Гражданско-правовой механизм изъятия объекта недвижимости у лиц, включенных в перечень причастных к экстремизму и терроризму
Религиозная организация "Свидетели Иеговы" - запрещенная в России экстремистская организация.
В статье проанализированы основания изъятия объекта недвижимости и определен механизм изъятия недвижимости при попадании в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. На основании использования формально-юридического и сравнительно-правового методов выделены особенности механизма изъятия такой недвижимости, сделаны выводы о важности детализации правового регламента данного института.
Ключевые слова: недвижимые вещи, прекращение права собственности, принудительное изъятие имущества, гражданско-правовая ответственность, экстремизм, терроризм, физическое лицо, организация.
The article analyzes the grounds for the seizure of a real estate object and defines the mechanism for the seizure of real estate when it enters the list of organizations and individuals for whom there is information about their involvement in extremist activities or terrorism. Based on the use of the formal legal and comparative legal method, the features of the mechanism for the seizure of such real estate are highlighted, conclusions are drawn about the importance of detailing the legal regulations of this institution.
Key words: immovable property, termination of ownership, forced seizure of property, civil liability, extremism, terrorism, an individual, an organization.
Актуальность вопроса о блокировке имущества у организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и которые включены в соответствующий перечень, имеет особое значение в контексте обеспечения государственной безопасности от внутренних и внешних угроз. Следует отметить, что экстремистская деятельность в современном мире весьма динамично развивается, несмотря на применяемые в правоприменительной практике механизмы уголовно-правового противодействия. По данным Следственного комитета России, в 2023 г. в суд направлено порядка 430 уголовных дел об экстремизме, что на 62% больше, чем в 2022 г. За первый квартал 2024 г. в России число лиц, внесенных в перечень террористов и экстремистов, увеличилось на 669 человек. За последнее десятилетие количество несовершеннолетних в списке выросло в 3,5 раза, а только в 2024 г. было добавлено 17 подростков <1>. Нахождение в этом списке серьезно ограничивает возможности лиц, запрещая им осуществлять финансовые операции, наследовать имущество и пользоваться банковскими услугами, а также ставит под угрозу их трудоустройство. Общее усиление военных угроз требует активизации не только уголовно-правовых механизмов, но и результативных гражданско-правовых решений.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства юстиции РФ от 29 ноября 2022 г. N 303 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования единого реестра сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации".
Обзор научной литературы выявил различные точки зрения на такой правовой институт, как принудительное прекращение частной собственности. В частности, исследователями предлагается увеличить количество оснований прекращения частной собственности с детальной регламентацией таких действий и с учетом общей оценки эффективности действующего законодательства в сфере отношений собственности. В исследованиях института принудительного прекращения права собственности на имущество О.Л. Алтенговой приводятся аргументы в защиту межотраслевого характера конфискации имущества с учетом особенностей, закрепленных федеральным законодательством. В работе отмечается, что "целью гражданско-правовой конфискации является урегулирование имущественного оборота в части принудительного изъятия имущества как санкции за совершенное правонарушение или преступление" <2>.
--------------------------------
<2> Алтенгова О.Л. Гражданско-правовая конфискация как основание принудительного прекращения права собственности // Вестник Волгоградской академии МВД России. Частное право. 2016. N 1. С. 44.
Систематизация имеющихся в научной литературе точек зрения для развития правовых механизмов института изъятия объекта недвижимости при попадании в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, показывает, что фактическое изъятие недвижимости или других активов теоретически может стать альтернативой уголовно-правовой ответственности <3>. Позитивно оценивая подобную практику, считаем, что данная мера не может служить альтернативой уголовной ответственности, но вполне может быть расценена как дополнительный вид наказания, способствующий справедливому возмещению вреда от экстремистской и террористической деятельности. Отличие ее от конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера состоит в том, что расширяет ограниченный круг материальных предметов, полученных незаконным путем или являющихся средством совершения преступления, до иной собственности - недвижимости, которая могла быть получена вполне законно, но подлежит изъятию в связи с попаданием в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму.
--------------------------------
<3> Профилактика экстремизма в молодежной среде: учеб. пособие для вузов / А.В. Мартыненко, Л.А. Потапова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. С. 187 - 188.
