Гармонизация процедур реструктуризации в банкротстве: итоги Гаагской конференции по международному частному праву 2024 года
С 5 по 8 марта 2024 г. прошло заседание Совета по общим вопросам и политике Гаагской конференции по международному частному праву (ГК МЧП). В заседании приняли участие 429 участников, аккредитованных 74 государствами. В состав делегации Российской Федерации вошли 6 представителей различных федеральных органов исполнительной власти, включая автора настоящей статьи.
Одним из актуальных вопросов, рассматривавшихся ГК МЧП, являлась унификация и гармонизация международного банкротного права. Основным достижением в этом направлении выступило обеспечение сотрудничества Постоянного бюро ГК МЧП с Рабочей группой V о несостоятельности (банкротстве) Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в вопросах унификации и гармонизации регулирования процедур реструктуризации, разработки документов по вопросам применимого законодательства в производстве по делам о несостоятельности (банкротстве), а также отслеживания и возврата активов в ходе такого производства.
В настоящей статье представлен анализ наличествовавших до момента начала ГК МЧП 2024 г. проблем в данной сфере, а также хода и результатов обсуждения в рамках ГК МЧП вопросов унификации и гармонизации процедур реструктуризации в банкротстве с учетом ее взаимодействия с Рабочей группой V ЮНСИТРАЛ.
Ключевые слова: Гаагская конференция по международному частному праву, несостоятельность, банкротство, реструктуризация, ЮНСИТРАЛ, гармонизация законодательства, унификация законодательства, имплементация.
From 5 to 8 March 2024, a meeting of the Council on General Affairs and Policy of the Hague Conference on Private International Law (HCCH) was held. The meeting was attended by 429 participants accredited by 74 states. The delegation of the Russian Federation included 6 representatives of various federal executive authorities, including the author of this article.
One of the pressing issues considered by HCCH was the harmonization of international insolvency law. The main achievement in this direction was the cooperation of the Permanent Bureau of HCCH with Working Group V on Insolvency law of the United Nations Commission On International Trade Law (UNCITRAL) in matters of unification and harmonization of regulation of restructuring procedures, development of documents on issues of applicable legislation in proceedings on cases insolvency, as well as tracking and recovery of assets during insolvency proceedings.
This article presents an analysis of the problems in this area that existed before the start of the HCCH' meeting in 2024, as well as the progress and results of the discussion within HCCH on the unification and harmonization of insolvency restructuring procedures, taking into account its interaction with UNCITRAL Working Group V.
Key words: the Hague Conference on Private International Law, insolvency, bankruptcy, restructuring, UNCITRAL, harmonization of legislation, unification of legislation, implementation.
Регулирование вопросов несостоятельности (банкротства), формируя формальную институциональную среду, играет одну из ключевых ролей в экономике развитых и развивающихся стран с рыночной экономикой. Конкуренция приводит к тому, что наименее эффективные экономические субъекты уходят с рынка ввиду неприбыльности их деятельности, тем самым повышая средний уровень оставшихся. Потребители, как правило, должны выигрывать в долгосрочной перспективе, поскольку оставшиеся производят товары, работы и услуги или с меньшими затратами, и (или) более высокого уровня. Правовым механизмом, с помощью которого экономические субъекты, испытывающие существенные финансовые затруднения, погашают свои обязательства, как правило, с последующей ликвидацией, является несостоятельность (банкротство). Однако возможно и восстановление платежеспособности должника в рамках процедуры реструктуризации, в результате которой экономический субъект, столкнувшийся с финансовыми трудностями, обязуется вернуть долги и сможет продолжить свое существование.
ГК МЧП является площадкой, позволяющей обсудить наиболее передовой опыт зарубежных стран в различных сферах частного права, в том числе в рамках регулирования процедур несостоятельности (банкротства), и сформировать общие прогрессивные подходы в целях унификации и гармонизации законодательства различных стран, являющихся членами ГК МЧП.
В частности, правила реструктуризации в Соединенных Штатах Америки (США), закрепленные в гл. 11 Кодекса США о банкротстве <1>, включают ряд положений, которые призваны помочь организациям, испытывающим финансовые затруднения, справиться с ними и повысить вероятность того, что такие организации смогут вернуть долги без их ликвидации путем восстановления их платежеспособности и повышения эффективности их деятельности. Так, в рамках процедур, направленных на предотвращение банкротства, разработка плана реструктуризации сопровождается пресечением попыток кредиторов на этом этапе получить взыскание, в том числе по процентам по основному долгу, до того момента, пока план реструктуризации не вступит в силу (за исключением обеспеченных кредитов). Также на этом этапе с одобрения суда организация может получить новые кредиты, если будет обосновано, что такой источник нового оборотного капитала поможет ей избежать ликвидации как результата несостоятельности (банкротства). В дополнение к этому предусмотрены отсрочки по налоговым платежам до тех пор, пока организация, попавшая в неблагоприятное финансовое состояние, не станет прибыльной <2>.
