Актуальные проблемы в области ИС: электронная торговля с использованием прямых трансляций в Китае
В статье рассмотрены основные вопросы защиты интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности на товарные знаки в сфере электронной коммерции в условиях прямых трансляций (livestreaming). В статье анализируется такое понятие, как livestreaming e-commerce, которое стало достаточно употребляемым в последние годы в связи с поступательным развитием платформ социальных сетей и появлением в этой нише новых игроков. В статье уделяется внимание распределению ответственности в рамках нарушения прав на объекты ИС при прямых трансляциях, рассматривается кейс и исследуется вопрос отнесения платформ для трансляции телепередач к платформам электронной торговли. В заключение даются рекомендации соответствующим предприятиям, которые функционируют в области использования прямых трансляций.
Ключевые слова: электронная коммерция, операторы платформ электронной коммерции, нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности, прямые трансляции (livestreaming).
Онлайн-шопинг (online shopping) - это не новинка для современного человека, как и социальные сети, но что насчет их сочетания? В Китае с 2016 года процветает уникальный формат шопинга, объединяющий социальные сети и электронную коммерцию, который уже стал заметным сектором китайского рынка розничной торговли. Согласно отчету пекинской консалтинговой компании iResearch, к 2020 году объем рынка электронной коммерции с использованием прямых трансляций в Китае уже превысил 1,2 трлн руб. (175 млрд долл. США), а к концу 2023 года ожидалось, что он превысит 4,9 трлн руб. К 2030 году число пользователей электронной коммерции, просматривающих прямые трансляции, достигнет 388 млн человек, причем 66,2% из них делают заказ после просмотра видеороликов.
Проще говоря, livestreaming e-commerce - это новое поколение торговых каналов, но преобразованных из телевизионных каналов в платформы социальных сетей. На таких платформах, как Taobao, Douyin (китайская версия TikTok) и Kuaishou, зрители могут отвечать и взаимодействовать с ведущими прямых трансляций, что делает процесс онлайн-покупок более увлекательным, чем просто просмотр фотографий и видео на платформах электронной коммерции. Хотя такой режим покупок может открыть новые перспективные возможности для бизнеса, продавцам следует помнить о связанных с ним вопросах защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - ИС).
Во-первых, при создании видеороликов, транслируемых в режиме реального времени, возможно использование изображений или иллюстраций третьих лиц, а также фоновой музыки, что может иметь последствия с позиций законодательства об авторском праве. Кроме того, с точки зрения защиты товарных знаков электронная торговля с помощью прямых трансляций ставит новые задачи по борьбе с контрафактом и нарушением прав на товарные знаки. Эта относительно новая модель онлайн-покупок предоставляет продавцам удобный способ выхода в массы не только через традиционные торговые площадки, такие как Taobao, но и через платформы социальных сетей, такие как Douyin. Если эти продавцы продают контрафактную продукцию на платформах для прямых трансляций, они, безусловно, будут нести ответственность по закону. Однако объем обязанностей и потенциальной ответственности платформ, передающих трансляции, не столь очевиден, и именно этот вопрос был предметом рассмотрения в некоторых нормативных актах и судебных решениях.
Поскольку в электронной коммерции, связанной с прямыми трансляциями, могут участвовать разные стороны при различных обстоятельствах, то, прежде чем делать вывод о том, какие юридические обязательства могут возникнуть, необходимо определить ответственную сторону в зависимости от конкретной ситуации. Так, можно разделить эти обстоятельства на три сценария. По первому - ведущий создает студию, регистрируя учетную запись на платформе прямых трансляций, и занимается маркетинговой деятельностью в области прямых трансляций в качестве субъекта индивидуальной предпринимательской деятельности. В этом случае ответственной стороной является ведущий, который одновременно выступает продавцом.
Второй сценарий относится к ситуации, когда аккаунт для трансляции в прямом эфире регистрируется торговцем или поставщиком для создания студии, а маркетинговая деятельность в прямом эфире осуществляется через ведущего, нанятого хозяином, который установил трудовые или сервисные отношения с торговцем или поставщиком. В этом случае ответственной стороной является торговая компания или поставщик.
В последнем примере маркетинговая деятельность осуществляется платформой прямых трансляций путем создания студии на собственном веб-сайте или в приложении, а принимающая сторона находится только в трудовых или служебных отношениях с платформой. Ответственной стороной является платформа прямых трансляций.
После определения ответственной стороны необходимо проверить, знает ли она о том, что продает контрафактную продукцию, или нет. Если ответственной стороной является производитель, то, разумеется, он знает о факте нарушения и несет всю юридическую ответственность. В дальнейшем возникает вопрос о том, какие же последствия ожидают такого производителя. Можно говорить о том, что, если установлено нарушение прав на товарный знак, производитель должен нести гражданско-правовую ответственность за прекращение нарушения (прекратить производство и продажу предполагаемой контрафактной продукции, уничтожить товарные запасы и т.д.), а также возместить экономические потери и разумные расходы. Необходимо добавить, что если ответственная сторона не производит продукцию, но знает о нарушении, то, как правило, она несет солидарную ответственность с производителем контрафактной продукции.
