Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

О некоторых проблемных аспектах в регулировании гражданско-правовых отношений на туристическом рынке

Обновлено 16.09.2024 15:45

 

В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с реализацией туристского продукта, в нормативно-правовых актах Российской Федерации и практике применения судами действующего законодательства. Уделено внимание понятию, виду и природе этого явления. Поднимается вопрос о недостатках правового определения термина "туристский продукт", что в значительной мере приводит к правоприменительной неопределенности. Анализируются вопросы о недостаточном государственном участии в регулировании гражданско-правовых отношений, возникающих между туроператорами и турагентами в сфере туристских услуг. Выводы и рекомендации могут быть использованы в судебной практике и послужить толчком к совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации. Предлагаемые предложения соответствуют цели и задачам исследования.

 

Ключевые слова: туристское право, туристский продукт, электронная путевка, турагент, туроператор, реализация туристского продукта.

 

The article discusses topical problems related to the sale of a tourist product in the regulatory legal acts of the Russian Federation and the practice of application of the current legislation by the courts. Attention is paid to the concept, type and nature of this phenomenon. The question is raised about the shortcomings of the legal definition of the term "tourist product", which to a large extent leads to law enforcement uncertainty. The author analyzes the issues of insufficient state participation in the regulation of civil law relations arising between tour operators and travel agents in the field of tourist services. The conclusions and recommendations can be used in judicial practice and serve as an impetus for improving the current legislation of the Russian Federation. The proposed proposals correspond to the purpose and objectives of the study.

 

Key words: tourism law, tourism product, electronic voucher, travel agent, tour operator, sales of tourism product.

 

За последние два десятилетия путешествия стали неотъемлемой частью жизни большинства российских граждан. Если в 90-е годы прошлого столетия объем путешествий был не так высок, то сейчас потребности в туризме, как выездном, так и внутреннем, значительно возросли. Положительная динамика туристской индустрии в России требовала совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность и определяющего принципы политики государства, направленной на установление правовых основ туристского рынка. В этой связи Государственной Думой РФ 4 октября 1995 г. был принят Федеральный закон N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Туристский закон). За более четверть века отраслевой Закон претерпел около трех десятков изменений и дополнений и его объем вырос более чем в 10 раз. Однако в нем остаются пробелы, которые оставляют правовую неопределенность в ряде вопросов, регулирующих туристскую деятельность. Обратим внимание на некоторые из них.

Как правило, конечным получателем туристских услуг (реализация туристского продукта) является потребитель вне зависимости от того, кто выступает заказчиком таких услуг. В соответствии со ст. 10 Туристского закона реализация туристского продукта осуществляется в соответствии с договором, который заключается в письменной форме или в форме электронного документа. Правильное понимание термина "туристский продукт" является важным для всех участников туристского рынка. Именно этот термин во многих случаях определяет, регулируются ли Туристским законом отношения сторон, заключивших договор гражданско-правового оборота, или нет.

В первой редакции Туристского закона понятие "туристский продукт" имело определение как "право на тур, предназначенное для реализации туристу", а тур, в свою очередь, понимался как "комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия". 17 января 2007 г. Государственной Думой РФ принимается Федеральный закон N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1>, которым туристский продукт определен как "комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта". При буквальном прочтении данного определения следует понимать, что туристский продукт - одновременное наличие в услуге таких составляющих, как комплекс услуг, содержащий перевозку и размещение, они должны быть реализованы за общую стоимость, а гражданско-правовые отношения сторон должны быть оформлены договором о реализации туристского продукта. В то же время, к сожалению, в этом Законе не содержится разъяснений, что является перевозкой, а в услугах, которые оказываются туристам, могут присутствовать различные виды перевозки: перевозка из места постоянного жительства к месту отдыха, трансфер из аэропорта до места размещения, различные экскурсионные перевозки и др. О том, что понятие туристского продукта носит дискуссионный характер, несмотря на широкое обсуждение в научной литературе, указывали исследователи ранее, в том числе Е.Л. Писаревский <2>. Но и по настоящее время понятие туристского продукта законодателем не конкретизировано, и этот термин продолжает вызывать дискуссии.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

<2> Писаревский Е.Л. [и др.]. Правовое обеспечение туризма: Монография / Под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 136 с.

 

Отсутствие разъяснений приводит к появлению неопределенности в понимании термина "туристский продукт", что вносит некоторую неясность трактования указанного термина. Например, когда турагент или туроператор реализуют туристскую услугу или комплекс услуг по размещению и трансферу, то не совсем понятно: будут ли являться такие услуги туристским продуктом или это все-таки отдельная туристская услуга. Таким образом, неясность в данном вопросе ведет к нарушению прав потребителя, например, получение страховых возмещений, на которые потребитель имеет право при заключенном договоре о реализации туристского продукта, а также кто является основным исполнителем услуг и несет перед потребителем ответственность.

