Согласно письму Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152 отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом предусмотрена обязанность заказчика обеспечить приемку определенной части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства по контракту.

В связи с изложенным рекомендуем в споре с проверяющими упирать на тот факт, что в вашем случае обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату определенной части поставленного товара контрактом не предусмотрена, и ссылаться на правоприменительную практику, подтверждающую такой подход. Однако с учетом наличия противоположной правоприменительной практики положительный исход вашего спора с контрольным органом нельзя считать предрешенным.

 

22.01.2024

 

 

Вопрос: Будет ли независимая гарантия признана соответствующей требованиям законодательства, если в ней содержится следующий пункт: "По поручению принципала гарантия может быть изменена гарантом с согласия бенефициара. Изменения гарантии в части продления срока ее действия и/или увеличения суммы гарантии согласия бенефициара не требуют. Изменения условий независимой гарантии оформляются в виде отдельного документа"?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Да, такая формулировка соответствует требованиям законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены типовые формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке и в качестве обеспечения исполнения контракта.

В обеих формах имеется раздел "Дополнительные условия", который не должен противоречить положениям извещения и проекта контракта.

Как показывает практика, если в независимой гарантии присутствует дополнительное условие о возможности продлить срок действия и увеличить сумму без согласия бенефициара, а для изменения иных условий требуется согласие, то такое условие признается правомерным.

 

Пример. Заказчик признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, поскольку последний представил гарантию с условием о возможности ее изменения гарантом, что не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ. Победитель аукциона с этим не согласился и обжаловал действия заказчика в УФАС.

Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной. Действительно, спорная гарантия содержит следующее условие: "Настоящая гарантия может быть изменена гарантом без согласия бенефициара только в части увеличения суммы и срока действия гарантии путем выпуска дополнения к гарантии. Иные изменения гарантии допускаются только с согласия бенефициара". Из ч. 1 - 4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ не следует, что перечень требований к гарантии является закрытым, в т.ч. нет запретов, ограничивающих право банка включать в гарантию условия, не предусмотренные ч. 2, 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, условие о внесении изменений в гарантию, в т.ч. в части согласия бенефициара на это, зависят от волеизъявления банка, в связи с чем указанные положения гарантии не противоречат законодательству о контрактной системе. При этом заказчиком не обосновано, каким образом условие об увеличении суммы и срока действия гарантии без согласия заказчика повлияет на его права и законные интересы при исполнении контракта <1>.

--------------------------------

<1> Решение Адыгейского УФАС России от 07.07.2021 по делу N 001/06/83.2-327/2021. См. также решение Челябинского УФАС России от 04.04.2018 по делу N 182-ж/2018 (оставлено в силе Постановлением ФАС Уральского округа от 27.11.2018 по делу N А76-9653/2018).

 

Если бы в независимой гарантии присутствовала фраза о возможности изменить иные условия без согласия бенефициара, то это было бы основанием отказать в принятии независимой гарантии.

 

Пример. Заказчик признал победителя электронного конкурса уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что он предоставил независимую гарантию, не соответствующую требованиям Закона N 44-ФЗ. Основанием для такого вывода послужил такой пункт: "Независимая гарантия может быть изменена гарантом в следующем порядке: изменения, связанные с увеличением суммы и/или срока действия независимой гарантии, исправлением ошибок в части несоответствия условиям, указанным в извещении и/или документации о закупке, а также иные изменения, не ухудшающие положения бенефициара, вступают в силу в дату выпуска гарантом изменений в независимую гарантию без согласия бенефициара".

Контрольный орган признал жалобу участника закупки на действия заказчика необоснованной. Спорное условие гарантии по своей сути подразумевает возможность внесения банком изменений в положения гарантии без согласия бенефициара. При этом оговорка "а также иные изменения, не ухудшающие положения бенефициара" без указания закрытого перечня условий свидетельствует о возможности банка в свободной форме трактовать данное положение и определять условия, не ухудшающие положения бенефициара, без согласования таких условий с последним и в дальнейшим вносить изменения в положения гарантии. Таким образом, положения этого пункта гарантии установлены неоднозначным образом и могут повлечь за собой ограничение прав и законных интересов бенефициара, в т.ч. повлечь за собой ограничение выплат по представленной независимой гарантии <2>.

--------------------------------

<2> Решение Ивановского УФАС России от 14.03.2023 N 037/06/45-138/2023 (07-15/2023-069). См. также решение Костромского УФАС России от 04.02.2021 N 044/06/105-38/2021.

 

22.12.2023

 

 

Вопрос: Обязан ли заказчик выбрать весь объем товара по контракту, который предусматривает поставку товара по заявкам? Цена контракта является твердой (т.е. речь не идет о "закупке без объема" по ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Обычно в случаях, когда к концу срока поставки остается невыбранный и невостребованный заказчиком товар, заказчик и поставщик подписывают соглашение о расторжении контракта. Это не несет для сторон никаких негативных последствий.