Но что же делать, если ответственная сторона - это просто продавец, который случайно, не зная об этом, приобрел для продажи контрафактную продукцию? В данном случае если сторона может доказать законный источник продукции, то ей обычно достаточно прекратить продажу контрафактной продукции и она не будет нести ответственность за компенсацию. Однако если правообладатель может представить доказательства того, что уведомление о нарушении было направлено в полном объеме, но вышеуказанная ответственная сторона продолжает продавать предполагаемый контрафактный продукт через прямую трансляцию, то защита законного источника ответственной стороны после получения уведомления о нарушении невозможна и ответственная сторона также должна выплатить компенсацию. Некоторые примеры таких источников могут включать:
1. Зарегистрированные патенты, авторские права или товарные знаки. Если правообладатель имеет зарегистрированные интеллектуальные права на свой продукт, то он может использовать их в качестве законного источника, чтобы защитить свои интересы. Он может требовать прекращения продажи контрафактных товаров, а также компенсации за причиненные убытки.
2. Контракты и договоры. Если между сторонами существует контракт или договор, который регулирует использование интеллектуальной собственности, то правообладатель может ссылаться на такие документы, чтобы подтвердить свои права и требовать соблюдения условий контракта. Нарушение условий контракта может служить основанием для прекращения продажи контрафактных товаров и требования компенсации.
3. Законодательство и нормативные акты. Правообладатель может ссылаться на применимые законы и нормативные акты, которые запрещают продажу контрафактных товаров или защищают права интеллектуальной собственности. Как и в предыдущем пункте, нарушение этих норм может стать основанием для прекращения продажи контрафактных товаров и требования компенсации.
В каждом конкретном случае определенный законный источник и его защита могут различаться в зависимости от фактических обстоятельств и применимых правовых норм. Важно получить квалифицированную юридическую консультацию и адекватную поддержку для эффективной защиты прав интеллектуальной собственности.
Если оператор нанят в рамках служебных или трудовых отношений для осуществления маркетинговой деятельности, то обычно считается, что его поведение относится к исполнению обязанностей, и соответствующую ответственность должен нести работодатель. Если же нарушение совершено в рамках отношений по оказанию услуг или в период аутсорсинга, то соответствующую ответственность должна нести сторона, принимающая человеческие ресурсы, или сторона, передающая человеческие ресурсы на аутсорсинг. Однако если оператор рекламирует продукцию под своим именем или изображением, то он должен провести необходимые проверки законности источника и качества продукции. В противном случае они могут столкнуться с риском принятия на себя соответствующей ответственности, которую несут рекламные представители в соответствии с Законом "О рекламе".
Когда речь заходит о регулировании деятельности в области электронной коммерции, помимо общих положений Закона "О рекламе", Закона "О борьбе с недобросовестной конкуренцией", Закона "О товарных знаках" и Закона "Об авторском праве", китайские власти также приняли ряд законов и административных постановлений для решения соответствующих правовых вопросов.
В январе 2019 года вступил в силу Закон "Об электронной коммерции" <1>, который содержит конкретные положения о защите прав на объекты ИС на сайтах электронной коммерции. Закон предусматривает механизм уведомления и удаления, который обязывает торговые платформы удалять нарушающий права контент после получения уведомления от правообладателей ИС. Они же в лице собственников обязаны принимать необходимые меры для пресечения нарушений прав ИС, совершаемых на их платформе, если им известно или должно быть известно о таких нарушениях, в противном случае они будут нести солидарную ответственность.
--------------------------------
<1> E-Commerce Law of the People's Republic of China, 2019.
Тем не менее ранее существовала серая зона в вопросе о том, будут ли платформы для трансляции телепередач считаться платформами электронной торговли и, следовательно, подпадать под действие соответствующих законов об электронной торговле. В качестве примера стоит привести знаковое решение, вынесенное в мае 2021 года пекинским окружным судом Хайдянь по делу Saishi Trading (Shanghai) против Laizhou Hongyu Art Crafts <2>, в котором платформы для продажи товаров с помощью прямых трансляций впервые были признаны платформами для электронной торговли. В данном конкретном деле рассматривался иск о нарушении прав на товарный знак, возникший в связи с продажей товаров с помощью прямых трансляций на Douyin. Владелец товарного знака возбудил дело не только против непосредственного нарушителя, но и против платформы. Компания Douyin пыталась провести различие между платформой для трансляций и платформой для электронной торговли, ссылаясь на то, что она всего лишь предоставляет канал связи между потребителями и другими платформами электронной торговли, не осуществляя при этом никаких прямых продаж. Тем не менее суд рассмотрел суть услуг по продаже, предоставляемых компанией Douyin, и пришел к выводу, что она, в соответствии с законом об электронной торговле, подпадает под определение "платформа электронной торговли" независимо от ее основной функции - предоставление контента для прямых трансляций.