Право частной собственности является одной из основ конституционного строя Российского государства и отражено в ст. 35 Конституции РФ в форме гарантии того, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Собственность на имущество включает правомочия каждого иметь имущество, владеть и пользоваться им, включая извлечение из имущества его полезных свойств, а также распоряжаться им как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Особое отношение к объектам недвижимости, среди которых только земля имеет свой особый конституционный статус. Недвижимость как гражданско-правовой институт, согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, подразумевает земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств. К недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество, требующее регистрации при переходе права собственности <4>. Критериями включения в данный перечень недвижимого имущества являются объективное физическое основание тесной связи с землей и формально-юридическое основание, предполагающее прямое указание в правовой норме. Авторы концепции развития гражданского законодательства о недвижимости отмечают, что гражданско-правовой статус недвижимости уже в 2024 г. ждут большие перемены: Росреестр полностью перейдет на электронное взаимодействие с юридическими лицами; ведение похозяйственной книги как основания для регистрации права собственности на земельный участок; правовые особенности оформления прав на отдельные объекты недвижимости и др. Все это показывает, какую роль важного и крупного сектора национальной экономики играет недвижимость и как необходимо установление четкого порядка управления, нацеленного на достижение баланса государственного и частных интересов <5>.
--------------------------------
<4> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая) (с изм. и доп.) // СПС "Гарант".
<5> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // Вестник ВАС. 2009. N 11.
В целом государством предусмотрены гарантии и правовые механизмы, обеспечивающие собственнику автономию в определении судьбы своего имущества. Гражданско-правовая культура общества предполагает, что в условиях правового государства в основном прекращение права собственности происходит по воле собственника путем совершения сделок по его отчуждению: купли-продажи, дарения, мены, ренты и др. <6>. Однако в гражданско-правовом законодательстве также определены и юридические факты, с которыми связывается институт прекращения права собственности принудительно (ст. 235 Гражданского кодекса РФ). К таким фактам относятся неправомерные и незаконные действия собственника при наличии законодательного предписания и судебного решения. Принудительное изъятие недвижимого имущества осуществляется путем реквизиции (ст. 242 Гражданского кодекса РФ) и конфискации (ст. 243 Гражданского кодекса РФ). Однако на практике могут быть применены и иные случаи принудительного прекращения права собственности. Так, 14 декабря 2021 г. опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации N 2241 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532", в котором были определены требования к направляемым документам в случае принятия решения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества в случае включения организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму <7>. В соответствии с данным правовым актом Росфинмониторинг направляет в орган регистрации прав уведомление о включении физического лица или организации в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или уведомляет об исключении организаций и физических лиц из указанных перечней в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения. Предусмотренный в документе правовой механизм предусматривает направление в орган регистрации прав заверенной копии решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия данного решения. Механизм подобных изъятий апробирован на практике. В марте 2017 г. находящаяся в Нефтеюганске организация пожертвовала финляндскому объединению дом и участок в областной столице, а в апреле ее признали экстремистской организацией. Суд Тюмени удовлетворил иск прокуратуры об обращении в собственность РФ недвижимости, принадлежавшей организации, которую признали экстремистской <8>. Верховный суд Москвы 20 апреля 2017 г. по иску Минюста России признал религиозную организацию "Свидетели Иеговы" экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России. По данным Росреестра, в г. Санкт-Петербурге в собственности этой организации находилось 9,1 га земли и несколько зданий общей площадью около 3,5 тыс. м2. Сестрорецкий суд г. Санкт-Петербурга удовлетворил иск прокуратуры Курортного района города об изъятии в пользу государства недвижимости организации "Свидетели Иеговы". Среди изъятых объектов - земельные участки, административные здания и жилые дома, кадастровая стоимость которых составляет почти 900 млн руб., а рыночная же превышает 2 млрд руб. <9>.
--------------------------------
<6> Потапова Л.А. Формирование цивилистической культуры возмещения вреда потерпевшим от экстремистских преступлений // Правовая культура. 2023. N 2 (53). С. 73 - 76.
<7> Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2021 г. N 2241 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532".
<8> Дом экстремистской организации в Тюмени перешел в собственность РФ // Аргументы и факты.
<9> Суд изъял элитную недвижимость Свидетелей Иеговы под Петербургом // Российская газета.
В концепции деликтных обязательств, описанной в работах Е.Н. Агибаловой, В.П. Мазолина, И.П. Полякова, Е.В. Рузановой, В.Т. Смирнова и других исследователей, прослеживается положение, что, устраняя имущественные и неимущественные последствия экстремистских действий, деликтные обязательства выполняют свою основную функцию - восстановительную (компенсационную) в сочетании с функцией формирования гражданско-правовой культуры общества <10>.
--------------------------------
<10> Потапова Л.А. Концепция деликтных обязательств в гражданском праве (на примере экстремистских преступлений) // Правовая культура. 2023. N 2 (53). С. 120.