Однако время от времени поставщики отказываются подписать соглашение о расторжении и настаивают на выборке всего товара, предусмотренного контрактом. Иногда они даже обращаются в арбитражный суд с целью принудить заказчика принять и оплатить оставшийся товар (даже если заявки заказчиком не направлялись) и взыскать с заказчика неустойку.

Имеется вероятность, что суд станет на сторону поставщика.

 

Пример правовой оценки. По делу установлен факт ненадлежащего исполнения детским садом (заказчик) обязательства по направлению заявок и выборке товара. Это является существенным нарушением обязательства по договору поставки, в результате чего поставщику причинены убытки в размере 58 127,97 руб.

При этом суд отклонил как неподтвержденные надлежащими доказательствами следующие доводы заказчика:

- при отсутствии с его стороны заявки на поставку товара поставщик закупал товар на свой страх и риск;

- заказчик извещал поставщика о снижении планируемых объемов закупаемого товара;

- поставщик не представил доказательств уничтожения испорченных продуктов питания.

Как следует из материалов дела, поставщик исполнял свои обязательства по поставке товара должным образом, тогда как заказчик, напротив, оставлял без ответа его требования о направлении заявок в установленный срок. Фактически заказчиком сознательно был пропущен срок направления заявки на поставку оставшейся партии товаров: вплоть до окончания срока контракта заявка не поступила.

Вывод: в нарушение условий заключенного сторонами контракта заказчик умышленно уклонялся от исполнения своих обязательств по подаче заявки на поставку товара и собственно принятия товара, в связи с чем убытки в заявленном размере подлежат взысканию <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Двенадцатого ААС от 14.09.2017 по делу N А12-7690/2017. Аналогичные выводы можно найти в Постановлениях Тринадцатого ААС от 29.08.2016 по делу N А56-4420/2016, Шестнадцатого ААС от 15.12.2016 по делу N А63-1141/2016, решении АС Карачаево-Черкесской Республики от 01.06.2018 по делу N А25-7/2018.

 

Однако бывают и иные решения: многое зависит от условий контракта (договора).

 

Пример. Пунктом 4.1 статьи 4 контракта установлено, что срок (период) поставки хлеба и хлебобулочных изделий - с момента заключения контракта, но не ранее 01.01.2017 и до 31.03.2017 (включительно) партиями по заявке заказчика.

Пунктом 4.6 контракта установлено, что в случае, если к сроку, указанному пунктом 4.1 контракта, весь объем товара, согласованный в спецификации, заказчиком востребован не будет, обязательства поставщика по передаче товара считаются исполненными в объеме выполненных им всех заявок заказчика.

Установив эти обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии нарушений контракта со стороны заказчика в виде ненаправления заявок и неосуществления выборки, поскольку контрактом не установлена обязанность заказчика направлять заявки в пределах строго обусловленной суммы <2>.

--------------------------------

<2> Постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.06.2018 по делу N А32-36749/2017. См. также Постановление АС Дальневосточного округа от 22.11.2018 по делу N А59-1144/2018.

 

22.12.2023

 

 

Вопрос: Прошел аукцион на оказание услуг по проведению медицинских осмотров несовершеннолетних. Место оказания услуг определено следующим образом: "...на территории Исполнителя _____, г. Саратов или Саратовская область". Один из участников оказался из Нижнего Новгорода. Следует ли нам допускать его заявку?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Как следует из п. 8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), место осуществления лицензируемого вида деятельности - это производственный объект (здание, помещение, сооружение, территория, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и/или используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.

Вместе с тем из п. 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности <1> следует, что медицинская деятельность может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада, по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности. Соответственно, внесение изменений в реестр лицензий в этом случае не требуется. При этом устанавливается, что мобильная медицинская бригада может оказывать первичную медико-санитарную помощь населению, проводить профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию.

--------------------------------

<1> За исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково". Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852.

 

Вышеизложенные нормы Положения о лицензировании медицинской деятельности позволяют закупать услуги по проведению профилактических медицинских осмотров по месту нахождения заказчика.

Однако в рассматриваемом случае извещением установлено требование к месту оказания услуг "на территории Исполнителя ______, г. Саратов или Саратовская область", т.е. возможность оказания услуг на территории заказчика мобильной медицинской бригадой не предусмотрена. Следовательно, имеющаяся у участника закупки лицензия не соответствует требованиям извещения о закупке, в связи с чем заявка такого участника подлежит отклонению на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.

 

Пример. В извещении о закупке содержалось требование об оказании услуг по проведению медосмотров по месту нахождения исполнителя в с. Краснотуранске Краснотуранского района Красноярского края.