--------------------------------
<2> Saishi Trading (Shanghai) Co., Ltd. v. Laizhou Hongyu Art Crafts Co., Ltd. et al., 2021.
Несмотря на то что компания Douyin подпадает под действие законодательства об электронной торговле, было установлено, что она выполнила свою обязанность "по проявлению заботы" (duty of care) и, следовательно, не несет солидарной ответственности. Судом учитывались следующие факторы: во-первых, были ли у платформы правила и политика защиты прав ИС, и уведомляла ли она об этом своих пользователей; во-вторых, был ли на платформе создан механизм предварительной проверки квалификации продавца; в-третьих, была ли платформа заранее уведомлена о нарушении продавцом прав на товарный знак; в-четвертых, были ли предприняты своевременные и необходимые действия по предоставлению информации о продавце и удалению соответствующего контента после уведомления о нарушении. В частности, суд принял во внимание, что платформе было сложно тщательно отслеживать всю информацию о товаре и пользователях до того, как она получила активное уведомление от жертвы нарушения.
Что касается действий после нарушения прав, то в соответствии с Законом об электронной коммерции <3>, платформы электронной коммерции, осуществляющие прямые трансляции, обязаны разработать механизм устранения нарушений прав интеллектуальной собственности. Невыполнение этой обязанности может привести к солидарной ответственности с нарушителем.
--------------------------------
<3> E-Commerce Law of the People's Republic of China, 2019.
Легче ли нарушить права ИС в электронной торговле с помощью прямых трансляций по сравнению с обычной розничной торговлей? Можно считать, что да, в силу особенностей, присущих живой электронной торговле. Во-первых, в настоящее время торговля посредством прямых трансляций не имеет строгого механизма доступа и среди огромного числа участников некоторые имеют относительно низкую осведомленность о законах в сфере ИС.
Благодаря своим преимуществам и политической поддержке электронная торговля с помощью прямых трансляций привлекает все больше платформ, продавцов, поставщиков и потребителей, а с появлением большого числа конкурирующих субъектов в отрасли возрастает и риск нарушения прав интеллектуальной собственности. Кроме того, платформы электронной торговли в определенной степени преодолевают ограничения физических магазинов по времени продаж, региону, количеству и типу продаваемых товаров. Благодаря Интернету потребитель может в любое время из любого места зайти в любой интернет-магазин, свободно выбрать и купить товар. В этом смысле электронная коммерция вызывает практически неограниченный рост числа покупателей и продавцов, количества товаров и торговцев. С точки зрения вероятности большое количество участников может свидетельствовать, соответственно, о повышенном риске нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности.
Во-вторых, оперативность и хаотичность прямых трансляций делают практически невозможным своевременное обнаружение и пресечение нарушений, а также относительно затрудняют сохранение и отслеживание фактических доказательств. По сравнению с традиционной электронной торговлей (она основана преимущественно на статичном описании товара на веб-странице в Интернете), живые трансляции полностью раскрывают информацию о товаре в процессе представления и способствуют завершению большого количества сделок в короткие сроки под воздействием сопоставления цен, живых скидок, потоковой передачи данных о продажах в реальном времени и других аспектов. Темп электронной торговли, когда весь процесс продажи происходит чрезвычайно быстро, создает значительные препятствия для защиты прав ИС. Поскольку электронная торговля не имеет физического склада или помещения, ограничивающего количество товаров или покупателей, количество товаров, выставленных на продажу во время прямой трансляции, настолько велико, что прокрутка товаров ускоряется, а информация о товаре исчезает сразу после совершения быстрой продажи. Быстрые появление и исчезновение товаров значительно затрудняют обнаружение или сбор доказательств нарушения авторских прав.
Третий аспект заключается в том, что быстрая и повсеместная передача данных об электронной коммерции в режиме реального времени усложняет регулирование последней. Платформы электронной коммерции сталкиваются с необходимостью управления колоссальной командой продавцов и огромной группой покупателей, что создает значительные трудности для их технических и управленческих средств проверки продавцов, выявления проблем и разрешения споров.
За исключением случаев, когда информация о продукте, опубликованная площадкой, содержит очевидные детали, нарушающие авторские права, или правообладатель заранее направил предупреждение о правах, операторам платформ электронной коммерции обычно сложно отсеять информацию, нарушающую авторские права. Кроме того, они имеют ограниченные возможности для мониторинга слов и действий своих активных пользователей в режиме реального времени, а стоимость контроля также высока.