В начале 2024 г. в Государственную Думу ФС РФ был внесен законопроект о конфискации имущества (недвижимости) при попадании в перечень экстремистских организаций и физических лиц. Уголовно-правовые механизмы в феврале 2024 г. были дополнены изменениями в ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ - положениями, предусматривающими конфискацию имущества, полученного в результате распространения заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, публичных призывов к действиям против безопасности государства (экстремистские действия) <11>.
--------------------------------
<11> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.).
Основанием для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, является совершение противоправных действий террористической или экстремистской направленности. По своей сути, еще до вынесения судебного решения в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинг может включить не только осужденных, но и подозреваемых в преступлениях террористической и экстремистской направленности. Согласно п. 17.2 Указа Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" Росфинмониторинг должен разместить на своем официальном сайте информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму <12>. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" основанием для включения в список являются: 1) решение суда РФ о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму; 2) приговор суда РФ о признании лица виновным в совершении уголовных преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ; 3) постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ; 4) решение Генпрокурора РФ, прокурора субъекта РФ о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность; 5) решение следователя о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ; 6) постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ; 7) перечень организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, составленный международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанный в Российской Федерации; 8) приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность, признаваемые в РФ в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами <13>.
--------------------------------
<12> Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (с изменениями и дополнениями).
<13> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Уделяя серьезное внимание вопросам противодействия финансированию экстремизма и терроризма, в разных странах вопрос об изъятии имущества решают по-разному. Как показывает проведенный обзор исследований, гражданско-правовые механизмы включают инструменты широкого диапазона - от возложения существенных штрафов до предъявления исков о возмещении вреда как от имени государства, так и от имени родственников потерпевших от экстремистских и террористических действий. В своем исследовании О.В. Романовская и О.В. Безрукова предлагают обратить внимание на пример Израиля, где в качестве подобной меры используют снос жилого дома, принадлежащего террористу или его близким родственникам <14>.
--------------------------------
<14> Романовская О.В. Ограничения права собственности в целях противодействия терроризму (о сносе домов членов семьи террористов) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. N 4 (44). С. 27 - 36.
В России для лиц, включенных в перечень причастных к экстремизму и терроризму, устанавливаются различные запреты на совершение гражданско-правовых действий, кроме операций в целях обеспечения своей жизнедеятельности, к которым относятся: 1) операции, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 руб. в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи; 2) операции, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с российским законодательством, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по своим обязательствам; 3) операции, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем 10 000 руб., а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму. Каждая финансовая операция приостанавливается на пять рабочих дней (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица).
В правовой литературе сущность подобных гражданско-правовых мер усматривается в принудительном прекращении права собственности как некой ответной реакции гражданского права на умаление имущественных прав лица в рамках наступления административной или уголовной ответственности <15>.
--------------------------------
<15> Алтенгова О.Л. Указ. соч. С. 45.
Таким образом, гражданско-правовой характер указанного механизма изъятия имущества имеет более широкое применение, нежели конфискация как мера уголовно-правового воздействия, так как область ее применения более широкая и связана не только с преступлением, но и с другим правонарушением. Соответственно, ее признаками будут: регулирование оснований на уровне федерального законодательства; прекращение права собственности вопреки воле лица; императивность и безвозмездность изъятия имущества; переход частной собственности в государственную; основание в виде судебного или административного решения по факту совершения преступления или административного правонарушения; распространяется на материальные объекты, в частности на недвижимость; не может быть заменена денежной суммой. Однако следует отметить, что гражданско-правовое законодательство не определяет судьбу изъятой недвижимости лиц, включенных в перечень причастных к экстремизму и терроризму. Применительно к земельному участку как объекту недвижимости подобное изъятие имеет свои особенности: 1) применяется только к собственникам, не затрагивая других правообладателей; 2) по указанным основаниям представляет единственный случай безвозмездности изъятия; 3) содержит конституционное требование о судебном, а не административном решении его судьбы; 4) наличие требования Земельного кодекса РФ к основанию возможного изъятия земельного участка как объекта недвижимости только за совершение преступления (ст. 50 Земельного кодекса РФ) <16>.
--------------------------------
<16> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп.).
Механизм изъятия объекта недвижимости у лиц, включенных в перечень причастных к экстремизму и терроризму, создает основу предупреждения финансирования экстремизма и терроризма. Однако межотраслевой характер указанных мер требует совершенствования отечественной правовой системы и правоприменительной практики для разумного сочетания эффективного финансового контроля с универсализацией гражданско-правовых мер в борьбе с терроризмом и экстремизмом и соблюдением конституционных прав граждан.
Религиозная организация "Свидетели Иеговы" - запрещенная в России экстремистская организация.