Также у турагентов и туроператоров нет полного понимания о наличии возникновения обязательств по передаче сведений о реализованном туристском продукте в единую информационную систему электронных путевок. В соответствии со ст. 10.4 Туристского закона туроператор обязан передавать такие сведения в установленные сроки, если был реализован туристский продукт. Отсутствие или несвоевременное представление таких сведений создают последствия для туроператоров и турагентов в виде административной ответственности.

Далее, как показывает анализ судебной практики, указанные обстоятельства сказываются и на результатах судебных споров. При рассмотрении спора о том, является ли реализованная услуга туристским продуктом или нет, судьи свободны в толковании термина "туристский продукт", что могло не соответствовать представлению участников туристического рынка. Часто суды признавали реализацию туристского продукта, если в договоре не оговаривался комплекс услуг (перевозки и размещения) и такой договор по своему содержанию не являлся договором о реализации туристского продукта. Так, в своем Решении Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края по делу N 2-500/2017 признал, что была осуществлена реализация туристского продукта. В условия сделки по договору входила только услуга по размещению в апартаментах, которую агент взялся забронировать у иностранного туроператора. Суд мотивировал свое Решение следующим образом: "При оценке характера сложившихся между сторонами правоотношений суд приходит к выводу, что они регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей" и ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", так как, несмотря на отсутствие в агентском договоре указания на реализацию туристского продукта, фактически ответчик осуществляет продвижение и реализацию такого продукта по смыслу указанного Туристского закона" <3>.

--------------------------------

<3> Решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 января 2017 г. по делу N 2-500/2017.

 

Еще одно судебное решение, в котором суд признал, что реализация только услуги размещения может являться реализацией туристского продукта, если такое предусмотрено договором. В своем Решении Люберецкий городской суд Московской области от 15 декабря 2014 г. по делу N 2-12009/2014 указал следующее: "Суд с учетом материалов дела, исходя из буквального толкования положений договора от дд.мм.гг года, заключенного между заказчиком и ЗАО "АТЛАС", приходит к выводу о том, что договор является договором о реализации туристского продукта, несмотря на отсутствие услуг по перевозке и трансферу, в связи с чем отказ страховой компании в выплате страхового возмещения суд полагает необоснованным" <4>.

--------------------------------

<4> Решение Люберецкого городского суда Московской области от 15 декабря 2014 г. по делу N 2-12009/2014.

 

По нашему мнению, следует обратить внимание, что разъяснение, "является ли реализуемая услуга туристским продуктом или таковым не является", может иметь значение не только к гражданско-правовым отношениям сторон, но и к возникновению административной ответственности. Так, ст. 4.1 Туристского закона предусмотрен запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров <5>, а в соответствии со ст. 1 указанного Закона деятельность по формированию туристского продукта - это туроператорская деятельность. За незаконную туроператорскую деятельность предусмотрена административная ответственность по ст. 14.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) <6>. В качестве примера приведем Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 мая 2018 г. по делу об административных правонарушениях N 12-193/2018 <7>. В указанном деле суд рассмотрел жалобу на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.51 КоАП РФ, юридического лица за формирование туристского продукта выездного туризма, не имевшего статуса туроператора по выездному туризму и не состоящего в едином федеральном реестре туроператоров. Из текста судебного акта можно понять, что на сайте юридического лица содержалась информация о предоставлении услуг по проживанию за рубежом и информация, что услуги предлагаются на основании публичной оферты. Наличие таких сведений на сайте, по мнению суда, явилось достаточным основанием для образования состава административного правонарушения и правомерного привлечения юридического лица к административной ответственности.

--------------------------------

<5> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (посл. ред.).

<6> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024).

<7> Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 мая 2018 г. по делу об административных правонарушениях N 12-193/2018.

 

Из приведенных примеров судебных актов видно, что судебные инстанции при рассмотрении споров о наличии в реализуемой туристской услуге признаков туристского продукта руководствуются не только буквальным прочтением текста Туристского закона, но и применяют иные более расширительные приемы толкования норм права.

Приведенная выше информация подтверждает неопределенность в правильном понимании понятия "туристский продукт", что затрудняет деятельность профессиональных участников туристического рынка и ведет к дополнительным административным рискам и к увеличению судебных споров. Для устранения требуется корректировка норм отраслевого законодательства и разъяснение действующего с целью единообразия его применения.