Участник закупки представил выписку из реестра лицензий, согласно которой местом оказания услуг является Красноярский край, г. Минусинск. Заявка была отклонена.

Правовая оценка УФАС: поскольку в извещении о закупке имелось требование о предоставлении лицензии на оказание услуг по месту нахождения исполнителя в с. Краснотуранске, участникам закупки надлежало представить в заявке затребованную лицензию.

Участник закупки пояснил, что планировал провести медицинский осмотр с использованием передвижного медицинского комплекса вне места нахождения медицинской организации (в состав заявки было включено действующее РУ на такой комплекс).

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников <2> действительно предусматривает, что периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Однако работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования. Учитывая, что участник закупки находится в г. Минусинске, в случае заключения с ним контракта работники заказчика будут лишены возможности пройти диагностические исследования в с. Краснотуранске. Следовательно, отклонение заявки участника закупки являлось правомерным <3>.

--------------------------------

<2> Утвержден Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.

<3> Решение Красноярского УФАС России от 02.12.2022 N 024/06/106-3279/2022 (изв. N 0119200000122017200).

 

В судебной практике также можно встретить решения, в которых обосновывается соответствующая позиция.

 

Пример. Место оказания услуг по медицинскому осмотру работников заказчика условиями заключаемого договора было определено как "медицинское учреждение, находящееся в г. Одинцово Одинцовского района Московской области, до которого от места нахождения заказчика можно добраться с использованием транспорта общего пользования (кроме такси) не менее чем двумя маршрутами регулярных перевозок городского сообщения, время нахождения в пути составляет не более 15 - 20 минут".

 

Учитывая, что участниками закупки не были представлены лицензии на осуществление медицинской деятельности, в которых место осуществления лицензируемого вида деятельности соответствовало вышеуказанным условиям, заявки таких участников были отклонены правомерно <4>.

--------------------------------

<4> Постановление АС Московского округа от 03.07.2019 по делу N А40-197204/18.

 

22.12.2023

 

 

Вопрос: По итогам электронного аукциона заключен контракт на строительство здания. Подрядчик должен сдать объект под ключ. Для выполнения отделочных работ необходимо включить в здании отопление. Подрядчик отказывается оплачивать расходы на отопление, т.к. они отсутствуют в локально-сметном расчете. При этом в контракте указано, что его цена включает в себя все расходы на выполнение работ. Прав ли подрядчик?

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : Как следует из п. 2 ст. 747 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, заказчик обязан передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги. Оплата предоставленных заказчиком услуг осуществляется в случаях и на условиях, предусмотренных договором строительного подряда.

Следовательно, заказчик имеет право требовать оплаты или возмещения расходов на оказание коммунальных услуг в порядке и на условиях, определенных контрактом.

Если в контракте имеется условие о том, что цена контракта включает в себя все расходы подрядчика, связанные с исполнением контракта, то, скорее всего, суд поддержит заказчика в иске о взыскании расходов на отопление с подрядчика.

 

Пример. Условиями контракта предусмотрено, что оплата работ установлена в твердой сумме. Цена включает все затраты, связанные с выполнением обязательств по контракту. При этом ни нормами гражданского законодательства, ни положениями контракта не урегулирован вопрос о возложении бремени несения расходов по оплате коммунальных услуг в период проведения подрядных работ на ремонтируемом объекте.

Содействие заказчика подрядчику ограничивается либо прямо предусмотренными договором и законом случаями, либо ситуациями, когда такое содействие не выходит за рамки обычной хозяйственной практики и не влечет серьезного увеличения текущих расходов заказчика. В отношении же подрядчика закон исходит из презумпции профессионализма и предвидения затрат на исполнение договорных обязательств. Следовательно, поскольку в контракте прямо не предусмотрена обязанность заказчика по возмещению подрядчику расходов на оплату коммунальных услуг в период проведения подрядных работ, обязанность несения таких расходов у заказчика отсутствует.

Кроме того, именно подрядчик осуществил фактическое потребление ресурсов на строительной площадке, учитывая, что до начала проведения подрядных работ данный объект был отключен от магистральных сетей тепло- и водоснабжения. Доказательств согласования с заказчиком поставки ресурса в период выполнения ремонтных работ в материалы дела не представлено <1>.

--------------------------------

<1> Постановление АС Дальневосточного округа от 20.02.2019 по делу N А80-215/2018. См. также Постановления Седьмого ААС от 31.03.2022 по делу N А45-29495/2020, Восьмого ААС от 16.10.2023 по делу N А70-1150/2023.

 

Ну и тем более суды встанут на сторону заказчика, если тот предусмотрительно включил в контракт соответствующее условие.