--------------------------------
<1> Cornell Law School. U.S. Code.
<2> Bebchuk L.A. and H. Chang (1992). Bargaining and the Division of Value in Corporate Reorganization, J. of Law, Econ., and Org. 8: 523 - 546.
Одним из возможных решений, обеспечивающих предотвращение несостоятельности (банкротства) организации, является включение в план реструктуризации положений, направленных на снижение издержек производства, высокий уровень которых и мог привести к возникновению финансовых трудностей. На рынках, где существует острая ценовая конкуренция, рост затрат на производство может подорвать конкурентоспособность экономического субъекта, в результате увеличения цены на производимую продукцию. Подобные проблемы могут быть характерны для европейских стран, ввиду высокой стоимости рабочей силы и иных факторов. В особенности в силу местной специфики проблема является актуальной для Эстонии, Латвии, Литвы, Португалии и Словении <3>.
--------------------------------
<3> European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. Restructuring in bankruptcy: recent national case examples.
Одновременно с этим значимым является вопрос о том, какими правилами реструктуризации руководствоваться, если активы и (или) обязательства должника относятся к юрисдикции нескольких государств. В силу глобализации, в частности, в Европейском союзе с начала текущего столетия выросла доля трансграничных банкротств, при том что законодательство стран по-прежнему в определенной степени разнится. Английское законодательство о несостоятельности является в целом более предсказуемым и гибким с большим уклоном в сторону восстановления платежеспособности должника, в основном в отличие от континентального регулирования (за определенными исключениями). Есть существенные отличия и в части процессуального регулирования. Так, если во Франции большую роль в процедурах несостоятельности (банкротства) играет суд, то в Великобритании доминирующей является роль кредиторов, в то время как процессуальное законодательство Германии скорее занимает промежуточное положение <4>.
--------------------------------
<4> Library Briefing. Library of European Parliament. Cross-border insolvency law in the EU.
В связи с этим необходимо отметить, что Постоянное бюро ГК МЧП высказало некоторые предложения о том, что вопросы применимого права должны рассматриваться с учетом обозначенных выше политических и макроэкономических соображений, связанных с процедурами реструктуризации и доконкурсного производства, поскольку доконкурсное производство возможно считать фактическим частным урегулированием, что означает, что вопросы применимого права могут вписываться в рамки договорных урегулирований. Однако в этом случае возникают вопросы, связанные с необходимостью универсального признания процедур реструктуризации и последствиями того, что это может привести к нарушению частной автономии договора должников и законных ожиданий кредиторов в отношении формы разрешения споров и применимого права в процедурах реструктуризации.
Для разрешения ряда проблем, связанных с несовершенством банкротных процедур, не позволяющих в ходе реструктуризации долгов предотвратить банкротство организаций, испытывающих финансовые затруднения, а также в рамках работы по унификации и гармонизации банкротного регулирования и однозначного утверждения процедур реорганизации в качестве института, направленного на предотвращение ликвидации организаций, европейские страны, в соответствии с Директивой Европейского парламента от 20 июня 2019 г. N 2019/1023 <5> о гармонизации банкротного законодательства, включили к 17 июля 2021 г. в рамках регулирования процедур реструктуризации режим управления активами должника, подобный закрепленному в гл. 11 Кодекса США о банкротстве.
--------------------------------
<5> EUR-Lex. Access to European Union law.
Так, в Испании специально созданная рабочая группа обеспечивает имплементацию соответствующих решений в национальное законодательство.
В Италии 14 августа 2020 г. принят новый Кодекс о несостоятельности <6>, который, помимо прочего, устанавливает правила превентивной реструктуризации; допускает финансирование должника в целях восстановления его платежеспособности со стороны кредиторов и акционеров, чьи требования могут быть удовлетворены в приоритетном порядке; устанавливает порядок погашения требований кредиторов, не присоединившихся к плану реструктуризации; предусматривает удовлетворение требований в результате выпуска финансовых инструментов.
--------------------------------
<6> Jones Day. All Change in Europe - New Chapter 11-Style Restructuring Regime Is On Its Way!
Великобритания, Франция и Германия сравнительно недавно приняли новое регулирование процедур несостоятельности (банкротства), которое призвано стимулировать реструктуризацию экономических субъектов, находящихся в трудном финансовом положении, для достижения целей предотвращения их ликвидации и удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Это регулирование существенно отличается от процедур реструктуризации в США. В этих трех странах менеджменту должника предоставлено значительно меньше полномочий в рамках процедур реструктуризации. Так, назначенный судом управляющий или непосредственно сам суд разрешает вопросы, связанные с формированием плана реструктуризации. В целом в Великобритании и Германии процедуры несостоятельности (банкротства) в большей степени ориентированы на кредиторов, нежели в США, и реструктуризация менее вероятна <7>.