Немаловажным фактом является и то, что в туристском законодательстве практически отсутствуют нормы по регулированию гражданско-правовых договорных отношений между турагентами и туроператорами, при этом ст. 10 и 10.1 Туристского закона накладывают на турагента определенные обязанности по порядку заключения договоров о реализации туристского продукта с потребителем. Отсутствие в Туристском законе норм по регулированию договорных отношений между турагентом и туроператором приводит к тому, что такие отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), в котором не учтены особенности туристской отрасли. На основании ст. 421 ГК РФ между турагентом и туроператором действует правило свободы договора. Но свобода договора - это не только юридические и экономические формы, но и некий культурный базис, особенно когда в договорные отношения, основанные на принципах свободы договора, вступают неравнозначные по силе стороны. И в такой ситуации именно от более сильной стороны и ее понимания культурных ценностей будет зависеть, насколько она воспользуется своей возможностью навязать слабой стороне выгодные для себя условия или, основываясь на паритетных отношениях, предложит взаимовыгодные условия. Тесную взаимосвязь идеи свободы договора с рыночной системой организации экономики и этикой хорошо продемонстрировали А.Г. Карапетов и А.И. Савельев в своем исследовании "Свобода договора и ее пределы" <8>.

--------------------------------

<8> Карапетов А.Г., Савельев А.И. Свобода договора и ее пределы: в 2 т. Т. 2. Пределы свободы определения условий договора в зарубежном и российском праве: Монография. М.: Статут, 2012. 451 с.

 

Анализируя условия договоров, которые предлагают туроператоры турагентам, можно сделать вывод, что туроператоры как сильная сторона предлагают не только неравнозначные условия, но и часто кабальные. При этом попытки турагента добиться более равноправных условий путем переговоров отвергаются без каких-либо обсуждений.

В таких договорах часто допускаются условия о штрафных санкциях за обстоятельства, на которые турагент не в состоянии влиять в силу ограничения законом таковых возможностей. Например, туроператор включает в договор штрафные санкции к турагенту за отказ туриста от исполнения договора (аннуляцию тура), несмотря на то, что законом предоставлено такое право туристу, который одновременно является потребителем.

Очень неоднозначное договорное условие работы между туроператорами и турагентами появилось за последние два года, буквальное прочтение которого вносит непонимание турагентов, как соответствовать этому условию при реализации туристского продукта населению. Так, в 2022 г. туроператоры, работающие под торговой маркой "Пегас Туристик", включили в свой договор условие, в котором указали, что право турагента заключить с потребителем договор о реализации туристского продукта появляется только после 100% оплаты туроператору стоимости туристского продукта и подтверждения туроператором возможности сформировать такой туристский продукт. То есть получается, что для того, чтобы турагент заключил договор о реализации туристского продукта с туристом, прежде он должен оплатить всю стоимость туристского продукта туроператору и получить от туроператора подтверждение формирования туристского продукта. Подобное условие в свои договоры включили в 2023 г. и туроператоры, работающие под торговой маркой "Библио Глобус". Из такого условия следует, что турагент не вправе заключать с заказчиком договор о реализации туристского продукта до момента, пока не получит от туроператора информацию о том, что туристский продукт сформирован, т.е. тем самым туроператор вынуждает агента заключать какие-то иные виды договоров с туристами и лишает потребителя гарантий, предусмотренных законодательством при реализации туристского продукта.

Анализируя такие неравноправные договорные условия, можно сделать вывод, что туроператоры пытаются такими условиями перенести свою ответственность на своего партнера - турагента или вовсе снять с себя ответственность, так как туроператор несет ответственность за действия третьих лиц по договорам о реализации туристского продукта <9>. Конечно, большинство подобных условий являются оспоримыми или вовсе ничтожными, но для признания этих условий таковыми требуется судебный процесс, что является весьма затратным по финансовым и временным критериям для турагента, а если учесть, что у большинства турагентов количество работников всего 1 - 2 человека и обычно в штате организации нет юридического специалиста, то судебный процесс для них будет являться процедурой сложной.

--------------------------------

<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

 

И здесь возникает вопрос о законодательном ограничении свободы договора в договорных отношениях между туроператорами и турагентами. Т.В. Кашанина указывала на то, что участники договорных отношений при предоставлении им полной свободы фактически оказываются в неравном положении <10>, и на примере гражданско-правовых отношений между турагентами и туроператорами это ярко прослеживается. При этом в случае государственного регулирования таких отношений необходимо соблюсти баланс и учесть, что чрезмерное государственное вмешательство в договорные отношения хозяйствующих субъектов может привести к снижению рынка туристских услуг, но и следует понимать, что стремление к абсолютной свободе договорных отношений ведет к монополизации и злоупотреблению правом.

--------------------------------

<10> Кашанина Т.В. Частное право: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. С. 189.

 

В данной статье мы пытались рассмотреть в основном только два аспекта, вызывающие неопределенные и спорные моменты при реализации прав туроператоров и турагентств по оказанию услуг туристам, регулирующихся Туристским законом. Проблематика поднятых в настоящей статье вопросов указывает на необходимость дальнейшего исследования этих рассмотренных направлений.