Наконец, атрибуция учетных записей, используемых для прямых трансляций, может быть неясной, что делает защиту прав на объекты ИС относительно сложной. Электронная коммерция с прямыми трансляциями имеет непростые правоотношения, поскольку в ней участвуют несколько субъектов, таких как продавцы, хозяева и онлайн-платформы. Трудно напрямую подтвердить личность конкретного продавца, поскольку потребители сталкиваются с различными субъектами. Это может привести к значительной путанице в вопросах защиты прав, поскольку трудно определить, кто является реальным продавцом. Кроме того, обязанности между компаниями и хозяевами четко не определены, что затрудняет разрешение споров.
В случае если правообладатель обнаружит, что его права на ИС нарушаются каналом электронной коммерции, осуществляющим прямые трансляции, как ему следует действовать, чтобы защитить свои права? В данном случае правообладатель может сначала подать жалобу на платформу с требованием запретить соответствующий контент или пользователя, а также потребовать от платформы предоставить информацию о личности нарушителя. Большинство развитых онлайн-платформ уже создали систему идентификации личности в соответствии с нормативными требованиями. Согласно Закону "Об электронной коммерции" и гражданскому кодексу, платформа обязана предпринять необходимые шаги для выполнения своей обязанности после получения уведомления о нарушении. Таким образом, обратившись к платформе с жалобой, правообладатель может добиться удаления контрафакта и получить идентификационные данные оператора учетной записи для принятия дальнейших мер.
При этом правообладатель должен надлежащим образом сохранять доказательства нарушения. Правообладатель может снимать и сохранять скриншоты контрафактной продукции во время прямой трансляции, фиксировать объемы продаж и/или сохранять информацию с любых рекламных страниц. По возможности правообладатель имеет право также приобрести контрафактную продукцию, чтобы подтвердить детали нарушения и идентифицировать соответствующего производителя. Учитывая возможность судебного разбирательства, в Китае рекомендуется сохранять доказательства нарушения прав, заверяя их у нотариуса или ставя штамп о времени.
Заключение
Поскольку электронная коммерция с использованием прямых трансляций быстро развивается в Китае, у компаний есть возможность не только узнать о действиях, которые они могут предпринять после нарушения, но и заранее предпринять шаги, чтобы быть более подготовленными к защите своих прав ИС.
В рамках проведенного анализа считаем необходимым дать следующие рекомендации:
Предприятия должны уделять внимание правам на объекты ИС, формировать портфель прав на объекты ИС в соответствии со своими потребностями и активно приобретать права на патенты, товарные знаки, авторские права и другие права на объекты ИС.
Также предприятиям стоит обращать внимание на поведение конкурентов в области приобретения и защиты прав, проводить необходимые расследования распространения на рынке продукции, в отношении которой имеются подозрения в нарушении прав, путем регулярного мониторинга рынка и т.д.
Несмотря на риск нарушения прав интеллектуальной собственности на платформах электронной коммерции, использующих прямые трансляции, на этом перспективном рынке также существует множество возможностей для бизнеса. Прежде чем рассматривать возможность вхождения в эту отрасль в качестве оператора или продавца, необходимо обратить внимание на несколько моментов. С точки зрения операторов трансляций, прежде чем принять участие в трансляции, нужно предпринять меры, чтобы не стать соучастниками нарушения прав на объекты ИС, например рекламируя контрафактную продукцию. В связи с этим операторы должны проверить историю бренда на предмет того, является ли он законным предприятием или подражателем, и убедиться, что продвигаемая продукция не является контрафактной.
Что касается брендов, то в их интересах поддерживать тесный контакт с организаторами-операторами и агентствами, осуществляющими прямые трансляции, и тщательно контролировать работу операторов. Например, бренды должны заранее обсуждать с ведущими содержание и формат трансляции, регулярно напоминать им о недопустимости использования в трансляции музыки, фотографий, изображений и иллюстраций третьих лиц без получения соответствующего разрешения. Что касается обеспечения точности информации о продукции, предоставляемой ведущими в ходе прямых трансляций, то бренды должны проводить необходимое обучение ведущих по продукции, а также предлагать ведущим возможность заранее представлять список тем, одобренных для выступлений.
И в дополнение к вышесказанному, брендам стоит быть осведомленными о юридических вопросах, связанных с рекламой и защитой прав потребителей, если они планируют использовать электронную торговлю с помощью прямых трансляций. Сама природа последних означает, что все сказанное оператором будет немедленно передано аудитории. Ведущий может легко отойти от сценария и делать спонтанные замечания, которые могут быть неподконтрольны бренду. Это может привести к повышенному риску того, что операторы будут непреднамеренно делать ложные рекламные заявления или использовать слишком преувеличенные или неуместные формулировки, что может быть недопустимо с точки зрения законодательства.