--------------------------------
<7> Franks J.R., K. Nybourg and W.N. Torous (1996). A Comparison of U.S., U.K., and German Insolvency Codes, Financial Management. 25: 19 - 30; White M.J. (1996). The Costs of Corporate Bankruptcy: A U.S.-European Comparison, in: Corporate Bankruptcy: Economic and Legal Perspectives, J. Bhandari and L. Weiss, eds. (Cambridge University Press, Cambridge, UK). Berkovitch and Israel (1998); Franks J.R. and O. Sussman (2005). Financial Innovations and Corporate Bankruptcy, J. of Financial Intermediation. Forthcoming.
Для целей дальнейшего обеспечения унификации и гармонизации законодательного регулирования процедур реструктуризации в рамках несостоятельности (банкротства) Совет по общим вопросам и политике ГК МЧП приветствовал сотрудничество между Постоянным бюро и Секретариатом ЮНСИТРАЛ по вопросам, касающимся применимого законодательства в производстве по делам о несостоятельности (банкротстве), а также отслеживания и возврата активов в ходе производства по делам о несостоятельности (банкротстве), и поручил Постоянному бюро ГК МЧП продолжать вносить вклад в работу ЮНСИТРАЛ по данной тематике <8>.
--------------------------------
<8> HCCH. CGAP 2024, March 2024. Conclusions & Decisions (C&D). P. 2.
Чтобы избежать дублирования с работой Рабочей группы V ЮНСИТРАЛ, Постоянное бюро ГК МЧП тесно сотрудничает с Секретариатом ЮНСИТРАЛ и вносит свой вклад в качестве наблюдателя в Рабочую группу V ЮНСИТРАЛ.
Так, в ходе консультаций Постоянное бюро и Секретариат ЮНСИТРАЛ отметили растущую важность процедур реструктуризации.
Хоть в настоящий момент Рабочая группа V ЮНСИТРАЛ не рассматривает детально процедуры реструктуризации, ввиду занятости иными вопросами, тем не менее события, вызванные глобальной рецессией и последствиями пандемии, привели к тому, что государства и международные организации, работа которых направлена на унификацию и гармонизацию законодательства, все же ищут новые процедуры спасения жизнеспособных, но находящихся в затруднительном финансовом положении экономических субъектов. Также наблюдается широкое признание необходимости формальных процедур урегулирования задолженности в качестве альтернативы ликвидации. Реструктуризация как раз представляет собой процедуру, к которой прибегают с целью избежать прекращения деятельности организации в результате несостоятельности (банкротства).
Постоянным бюро ГК МЧП предположено, что работа над международно-правовыми аспектами реструктуризации, особенно в отношении применимого права и юрисдикции, может быть актуальной. Существуют некоторые соображения, указывающие на необходимость использования другого подхода к применимому праву для процедур реструктуризации и доконкурсного производства, чем для процедур конкурсного производства, в частности, поскольку предполагаемым результатом реструктуризации и доконкурсного производства является "реорганизация", а не ликвидация должника и распределение активов и выручки между кредиторами. Другие соображения, которые могут привести к подходу в отношении регулирования выбора применимого права для процедур реструктуризации, отличающемуся от процедур конкурсного производства, включают проблемы повышенных требований к координации процедур и наличие рисков несогласия между заинтересованными субъектами при принятии решений, которые могут возникать при традиционных внесудебных урегулированиях, а также узкий круг кредиторов, которых касается реструктуризация.
Постоянным бюро ГК МЧП была отмечена недавняя тенденция в отношении некоего "гибрида" доконкурсного или реструктуризационного производства и формальной реабилитационной процедуры, часто называемой "процедурой реорганизации". Эта процедура, которая своими корнями уходит в гл. 11 Кодекса США о банкротстве, позволяет достичь различных результатов, начиная от незначительных финансовых реструктуризаций до масштабных реорганизаций и продаж активов с последующим распределением. Ряд юрисдикций, включая Европейский союз, Сингапур и Великобританию, обеспечили по итогам ранее состоявшегося на международной площадке обсуждения имплементацию механизмов реструктуризации, фактически основанных на гл. 11 Кодекса США о банкротстве.
Осуществив обсуждение вышеизложенных вопросов, Совет по общим вопросам и политике ГК МЧП поблагодарил профессора Ф. Гарсимартина за его вклад в формирование продуктивного взаимодействия. Совет призвал Постоянное бюро продолжать сотрудничество с секретариатами ЮНСИТРАЛ и Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) в рамках разработки документов, связанных с несостоятельностью (банкротством), в том числе в отношении цифровых транзакций и обращения цифровых активов в процедурах банкротства и реструктуризации. Постоянное бюро перед Советом по общим вопросам и политике ГК МЧП отчитается по данному вопросу в 2025 г. <9>
--------------------------------
<9> HCCH. CGAP 2024, March 2024. Conclusions & Decisions (C&D). P. 3.