 

Пример правовой оценки. Из условий заключенного контракта следует, что его цена не включает затраты по оплате коммунальных услуг в период проведения подрядных работ. При этом по окончании работ подрядчик обязуется возместить заказчику стоимость коммунальных услуг на объекте за период выполнения работ (п. 4.1.19). В связи с этим довод подрядчика о том, что заказчик не вправе требовать возмещения расходов за коммунальные ресурсы в период проведения работ по капитальному ремонту здания гаража, является несостоятельным и не соответствует условиям контракта.

Доводы подрядчика о том, что включение в сметную стоимость расходов по возмещению затрат заказчика на оплату коммунальных услуг противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ, т.к. фактически уменьшает цену контракта, суд считает несостоятельными, поскольку невключение расходов по оплате коммунальных услуг в смету не может служить обстоятельством, оправдывающим неисполнение обязательств по контракту со стороны подрядчика, согласившегося с его условиями при его заключении.

Довод о том, что подрядчик при выполнении работ не пользовался энергоресурсами заказчика, также исследован и отклонен судом, поскольку документов, подтверждающих факт обесточивания здания гаража перед началом ремонтных работ, подрядчиком суду не представлено <2>.

--------------------------------

<2> Постановление АС Поволжского округа от 23.03.2022 по делу N А57-6090/2021. См. также Постановление Второго ААС от 10.01.2018 по делу N А31-7097/2017: в данном случае контракт содержал условие о том, что оплата электроэнергии осуществляется заказчиком с последующим возмещением затрат подрядчиком согласно показаниям прибора учета. Аналогично Постановление Четырнадцатого ААС от 18.06.2021 по делу N А44-4147/2020.

 

22.12.2023

 

 

Вопрос: Закупаем услуги по очистке кровли здания от снега. Нужно ли устанавливать к участникам закупки Дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 <1> (далее - ПП РФ N 2571)?

--------------------------------

<1> "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".

 

Отвечают специалисты юридической компании Легас, 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, online@legascom.ru : С одной стороны, имеются предпосылки для отнесения услуг по уборке снега к поз. 36 приложения к ПП РФ N 2571 "Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий".

Действительно, в соответствии с п. 5.5 ГОСТ Р 51870-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" <2> на прилегающих (дворовых, заводских) территориях применяют сухую и мокрую уборки. В зависимости от погодных условий уборка территорий включает в себя: удаление снега и наледи, применение противогололедных материалов (ПГМ), поливку дорожных покрытий, мойку цоколей, сбор и перемещение твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) к местам складирования и контейнерам, мойку тротуаров, поливку и/или кошение газонов, первичную сортировку ТБО.

--------------------------------

<2> Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст.

 

Вместе с тем закупка услуг по уборке снега именно с кровли здания, как представляется, не может быть отнесена к поз. 36. Как указал контрольный орган в аналогичной ситуации, "услуги по очистке кровель от снега и наледи не могут быть отнесены к услугам по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, так как не включают в себя уборку последних, а предполагают лишь очистку кровли" <3>.

--------------------------------

<3> Решение Московского УФАС России от 31.10.2023 по делу N 077/06/106-15052/2023 (изв. N 0373100035723000136).

 

При этом контрольные органы отмечают, что в силу п. 9.2 СП 255.1325800.2016 "Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" в состав работ по текущему обслуживанию зданий входит уборка снега, в т.ч. на кровле. Таким образом, имеются основания для отнесения закупаемых услуг к поз. 14 приложения к ПП РФ N 2571 "Работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений" <4>.

--------------------------------

<4> Аналогично решение Московского УФАС России от 29.09.2023 по делу N 077/06/106-13440/2023 (изв. N 0373100039123000023).

 

Если же соответствующие виды работ предусмотрены правилами благоустройства территории муниципального образования, то в этом случае дополнительные требования должны предъявляться в соответствии с поз. 9 приложения к ПП РФ N 2571.

Так, при закупке услуг по зимнему содержанию пешеходных дорожек, площадок на территориях общего пользования в г. Сургуте контрольный орган согласился с необходимостью предъявления дополнительных требований по поз. 9, т.к. соответствующие виды работ предусмотрены Правилами благоустройства территории г. Сургута <5>.

--------------------------------

<5> Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 09.10.2023 N 086/06/31-1598/2023 (изв. N 0187300006523001568).

 

Кроме того, некоторые контрольные органы вообще считают очистку крыш от снега, наледи и сосулек отдельным видом услуг, который не подпадает под действие ПП РФ N 2571 <6>.

--------------------------------

<6> Решение Пермского УФАС России от 08.06.2023 по жалобе N 8261/23 (изв. N 0156100006923000027).

 

Разумеется, рекомендуем вам ориентироваться на позицию того контрольного органа, к компетенции которого относится осуществление контроля в отношении проводимых вами закупок.

 

22.12.2023